Работа дефектолога с ребенком 2 года

Работа дефектолога с ребенком 2 года thumbnail

      В раннем детстве отмечается бурное развитие следующих физических сфер: общение, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательный и эмоциональной – волевой сфер.

    Ребёнок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. Речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитие речи у ребёнка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

    Первой задачей является формирование у ребёнка потребности в общении. Для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Если малыш тянет руки к игрушке, стремится криком привлечь внимание взрослого; ему удаётся произнести звукосочетание, похожие на слово «дай», взрослый тут же даёт ему эту игрушку.

    На данном этапе речевого развития большую роль играют имитация и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами, с орехами…» побуждает ребёнка вслед за взрослыми изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. В присутствии малыша педагог говорит за разных зверушек, имитирует звуки, издаваемые ими, произносит междометия, отражающие эмоциональное состояние (ай – ай – ай, ох). Желательно просто просить малыша повторить звукосочетания, и создать игровую ситуацию. Например, играем в прятки (ку – ку), говорим по телефону (динь – динь), играем в поездку на машине, поезде (би – би, ту – ту ) и так далее. Можно рассказать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко – ко – ко), изображает, как упало яичко, как плачут дед и баба.

   По звуко – слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов, звукоподражания, затем двусложные слова с открытыми слогами; трёхсложные слова с открытыми слогами.

    Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться  с просьбой (« Дай то – то» ; «Мама, дай то – то;), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и , наконец , с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где Ляля?»).

Существуют  некоторые рекомендации по развитию речи детей:

  1. Необходимо повторять сказанное, постоянно повторять некоторые «ключевые» слова.
  2. Говорить достаточно громко.
  3. Говорить о том, что происходит здесь и теперь.
  4. Следить за ясностью произношения. Ребёнок должен следить за артикуляцией взрослого.
  5. Задавать простые вопросы.
  6. Поощрять усилия малыша и не слишком часто исправлять его ошибки.
  7. Помогать ребёнку употреблять уже знакомые ему слова.
  8. Свести к минимуму «сюсюкание».
  9. Исключить понукания: «Скажи «часы» и т. д.», так как они вызывают негативную реакцию.
  10.  Стимулировать у ребёнка использование жестов в общении.
  11.  Речь взрослого не должна быть стереотипной. «Пошли мыть руки» можно заменить на «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки» и т. д..

    Работая над развитием речи,  нужно учитывать такой  аспект: в зависимости от ряда причин у одних детей сосредоточение на предмете, внимание к речи и её понимание, активная речь появляются раньше, у других — позже; поэтому нельзя проводить чёткую грань между развитием пассивной и активной речи. Такое искусственное деление может привести к задержке формирования активной речи у отдельных детей. Уже при появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний , то есть вызывать у них активную речевую реакцию. При соблюдении этих требований на одном занятии возможно развитие детей с разными речевыми возможностями: у одних актуализируется пассивная речь, у других – активная.

     Санкт – Петербургский Институт раннего вмешательства выпустил «Руководство по раннему обучению», разработанное американскими дефектологами. Вот некоторые из предложенных ими занятий.

  1. Взрослый показывает, как он чистит зубы, моет руки, подметает пол. Ребёнок должен угадать, что делает взрослый.                                                                                                                                                                                                        Выложить на стол несколько предметов мяч, ложку, чашку, мыло и т. д.. Попросить ребёнка показать, чем мы едим, с чем мы играем, с чем мы моем руки и т. д.. Тогда ребёнок будет безошибочно показывать предметы, начинать показывать на предмет и спрашивать, что мы делаем с помощью этого предмета.
  2. Пользоваться такими предметами как кувшин, коробки, двери, ящики шкафов и т. д.. Показывать ребёнку открытый и закрытый предмет и соответственно называть его: «ящик закрыт (открыт)». Открывая и закрывая предметы, спрашивать у ребёнка: «Коробка открыта или закрыта?». Обязательно хвалить ребёнка.
Читайте также:  Узи брюшной полости ребенок 2 года

Поиграть с ребёнком, пряча в коробку маленькую игрушку. Пусть ребёнок просит вас открывать и закрывать различные ёмкости, руководя поисками. Когда он попросит открыть ту коробку, в которой спрятана игрушка, пусть ребёнок возьмёт её в награду.

  1. Сочинять свои собственные песенки и стихи обо всём, что делаем с ребёнком. Застёгивая на ребёнке пальто, напевать: «Одна маленькая, две маленькие, три маленькие пуговки». Или купая ребёнка, петь о том, как моем его ушки, шею и т. д.

Большое внимание на занятиях с учителем – дефектологом уделяется развитию познавательной сферы. У двухлетних детей происходит переход к более полному и всестороннему восприятию в связи с овладением предметной деятельностью, особенно – орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет), приводя их в соответствие по заданному признаку. Хотя в этом возрасте ребёнок редко пользуется зрительным соотношением, а использует развёрнутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учёт свойств и отношений объектов, даёт больше возможностей осуществлять выбор по образцу. Тесная связь  развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу сначала начинает осуществляться ребёнком по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уже затем – по отношению к цвету.

            Наименование задания

                     возраст

2 – 2,6

2,6 — 3

Вставить фигурки в пазы

3

6

Спрятать шарик в коробочку

2

4

Разобрать и собрать пирамидку

3 кольца

4 кольца

Подобрать парные картинки

2 пары

4 пары

Подобрать цветные кубики

2 цвета

4 цвета

Сложить целую картинку из частей

2

3

Достать тележку

скользящая тесёмка

скользящая и ложная тесьма

Построить из палочек

2

3

Нарисовать

дорожку

домик

                 Задания, направленные на познавательное развитие

Особого внимания требует развитие продуктивной деятельности (конструктивной, изобразительной). Развивается не только восприятие и представления, но и моторика, зрительно – двигательная координация, мышление, анализ объекта, выделение главного.

    Для качественной реализации задач по развитию ребёнка необходимо учитывать наличие развивающей предметно – пространственной среды. Основными характеристиками предметной среды для детей раннего возраста являются: разнообразие, доступность, эмоциогенность, зонирование. Очень хочется организовать в кабинете следующие зоны: для конструктивной деятельности , для сенсорного развития, для развития мелкой моторики, для ролевых и предметных действий, для развития основ ИЗО, для музыкального развития , для ряжения , для формирования представления ребёнка о себе и окружающих, для знакомства с природой.

   Для формирования представлений ребёнка об окружающих его людях, для знакомства с природой организуются целевые экскурсии: в лес, на речку, в город. Накатавшись на горке, посетив цирк, аттракционы, зоомагазин, дети возвращаются домой , переполненными новыми эмоциями, впечатлениями. Всё это благоприятно сказывается на развитии наших детей.

    Решить задачи по речевому и психическому недоразвитию учитель – дефектолог может только, работая в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, врачами, специалистами по Монтессори, Лекотеке.

Источник

Кто такой дефектолог? Учитель-дефектолог – это специалист, который проводит глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей.

  • состояния познавательной деятельности;
  • развития эмоционально-волевой сферы;
  • сформированности целенаправленной и/или игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте);
  • состояния психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

По результатам обследования дефектолог определяет:

  • уровень психологического развития ребенка,
  • разрабатывает индивидуальную коррекционную программу;
  • отбирает содержание обучения.

Важно помнить! Занятия с дефектологом в каждом возрасте имеют свою специфику, решают различные задачи.

Занятия с дефектологом от 1,5 до 3 лет направлены на:

  • нормализацию поведенческой сферы (выработка целенаправленного поведения, коррекция нежелательного поведения);
  • формирование игровой деятельности (предметно-манипулятивной, далее сюжетно-ролевой игры);
  • формирование сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление.
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.
Читайте также:  Суточный объем мочи у ребенка 2 года

statia defectolog1

Занятия с дефектологом детей 3– 5 лет ориентированы на:

  • коррекцию проблемного поведение (формирование учебного поведения, преодоление нежелательного поведения);
  • формирование и развитие сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение, сличение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций: внимание, память, аналитико-синтетическая деятельность, конструктивный праксис;
  • формирование/развитие оптико-пространственных представлений, ориентировок в схеме собственного тела, в пространстве;
  • формирование логического мышления.

Занятие с дефектологом дошкольников 6 – 9 лет могут быть нацелены на:

  • пополнение и актуализация знаний об окружающем мире;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • профилактика трудностей при школьном обучении;
  • освоение навыков правильного чтения, письма и счета.

Занятия с дефектологом при различных нарушениях развития

Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия.

Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР ран­него и младшего дошкольного возраста являются:

  • развитие психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, речи);
  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • накопление и расширение сенсорного опыта;
  • формирование представлений об окружающем мире.

При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:

  • учитывает уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти;
  • выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
  • не ограничивает творческую свободу ребенка;
  • предлагает вариативные задания;
  • подбирает учебный материал с постепенным усложнением.

Занятие дефектолога с детьми с аутизмом.

