Работа классного руководителя по развитию личности ребенка

МАОУ ЗАРЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Тема выступления: «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»

Выполнила: Спиркина О.В.

 Учитель английского языка

Растуново, 2014

Работа классного руководителя по развитию

личностных качеств ребёнка

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль.

Задача  классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить обучающегося в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, личностных качеств, развивать творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.

 Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются. 

Личностные качества обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Одна из главных задач классного руководителя это планирование воспитательной работы на текущий учебный год.

 Планирование воспитательной работы классный руководитель начинает с психолого-педагогической диагностики. Различные диагностические методики ставят перед собой  такие задачи.

Например:  1) изучение личностных качеств ученика

           2) изучение общих и специфических особенностей класса

           3) изучение уровня взаимоотношений учащихся

           4)учет индивидуальных особенностей учащихся при     планировании и     организации классных дел

            5) отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Как происходит изучение личностных качеств?

Принимая 5 класс, классный руководитель начинает изучение класса, используя, во-первых, школьную документацию, во-вторых, психологическую литературу.

 Например:

Первый школьный документ – это классный журнал, где можно  извлечь информацию об успеваемости учащихся; следующие документы – медицинские карты, личные дела учащихся.

Диагностические методики, такие как «изучение степени переутомления и перегрузки», « изучение учебной мотивации и отношение  к учебным предметам», « изучение внимания, памяти», анкеты «кто я?», «знаю ли я себя?» помогают определить личностные качества обучающихся и  спланировать  воспитательную работу с классом, внести необходимые коррективы в систему воспитания.

При планировании воспитательной работы каждая школа выбирает основные направления.

Основные направления воспитательной работы в школе

Направления  воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое воспитание

1)  Формировать у учащихся такие   качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

2)  Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

Нравственно-эстетическое

воспитание

1)  Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.

2)  Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Экологическое воспитание

1)  Изучение учащимися природы и истории родного края.

2)  Формировать правильное отношение к окружающей среде.

3)  Организация работы по совершенствованию туристских навыков.

4)  Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.

5)  Проведение природоохранных акций.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

1)  Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2)  Популяризация занятий физической культурой и спортом.

3)  Пропаганда здорового образа жизни

Самоуправление в школе

и в классе

1)  Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.

2)  Развивать самоуправление в школе и в классе.

3)  Организовать учебу актива классов.

Проектная деятельность

1)  Стимулировать интерес у учащихся к  исследовательской деятельности, научной работе.

2)  Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.

Методическая работа

1)  Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;

2)  Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.

Работа кружков и спортивных секций

1)  Сохранение традиционно работающих кружков и секций;

2)  Контроль за работой кружков и секций;

3)  Увеличение сети кружков и секций.

Контроль за воспитательным процессом

1)  Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса.

2)  Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.

Выше перечисленные воспитательные направления (задачи) направлены на

         — формирование самосознания и ценности человеческой жизни ( своей и     других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;

         — выявление природных задатков, развитие  творческого потенциала каждого ученика и  реализация их в различных сферах деятельности;

         — приобщение учащихся к богатству  общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;

         — формирование общечеловеческих норм гражданской морали

( доброты, взаимопонимание, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;

         — развитие способности к объективной самооценки и саморегуляции в поведении;

         — воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;

         — воспитание положительного отношения к труду;

         — воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;

Работая по этим направлениям, классный руководитель сможет сформировать положительные личностные качества учащихся в соответствии с требованиями современного общества.

Благодаря проводимой работе классный руководитель  создает максимально благоприятные условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка младшего школьного возраста

И хотелось закончить свое выступление стихотворением  Ф.Тютчева.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!    Ф. Тютчев

Источник

«Совместная работа классного руководителя, психолога и педагогов–предметников по развитию личности ребёнка»

Степанова Ольга Борисовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 26» г. Зимы Иркутской области

«Мне нужно только одно,

чтобы совместная деятельность

доставляла ребенку удовольствие,

была бы его потребностью.»

С.Соловейчик

Целью моего доклада является обобщение личного опыта по данной

тематике. Эпиграфом я выбрала слова известного советского педагога

С.Соловейчика, т.к. они очень точно отражают смысл моей работы.

Приоритетным направлением работы классного руководителя является

деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как высшая ценность, правомерны понятия «личностноориентированное воспитание», «личностный подход», причем личностноориентированное воспитание это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом, развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого ребенка и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Обязанность классного руководителя в этом процессе — вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве.

Структура учебно-воспитательного процесса в классе:

Учителя — предметники

Классный руководитель

Родители

Учащиеся

Вспомогательные звенья

Психолог

Социальный

педагог

Педагоги дополнительного образования

На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Мои классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированны, воспитаны, умеют работать, инициативны. В этом мне неоценимую помощь оказывает школьная психологическая служба.

Помощь идет по трем направлениям:

  1. Психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

Этот процесс осуществляется через систему :

  1. Тематических классных часов: «Правила хорошего запоминания», «Как избежать конфликтов». «Каким мне быть?» и т.д.;

  2. Индивидуальных консультаций по запросу классного руководителя, родителей или самого учащегося;

  3. Тренингов общения: «Глупая обезьяна», «Здравствуйте или привет?»;

    1. Родительских собраний: «Адаптация учащихся», «Психофизиологические особенности учащихся», «Знаете ли вы своего ребенка?»

    2. Уроков психологической культуры: ««Давайте говорить друг другу комплименты…»

    3. Ведение дневников настроения.

      1. Психолого-педагогическая диагностика;

В моём классе были проведены следующие диагностики:

  1. Уровня сформированности общешкольных умений и навыков школьников;

  2. Определение уровня умственного развития по тесту (ГИТ);

  3. Определение уровня тревожности;

  4. Школьной мотивации:

  1. Определение темперамента, ведущего канала восприятия, развитие памяти;

  2. Систематически проводится контроль за межличностными отношениями в коллективе методом социометрии.

3. Коррекционная работа с классным коллективом и учащимися.

Успешность учебного процесса в классе, развитие интеллектуальных способностей ребенка невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими в коллективе Взаимодействие происходит через

  1. Выборочное посещение уроков с целью изучения организованности, подготовки и успеваемости класса:

  2. Проведение психолого-педагогических консилиумов;

Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Мы анализируем результаты наблюдений за учеником, обмениваемся информацией, договариваемся о способах решения возникающих проблем.

  1. индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так чтобы предупредить возможные трудности и конфликты.

  2. Приглашение учителей — предметников на родительские собрания;

  3. Включение обучающихся в систему внеклассной работы по

предметам; предметные кружки, олимпиады, факультативы, консультации, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных декадах, тематических вечерах и т.д.

6 Тематические классные часы: «Разговор на заданную тему» и т.д.;

Источник

МБОУ СОШ №1

г. Чаплыгина Липецкой области

«Изучение личности ребенка – важнейшее направление в работе классного руководителя»

Подготовила

классный руководитель 5б класса

Казарина Е.А.

2015-2016 уч. год

Слайд 2 Воспитание детей — рискованное дело,

ибо в случае удачи последняя приобретена

ценою большого труда и заботы,

в случае же неудачи –

горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя.

Напротив, она достигает в коллективе

высшей ступени сознания и совершенствования.

Барбюс А.

Одна из главных задач в воспитании учащихся — это, прежде всего, ежедневное, ежечасное, ежеминутное взаимообогащение педагога и детей через общение. 1 сентября я была назначена классным руководителем 5б класса. Передо мной возник ряд вопросов. Начиная работу с классом, я ознакомилась с личными делами учащихся, поговорила с их родителями, учителями-предметниками, проанализировала классный журнал за прошлый учебный год и составила себе некоторое представление об успеваемости, поведении, положительных аспектах и недостатках, имеющих место в классе, с тем, чтобы определить оптимальный подход к организации воспитательной работы.

Класс – это коллектив, состоящий из множества личностей со своими потребностями, характерами, интересами и переживаниями. Коллектив должен не только защищать, но и возвышать личность школьника, удовлетворяя его потребность в признании, стремление к самоутверждению среди сверстников своими делами на общую пользу. Значит, моя задача — помочь школьнику занять лучшую для него позицию в коллективе. Учитывая личные интересы и возможности школьника, ребята класса будут доверять ему общественную работу, учить успешно ее выполнять. Общественное признание успехов будет стимулировать лучшие проявления школьника и вдохновлять на новые достижения.

Читайте также:  Аномалии развития ребенка внутриутробно

Необходимо построить процесс воспитания так, чтобы он проходил успешно, безболезненно для ребенка.
И передо мной стоит задача организовать жизнедеятельность классного коллектива так, чтобы наш класс был дружным, сплоченным, дети могли реализовать свои потребности в дружбе и товариществе, чтобы нам интересно было общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость, и при этом, чтобы каждый занял свое достойное место в коллективе и подросток, в первую очередь, смог оценивать себя как Человека, как самодостаточную личность. Я работаю в школе с 1981 года. Все это время была классным руководителем и за эти годы работы я пришла к выводу, что говорить о коллективе, не беря во внимание отдельно взятую личность нельзя, т.е. «Единство всех и уникальность каждого», поэтому я уделяю большое внимание изучению личности ребенка в классном коллективе. Для этого использую в своей работе мониторинговые исследования, которые позволяют определить:

— уровень обученности учащихся;

— эффективность воспитательного процесса;

— уровень индивидуального развития учащихся и т.п.

