Раннее развитие ребенка до года за и против

Раннее развитие ребенка до года за и против thumbnail

Раннее развитие ребенка

Идея раннего развития ребенка в последние годы стала очень популярной. Действительно ли это необходимость, или просто дань моде?

Как-то раз, проходя мимо детской площадки, я заметила кое-что, заставившее меня замедлить шаг и прислушаться. Пока несколько детей играли в песочнице, на соседней лавочке мамы громко спорили по поводу раннего развития своих чад. При этом были как сторонники, так и противники.

Я решила разобраться в этом вопросе. Что же представляет собой «раннее развитие детей»? Кому это необходимо и зачем? Помогает ли оно гармоничному формированию личности, ее физическому и душевному здоровью?

Раннее развитие – это, прежде всего, интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Что касается его необходимости, тут мнения ученых неоднозначны. Многие авторы различных методик заявляют, что ребенка необходимо развивать, и достаточно интенсивно, не просто с первого дня жизни, а начиная еще с внутриутробного периода. Другие убеждены, что у каждого малыша должно быть беззаботное детство, не отягощенное «научными премудростями». Кто же из них прав?

Вспомнилось детство моего поколения. Лично я научилась писать в первом классе. И, судя по всему, удачно. Нас ставили на стульчик, чтоб мы рассказали «Плачет в подъезде бездомный щенок». Сейчас же дети в пятилетнем возрасте могут легко продекламировать этот стишок на нескольких языках. Хорошо это или плохо?

Независимо от ответа, нужно помнить, что главная цель у всех нас одна – не допустить появление несчастных малышей. Ведь мозг новорожденного – чистый лист. И от того, что мы запишем на этом листе, напрямую зависит, насколько одаренным будет ребенок.

Аргументы противников

Раннее развитие ребенка

Доводы людей, считающих раннее развитие ненужным, сводятся к следующим:

1. Раннее развитие вредит здоровью малыша, так как ускоряет естественный ход событий, нарушается предусмотренная природой гармония развития. То есть, раньше этих всех методик не было, и все дети вырастали нормальными без их помощи. И никто ничего не ускорял.

2. Неравномерное развитие возможностей ребенка. Ускоренное развитие интеллекта и физических способностей оставляет в стороне сферу эмоций, социализацию, а также психическую жизнь малыша – то, что поторопить не представляется возможным.

3. Раннее развитие лишает ребенка детства. Лучше потратить время, играя в куклы или машинки, чем обучая малыша читать и считать. Этим премудростям он спокойно научится позже, а вот времени на игры ему уже не предоставят.

4. Методики раннего развития требуют от родителей много труда и лишнего времени для изучения, изготовления материалов для занятий. Конечно, их сейчас можно и купить, но все это стоит совсем недешево.

5. Независимо от того, будут ли с малышом заниматься по методикам раннего развития или нет, в школе он все равно где-то к средним классам сравняется со сверстниками. То есть, это зря потраченные силы.

6. Далеко не все родители хотят вырастить своего ребенка вундеркиндом, ведь они понимают, что такая жизнь совсем непроста. Она приносит не только восхищение взрослых, но и зависть ровесников, часто отсутствие собственной семьи и друзей, и, как результат, одиночество. А кому же интересно пожелать такого своему чаду?

Доводы «за»

Раннее развитие ребенка

«Сторонникам» раннего развития есть что возразить на доводы «противников»:

1. Конечно, природой задумано гармоничное развитие ребенка. Но времена меняются, и в наши дни высокотехнологичной цивилизации сложно предсказать, какой будет жизнь вашего малыша через двадцать лет. Уже давно нет того постоянства и предсказуемости, которые были давно. Да, наверняка в первобытных племенах вырастают прекрасные дети, которым нет надобности учиться читать и считать. Но ваш ребенок-то, скорее всего, будет жить в совершенно другой среде, где ему понадобятся определенные навыки.

2. Как и с любым другим видом деятельности, с ранним развитием тоже можно переборщить. Особенно, если оказывать недостаточное внимание возрастным особенностям, и последовательности усвоения информации. Например, сначала малыш должен научиться осознавать и различать понятия «много» и «мало», соотносить количество предметов и число, а потом уже можно учить его цифрам. В противном случае, такое обучение не принесет пользы. Мозг ребенка еще просто не готов к восприятию такой информации.

Если стараться впихнуть в дитя как можно больше знаний, есть шанс перегрузить его интеллектуально, что может привести к сильному стрессу. При этом развитие малыша по сравнению с ровесниками может не только не ускориться, но и замедлиться.

Вкладываясь в интеллектуальное воспитание и обучение, необходимо не забывать об эмоциональном развитии малыша, учить его навыкам самообслуживания. Ведь в раннем возрасте главное – гармоничное развитие личности ребенка, радостное познание окружающего мира и тесная эмоциональная связь с родителями.

3. Раннее развитие не отнимает у ребенка детство. Оно просто делает его более интересным и насыщенным. Никто не призывает сесть за парту вместо игр и прогулок. Методики помогают сделать эти игры развивающими, а прогулки – обучающими.

Главный принцип раннего развития: никакого насилия! Если ребенок потерял интерес к занятию – значит, что-то делается не так. Нужно попробовать другой метод или на время прекратить занятие.

4. Раннее развитие, естественно, требует некоторого времени. Как, впрочем, и любое другое дело. Известный автор Гленн Доман адресовал свою методику родителям, для которых воспитание детей – единственная и основная профессия. Конечно, в наших условиях далеко не каждая мама занимается только ребенком. Но выход есть. И в этом помогут навыки тайм-менеджмента, а также правильная расстановка приоритетов важных дел. Было бы желание, а время всегда найдется.

5. Да, действительно, мало родителей, желающих вырастить вундеркинда. Но тех, кто хочет вырастить «серую мышку», наверное, еще меньше. Кроме воспитания и обучения, на ребенка оказывает влияние множество факторов, в том числе, наследственность, природные способности и склонности.

Цель раннего развития – не воспитать вундеркинда, а дать малышу возможность проявить потенциал, заложенный в нем природой. А это поможет ему стать счастливым, гармоничным и успешным человеком. Конечно, ребенок может вырасти таким и без активного вмешательства взрослых. Но, если родители верят в малыша и стараются ему помочь, такая вероятность значительно выше.

Бесспорно, доводы обеих сторон звучат убедительно. Но прежде, чем сформировать свое личное мнение о пользе или вреде раннего развития, необходимо разобраться в деталях. В частности, что же в действительности происходит с малышом в этом нежном возрасте?

Три кита развития ребенка в раннем возрасте

Три кита развития ребенка в раннем возрасте

В период от рождения до 3 лет основные изменения происходят в трех сферах жизнедеятельности малыша: крупная моторика, предметная деятельность, развитие речи. Рассмотрим подробнее эти сферы.

Крупная моторика. Сюда в первую очередь относится прямохождение. Как только малыш научился ходить, у него появляется значительно больше возможностей в познавании мира. Становится намного больше предметов вокруг, к которым можно дотянуться, пощупать, исследовать. Поэтому лучший способ развития ребенка, который начал ходить, — предоставить ему как можно больше самых разных объектов для изучения.

Предметная деятельность – это все то разнообразие действий, которые можно осуществлять с окружающими предметами: перекладывать, складывать, пересыпать, переливать, гладить, стучать, катать, рвать, открывать и закрывать, находить и прятать, поднимать и опускать и т.п. Все эти несложные манипуляции помогают ребенку понять, что окружающие ого объекты могут отличаться по размеру, структуре, цвету, форме, материалу, а также имеют разное назначение. В результате формируется наглядно-действенное мышление – первая ступенька к развитию интеллекта. Именно поэтому так важно в этот период помогать малышу – проговаривать и объяснять, какой предмет для чего нужен, из чего он состоит, чем отличается от других и т.д.

Для расширения предметной деятельности полезно использовать аппликацию, рисование, конструирование, упражнения на развитие мелкой моторики.

Развитие речи – это этап в жизни ребенка, значение которого переоценить сложно. Речь помогает малышу взаимодействовать с окружающими людьми, изучать новую информацию о мире вокруг, сообщать о своих нуждах, систематизировать знания.

Читайте также:  Классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка

Ненавязчивые беседы с ребенком о том, что его окружает, что он видит, что с ним происходит именно сейчас – это один из лучших путей обучения речи. После годика важно переходить от монолога к диалогу – задавать простые вопросы, на которые можно ответить односложно, потом, когда это получится, учить отвечать простыми предложениями и т.д.

Также в развитии речи хорошими помощниками станут чтение книг, песенки, потешки, пальчиковые игры, разыгрывание сказок.

По сути, методики раннего развития и направлены на эти три основных сферы, и имеют в своем арсенале вышеназванные вспомогательные инструменты: упражнения на моторику, разнообразные игры, сказки, творческие занятия.

Раннее развитие и одаренность ребенка – есть ли взаимосвязь?

Раннее развитие и одаренность ребенка

Еще один важный вопрос, которым задаются многие мамочки: как вырастить одаренного ребенка? Гарантирует ли это раннее развитие?

Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был одаренным, и стараются «сделать» его одаренным так, как они это понимают. Другие утверждают, что пусть лучше их малыш будет самым обыкновенным ребенком, чем с какими-то странностями. Но однозначной правды нет ни на той, ни на другой стороне.

Да, действительно, встречаются случаи особой одаренности в какой-либо сфере. Но она зависит, в первую очередь, от специальных природных задатков. Бывают врожденные художники или поэты. Но это особые случаи, и речь сейчас пойдет не о них.

Существует так называемая нормальная одаренность — возможность воспитать, развить, укрепить высокие способности у самого обычного ребенка. Такой ребенок вырастет одаренным, может очень много сделать в своей жизни и быть счастливым, найдя свое призвание. И в этом ему сможет помочь раннее развитие.

Отдельным подпунктом выделю следующий вопрос, интересующий родителей —

А зачем ребенку вообще высокий интеллект?

Действительно, может, это не так уж и важно? Пусть растет «как все». Да, не будет высоко летать, но зато не придется и низко падать. Такие сомнения посещают многих мам.

Но ведь с умным ребенком и вам будет интереснее. Он умеет слушать, воспринимать то, что ему говорят, с ним проще договориться.

К тому же, раннее развитие, как вовремя сделанная прививка, может помочь защитить вашего ребенка от многих опасных соблазнов, с которыми встречаются подростки. Если человек образован, умен, развит, ему не будет надобности самоутверждаться за счет сигарет, наркотиков, плохих компаний.

Богатый внутренний мир, умение самостоятельно мыслить, разносторонние интересы – все это значительно повышает шансы человека стать по-настоящему успешным, самореализоваться. А ведь это именно то, к чему мы всегда стремимся – видеть своих детей счастливыми.

Детские развивающие центры или обучение дома – что выбрать?

Детские развивающие центры

Теперь, когда мы с вами изучили множество доводов «за» и «против» раннего развития, разобрались с тем, что оно может дать малышу, возникает законный вопрос: как же это делать? Что выбрать – развивающий центр или домашнее обучение? Рассмотрим особенности и того, и другого.

Что дает обучение в развивающем центре?

Методик раннего развития множество. Но в целом в зависимости от вида обучения их можно разделить на две большие группы:

  • обучение в свободной деятельности;
  • комплексные занятия – обучение через специально организованные игры и упражнения.

Скорее всего, когда вы приведете своего малыша в детский развивающий центр, вам предложат выбрать, в какой форме вы бы хотели учиться. Какую же из них предпочесть?

Если для вас важнее самостоятельность ребенка, возможность и желание самому находить себе занятие, а также убирать за собой после игры – вам больше подойдет система свободной деятельности, в частности, методика Монтессори. Основной минус такой системы – отсутствие одновременного выполнения задания с другими детками, а также четких инструкций со стороны взрослого.