Работа дефектолога с ребенком с аутизмом, как и с ребенком с ЗПР нацелена на преодоление тех или иных дефицитов в развитии дошкольника, которые были выявлены на диагностическом занятии/первичной консультации. В процессе обследования ребенка с аутизмом дефектолог обращает внимание на:

  • умение действовать по инструкции (понимание вербальной инструкции, умения действовать по подражанию);
  • планирование и организацию деятельности, умение следовать многоступенчатой инструкции;
  • степень сформированности сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • уровень развития пространственных представлений, умение копировать образец, конструировать по схеме, начальные навыки счета;
  • моторную и сенсорную сферы (определение ведущей руки, выявление предпочтений к сенсорным материалам и действиям);
  • поведенческие особенности: скорость восприятия, особенности переключения, особенности коммуникации, способы уклонения от выполнения заданий, умение действовать по очереди.

С ребенком с аутизмом, как правило, работает команда специалистов, и учитель-дефектолог может быть одним из ведущих педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.

Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью.

Коррекция отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью осуществляется комплексно, на основе диагностики. Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • совершенствование достижений сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Важно помнить! Обязательным условием коррекционной деятельности при обучении ребенка с умственной отсталостью является ее практическая ориентированность. Т.е. содержание обучения носит прикладной характер.

Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.

Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
  • формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
  • обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
  • развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
  • преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.

При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:

  • опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
  • учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  • предлагает доступный и повторяемый материал;
  • проводит занятия с учетом интересов ребенка;

Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми знаниями и компетенциями для проведения диагностики и составления программы индивидуальной работы с ребенком с нарушением психического и/или речевого развития.

Источник

/О детях/Детское здоровье и уход

Работа дефектолога с ребенком 2 годаОчень часто родители сталкиваются с «особым развитием» ребенка: у него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, затруднено общение, нет речи. Как правило, тогда начинается поиск специалистов, которые могут помочь в этой проблеме.

Здесь собраны самые распространенные вопросы родителей, которые впервые столкнулись с проблемами задержки речевого и психоречевого развития у ребенка.

Читайте также:  Суточный набор продуктов ребенка 2 года

1. К какому специалисту обращаться?

Ребенка нужно обязательно показать: невропатологу, психиатру, педиатру, психологу, а также дефектологу и логопеду.
Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Логопед — специалист в области обучения детей с нарушениями речи, он оказывает помощь при нарушении речи средствами коррекционного обучения и воспитания.


2. В чем отличие логопеда от дефектолога?

Логопед занимается уже с говорящими ребятишками с нарушением звукопроизношения или произношения сложных слоговых структур. Он корректирует совершенно невнятную речь, занимается постановкой звуков.
Дефектолог же занимается общим развитием ребенка, всех его возможностей, проводит занятия. Производит обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, бытовой и социальной адаптации категории детей, которым она требуется.


3. Как строится работа дефектолога?

В работе дефектолога преобладают индивидуальные занятия. Это позволяет учесть особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психофизическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления. Т.е. дефектолог подстраивается под ребенка в игровой или урочной форме, пытается научить ребенка тому или иному навыку. Особое внимание уделяется речевому развитию ребенка.
Основные методы таковы:
— урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);
— игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);
— метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям, не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.


4. С какого возраста начинать занятия?

Как правило, на занятия с логопедом берут с 4-5 лет. Когда обращаться к дефектологу? По-разному, зависит от возможности, желания ребенка и подготовленности специалиста, но чаще всего — с 2-2,5 лет.

5. Какие упражнения используют дефектологи?

Приведем некоторые развивающие игры, которые применяют в своих занятиях дефектологи.

  • Упражнения для развития мелкой моторики рук

Упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Массаж рук, ладошек рекомендуют делать уже с годовалого возраста.

Упражнение «Этот пальчик»:

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш!

(поочередно загибать пальцы в кулачок)

Развитию ручной моторики способствуют также:

— Занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
— Нанизывание бус;
— Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
— Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы, мелкие игрушки, фасоль;
— Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
— Рисование по точкам, пунктирным линиям;

  • Игры на развитие зрительного внимания

— Лото, домино
— НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА (Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор).
— ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти)

  • Игры на развитие слухового внимания

— ЧТО ЗВУЧАЛО? ( Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало).

  • Игры на развитие моторно-двигательного внимания

— КТО ЛЕТАЕТ? (Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки)
— СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым).

Желаю, чтобы ваши детки преодолели все трудности и радовали вас своими достижениями!

13.07.2012
Подборку составила Хамелион

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Развитие мелкой моторики + хороший логопед. У нас короткая уздечка. Подрезать не стали, помогла гимнастика. С логопедом заниматься лучше индивидуально, групповые занятия малоэффективны

Источник