Раннее развитие ребенка на 1 году жизни
Ирина Чесновакандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей
Содержание:
- Не ждите результата
- Вот оно, раннее развитие!
- Подход к ребенку
- «Бесполезные» игры
Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только «развивающими» играми и игрушками?
Не ждите результата
Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.
Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.
Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».
«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.
Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.
И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим»… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.
Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.
Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.
Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.
И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».
Вот оно, раннее развитие!
…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.
Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.
И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.
Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)
Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».
В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.
«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»
Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».
Подход к ребенку
Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.
— Нет, мам, у меня не получится.
— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.
Даша ни в какую:
— Нет, у меня не получится.
И тут меня прорвало.
— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!
Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?
Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:
- Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
- Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».
Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.
«Бесполезные» игры
Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только «развивающими» играми, напрочь позабыв про игры «бесполезные» (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.
— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.
Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.
У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, «у доктора», на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.
Как научить малыша играть самостоятельно?
- Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила («Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!»).
- Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
- Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
- Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: «Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.
Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении «развивающих» заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.
Теперь я знаю: «бесполезных» занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.
Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.
Источник
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник