Работа дефектолога с ребенком 5 лет

Работа дефектолога с ребенком 5 лет thumbnail

Кто такой дефектолог? Учитель-дефектолог – это специалист, который проводит глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей.

  • состояния познавательной деятельности;
  • развития эмоционально-волевой сферы;
  • сформированности целенаправленной и/или игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте);
  • состояния психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

По результатам обследования дефектолог определяет:

  • уровень психологического развития ребенка,
  • разрабатывает индивидуальную коррекционную программу;
  • отбирает содержание обучения.

Важно помнить! Занятия с дефектологом в каждом возрасте имеют свою специфику, решают различные задачи.

Занятия с дефектологом от 1,5 до 3 лет направлены на:

  • нормализацию поведенческой сферы (выработка целенаправленного поведения, коррекция нежелательного поведения);
  • формирование игровой деятельности (предметно-манипулятивной, далее сюжетно-ролевой игры);
  • формирование сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление.
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

statia defectolog1

Занятия с дефектологом детей 3– 5 лет ориентированы на:

  • коррекцию проблемного поведение (формирование учебного поведения, преодоление нежелательного поведения);
  • формирование и развитие сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение, сличение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций: внимание, память, аналитико-синтетическая деятельность, конструктивный праксис;
  • формирование/развитие оптико-пространственных представлений, ориентировок в схеме собственного тела, в пространстве;
  • формирование логического мышления.

Занятие с дефектологом дошкольников 6 – 9 лет могут быть нацелены на:

  • пополнение и актуализация знаний об окружающем мире;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • профилактика трудностей при школьном обучении;
  • освоение навыков правильного чтения, письма и счета.

Занятия с дефектологом при различных нарушениях развития

Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия.

Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР ран­него и младшего дошкольного возраста являются:

  • развитие психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, речи);
  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • накопление и расширение сенсорного опыта;
  • формирование представлений об окружающем мире.

При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:

  • учитывает уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти;
  • выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
  • не ограничивает творческую свободу ребенка;
  • предлагает вариативные задания;
  • подбирает учебный материал с постепенным усложнением.

Занятие дефектолога с детьми с аутизмом.

Работа дефектолога с ребенком с аутизмом, как и с ребенком с ЗПР нацелена на преодоление тех или иных дефицитов в развитии дошкольника, которые были выявлены на диагностическом занятии/первичной консультации. В процессе обследования ребенка с аутизмом дефектолог обращает внимание на:

  • умение действовать по инструкции (понимание вербальной инструкции, умения действовать по подражанию);
  • планирование и организацию деятельности, умение следовать многоступенчатой инструкции;
  • степень сформированности сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • уровень развития пространственных представлений, умение копировать образец, конструировать по схеме, начальные навыки счета;
  • моторную и сенсорную сферы (определение ведущей руки, выявление предпочтений к сенсорным материалам и действиям);
  • поведенческие особенности: скорость восприятия, особенности переключения, особенности коммуникации, способы уклонения от выполнения заданий, умение действовать по очереди.

С ребенком с аутизмом, как правило, работает команда специалистов, и учитель-дефектолог может быть одним из ведущих педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.

Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью.

Коррекция отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью осуществляется комплексно, на основе диагностики. Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • совершенствование достижений сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Важно помнить! Обязательным условием коррекционной деятельности при обучении ребенка с умственной отсталостью является ее практическая ориентированность. Т.е. содержание обучения носит прикладной характер.

Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.

Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
  • формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
  • обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
  • развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
  • преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.

При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:

  • опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
  • учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  • предлагает доступный и повторяемый материал;
  • проводит занятия с учетом интересов ребенка;
Читайте также:  Приставка с рулем для ребенка 5 лет

Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми знаниями и компетенциями для проведения диагностики и составления программы индивидуальной работы с ребенком с нарушением психического и/или речевого развития.

