Раннее развитие ребенка мифы

Раннее развитие с точки зрения педагогики и психологии представляет собой деятельность взрослых, направленную на освоение детьми новых знаний, умений и навыков, свойственных старшему возрасту. Мнения специалистов о целесообразности раннего развития диаметрально противоположны. Рассмотрим наиболее популярные мифы, которыми окутано современное явление.

Оказывается, теперь есть возможность разработки мобильного приложения для ваших клиентов бесплатно. Если вы руководите учебным центром, кружком, секцией, ВУЗом, языковой школой, то это предложение идеально для вас. Подробнее.

А здесь мы собрали интересные промокоды для вас. Обычно они актуальные 🙂

Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки

Миф № 1: чем больше новых знаний освоит ребенок, тем успешнее будет

Родители предполагают, что обучение письму, чтению, математике, иностранным языкам в возрасте до 3-х лет полезно. Со стороны такие малыши выглядят опережающими развитие, однако, это не совсем так.

Существует сенситивный период развития. Это время наиболее благоприятное для усвоения тех или иных знаний. От года до трех лет ребенок осваивает речь. Она формируется через общение со взрослыми. Начиная с 1,5 лет, особое место занимает предметная деятельность, через которую развивается мелкая моторика.

Наиболее подходящие виды деятельности в этот период – это двигательная активность в различных ее проявлениях, сенсорное развитие.

Сензитивный период позволяет максимально раскрыть способности малыша в определенный возрастной отрезок.

Миф № 2: чем раньше, тем лучше

Ранний старт может пагубно сказаться на дальнейшем развитии. «Образованные» дети плохо адаптируются в детском коллективе. Поначалу они чувствуют себя уверенно, затем из опережающих превращаются в середнячков или откатываются назад. Во-первых, ребенок, чувствующий свое интеллектуальное превосходство, расслабляется, во-вторых, время, когда вместо чтения нужно было заниматься другими видами деятельности, упущено. Теперь для освоения новых знаний требуются дополнительные усилия.

Миф № 3: ранее развитие делает ребенка счастливым

Малыши, вечно занятые в секциях и кружках, имеют больше психологических проблем, чем их более свободные сверстники.

Ребенок теряет значимые «вещи»:

  • утрачивается качественное родительское внимание;
  • потребность в безусловной любви не удовлетворяется;
  • искажается эмоциональное развитие;
  • потребность в двигательной активности уходит на второй план;
  • отсутствие развивающих игр;
  • недостаточное развитие коммуникативных навыков;
  • дефицит общения.

Переизбыток интеллектуальной деятельности наряду с отсутствием адекватного общения приводит к трудностям с адаптацией в детском коллективе.

Миф № 4: раннее развитие полезно всем

Инновационные методики, которые предлагают в центрах, являются всего лишь инструментом развития психических функций: памяти, внимания, мышления. Это главная задача обучения. Получая огромную умственную нагрузку не по возрасту, дети рискуют получить серьезные психологические и физиологические проблемы. Как правило, они появляются не сразу, а ближе к школьной поре.

Наиболее распространенные негативные явления:

  • спазмы сосудов;
  • головные боли;
  • заикание;
  • нервные тики;
  • энурез.

Физиологи и детские врачи давно бьют тревогу. Психологическое напряжение приводит к дефициту веществ в головном мозге. Вся энергия уходит на интеллектуальную деятельность.

Формирование структур искажается. В период раннего возраста многие отделы мозга еще не сформированы. Оказывается, у младших школьников, чьи родители настаивали на активном обучении, связи между верхними отделами мозга недостаточно прочны. Дети рассеяны, быстро устают, плохо контролируют свое поведение.

Если у ребенка зафиксировано отставание в развитии, чрезмерная интеллектуальная нагрузка для него противопоказана.

Миф № 5: ранее развитие – зона ответственности педагогов и воспитателей

Дошкольные и внешкольные учреждения решают проблему обучения. Но в процессе групповых занятий не учитываются индивидуальные психофизиологические особенности. Только родитель знает, каковы склонности и таланты ребенка.

Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки

В известной книге по психологии определение раннего развития звучит как: « принуждение ребенка к приобретению знаний…». Звучит оно директивно, но многие родители действуют именно так. Взрослые должны сами определить, что лучше для их чада, но без фанатичного стремления вырастить из ребенка гения.

Источник

Идея о необходимости некого специального раннего развития детей появилась не так давно. Еще тридцать лет назад дошкольное образование в российском обществе ограничивалось детским садом, спортивными секциями и кружками по интересам, а в школу многие шли, даже не зная алфавита. Но сегодня раннее развитие детей, пожалуй, одна из наиболее разрекламированных идей. Это и огромный рынок услуг разного качества, и море брендов и новаторских идей, словом — целая индустрия, в которой идет своя борьба за место под солнцем.

Как не утонуть в этом море, не потратить деньги впустую и найти то, что принесет ребенку пользу? Что такое «раннее» развитие? Должно ли оно быть «опережающим»? Кого и в чем мы собираемся опережать? Подобными вопросами часто задаются родители, которые подходят к воспитанию своего ребенка осознанно, без излишнего фанатизма, но в то же время не хотят пускать все на самотек.

Сегодня в  авторской рубрике «Я. Ты. Мы: все про отношения в семье и за её пределами» мы попробуем им помочь. 

О мифах и реальных закономерностях раннего развития расскажет  эксперт — психолог отдела методического и психологического сопровождения «Ярославского областного молодежного информационного центра» Ольга Васильчикова

                                                         Мифы о раннем развитии:

1.    Чем раньше, тем лучше. К сожалению, именно слишком ранний старт может стать причиной неудачи. Когда мода на раннее развитие только завоевывала сердца родителей, многие хотели научить детей пораньше читать, считать, чтобы в школу они шли, уже все умеющими и ко всему готовыми. И действительно, поначалу такие дети выглядели опережающими в развитии своих сверстников, но, к сожалению, далеко не все из них удерживали позиции.

Уже в начальной школе ребенку становилось трудно, будучи сначала звездой, он через какое-то время откатывался назад. И дело здесь не только в том, что ребенок расслаблялся и не считал нужным делать усилия. Дело в том, что будучи занятым тренировкой навыков чтения, ребенок не получил того, что должен был получить в этом возрасте. 

2.    Читать раньше, чем ходить. На самом деле раньше, чем ходить, надо не читать, а ползать. Всему свое время, и попытка его обмануть иногда приводит к печальным результатам, например, дислексии (одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения). 

Как это ни странно, но в основе таких нарушений, как неспособность научиться читать, может лежать именно то, что ребенок учился читать, вместо того, чтобы ползать и бросать на дальность игрушки из манежа. 

Физиологически это объясняется тем, что в младенческом возрасте особенно активны зоны мозга, отвечающие за восприятие пространства. Ползая, летая из папиных рук под потолок, сидя на плечах, кидая игрушки, ребенок учится оценивать расстояния, у него формируется понимание того, что такое верх и низ, внутри и снаружи, за и перед, справа и слева. Он еще не называет все это словами, но уже чувствует телом и может отследить глазами и представить в уме. 

И именно это дает ему впоследствии возможность сформировать образ буквы, слова, воспринимать грамматическую структуру языка. Начнет ли он читать годом раньше или позже — далеко не самое главное. Главное не перескочить через те ступени в раннем развитии, на которые будет опираться развитие более позднее. В конце концов, ведь если вы собрались строить дом, то вряд ли вас завлечет рекламный слоган «Крыша раньше, чем фундамент!»

 
3.    Логика — царица наук. Одна из модных тенденций — учить малышей «логическому мышлению» и «математике». На самом деле, конечно, азы логики и математики ребенок познает с рождения. Он очень рано начинает понимать: если сделать так, получишь это; если двоим дали одну конфету, придется делить пополам; две конфеты лучше, чем одна. 

Это и есть то, что ребенок должен усвоить. Не стоит раньше времени пытаться учить его абстрактным понятиям и зубрить названия геометрических фигур, что иногда бывает в школах раннего развития. В лучшем случае они пройдут мимо. Ребенку в пять-шесть лет лучше предлагать задачки на смекалку вроде такой: «Шли два отца и два сына, несли три апельсина, у каждого по одному. Как такое возможно?». Очень хороши и настольные игры с кубиком, где надо дойти до цели, а также различные головоломки и конструкторы.

4.    Волшебная методика. Брендовых методик раннего развития сейчас немало, и большинство из них действительно имеют в своей основе хорошие находки. Плохо становится когда «волшебная методика» начинает занимать слишком много места в жизни ребенка, вытесняя из нее спонтанные игры и естественную любознательность. Во многих методиках акцент делается на одной стороне развития, в то время как полноценное развитие должно быть комплексным.

5.    Ребенка должны развивать педагоги. На самом деле педагоги могут только помочь родителям, но никак не заменить их. К сожалению, у некоторых родителей бывает позиция «он себя плохо ведет — сделайте с ним что-нибудь!»

 Педагог может помочь ребенку сформировать определенные навыки, подсказать, как быстрее и легче научить чтению или счету, составить хороший комплекс упражнений, но отдельные навыки и умения — это еще не развитие. Развитие происходит, когда каждый новый навык находит свое место в жизни ребенка, когда есть понимание, зачем он все это делает и как это поможет ему прийти к его мечте. Помочь ребенку из отдельных кусочков выстроить свой жизненный путь — это дело родителей. 

С чего же начать? Предлагаем вашему вниманию несколько тезисов, которые могут помочь внимательным родителям успешно развивать своих малышей

1)    В начале было тело. Собственное тело — это первое, что ребенок осознает и познает в этом мире. Это инструмент, которым он будет пользоваться всю жизнь. Поэтому оно действительно стоит того, чтобы уделить ему как можно больше внимания. Когда ребенок только родился, он не понимает значения слов и всех тех манипуляций, которые с ним совершают. 

Отношение к себе он воспринимает не через финансовые вложения в интерьер его комнаты, а через нежные и ласковые прикосновения. Каждая бытовая манипуляция вроде кормления или смены подгузника — это сообщение ребенку об отношении к нему, а также еще одна возможность почувствовать свое тело и его возможности. 

Частый тактильный контакт, массажи, гимнастика, показывают ребенку границы и возможности его тела, закладывают первое понимание причинно-следственных связей (если стукнуть кровать, то больно становится мне, а не кровати; если укусить маму, то больно маме, а не мне). 

Постепенно приходит осознание того, что есть задачи, которые можно решить самостоятельно, совершая определенные манипуляции, а есть задачи, для которых возможностей собственного о тела недостаточно. Ребенок приходит к выводу о том, что если сделать одно и то же действие десять раз, то оно начнет получаться лучше, большие усилия приводят к большим результатам. Так, например, если сильнее стукнуть крышкой по кастрюле, то она звучит громче, правда, мама её может и отобрать… 

2)    Движение — жизнь. Интеллект развивается в движении. В движении ребенок учится видеть мир с разных точек зрения: ведь из-под стола и с папиных плеч он выглядит совершенно по-разному. В движении развивается ориентация в пространстве, пространственное воображение, способность представить предмет с разных сторон, способность соотносить скорости, расстояния и размеры.

Ловкое, послушное тело — признак того, что более ловким и послушным стал ум. Поэтому очень полезны различные спортивные комплексы для лазанья с лестницами, канатами, кольцами, качели, подвижные и спортивные игры, запуск воздушного змея, бумеранга и все остальные телесно-пространственные «развлечения». 

