Раннее развитие ребенка исследования

Раннее развитие ребенка исследования thumbnail



Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.

Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.

Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.

Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].

Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].

Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.

Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.

Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?

Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.

Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.

Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.

Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.

В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.

Читайте также:  Продукты способствующие развитию ребенка

Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.

Литература:

  1. Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
  2. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  3. Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
  4. Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
  5. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
  6. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
  7. Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, окружающий мир, раннее развитие, ваш ребенок, детский возраст, жизнь ребенка, младенческий возраст, сенситивный период.

Источник

Раннее развитие или что на самом деле надо успеть до тр х

Эта статья посвящена такой, актуальной для многих теме, как раннее развитие детей.Первым делом, для того, чтобы понимать, откуда вообще взялась такая идея, что ребёнка надо развивать с раннего детства, расскажу о таком феномене, как созревание мозга.Известно, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток и в процессе взросления количество нейронов не увеличивается. Увеличивается лишь количество связей между нейронами. За счёт этих связей мозг здорово увеличивается в объёме в процессе жизни. Резкое увеличение количества этих связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3х уже поздно», которая, тем не менее, была быстро опровергнута в связи с развитием нейрофизиологии в последней трети ХХ века. Однако, благодаря своевременному маркетинговому ходу и оперативно выпущенной книге, родители до сих пор воспринимают этот принцип за чистую монету.Как же развивается мозг на самом деле? И когда и для чего, действительно, становится поздно?

Начнём, как обычно, с рождения. Мозг малыша похож на комок голых проводов и контактов, многие из которых вообще не связаны друг с другом. А созревание мозга — это процесс, который можно условно разбить на две части: увеличение количества связей между нейронами (обучение) и покрытие проводящих путей между нейронами (аксонов) миелиновой оболочкой — Зеркальные нейроны были открыты в 1990 году и сейчас еще ведутся исследования и споры, как именно они функционируют, но суть такова: человеку для обучения необязательно делать что-то самому. Достаточно просто наблюдать за действиями другого и в этот момент в мозге будут возбуждаться те же группы нейронов. Этот механизм входит в основу эмпатии и развивается у ребенка уже к 12 месяцам. Но для нас особенно интересно другое. Зеркальные нейроны работают в случае наличия связи между людьми, привязанности. Ребенок не копирует каждого, кого видит, но очень хорошо копирует тех, с кем общается постоянно, к кому привязан. С взрослением круг нашей привязанности расширяется, и наша развитая эмпатия позволяет нам подстраиваться под собеседника, который нам интересен, на этом во многом построены механизмы НЛП. Но для малыша в начале существует только один близкий взрослый, на которого малыш настраивается и с которого начинает считывать и обучаться. И если такого одного постоянного взрослого рядом не оказывается в период от 12 месяцев до 2 лет, то малыш не приобретает не только привязанность, но и эту возможность использования зеркальных нейронов для обучения. 

К чему я веду. Мы сколько угодно можем развивать своего малыша, приглашая к нему нянь, говорящих на разных языках, отдавая в секции плавания для грудничков и заваливая модными развивающими игрушками, но самым эффективным для развития малыша было и остаётся ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ. И современная наука подходит к тому, чтобы объяснить нам с научной точки зрения вполне очевидные вещи.

Итак, что же поздно после трёх? Поздновато начинать выстраивать с ребенком доверительные отношения, формировать нормальную привязанность. Если привязанность сформировалась по тревожному типу – ситуацию можно переломить, и нужно обязательно над этим работать, но сил и времени у вас на это уйдет сильно больше, чем, если бы нормальная привязанность была сформирована сразу. И ещё, очень желательно, чтобы к кризису трех лет ваш ребенок говорил предложениями. Иначе его желания будут слишком сильно опережать его способность их выразить в понятном виде, а вам и без этих дополнительных трудностей проблем с ним хватит.

В остальном, основные принципы раннего развития такие:

1. Регулярное пение колыбельных и других песен вашему ребенку даст основу для развития речи и звуковысотного слуха.

2. Перебирание сыпучих предметов разовьёт мелкую моторику.

3. Игры с бытовыми предметами расширят представления ребенка об орудийном мире, внесут первые понятия о том, что у каждого предмета есть закрепленный способ его использования.

4. Потешки и песенки позволяют уловить ритм движений и речи, способствуют узнаванию своего тела, а также, при многократном повторении значимым взрослым — укреплению картины мира, носят успокаивающий характер.

5. Игры с куклами и машинками, в доктора, в парикмахера и прочие – ролевые игры — формируют представления и закрепляют понятия о ролевых моделях, о профессиях и правилах поведения в различных ситуациях.

Важно, что в каждой игре, во что бы ни играл ребенок, взрослый является носителем культурной информации, знаний, которые ребенок усваивает. Взрослый показывает способы общения, способы обращения с предметами, вносит новые понятия, утешает и ободряет, приходит на помощь и создаёт условия для развития.

Взрослый может (и должен) внедряться в игру ребенка, если что-то идет не так и надо переписать шаблон. Например, если ребенок в игре выясняет отношения исключительно с помощью драки, взрослый должен показать альтернативный способ взаимодействия персонажей. И, по-хорошему, выяснить, откуда ребенок усвоил тот способ, который проявляет в игре. Взрослый должен обогащать и расширять игру ребенка, придавая ей новые смыслы и обогащая игру.

Читайте также:  Отклонение воспитания в развитии ребенка

Вообще, поскольку правое полушарие является ведущим до 7 лет, любое развитие и обучение возможно только в игре. И идеально, если это игра свободная, а взрослый её только наблюдает и расширяет. Ведущим в игре должен оставаться ребёнок.

6. Само собой, физическое развитие: ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, танцы, прыжки на двух и затем на одной ноге, катание на самокате, беговеле – всё это обязательные источники развития для детей от нуля и старше. Всё, что связано с координацией движений очень важно не только для здоровья в целом, но и для развития межполушарного взаимодействия, которое позже критично для развития таких функций как чтение и письмо.

7. Современный мир невозможен без мультиков и телевизора. Чаще всего слышатся рекомендации о том, что надо исключить телевизор для малышей. Но как же быть бедным мамам, которые честно прочитали эту статью и книги Петрановской про привязанность и стараются быть правильным значимым взрослым для своего малыша?  Как им выпить свою чашку остывшего кофе? 

Моя позиция такая, что мультфильмы малышам можно, если эти мультфильмы такие, как Малышарики  Малышарики лишены бегающей картинки и большого количества мелких деталей. Там очень плавное и спокойное повествование, прекрасные песенки, множество повторов и наглядные инструкции, объясняющие детям именно то, что должны усваивать дети малышового возраста. А маме тоже надо давать передохнуть (ударение на букву «у»).

Если у вас остались вопросы по раннему развитию вашего малыша, или вы никак не найдете золотую середину между заботой и тревожностью — записывайтесь на консультацию, буду рада помочь и поддержать.

Ваш поддерживающий психолог

Вера Поневаж

Запись на консультацию на сайте ponevazh.ru.

Продолжение серии Ответы детского психолога в статьях:

Капризы и истерики

Готовность к школьному обучению органичным способом

Развитие мотивации с пелёнок

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

Читайте также:  Влияние наследственности и внешней среды на развитие ребенка

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник