Работа с ребенком на развитие памяти

Работа с ребенком на развитие памяти thumbnail

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Виды памяти

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Особенности памяти дошкольников

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Игры для развития зрительной памяти

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Упражнения для развития слуховой памяти

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.
Читайте также:  Центр развития ребенка 922

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 4 Опубликовано 22.02.2020

Развитие памяти у дошкольников. Невозможно представить психически здорового человека без памяти. Такого просто быть не может. Ведь память – это инструмент, с помощью которого индивид может применять свой опыт, опираться на полученные ранее знания. Важно научить работать память правильно, чтобы она не давала сбоев. Для этого благодатным периодом будет дошкольный возраст, когда идет зарождение и развитие мыслительной деятельности.                                                                                   

Особенности развития
памяти у ребенка дошкольного возраста

Каждый временной период жизни человека отличается от других, ведь на каждом этапе приходят новые знания. Кроме того, особенности запоминать зависят от физических и мыслительных способностей человека. В дошкольном возрасте память отличная, ребенок буквально схватывает все на ходу. Все, что он узнает, его заинтересовывает, в этом заключается процесс познания. Но то, что показалось неинтересным, останется за бортом.

Память
– осмысленное действие. Если ребенок что-то не понимает, он это не запомнит.
Непроизвольно как раз запоминаются затронувшие, впечатлившие ребенка вещи. А
чтобы запомнить что-то, что на взгляд ребенка, совсем не интересно, нужно
потрудиться. Между тем, тот ребенок, который уже учится анализировать,
сравнивать, обобщать, владеет другими операциями мыслительной деятельности,
лучше запоминает.

Для
детей очень важны яркие картинки, их взгляд схватывает красочные иллюстрации,
мозг заставляет отложить эти образы в памяти. Также памяти в помощь движения.
Ребенок не может быть пассивным, поэтому в развитии его памяти помогают
подвижные игры, упражнения.

Первый
важный этап в период взросления дошкольника проявляется в четырехлетнем
возрасте. Если до этого периода сначала были действия, которые рождали
запоминание, то в средней группе детского сада ребенок уже может запоминать
слова, сказанные ему, выполнять какие-то действия на основе указаний. Он даже
может сам планировать какие-то действия на основе запомнившегося материала, и
прежде всего опорой для этих запоминаний будут личные наблюдения ребенка.

В
пятилетнем возрасте дошкольник постигает логическое запоминание, в этом ему
помогают взрослые, когда дают какие-то указания, объяснения каким-либо
действиям. В этот период важно взаимодействие мыслительных операций. 

Виды памяти

Развитие памяти у дошкольников. Существует несколько видов памяти.

  • двигательная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая,
  • образная.

В
свою очередь нужно отметить непроизвольную память, когда образы и предметы
запоминаются словно сами по себе, без какого-то усилия, и произвольную, когда
идет старательный процесс запоминания. Непроизвольная память характерна для
младших дошкольников. Старшие дошкольники уже начинают владеть произвольным
запоминанием.

Эмоциональное развитие дошкольника

Формы воспроизведения

Формы
воспроизведения также можно разделить на группы.

  • Самое
    простое – узнавание. Если человек что-то видел или слышал уже раньше, он
    непременно это узнает.
  • Вторая
    форма – воспоминание. Для воспоминания неважно видеть предмет. Важно вспомнить
    его признаки.
  • Третья
    форма – припоминание. В данном случае воспоминание может быть затруднительным,
    для того, чтобы вспомнить, нужно приложить усилия, характер.
  • Четвертая
    форма – забывание. Невозможно помнить все и всегда. Забывание – тот случай,
    когда мозг отказывается вспоминать признаки предмета или подменяет один предмет
    или явление другими, потому что размыто узнавание.
Читайте также:  Роль сказки в развитии и воспитании ребенка консультация

У
дошкольников доминирует образная память. Он помнит признаки предмета и явления,
если они яркие, цепляющие его воображение. Может помнить незначительные детали,
а главное, существенное забыть.

Кроме
того, работая с детьми, нужно помнить еще об одной особенности детского мозга:
избирательности. Все, что интересно дошкольнику, запоминается без труда. Все,
что скучно, неинтересно – тут же забывается, потому что нет фиксирования на его
основных признаках.

Третья
особенность: повторение – мать учения, говорят педагоги вслед за автором
исторической фразы. Если ребенок многократно повторяет одни и те же действия,
он автоматически запоминает.

Четверная
отличительная черта памяти дошкольника – эмоциональное воздействие приводит к
запоминанию. То, что тронуло, не может не оставить в памяти след.    