Если же вам более важна социализация малыша, умение общаться с другими детьми, делиться, делать что-то по очереди, а также слышать взрослого – добро пожаловать на комплексные занятия. Минус таких занятий – в группе достаточно сложно полностью учесть индивидуальные возможности каждого малыша.

Выбор, как всегда, за вами.

Развивающие занятия – это отличный способ открыть что-то новое в своем ребенке, посмотреть со стороны, как он общается, играет, ведет себя в разных ситуациях. Кроме того, всегда есть возможность обратиться к специалисту с интересующим вас вопросом.

Развиваемся дома с мамой

Раннее развитие ребенка

Многие мамы считают, что они сами могут прекрасно справиться с развитием своего малыша, не прибегая к помощи центров. Сейчас все необходимое для этого более чем доступно: разнообразные методики для изучения, дидактические материалы. Необходимо только желание и время.

Если вы решили заниматься развитием малыша в домашних условиях, не забывайте простые рекомендации:

  • Самое главное – учитывайте особенности возраста ребенка, не перегружайте его, и не заставляйте заниматься насильно. Это точно не принесет желаемого результата.
  • Вы как мама должны четко понимать, чему именно вы хотите научить своего малыша? Что вы хотите в нем развить? Такое понимание цели поможет сделать развитие наиболее эффективным.

Как же не переборщить?

По мнению многих специалистов, принципиален не объем интеллектуальной нагрузки сам по себе, а эмоциональное отношение малыша к занятиям. Если ребенок не проявляет собственной активности, личной потребности в занятиях, то все, чего можно достигнуть таким способом — «натасканность», а не гармоничное развитие.

Не лишним будет напомнить древнюю мудрость: «Все хорошо в меру». Да и, пожалуй, не нужно лишать чадо беззаботного детства, полного радостного ожидания нового дня. Игрушки, куколки, машинки. Сказки, прочитанные на ночь мамой, но не потому, что так надо, а потому, что это так сладко… Впереди целая жизнь. А детство так быстро проходит… И пусть воспоминания о нем будут только радовать.

Если всего этого нет, дети, «заполненные» разнообразными знаниями, но лишенные достаточного внимания и любви родителей, рано или поздно попадут к детскому психологу. Неконтактные, грустные, хорошо обученные дети.

Быть или не быть раннему развитию – выбор ваш, как родителей. Но и ответственность тоже ваша.

Конечно, все желают своему ребенку только наилучшего. Оставить чадо в покое, чтобы оно росло само по себе, — не самый хороший вариант. Другое дело, что занимаясь с ребенком, нужно ставить целью его благополучие, а не повод похвастаться перед подругами.

И самое главное — это не уничтожить природную любознательность малыша, отвечать на все его вопросы, даже самые «несерьезные». Для этого нет специальных программ. Есть только вы, ребенок, ваши действия, чувства, общение. Ваша интуиция и способность слышать малыша и его потребности. Все это окажет влияние на формирование личности вашего чада. Ведь дети берут от нас не только знания, но и манеру поведения, привычки, даже отношение к жизни. Не зря, наверное, говорят: «Не воспитывайте своих детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя».

Раннее развитие ребенка

Не так страшно, если малыш научится читать и писать уже в школе. Значительно хуже, если он еще в раннем возрасте утратит интерес к процессу обучения в принципе. Ведь вопрос не в объеме его знаний, а в том, каким он вырастет, — творческим и любознательным или злым занудой, который многое знает, но ничего не хочет.

Анна Кутявина для сайта f-Journal.ru

Источник

Идея раннего, от года и даже младше, развития сейчас очень популярна. Многие мамы решают, что это важно и нужно для их чада, они усиленно занимаются дома или водят малыша на специальные занятия в детский центр. Что же дает такое раннее развитие и нужно ли оно вашему ребенку?

