Работа с ребенком зпр 3 года

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Источник

                                                                                I полугодие

Читайте также:  Ребенок сам не спит 3 года

Уткина Г.А.

Понедельник

    Экскурсия по кабинету

    (игрушки)

    1.Д/у «Поручения»

      (Павлова 2/2)

    2.Рассматривание игрушек,                         называние их              

    1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)

    2.Д/у «Попробуем на вкус»

    1.Д/у «Поручения» (овощи)

       Д/у «Угостим куклу»

    2.Рассматривание овощей

     Д/у «Разложи по тарелочкам»

    Вторник

      1.Д/у «Постоим дорожку»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

          (по цвету)

      1.Д/у «Длинная дорожка»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

         (по размеру)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)

         (кубик на кубик)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по цвету)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по размеру)

      Среда

        1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)

        2.Д/у «Нанизывание шаров»

          (одинаковые цвета)

        1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)

        2.Д/у «Подбери мисочки»   (для шариков)

        1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок

        2.Д/у «Разложи по мисочкам»  

        1.Д/у «Найди такие же» шары и    разложи (соотнесение цвета)

        2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)  

        Четверг

          1.Д/у «Поручения»

            (Павлова 2/2)

          2.Д/у «Расскажи кто ты?»

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Поиграем в погремушки»

          1. Артик. гимнастика № 0

              Развитие дыхания «Вертушки»

          2. Звук «а»

          Пятница

            1. Чтение потешки «Водичка-водичка»

            2.Д/у «Кто позвал?»

            1. Д/у «Угадай кто это ?»

            2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)

            1. Чтение потешки «Ладушки»

            2. Д/и с пальчиками № 1

            1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)

            2. Д/у «Что звучит?»

            Понедельник

              1.Рассматривание картинки,

              узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка

              2.Д/у «Кто как плачет?»     (звукоподражание)

              1. Наблюдение за кошкой (живой объект)

              2.Д/у «Серенькая кошечка»    (с движением)    

              1. Д/и «Полон двор»

              2.Д/у «Кто спрятался?»    

              1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,

              лошадка,корова)

              2. Д/у «Чудесный мешочек»

              (домашние животные)

              Вторник

                1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога

                2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)

                1. «Дорожка» (кирпичики)

                2. «Башенка» (кубики)

                (по образцу)

                1. «Загородка для животных»

                (кирпичики)

                2. «Дорожка»

                1. Башенка, загородка, дорожка

                2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»    

                3.Застёжки: домик, зайчик

                Среда

                  1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»

                  2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)    

                  1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)

                  2.Д/у «Вкладыши-кубы»      (по цвету)

                  1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)  

                  2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)

                  1. Вкладыши «животные»

                  2. Мозаика «коврик»

                  Четверг

                    1. Звук «у»

                    2.Д/у «Паровоз»

                    3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)

                    1. Звук «с»

                    2. Чтение потешки «Водичка-водичка»

                    3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)

                    1. Артик. гимнастика

                        Развитие дыхания  

                         Звук «с»

                    2.Д/у «Жмурки»

                       (по голосу)

                    1. Слуховое восприятие

                    Д/у «Что звучит?»

                           «Кто позвал?»

                    2. Зрительное внимание

                     Д/у «Кто это?»        

                    Пятница

                      1. Чтение потешки «Петушок»

                      2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)

                      1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»    

                      2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) — животные

                      1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»

                      2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»

                      1. Чтение стихотворения

                       М. Клюковой «Гоп! Гоп!»

                      2. Подвижная игра «Лошадки»

                      Понедельник

                        1.Д/у «Кто пришёл?»

                        (животные — игрушки)

                        2. Д/у «Топ- топ» Френкель

                        (движения с речью)

                        1. Рассказ про корову и кошку

                        2. Д/у «Кто сказал му?»

                        «Кто сказал мяу?»

                        (звуки «м» и «м′»)

                        1. Рассматривание картинок

                        «Играем с кубиками»

                        2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)

                        1. Рассматривание ёлочки с игрушками

                        2. Хоровод «Ёлочка».

                        (Речедвиг. игра)

                        Вторник

                          1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)

                          2. Д/у «Собери картинки»

                          (парные о животных)

                          1. Д/и «Чудесный мешочек»

                          (домашние животные)

                          2. Вкладыши «животные»

                          1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»

                          2.Д/у «Разложи по коробочкам»

                          (кубики по цвету)

                          1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)

                          2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)

                          Среда

                            1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)

                            2. Д/у «Сделаем куклам бусы»

                            1.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей – животные)

                            2.Работа с фломастерами

                             «Клубочек для киски»

                            1.Д/у «Нанизывание шаров»

                            2. Шнуровки «Сапожок»

                            3.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей)

                            1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)

                            2.Работа с фломастерами

                            «Шары на ёлке»

                            Четверг

                              1.Д/у «1,2,3…повтори »

                              (движения)

                              2. Д/у «Большие ноги»

                              1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)

                              2. Д/у «Парные картинки»

                              (найти и назвать)

                              1. Звуки  «м», «с»..

                              Артик. гимнастика

                              2. Д/у «Угадай кто позвал?»

                               (слух. Вниман.)

                              1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»

                              2. Д/у «Кто громче?»

                              Пятница

                                1. Настольный театр «Курочка-Ряба»

                                2. Д/у «Кто спрятался?»

                                 (из персонажей)

                                1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»

                                2. Речедвиг. игра

                                «Вот так вот» Фрида

                                1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска — брысь»

                                2. Д/у «Угадай, кто позвал?»

                                1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов

                                Источник

                                Что такое задержка психического развития?

                                ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

                                Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

                                Читайте также:  Интерьер комнаты мальчика ребенка 3 года

                                Кто эти дети?

                                Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

                                В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

                                Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

                                У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

                                Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

                                Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

                                Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

                                В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

                                На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

                                Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

                                Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

                                Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

                                В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

                                В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

                                При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

                                Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

                                Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

                                Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

                                Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

                                Читайте также:  Ребенку 3 года можно прокалывать уши

                                Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

                                Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

                                Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

                                Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

                                1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

                                2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

                                3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

                                4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

                                5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

                                6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

                                7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

                                С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

                                8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

                                Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

                                Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

                                Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

                                9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

                                • Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром
                                • Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

                                В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

                                Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?

                                Список литературы:

                                1. С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

                                2. Л.Г. Петерсон «Методические рекомендации»

                                3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей.

                                Источник