3)    Справа налево. Тема специализации полушарий звучит очень часто, и для раннего развития детей она особенно актуальна. Физиологически мозг ребенка развивается от правого полушария к левому. Хорошо развитые правополушарные способности являются базой для развития левополушарных.

Правое полушарие — это целостное восприятие мира. Его развитию способствуют музыка, танцы, рисование, лепка.

Левое — это речь, аналитические способности, абстрактные понятия. Даже дети, от природы более склонные к левополушарной деятельности преуспеют в ней больше, если хорошее развитие получат правополушарные способности.

4)    Вместе с родителями. Квалифицированные педагоги могут дать ребенку довольно много в обучении его каким-то специфическим вещам, но они никогда не заменят ребенку радости совместной деятельности с родителями. Ребенку очень важно чувствовать себя включенным во взрослые дела, участвовать в принятии решений, вместе с родителями строить мир своей семьи. 

Важно, чтобы родители тоже интересовались его собственным миром, вместе с ним смотрели мультфильмы, сочиняли его сказки и знали, кто его любимые герои и к чему он сам стремится. Чувство собственной включенности в большой настоящий мир взрослых — главная движущая сила, рождающая в ребенке желание учиться новому.

5)    Мир — настоящий. Ребенок вырастет и будет жить в настоящем мире, в котором идет дождь, дует ветер, случаются ураганы и наводнения, электричество может отключиться, а навигатор — сломаться. В нем надо не просто знать теорему, но и уметь ее приложить к строительству дома, не просто научиться считать, но и скалькулировать собственный бюджет.

Поэтому в жизни дошкольника должно быть как можно больше настоящих задач, решая которые он прямо здесь и сейчас улучшает свою жизнь и понимает, она — настоящая, а не на бумаге.

Важно, чтобы те дела, которые ребенку под силу, он делал сам. Зашить дырку, пришить пуговицу, ухаживать за своим животным — все это учит ответственности и просто приносит радость от ощущения самостоятельности.

6)    Лучшая методика — реальная жизнь. Сделать с папой табуретку и испечь с мамой пирожки — самое лучшее и соответствующее возрасту занятие для дошкольника. 
Во-первых, ребенок в таких делах решает настоящие жизненные задачи, чувствует свою значимость и включенность в мир и получает радость от видимого и осязаемого результата своего труда. 

Во-вторых, в таких задачах без всяких искусственных волевых усилий усваиваются элементарные математические понятия, навыки чтения, счета, умение представить в уме желаемый результат. 

Если вы предлагаете ребенку сделать скворечник и вместе рисуете его по клеточкам, затем высчитываете необходимые размеры и в конце вешаете готовый скворечник на дерево — это для дошкольника гораздо полезнее, чем решать задачи в тетради. Время теоретического мышления и освоения абстрактных понятий еще придет. Хорошо, если к этому времени ребенок будет видеть, как все это можно применить на практике. 

7)    Место для волшебства. И конечно, в жизни дошкольника обязательно должно быть место для сказки. Сказка — волшебная методика, испытанная веками.

В ней заложен развивающий потенциал, который нам с точки зрения ценностей современного общества трудно по достоинству оценить. Но не зря говорят «Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Не ребенку, заметьте, а добру молодцу!

Сказка при всей кажущейся наивности и простоте закладывает в ребенке понятия, которые он пронесет через всю жизнь. Она взращивает духовные силы, учит идти к мечте, не сдаваться в самых отчаянных ситуациях, не разменивать свою жизнь по мелочам, видеть мир шире и находить смелые неожиданные решения.

Есть такая армянская поговорка: «Не от пищи дитя растет, а от радости». Радость ребенка — лучший показатель того, что вы на верном пути!

Источник

@: Миф № 1: Мозг полностью развит к моменту рождения.