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте такова

Давайте сначала определимся, что мы будем подразумевать под ранним развитием в этой статье. Некоторые мамы, желая похвастаться успехами и высоким уровнем развития своего чада, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Но ведь обучение и развитие – это два разных понятия, и в столь нежном возрасте для малыша гораздо важнее именно развитие, которое будет соответствовать его интересам и потребностям. В младенческом возрасте (до года) самое главное, что может дать мама, – внимание и любовь. Именно они стимулируют эмоциональное развитие малыша, научают воспринимать мир как безопасный и интересный и тем самым дают толчок к дальнейшему желанию познавать окружающее пространство.

Ранним называется возраст от года до трех лет, о нем мы и будем говорить. В этот период основные изменения идут в трех сферах: развитие речи, крупная моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная деятельность. И то, насколько успешно ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет развиваться дальше.

МАЛЫШ ОСВАИВАЕТ МИР

Прямохождение.
Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. Один из лучших способов развития ребенка в связи с началом хождения – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости.

Предметная деятельность
включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.

Речь
позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального), значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый момент жизни, обо всем, что он видит и наблюдает. После года важно уже не просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т.д. Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.

Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.

ЧЕМУ УЧАТ ДЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ?

Существует множество программ и методик, мы же остановимся на двух системах занятий для детей от года до трех: обучение в свободной деятельности (в основном – по системе Монтессори) и обучение в организованных играх и упражнениях (комлексные занятия).

Иногда центры пытаются совмещать эти два вида обучения, но мы все же будем рассматривать их отдельно – слишком уж они разные по своим целям и предполагаемому результату.

А. О методике Монтессори сейчас знают не только профессионалы – многие родители, записывая своего ребенка в центр развития, интересуются, применяются ли на занятиях принципы этого метода. Давайте начнем с того, что совсем не использовать его элементы просто невозможно. У вас есть дома какой-либо «почтовый ящик» с отверстиями, в который надо вставлять фигуры разной формы? Или шнуровки? Или рамочки (ящички) с пуговицами, молниями и другими застежками для тренировки пальчиков? Такие игрушки сейчас есть почти у каждого малыша, а ведь их принцип действия придумала Мария Монтессори.

Но даже если вдруг у вас нет ничего из перечисленного, то уж точно у вас есть дома крупа, вода, бутылочки, ложки и миски. И тогда вы тоже можете сделать простейший монтессори-материал, дав малышу фасоль, пару емкостей и ложку для перекладывания фасоли из одной миски в другую.

А вот именно метод – это все же немного другое. Классические, «правильные», монтессори-занятия проходят в комнате, наполненной множеством специальных игрушек и материалов, которые поделены на определенные зоны. В процессе занятия малыш может свободно передвигаться по комнате и брать все, что ему понравится. Есть лишь некоторые ограничения:

• после работы с материалом нужно обязательно убрать его на место;

• каждый ребенок играет самостоятельно;

• каждая игрушка в единственном экземпляре – и если двое детей одновременно захотят играть с ней, сделать это сможет только один из них, совместной детской деятельности такие занятия не предполагают.

Б. В противоположность Монтессори, комплексные занятия построены по определенной схеме, включают в себя конкретные блоки (это может быть музыка, развитие крупной и мелкой моторики, расширение представлений об окружающем мире, начальное речевое развитие, элементарное творчество и т.д.). Каждый блок включает в себя опять же конкретные игры и задания, которые предлагаются малышам. То есть формат этих занятий больше похож на тот, что практикуется в большинстве детсадов. Конечно, все это должно происходить с учетом особенностей возраста. Чтобы занятия были эффективными, они должны быть гибкими и учитывать множество моментов, среди которых индивидуальный уровень развития и эмоциональное состояние детей в данный момент. Очень важно помнить, что произвольность, то есть способность целенаправленно прилагать усилия и сосредотачиваться на чем-то, у таких маленьких деток еще только зарождается. На практике это обозначает, что ребенок может быстро потерять интерес к заданиям, если они его не увлекают. Полезными будут только те знания, которые интересны самому ребенку – насильно обучать чему-нибудь малыша до трех лет категорически нельзя, это приведет к обратному результату и потере интереса к занятиям.

ЧТО ВЫБРАТЬ?

В чем же преимущества и недостатки каждой системы развития, и какую из них предпочесть?

