Работа с семьей ребенка имеющего отклонения в развитии

Работа с семьей ребенка имеющего отклонения в развитии thumbnail

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Читайте также:  Гленн доман физическое развитие ребенка

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник

Особенности работы с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.

Гончарук Л.В., Колосенко О.Ф.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, родительские трудности, родительская позиция, социальная адаптация.

Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие проходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие детей с ОВЗ с необходимостью происходит в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной социальной или коммуникативной. Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в нашей стране число детей с ТМНР увеличивается. Причин тому много: ухудшение состояние экологии, снижение уровня жизни, алкоголизация населения, наркомания, прогресс медицины — снижение детской смертности и возможность выживания детей с ОВЗ.

Читайте также:  Диагностика развитии личности ребенка методы диагностики

В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев: «Пусть в силе будет тот закон,- писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенка кормить не следует», до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям: — «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека», — утверждал Я. А. Коменский. В середине XIX в., данная проблема начинает рассматриваться уже как научная. Разработкой вопросов воспитания и обучения детей с аномалией развития занимались А. Бине, Т. Симон, Д. Бурневиль, Г. Даниэль, Ж. Филипп, Ж. Декроли и др. Первый отечественный опыт работы с аномальными детьми появился в начале XIX века. И уже в это время практиковалась возможность использования семейного окружения для оказания помощи при лечении больных (И.Ф. Рюль, П.П. Кащенко, С.С. Корсаков, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий и др.) В начале XX века проблема помощи аномальному ребенку нашла в разработках многих ведущих психиатров, педагогов, психологов. Вопрос о роли семьи в оказании помощи ребенку с нарушениями в развитии был отражен и в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что «решает судьбу личности, в конечном счете, не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально — психологическая реализация». Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению успешной интеграции ребенка с нарушениями развития в общество. Современный этап характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с особенностями развития. В психолого-педагогических трудах появились работы, свидетельствующие о необходимости изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития ( А. И. Захаров, И.В. Добряков, Р.В. Овчарова, О.В. Защиринская, А.К. Осипова, А.Я. Варга., Э.Г. Эйдемиллер, Т.Г. Горячева, Е.Е.Чепурных, И.И. Мамайчук, Е.Е. Алексеева, И.М. Никольская, Синягина Н.Ю., Ткачева В.В.,А.Я. Варга , Д. И. Исаев, А. А. Михеева, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский и др.) Ученые указывают на то, что социализация, ребенка с ограниченными возможностями, его интеграция в общество, невозможна без приобщения к процессу родителей. Семья — это живой организм, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизненный баланс и являются условием жизнеспособности всех. Ребенок часть этого организма, и от благополучия каждого в семье зависят шансы на решение проблем ребенка. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт точно определяет позицию семьи в образовательном пространстве — позицию активного участника, партнера.

Анализ опыта коррекционной работы с родителями пятиклассников ГБОУ ШИ 16, позволил выделить ряд родительских трудностей, которые зачастую являются серьезной проблемой в воспитании ребенка имеющего ограниченные возможности. Все родители ответили что, как правило, с появлением в семье ребенка с ОВЗ увеличиваются материально – технические, финансовые, жилищные проблемы. Многие родители переживают — их волнует страх ответственности, отрицание проблемы или ее гиперболизация, ожидание и вера в чудо, больной ребенок как наказание за что-либо, часть из них не воспринимает больного ребенка и т.п.. У 20 процентов семей произошел развод родителей, вторичное замужество. 3% детей проживают в детских домах. 2% родителей ответили — наличие ребенка – инвалида сказывается и на других детях в семье – меньше внимания, участия, заботы, редко ходят в театры, музеи, посещают выставки. 3% родителей испытывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом

( нарушение спокойствия, тишины). С ними мало общаются здоровые сверстники. 10 % респондентов отметили, что испытывают недостаток знаний об особенностях нарушения у ребенка; отсутствие опыта у родителей; личностные особенности родителей (психосоматический тип, невротический тип, авторитарный тип.

Ряд исследователей проблему родительских трудностей личного характера ставят на первое место. Так Е.Е. Алексеева считает, что трудности взаимоотношения детей с родителями связаны с мерой ответственности, с нереализованными надеждами, ожиданиями, целями. Амбивалентность чувств родителей к ребенку и в свою очередь амбивалентность чувств ребенка к собственным родителям – усиливается при ошибочных позициях родителей. В результате родители не только не способствуют улучшению ситуации вокруг своего нездорового ребенка, но являются одним из причин его дезадаптации. Влияние личности родителей на ребенка с нарушениями развития изучал А.И. Захаров. Среди неблагоприятных черт родителей, негативно воздействующих на личность ребенка, он выделил:

— сензитивность — повышенная эмоциональная чувствительность;

— аффективность — эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

-тревожность — склонность к беспокойству;

— доминантность — стремление играть ведущую роль;

— эгоцентричность — фиксация на своей точке зрения;

— гиперсоциальность — утрированное чувство долга;

— противоречивость личности в целом (вытекающая из комплекса предыдущих личностных характеристик;

— агрессивность.

