Презентация речевое развитие ребенка

Презентация речевое развитие ребенка thumbnail

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Описание слайда:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

2 слайд

. Мы рассмотрим: Что такое речь: механизмы и функции Этапы формирования речи

Описание слайда:

. Мы рассмотрим: Что такое речь: механизмы и функции Этапы формирования речи у детей Задержка речевого развития: причины и проявления Профилактика задержки речевого развития

3 слайд

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конст

Описание слайда:

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь — высшая психическая функция. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение; позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением. Речь освобождает ребенка от ситуационной привязанности и позволяет строить свой внутренний мир. Слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием общения, мышления и управления собой.

4 слайд

Функции речи Речь как средство общения Речь как средство мышления Речь как ср

Описание слайда:

Функции речи Речь как средство общения Речь как средство мышления Речь как средство контроля

5 слайд

Физиологические основы речи .

Описание слайда:

Физиологические основы речи .

6 слайд

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Па

Описание слайда:

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов. Способность человека к анализу и синтезу речи связана: • с левым полушарием головного мозга; • со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике: • с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

7 слайд

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыс

Описание слайда:

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

8 слайд

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1) подгот

Описание слайда:

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1) подготовительный – до одного года; 2) преддошколъный этап первоначального овладения языком – до 3 лет; 3) дошкольный – до 7 лет; 4) школьный.

9 слайд

Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный,

Описание слайда:

Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный, подготовительный период в развитии речи. В этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса, выделение их среди звуков физических объектов. На этом этапе речь заменяют эмоциональные проявления, мимика, позы, жесты, вокализации и другие невербальные средства. Чтобы речь ребенка развивалась, необходимо удовлетворять потребность маленького человека в общении. Если с самого рождения потребности ребенка в теплоте, ласке, любви удовлетворяются недостаточно, то это наверняка неблагоприятно скажется на развитии его речи.

10 слайд

К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящег

Описание слайда:

К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (аеу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

11 слайд

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-б

Описание слайда:

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бук). В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

12 слайд

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет) – этап становления акт

Описание слайда:

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет) – этап становления активной речи. Автономная речь: ребенок начинает говорить на собственном, своеобразном языке, который отдаленно напоминает язык взрослых. Прежде всего «детские» и «взрослые» слова различаются по своему звуковому составу. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной, сопровождается жестами, мимикой. Накопление словаря и формирование грамматического строя речи: к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов; к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).

Читайте также:  Условия развития мышления ребенка раннего возраста

13 слайд

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Формируется фонематическое восприят

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Формируется фонематическое восприятие: к 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки К 3 г. у детей формируются все основные грамматические категории, дети пользуются в речи простыми и сложными предложениями, В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

14 слайд

Причины речевых нарушений: внешние и внутренние; органические (анатомо-физиол

Описание слайда:

Причины речевых нарушений: внешние и внутренние; органические (анатомо-физиологические) и функциональные; социально-психологические и психоневрологические. В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют пренатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие неблагоприятных факторов после рождения, в ранний период развития) патологию.

15 слайд

Предупреждение ЗРР РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических пре

Описание слайда:

Предупреждение ЗРР РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических предпосылок — прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно речь возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Поэтому необходимо: Создание речевой среды Постоянный разговор с ребенком Правильная речь окружающих «Не понимайте» язык жестов. Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

16 слайд

Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки.

Описание слайда:

Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить! Пойте! Слушайте и пойте с ребенком, разучивайте детские песенки. Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата. Стимулируйте мелкую моторику. В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку, потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?»

17 слайд

. Выполняйте дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивая речевой аппарат

Описание слайда:

. Выполняйте дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивая речевой аппарат

18 слайд

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-509261

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

 Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 3

 Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Слайд 4

 Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

  1. Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
  1. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 лет в англии

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

  1. Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

Слайд  5 

Характеристика речи детей первой младшей группы

 Словарь:
Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.
Грамматический строй:  
 Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Дети начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.
Звукопроизношение:
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]).
Основна задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

Слайд 6

Характеристика речи детей второй младшей группы.

 Словарь:
Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов,  Постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
 Грамматический строй:
Начищает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола.
Связная речь:
Дошкольникам доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы.
Звукопроизношение:
Ребенок  правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’].

Слайд 7

Характеристика речи детей средней группы. 

Словарь:

Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей.

Грамматический строй:

Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой.

Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если».

Связная речь:

 Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых).

Звукопроизношение:

 К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].

Слайд 8

Характеристика речи детей старшей группы. Словарь:

Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй:

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Связная речь: 

Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями.       Звукопроизношение:

В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Cпособен  замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи.

В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).

Слайд 9

Характеристика речи детей подготовительной группы. 

Словарь:

Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы.

Грамматический строй:

Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения.

Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).

Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.)

Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел).

Связная речь:

Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме.

Понимать сложные двусмысленные тексты.

Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки.

Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А».    

Звукопроизношение:

В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка 5 лет симптомы

Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове.

Слайд 11

 Требования Стандарта к результатам освоения программы

Слайд 12

 Цель речевого развития дошкольников

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Слайд 13

Проанализируем задачи речевого развития:

— Овладение речью, как средством общения

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

— Обогащение активного словаря

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.

— Развитие звуковой культуры речи

— Развитие связной речи

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.

— Развитие речевого творчества

Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

— Знакомство с художественной литературой

Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно.

— Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.

Слайд 14

 Направления работы по развитию речи

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Слайд 15

 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

Слайд 16

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

 

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Детская литература — это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.

Слайд 17   «Нравственность человека видна в его отношении к слову» Л.Н. Толстой

Источник