Реальность: Мозг – это орган, который развивается дольше всего. До рождения ребенка его мозг развит лишь на уровне основных, жизненно необходимых психических функций. Остальное развитие мозга происходит в первые годы жизни, главным образом, с 0 до 3 лет. 75% развития мозга заканчивается к 7 лет.

@: Миф № 2: Детское раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст. Раннее развитие имеет прямое отношение к обучению.

Реальность:Детское раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей малыша, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка. Раннее развитие стремится дать ребенку самые лучшие условия для развития его потенциала. Оно имеет прямое отношение к правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка.

@: Миф № 3:Детское раннее развитие – это западная концепция, не применимая в условиях России.

Реальность:Новации в области детского раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света. Это исследователи из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Детское раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.

@: Миф № 4:Нельзя научиться быть хорошими родителями, ими можно только изначально быть. Лучшее развитие ребенка обеспечивается родителями традиционного склада мышления.

Реальность: Люди, считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере обучения, которого настоятельно требует современный мир.

@: Миф № 5: Раннее развитие ребенка – это слишком дорого.

Реальность: Зададимся вопросом: дорого по сравнению с чем? Пренебрежение развитием малыша не только снижает вероятность здорового развития ребенка и возможности реализации его потенциала в жизни, но ведет к формированию у него пассивной жизненной позиции, а в дальнейшем низкому социальному, культурному и экономическому уровню его жизни. Что дороже: вкладывать силы и средства в развитие ребенка в ранние годы, когда это будет эффективно, или вкладывать те же силы и еще большие средства в его образование, когда эффективность последнего будет куда ниже?

@: Миф № 6:В бедной стране проблема выживания ребенка превыше раннего развития.

@:Реальность:Раннее развитие – сильнейшее оружие в борьбе за выживание. Более того, раннее развитие детей необходимо обществу не только для того, чтобы выжить, но и чтобы обеспечить высокое качество жизни и устойчивость сообщества.

@: Миф № 7: Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.

Реальность: Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Только лишение возможности обучаться и познавать новое делает ребенка несчастным. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Развивающие и обучающие игры – лучший способ уделить внимание ребенку, интересно и полезно провести в ним несколько часов в день. А для ребенка нет большей радости, чем выполнять вместе с мамой или папой задания, упражнения и играть в познавательные игры.

@: Миф № 8:
Раннее развитие принесет ребенку проблемы в школе.

Реальность: Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Боятся, что ребенку будет скучно в школе, тоже не стоит: если уроки будут скучными, они будут скучными для всех детей. Зато у развитого ребенка есть шанс отличить правдивую информацию от ложной, научиться самому делать выводы и проводить исследования. Единственная проблема, которую может принести ребенку раннее развитие – это то, что он, скорее всего, будет более веселым, уверенным в себе и довольным жизнью ребенком, чем сверстники. А это может не понравится окружающим, которые убеждены, что все вокруг должны быть несчастными и что, если человеку радостно, с ним что-то глубоко не так.

@: Миф № 9: Существует только один правильный подход в развитии детей.

Реальность: Здоровое развитие ребенка можно стимулировать самыми разными способами. Различные культуры создали разные методики развития, и «лучшей программой развития» в какой-либо стране всегда становится та программа, которая более всего удовлетворяет локальным культурным, экономическим и социальным условиям. Однако, есть несколько «золотых правил» для методик раннего развития. Они должны:

1) уважать местную культуру,

2) рассматривать ребенка целостно и исходя из мултидисциплинарной модели,

3) гармонично включать развитие ребенка в общее развитие его семьи и сообщества вокруг него.

@: Миф № 10
: Ребенок должен как можно дольше оставаться дома, на домашнем воспитании.

Реальность
: Большинство экспертов отмечают, что дети, большое количество времени проводящие вне дома и посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может суще­ственно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы способны оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает ребенку чувствовать себя уверенным и способным понять мир и жить в нем.

Источник