Проблема агрессивности подростков стоит особенно остро, подростковый возраст в психолого – педагогической литературе традиционно считается трудным, критическим. Для подростковой агрессии в целом характерны следующие особенности : высокая аффективная заряженность, импульсивная реакция, на фрустрирующую ситуацию, непродолжительность во времени, нередко критический выход реагирования ,достаточность слабой стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к агрессиии .Выявлению влияния семейного воспитания на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так Бандура и Уолтерс установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей, то дети становятся еще агрессивней. А. Бандура отмечает, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат игнорировать их самих. Несмотря на различные подходы к проблеме агрессивности большинство исследователей сходятся в одном: истоки агрессивности лежат в семье и она является фактором, обусловливающим и подкрепляющим агрессивное поведение детей. Наше исследование было направлено на выявление взаимосвязи между особенностями родительского воспитания и агрессивным поведением подростка с ОВЗ. Были обследованы 3 подростка в возрасте 12 — 13 лет. Использовались следующие методы: индивидуальная беседа и наблюдение, опросник Басса- Дарки, опросник АСВ, личностный опросник Кеттелла, опросник «Подростки о родителях». Все дети показали высокий результат по индексу агрессивных реакций. По индексу враждебный R—показатели выше нормы, опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений, исследования показали, что у родителей агрессивных подростков наблюдается большое отклонение в воспитании: неустойчивый стиль воспитания, недостаточность требований обязанностей, воспитательная неуверенность, минимальность санкций, чрезмерность требований – запретов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только отсутствием контроля , но и активным стремлением подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и у детей и у взрослых. Причиной чаще всего является недостаток средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми, и задача родителей научить детей выражать свою враждебность социально приемлемыми способами, наша задача — помочь родителям скорректировать недостатки семейного воспитания, оказать психолого – педагогическую поддержку этим родителям.

Читайте также:  Социокультурные условия развития личности ребенка

Опираясь на имеющийся опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития и их семьями полагаем, что основным направлением в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья должна стать, прежде всего, помощь родителям:

 Помощь при переживании негативных эмоций (особенно важно для семей, чей ребенок имеет множественные нарушения), формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка;

 Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;

 Формирование эффективной родительской позиции;

 Обучение родителей коррекционно-развивающему и поддерживающему взаимодействию с ребенком;

 Стимулирование личностного развития родителей как мощного внутреннего ресурса. Практика показала, что далеко не каждая семья нуждается в терапевтической работе, или широкой разнонаправленной помощи специалистов. Семья нуждается в психологической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблемы оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Исходя из этого, целью психологической поддержки становится высвобождение возможности развития в семье, активизация имеющихся ресурсов, как справедливо отмечает Ф. Маттеят. При разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе. Таким образом, в результате изучения научной литературы по проблеме и анализа практической работы специалистов сопровождения, мы предположили, что эффективность коррекционного воздействия на ребенка ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от позиции родителей. Она должна характеризоваться адекватностью, изменчивостью, прогностичностью, что будет способствовать его адекватному развитию продуктивной социализации и социальной адаптации ребенка. Для проверки гипотезы мы определили ряд широких задач, включающих спектр диагностических и коррекционных воздействий: — Изучить и детально проанализировать специфические трудности родителей больного ребенка;

— Разработать уровневую психолого-педагогическую программу преодоления трудностей воспитания для родителей детей с отклонениями в развитии, которая включала бы в себя различные формы психо-коррекционной работы, и с помощью которой могут быть преодолены личностные проблемы родителей;

— Провести апробацию программы, каждого ее уровня: 1-лекторий (консультация), 2-занятия с использованием АМО, 3-тренинг, 4-психотерапия.

Таким образом, приоритетом в сопровождении детей имеющих ограниченные возможности здоровья должна стать работа с семьей, как главное условие социальной адаптации ребенка. Критериями готовности родителей к коррекционно-направленному воспитанию особенного ребенка являются не только педагогическая грамотность, но и готовность к активному участию в воспитательном процессе. Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость ведут к духовной деградации всего общества. Гармонично организованная работа педагогов ОО с семьями, имеющими детей с ОВЗ гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса адаптации детей – инвалидов в коллективе сверстников.

Список литературы: Алексеева Е.Е., Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.- СПб.: Речь, 2008 -224с. . Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия.- СПб.: Речь, 2007.- 400 с. Психолого-педагогическая деятельность специалиста в сфере образования: Материалы международн. научно-практич. конф. (24-25 апреля 2010г.). СПб: Изд-во «Айсинг», 2010 -214 с. Нарушения психического развития у детей- междисциплинарная проблема: Материалы Всерос. научно-практич. конф. (1-2 декабря 2011г.).- Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012.-164 с. 5. Зерницкий, О.Б., Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка. // Бандура А.Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО,2014 Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Мироненко И.А. Интеграция лиц с ОВ. Международный журнал экспериментального образования – 2015.№10 С.144-145

Источник