Источник

Галина Михалкина
Основные принципы работы учителя-дефектолога с ребенком с РАС

Расстройство аутистического спектра (РАС)— это группа психических заболеваний или особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

Часто ребенок с РДА (ранний детский аутизм) может отказываться от общения как с кем-либо из близких, так и с педагогом. Принципы работы учителя-дефектолога с детьми с РАС:

— надо следовать за ребенком;

— внимательно подходить к построению и проведению каждого занятия;

-быть последовательным;

-действовать поэтапно, не форсируя событий.

Одна из главных задач учителя-дефектолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

1. Установление контакта;

2. Преодоление негативных проявлений аутизма.

На первом этапе надо предоставить ребенку, что называется, «свободу действий», возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Необходимо строго дозировать эмоциональные контакты с ребенком, т. к. может наступить переизбыток, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной. Общаться с ребенком важно спокойным, негромким голосом, необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

На втором этапе ребенку с РАС необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от учителя-дефектолога умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность.

Надо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата, т. е. учитель-дефектолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с ребенком-аутистом.

Условия реализации индивидуальной работы:

1. Создание развивающей среды

2. Использование игровых методов обучения детей;

3. Проведение занятия индивидуально;

4. Неоднократное повторение показа действия;

5. Использование небольшого количества материалов;

6. Постоянное использование поощрения, как метода достижения положительного результата.

Восприятие и переработкаинформации у детей с РАС происходят особым образом: всё восприятие мира такими детьми носит фрагментарный характер,т. е. состоит из отдельных картин, образов, ситуаций.

Мышление у детишек-аутистов визуальное – они думают «в картинках». Думают медленно, вербальный процесс мышления для них недоступен.Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. К моменту поступления в школу у ребенка уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно. У ребенка с РАС оно полностью не сформировано.

До начала работы над мыслительными процессами необходимы особые предварительные этапы коррекционной работы.

Первый этап работы. Установление эмоционально-личностного контакта. Основная цель данного этапа — адаптация ребенка к условиям группы. Второй этап. Выработка учебного стереотипа. Целью данного этапа является выработать умение сидеть за столом.

Третий этап. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков. Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатываем фиксацию взора на картинке, или интересующей ребенка вещи, имеющей для него большое значение в данный момент (например: на любимой игрушке, которую надо держать на уровне своих глаз). Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдаем ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд можно поощрить.

Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций. Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа»,выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов. Выбираем один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка.Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер предмета должны быть такими, чтобы ребенок мог взять его рукой. На этом этапе отрабатываем реакции оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предлагаемыми педагогом и захваченными рукой ребенка.

Читайте также:  Боди для ребенка 5 лет

Пятый этап. Развитие наглядно-действенного мышления. Коррекционную работу по развитию мыслительных процессов осуществляем поэтапно и последовательно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Для организации коррекционно – развивающей деятельности выявляем актуальную зону развития ребёнка и обозначим зону ближайшего развития, т. е. проводим детальную диагностику сформированности мышления.

У детей с РДА проявляется ранний интерес к сенсорным эталонам. В первую очередь, проводится работа над формированием сенсорных представлений. Для овладения ребенком сенсорными эталонами существуют разнообразные материалы. Главными их характеристиками должны быть форма, величина и цвет. Основными материалами в коррекционной работес детьми — аутистами являются:

— деревянная доска с прорезями различной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

— пирамидка с разными по величине разноцветными кольцами (до 6 штук);

— большие и маленькие кубики и шарики основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

— деревянные или пластмассовые столбики с нанизывающимися на них основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) четырех основных цветов;

— пластмассовые стаканчики разного размера и цвета, вставляющиеся друг в друга;

— разрезанные на несколько частей предметные картинки (вертикально на 2-3 части, горизонтально на 4 части);

— кубики с изображением частей знакомых ребенку предметов (например, птиц — 6 штук);

— несложные пазлы с изображением знакомых ребенку предметов.

Уровень овладения сенсорными эталонами включает в себя практическое ориентирование ребенка в форме, величине, цвете предметов — знание, называние, соотнесение геометрических форм, фигур, цветов, дифференциация величин предметов. Инструкции к игровым заданиям даются с учетом возможностей ребенка — сначала в словесной форме, при усложнении или в случае не усвоения ребенком инструкции слова сопровождаются показом. В первом полугодии используются в работе задания — игры, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится педагогом. В случае затруднения, упражнение незаметно упрощается или берется в работу следующее упрощенное.