Вам важнее всего, чтобы малыш стал самостоятельным и умел сам выбрать себе занятие? Тогда добро пожаловать в монтессори-центр. Здесь ваше чадо научится уважать желания других детей и контролировать свои собственные, когда это необходимо. Многие мамы, длительное время водившие детей на занятия по этой системе, говорят о двух значимых изменениях поведения:

• ребенок начал подолгу играть без взрослого, научился самостоятельно действовать с различными игрушками и предметами;

• он стал сам после игры убирать за собой игрушки.

Развитие на таких занятиях максимально мягкое и полностью позволяет ребенку реализовать именно свои интересы, в том темпе и порядке, которые для него наиболее комфортны.

Основной минус таких занятий – мало обращается внимания на то, чтобы научить ребенка действовать по четкой инструкции взрослого, выполнять задания одновременно с другими детьми, играть вместе одними игрушками. Если в дальнейшем вы планируете отдать ребенка в типовой, обычный садик, то есть риск, что малыш тяжело будет привыкать к новым требованиям и условиям, ведь там важны именно эти умения.

Вам важно, чтобы на занятиях малышу давали опыт пребывания в группе? В центрах с организованными занятиями дети учатся слышать другого, чужого, взрослого, пробуют делать что-то вместе и одновременно с остальными детьми, начинают вступать в общение друг с другом, сталкиваются с необходимостью делиться и делать что-то по очереди. И все это – когда рядом родная и любимая мама. Существует мнение, что именно такой опыт способен впоследствии облегчить ребенку адаптацию к детскому саду. Кроме того, комплексные занятия вовлекают ребенка в самые разнообразные формы деятельности: пальчиковая гимнастика и лепка, конструирование и подвижные игры, развитие речи и сюжетная игра. Даже если ребенок не участвует активно, а просто наблюдает или даже занимается чем-то своим, все равно он видит и воспринимает все, что происходит. Нередки случаи, когда малыш не делает того, что предлагается на занятии, а дома повторяет отдельные элементы заданий или даже воспроизводит их полностью.

Читайте также:  Комплексное изучение ребенка с отклонениями в развитии

Минус таких занятий – в организованной группе сложнее учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, есть малыши, которым нужно больше времени на игру, чем дает преподаватель, а есть те, кто, наоборот, быстро теряет интерес и требует более частой смены деятельности, чем предусмотрено программой. То есть такие занятия ориентированы на некоторые средние возрастные нормы, под которые именно ваше чадо может и не подойти.

Какой бы центр развития вы в итоге не выбрали, вам наверняка предложат какую-нибудь деятельность, которой вы не занимались дома, или материалы, которые вы не использовали в играх с малышом. Вы сможете расширить свое представление о том, во что еще можно играть со своим ребенком, чем его можно занять, узнать, что развивает та или иная игрушка и насколько она будет интересна вашему чаду. Вы своими глазами увидите, как именно нужно предлагать игрушки и учить с ними действовать. Во-вторых, наблюдая, вы сможете многое узнать о том, как будет вести себя ребенок в группе сверстников, насколько хорошо и быстро он адаптируется, как будет строить взаимодействие с чужими взрослыми и другими детьми. Развивающие занятия – хороший способ открывать что-то новое в своем малыше. В-третьих, на занятии вы всегда можете задать вопрос специалисту и получить консультацию по вопросам развития своего ребенка.

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА

Прочитав все написанное или пообщавшись с другими мамами, вы сделали вывод, что все это ерунда, и вы прекрасно сможете заниматься с малышом самостоятельно? Конечно, вы можете это сделать. Сейчас очень много развивающих книг, игрушек и даже пособий для мам. Только сначала обязательно почитайте об особенностях возраста, о том, что уже может осваивать ребенок, а что ему еще не по силам, составьте представление о том, чему вы хотите научить и что вы хотите развить. Это даст вам возможность сделать обучение малыша максимально эффективным. Но помните о некоторых подводных камнях домашнего обучения:

• какой бы вид занятий вы не выбрали, большое значение для социализации и развития имеют другие дети. Уважать потребности другого ребенка, делиться игрушками или играть в них по очереди, в каком-то одном ритме действовать вместе с другими – всему этому научить дома довольно проблематично;

• специалисты по раннему развитию знают, когда, чему и в каком порядке учить малыша. И как сделать так, чтобы оно соответствовало возрасту и возможностям ребенка, его интересам и потребностям, было гармоничным и полезным для малыша. В домашних же условиях лучше, чтобы все развитие происходило не в форме занятий, а во время обычного общения с мамой, и главным критерием нужности и полезности для вас будет наличие или отсутствие интереса малыша к игре;

• для вашего малыша вы – мама, и ему может быть сложно воспринимать вас в другом качестве, он просто может отказаться от выполнения заданий с вами. Приход в детский центр – событие для ребенка: это другое место, здесь главный – другой взрослый, и поэтому принять правила учебной обстановки и включиться в нее может быть проще.

МИФЫ О ВРЕДЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Полезность гармоничного и мягкого развития в раннем возрасте вроде бы уже доказана, но все же находятся и те, кто считает все занятия с детьми до трех лет лишними. И для этого есть свои причины. Одни мамы с удовольствием уделяют внимание малышу, много играют и разговаривают с ребенком, знакомят его с окружающим миром и правилами жизни в нем и не видят необходимости каких-либо дополнительных занятий в детских центрах. Но в таком случае нельзя говорить, что раннего развития ребенка не происходит, это просто другой путь к формированию гармоничной личности. Другие говорят о бесполезности или даже вредности раннего развития. Причины называются самые разные, остановимся на двух самых популярных.

Сколько ни занимайся, все равно пойдет в садик и станет как все. И снова давайте определимся, о чем мы говорим: об обучении или о развитии. Если об обучении, то, конечно, станет, если вы перестанете дополнительно заниматься. В саду ведь тоже изучают и цвета, и форму, и книжки читают, и песни поют. Только все это рассчитано на некоторого среднего, абстрактного ребенка, а не на вашего конкретного. Давайте, например, возьмем цвет. Ребенок в три года способен узнавать и называть до 12 цветов (если его этому научить, разумеется), а требование базовой программы садика – знание 6 основных цветов. И если вы выучили эти 6 цветов к полутора годам, а дальнейшее развитие предоставили обычному детскому учреждению, то 12 цветов ваш ребенок знать не будет еще долго. И так с любыми знаниями и навыками. У каждого малыша свои возможности и таланты – и только вы знаете, на что способен ваш ребенок. Если же мы говорим об уровне развития, то его увидеть и измерить значительно труднее. Можно уверенно говорить, что трехлетний ребенок успешно развивался в раннем возрасте, если у него хорошо развита речь, он умеет совершать самые разнообразные действия с предметами и игрушками, подолгу может сосредоточиться на одной деятельности, активно интересуется новыми играми и заданиями. В дальнейшем все это поможет ему активно осваивать новые знания. В любом случае, если ваша задача – развитый выше среднего уровня и знающий больше сверстников ребенок, то вкладываться в его развитие и обучение вам придется на протяжении всего его детства.

Все это вредно и даже опасно, потому что ускоряется естественный ход вещей, нарушается гармония развития, предусмотренная природой. Конечно, с ранним развитием тоже можно перестараться. Если вы пытаетесь научить ребенка цифрам еще до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало, и научился соотносить количество предметов с числом, – это как минимум не полезно, так как его мозг еще просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному развитию, контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде), то идет развитие одних сторон личности в ущерб другим. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом для вашего чада, а его развитие может не только не ускориться по сравнению со сверстниками, но даже замедлиться. Как уже неоднократно повторялось в статье, развитие должно соответствовать возрасту и интересам ребенка. Поэтому давайте будем помнить замечательную поговорку: «Все хорошо в меру».

Помните, что главное в раннем возрасте – гармоничное развитие всех сторон личности малыша, познание окружающего мира с радостью и удивлением, и, конечно же, тесное эмоциональное общение с мамой.

Источник