Когда
накапливается объем информации, при развитии восприятия, ребенок способен
владеть связными и системными представлениями. И уже следующим шагом будет
осмысленное оперирование полученными знаниями.

Нормы развития памяти
у дошкольников

Для
конкретного возрастного этапа – свои нормы.

  • До
    года – моторная память, присутствуют рефлексы, запоминание на уровне эмоций.
  • 1-2
    года – развитие нервной системы, образное запоминание.
  • 2-
    4 года – развитие механической памяти, навыки запоминания и логического
    мышления, преобладает узнавание, важен интерес для запоминания.
  • 4-5
    лет – непроизвольное запоминание, произвольное начинается, превалирует
    припоминание.
  • 5-7
    лет – произвольное. Объем нормального запоминания от 8 предметов из 10.     

Развивающие методики для детей

Как измерить память у
ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается
ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом
ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если
ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет –
есть проблемы с памятью.

Другой
вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать
предметы, которые он увидел.

Если
ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около
пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память
плохая.

Слуховая память

Воспитатель
называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее
5 цифр из ряда правильно, то память хорошая. 

Тест на узнавание

Ребенку
показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают
на большой картинке найти эти предметы.

Если
ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил
более пяти ошибок – результат слабый. 

Упражнения и игры на
развитие памяти

Помня
о том, что дошкольнику проще запоминать понятные ему вещи, нужно строить
процесс обучения в игре, опираясь на двигательную активность и эмоции,
вызванные интересом.

Развитие образной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Способность ребенка к непроизвольному запоминанию предметов можно использовать в игре «Классификация». В данном случае ребенку предлагается несколько картинок с изображениями каких-либо предметов. Ребенку нужно разложить иллюстрации по группам. Например, он должен разложить предметы мебели по «комнатам»: спальня, гостиная, кухня, ванная. Или даны картинки с изображением животных. Ребенок должен домашних животных положить в «дом», диких – в «лес».

Для развития
образной памяти поможет игра «Магазин». Ребенок-покупатель «делает» покупки,
который должен собрать в корзину те предметы, которые ему велели «купить». 

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие слуховой памяти

Когда ребенок
слышит какую-то информацию, он мысленно обрабатывает ее и уже потом производит
действие. А если ребенок не умеет слушать и слышать? Тогда о его будущей
успешности в школе можно не говорить. Поэтому у дошкольников очень важно
развивать слуховую память. Можно воспользоваться такими упражнениями.

Словесная эстафета

В этой игре ведущий называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое сказал ведущий, и сказать свое слово. Потом очередь ведущего. Он называет эти два слова и добавляет третье. Очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Желательно, чтобы слова были по конкретной теме: «Лето», «Овощи», «Транспорт», «Посуда» и т.д. Кто ошибся, сбил словесную цепочку, тот и проиграл.

Игра в цвета

В этом
упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает
текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К
примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные
яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку,
ребенок должен запомнить текст.

Такт

Хлопать в
ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую
комбинацию.

Развитие зрительной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Яркие картинки привлекают внимание детей, но способны ли малыши удержать изображение в памяти? Для развития способностей можно предложить дошкольникам поиграть в такие игры:

«Восстанови узор»

На поверхности
выкладывается с помощью раскрашенных деталей узор. Ребенок его запоминает.
Потом предлагается ребенку выложить такой же узор по памяти.

«Разведчик»

На столе лежат
предметы. Ребенок смотрит на них, запоминает, что и где находится. Потом
ребенок отворачивается, а некоторые предметы меняют местами. Ребенок должен
назвать предметы, которые были передвинуты.

Читайте также:  Оптимальный уровень развития ребенка

«Прогулка»

Во время
прогулки ребенок видит множество цветов и предметов, он невольно запоминает то,
что привлекло его внимание. Взрослый должен помочь акцентировать внимание.
После прогулки можно попросить ребенка нарисовать то, что он запомнил.

Развитие двигательной памяти

Для развития
двигательной памяти можно поиграть в «марионетку». Ребенок спокойно стоит, а
взрослый управляет его руками, ногами, заставляя идти вправо, влево, вперед.
Потом ребенка просят повторить движения по памяти.

Также можно
воспользоваться игрой «Делай, как я». Воспитатель делает движения, ребенок
повторяет за ним.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Развитие произвольной логической памяти

Умение
классифицировать приводит к развитию произвольной логической памяти, поэтому
важно задавать детям упражнения, где они должны использовать методы
классификации, анализа, сравнения и обобщения.