Таким образом, основнымипедагогическими приемами развития наглядно-действенного мышления у детей с РДА являются: обогащение и расширение опыта предметно — практической деятельности; формирование особых практических действий, направленных на преобразование предметов с целью их более глубокого познания; организация взрослым взаимодействий ребенка с предметным миром, предметное общение взрослого с ребенком, особенно в условиях предметно-дидактической игры; формирование сенсорных эталонов; развитие восприятия и целостного образа предмета, определение временных категорий, ориентировка в пространстве, обучение детей понятиям числа, счета. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Необходимо,чтобы коррекционные занятия проводились:

1. В определенном месте в специально отведенное время, чтобы его зрительное поле было максимально организовано.

2. На столе должно быть только то, что понадобится для выполнения одного задания по развитию мышления, а остальные материалы доставать по мере необходимости.

3. Задания следует давать ребенку в определенной последовательности, к которой он привыкнет.

Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз.

Наглядно-образное мышление. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.Для развития наглядно-образного мышления у детей с аутизмом очень важны такие упражнения: «Продолжи узор», «Дорисуй», «Составь фигуру», «Светофор».

Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов) и операций со словами.Важную помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения: «Систематизация», «Подбери слова», «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу». «Четвертый лишний», «Придумывание недостающих частей рассказа», «Загадки и логические задачи, головоломки».

Таким образом, коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпения, продуманности каждого шага, систематичности. Четкая «пошаговость» обучения, точно проработанная система помощи учителя-дефектолога позволяют делать обучение безошибочным для аутичного ребенка.

При правильно построенной ранней коррекционной работе большинство детей-аутистов можно подготовить к обучению в школе.

Источник

Вакансий найдено: 51

Cредняя заработная плата:
54 600 руб.

Учитель-дефектолог

Знание современных методик
Ответственность
Доброжелательность
Работа с детьми с ОВЗ
Проведение коррекционных занятий с детьми
СтоловаяРабота на территории…
Полное описание

Читайте также:  Ребенок 5 лет воспаление мочевого пузыря

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ, Москва
— jobsplanet.ru: 16 часов назад

Дефектолог

от 45 000 руб. до 55 000 руб.,

Полная,

3 года

опыт работы с детьми раннего возраста, с детьми с РАС, задержками психоречевого развития, с детьми со сложной структурой дефектавладение современными коррекционными методиками
Полное описание

НИТС Здоровье дети, Москва
— labexch.ru: 11 часов назад

Логопед -дефектолог

от 70 000 руб.,

Частичная,

от 3 до 6 лет

Обязанности: проведение индивидуальных занятий по коррекции речевых и иных нарушений развития с детьми от 2-х лет (алалия, ЗРР, ОНР, ЗПРР, ФФН, дислалия, дизартрия,…
Полное описание

Центр детской нейропсихологии Альтера Вита, Москва, Нахимовский проспект
— employmentcenter.ru: 9 часов назад

Логопед-дефектолог

от 40 000 руб. до 85 000 руб.,

Полная,

от 3 лет

1. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста (от 1.5 лет) и младшего школьного возраста; 2. Устранение дефектов звукопроизношения, оказание…
Полное описание

Каркуша, Москва, Бабушкинская
— joblab.ru: 21 час назад

Логопед-дефектолог

Обязанности: занятие с детьми, страдающими дизартрией, алалией, логопедический массаж консультирование родителей Требования: Высшее дефектологическое образование, опыт…
Полное описание

Москва
— msk-jobs.ru: 25 минут назад

Логопед-дефектолог

Открыта вакансия «логопед-дефектолог» в г. Москва.Обязанности: занятие с детьми, страдающими дизартрией, алалией, логопедический массаж консультирование родителей …
Полное описание

Москва
— fresh-job.ru: 11 часов назад

Учитель-дефектолог

— Обследование обучающихся (воспитанников), определениеструктуры и степени выраженности имеющихся отклонений в их развитии;- Определение задач, форм и методовнеобходимой…
Полное описание

Образовательный комплекс, Москва
— labexch.ru: 12 часов назад

Логопед -дефектолог

Обязанности: Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста (от 1.5 лет) и младшего школьного возраста; устранение дефектов звукопроизношения, оказание…
Полное описание

Лечебный центр, Москва
— employmentcenter.ru: 2 недели назад

Логопед/логопед-дефектолог

Проведение диагностического обследования и индивидуальных занятий по коррекции речевых и иных психических нарушений у детей (алалия, задержка речевого развития, общее…
Полное описание

Меркулов А.Н., Москва, Котельники
— joblab.ru: 21 час назад

Логопед-дефектолог

30 000 руб.,

Полная,

от 3 лет

Описание работодателя: Детский центр коррекции и развитиятребования: Образование высшее;опыт работы с детьми с особенностями развития (онр, зпр, Дизартрия, Алалия, рас,…
Полное описание

Москва
— msk-jobs.ru: 46 минут назад

Логопед -дефектолог

50 000 руб.,

Частичная,

от 3 лет

В компанию требуется логопед -дефектолог в г. Москва.В частный детский сад открыта вакансия логопеда-дефектолога Обязанности: Логопедическая диагностика детей дошкольного…
Полное описание

Москва, Курская
— fresh-job.ru: 11 часов назад

Логопед — дефектолог

40 000 руб.,

Полная,

от 3 лет

Обязанности: 1. Проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста (c 2 лет) и младшего школьного возраста; 2. Устранение дефектов звукопроизношения, оказание…
Полное описание

Центр Речи Каркуша, Москва
— resumetrud.com: 13 часов назад

Учитель-дефектолог

65 000 руб.,

Полная,

3 года

проведение индивидуальных занятий для детей с ОВЗ (РАС) по адаптированной образовательной программе начального образования и основного общего образованияразработка рабочих…
Полное описание

Частная школа МАКСИМА, Москва
— labexch.ru: 12 часов назад

Логопед -дефектолог

от 50 000 руб.,

Частичная,

от 3 до 6 лет

В частный детский сад открыта вакансия логопеда-дефектолога Обязанности: Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста Проведение коррекционно-развивающих занятий…
Полное описание

ГЕМ, Москва, Курская
— employmentcenter.ru: 10 часов назад

Педагог-дефектолог, олигофренопедагог в начальную школу Интеллект

от 50 000 руб.,

Полная,

от 3 лет

1. Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей. 2. Выявлять детей с нарушениями в развитии, проводить их углубленное обследование с…
Полное описание

Карьера, Москва, Люблино
— joblab.ru: 20 часов назад

Логопед-дефектолог

Ваши обязанности:диагностирование проблемы у детей и подбор соответствующих рекомендаций, а также методов их решения полное взаимодействие и Взаимопонимание с родителем и…
Полное описание

Москва
— msk-jobs.ru: 25 минут назад

Логопед-дефектолог

30 000 руб.,

Полная,

от 3 лет

Требуется логопед-дефектолог в г. Москва.Описание работодателя: Детский центр коррекции и развитиятребования: Образование высшее;опыт работы с детьми с особенностями развития…
Полное описание

Москва
— fresh-job.ru: 11 часов назад

Логопед -дефектолог

50 000 руб.,

Полная,

от 3 лет

В связи с открытием филиала в г.долгопрудный, требуется логопед-дефектолог, нейродефектолог. Обязанности: Проведение диагностического обследования и индивидуальных занятий по…
Полное описание

Шушарина Ирина, Москва
— resumetrud.com: 13 часов назад

Логопед-дефектолог

Проведение диагностики речевых нарушений у детей.Проведение индивидуальных и групповых занятий.Устранение дефектов звукопроизношения.Развитие фонематического слуха.Обогащение…
Полное описание

ГБОУ Школа №167, Москва
— labexch.ru: 12 часов назад

Источник