Я также изучаю познавательный потенциал учащихся с помощью следующих методов и исследований:

— наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;

— статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;

— изучения степени развития познавательных процессов ребенка;

— самооценки самих учащихся;

— экспертной оценки специалистов.

Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классного коллектива можно использовать различные методики, которые являются весьма эффективными в изучении учащихся, например методику А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Учащимся предлагалось прочитать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:

0 – совершенно не согласен;

1 – не согласен;

2 – трудно сказать;

3 – почти согласен;

4 – совершенно согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.

10. На каникулах я скучаю по школе.

Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся позволяет определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.

Серьезное изучение личности школьника позволяет мне построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы, а также поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.

Изучение личности ребенка предполагает системную и целенаправленную работу классного руководителя в течение нескольких лет. Что же должен знать классный руководитель? Это:

Слайд 5

1. Общие сведения об ученике.

2. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника.

3. Режим дня школьника.

4. Свободное время школьника.

5. Воспитательная система семьи.

6. Здоровье школьника.

7. Особенности познавательной сферы школьника.

8. Психологические особенности изучения личности школьника.

9. Изучение эмоционально-чувствительной сферы школьника.

10. Степень сформированности волевой сферы школьника.

11. Задатки, интересы, склонности, способности школьника.

12. Идейно- нравственная направленность личности школьника.

13. Нравственная воспитанность школьника.

14. Система отношений. Отношение к людям.

15. Отношение к учебе.

16. Отношение ученика к себе.

17. Место и роль ученика в классном коллективе.

18. Изучение ближайшего окружения школьника.

19. Ценностные ориентации ученика и его профессиональная ориентированность.

В процессе своей деятельности я всегда взаимодействую: с учителями-предметниками: это — совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в различных мероприятиях.

С педагогом-психологом: для изучения индивидуальности обучающихся, процесса их адаптации. С педагогами дополнительного образования, что помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. С организаторомпо внеклассной работе: согласуя совместную деятельность, привлекаю детей к проведению мероприятий внутри класса, организую участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

Сотрудничество с библиотекарем расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения. В начале учебного года свою работу я начала с оценки состояния здоровья учащихся 5б класса, изучения психического и физического здоровья, отклонений в здоровье, причин детских недомоганий, используя информацию, получаемую от медсестры. Эффективная работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями, которая направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребенка.

Читайте также:  Педагогика на раннем этапе развития ребенка

Я считаю, что во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам надо относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедовать педагогику успеха — она приносит хорошие результаты. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будет потрачено напрасно. Главное — найти, какое — либо интересное дело, в которое можно вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе — интересно с ними. Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети — родители — учитель — семья. Главное — не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований. Дети в классе — это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой. Главное — сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни, быть помощником в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Обратимся к основным направлениям деятельности классного руководителя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей. Первая задача здесь – защитить ребёнка. Тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода. Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита ученика означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника;

создание условий для укрепления и сохранения здоровья школьников;

изучение работы учащегося на уроке путём посещения занятий;

организация консультативной помощи отдельным учащимся;

проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся;

выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи.

Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, — это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя. Я также веду серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа. Если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

Каждый учащийся — это сложная и интересная личность. На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет детское самоуправление. Это управление самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Данная форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства  личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе. Создавая в классе органы самоуправления, я ставила перед собой цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышению активности, творческого потенциала детей. Основу составляют сменные творческие группы, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать активную позицию в работе класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. Ученическое самоуправление помогает вовлечь в работу всех учащихся класса, развивает такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе. Ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь, реализация творческого потенциала, занятость во внеурочное время, так как подготовка мероприятий требует затрат личного времени. При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.   Главным фактором служит коллективная творческая деятельность. Это проведение коллективных творческих дел.

Слайд7Наивысшие ценности современного мира: ЖИЗНЬ, ПРИРОДА, ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА, СВОБОДА, СОВЕСТЬ, СЧАСТЬЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, РАВЕНСТВО, ТРУД, ПОЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ИГРА.

Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Таким образом очень важно помочь ребёнку в самостоятельном разрешении своих проблем на уровне достойной жизни, приобщать детей к поиску смысла жизни, формировать привычку размышлять о жизни, анализировать это совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий, развлечений. Наполнить работу с детьми богатым духовным содержанием.

Слайд8Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения

Слайд9 Мой класс — это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нем всегда царили уважение, взаимопонимание, творчество и доверие.

Источник