Дидактическая игра «Карточки»

Детям
предлагают по конкретным признакам отобрать изображения и разложить по стопкам.
К примеру, из картинок с птицами и животными нужно в одну группу положить
картинки с птицами, в другую – с животными. Темы для игры могут использоваться
разные: спорт, мебель, времена года, растения и т.д.

«Близнецы»

Среди разных
картинок ребенок должен найти две одинаковые.

Развитие долговременной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Для развития долговременной памяти нужно научить ребенка не только узнавать, но и воспроизводить информацию. Долговременная память невозможна без расширения кругозора дошкольника. В этом случае помогают упражнения с текстами, иллюстрациями.

Дошкольникам
предлагается несколько картинок, на которых изображены животные, различные
предметы. И звучит предложение: запомнить всех животных, к примеру. Или
запомнить всю посуду, которая есть на картинках, и потом назвать.

Хорошим
вариантом будет сравнивание картинок, отличающихся незначительными деталями.

Методики развития
тактильной памяти

Тактильная
память – это способность человека помнить ощущения о прикосновениях к тому или
иному предмету. Для развития тактильной памяти понадобятся следующие
упражнения:

«Отыскать на ощупь»

Ребенку
предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным
признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или
шершавый, колючий.

«Игра с настроением»

У
ребенка есть ассоциации по поводу предметов. Если предмет мягкий, приятный на
ощупь, то у этого предмета настроение хорошее. А у какого предмета настроение
грустное? Или злое? Ребенок, опираясь на тактильные ощущения, выбирает
предметы.

«Сказки с тактильными деталями»

В
этом случае ребенок участвует в театральной постановке, где звучит сюжет
сказки, а все персонажи и окружающие их предметы можно потрогать и определить,
какие они: мягкие, шершавые, твердые, колючие и т.д. 

Игры на развитие мелкой моторики у детей

Нарушения памяти и их
причины

Специалисты
выделяют два основных вида расстройств:

  • количественные,
  • качественные.

Количественные
нарушения – это ослабление памяти, выпадении каких-либо фрагментов. При
качественных уже на первое место выходят ложные воспоминания, фантазии,
замещающие реальность.

Причинами
нарушения памяти у детей могут быть:

  • умственная отсталость, часто врожденная,
  • травма, физическая или психическая,
  • не комфортная для ребенка атмосфера, где страх вытесняет все из головы ребенка,
  • болезненность организма, в том числе авитаминоз.   

Что влияет на развитие
памяти у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Чтобы память ребенка развивалась, нужно уделить внимание следующим факторам:

Питание

Рацион
должен быть разнообразным, в питание нужно вводить полезные продукты, витамины.
Обязательно должны быть мясные и овощные продукты, рыба, зелень, фрукты.

Здоровое питание: меню на каждый день

Здоровый образ жизни

Обязательно
должен быть режим дня, в котором нужно отвести время и прогулкам, и полезным
занятиям. Спать ребенок должен ложиться в конкретное время, вставать тоже по
часам. Пусть ребенок занимается в спортивной секции, посещает развивающий
кружок.

Развитие с учетом возрастных особенностей ребенка

Родители
должны понимать, что ребенок должен направлять в нужное русло свою энергию.
Однако нельзя переутомлять дошкольника, иначе можно добиться синдрома
постоянной усталости. Хорошо, если развивающие занятия проходят на базе
детского сада. Переутомлять ребенка, записав его сразу в несколько секций и
кружков, нельзя. 

Упражнения для развития памяти у детей: ВИДЕО

Отзывы

– Моим ребятам очень нравится играть в парные картинки. Ищут похожие детали, а между тем развивается и память, и внимание, идут мыслительные процессы.

Инесса, Москва

– Мне кажется, что ребенку нужно много времени проводить на улице, бегать, играть, а не сидеть дома перед компьютером. Потому что потом такой ребенок не может ничего запоминать, и в итоге проблемы в школе.

Валерия, Хабаровск

– Тактильные упражнения хороши в работе с детьми, имеющими проблемы со зрением, а также психические заболевания. У нас воспитатель еще проводит упражнения для развития вкусовой памяти, а также чтобы дети разбирались в ароматах. Детям интересно.

Игорь, Новороссийск

Развитие памяти в дошкольном возрасте – эта первая ступень к успешности ребенка в школе. Если память слабая, ребенку придется догонять сверстников, его самооценка будет страдать. Поэтому подготовить будущего ученика к новому объему информации нужно заранее, используя отработанные и проверенные методики по развитию памяти.  

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник