Проведение дородовой диагностики нарушений развития ребенка
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.В.Яковлева
от 19 марта 2015 года N 15-4/607
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» медицинская помощь при беременности оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам.
Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (далее — Порядок) женщинам при беременности трехкратно проводится скрининговое ультразвуковое исследование (при сроках беременности 11-14 недель, 18-21 неделя и 30-34 недели) и при сроке беременности 11-14 недель — определение сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина A (PAPP-A) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина) с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией. Указанные медицинские мероприятия организуются и проводятся медицинскими организациями, осуществляющими наблюдение за беременными женщинами в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).
Согласно приказу Минздрава России от 28 декабря 2000 года N 457 «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей» при установлении у беременной женщины высокого риска по хромосомным нарушениям у плода (индивидуальный риск 1/100 и выше) в I триместре беременности и (или) выявлении врожденных аномалий (пороков) развития у плода врач-акушер-гинеколог направляет ее в медико-генетическую консультацию (центр) для медико-генетического консультирования и установления (подтверждения) пренатального диагноза и решения вопроса о необходимости использования инвазивных методов обследования.
Генетическое обследование беременных женщин с риском поражения плода, включающее проведение углубленного комплексного пренатального обследования для подтверждения патологии у плода и выработки тактики ведения беременности, комплекс медицинских мероприятий, направленных на исключение поздно манифистирующих врожденных аномалий развития плода в медико-генетических консультациях (центрах) осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При наличии показаний беременные женщины могут направляться в акушерские стационары 3-й группы для оказания специализированной медицинской помощи (аспирация ворсин хориона, плацентоцентез, амниоцентез, кордоцентез) с последующим доступным генетическим анализом клеток плода и проведения медикаментозного лечения, направленного на сохранение беременности в рамках базовой программы ОМС.
Таким образом, обследование женщин в период беременности, предусмотренное Порядком, в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную и специализированную медицинскую помощь женщинам в период беременности, осуществляется за счет средств ОМС, а генетическое обследование беременных по выявлению (подтверждению) врожденных аномалий (пороков) развития у плода в медико-генетических консультациях (центрах) — за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
СОГЛАСОВАНО
Председатель Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
Н.Н.Стадченко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка
Источник
___________ «____»____________2012г.
1. Общее описание «дорожной карты»
«Дорожная карта» разработана в целях эффективного участия Московской области в федеральном проекте «Пренатальная диагностика нарушений развития ребенка», который реализуется с 2010 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.10 г. № 000 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка» и приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.02.11 г. № 71н «О мерах реализации постановления правительства Российской Федерации от 27.12.10 г. № 000».
Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 21.12.11 г. , Московской области для реализации мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, из федерального бюджета на 2012 год предоставлена субсидия в размере 23994,2 тыс. рублей.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 21.12.11 г. , между Минздравсоцразвития Российской Федерации и правительством Московской области 19.05.12 г. заключено Соглашение № 15/10п-2012 о взаимном сотрудничестве, которое предусматривает софинансирование в 2012 году проекта из областного бюджета в сумме 26000,0 тыс. рублей.
Проект «Пренатальная диагностика нарушений развития ребенка» направлен на привлечение средств федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятий по проведению и улучшению пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.
* показатель будет уточняться ежегодным отдельным распоряжением правительства Российской Федерации
Целью «дорожной карты» является получение в годы денежных средств федерального бюджета в виде субсидии в размере 23994,2 тыс. рублей на реализацию мероприятий по проведению и улучшению пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.
Реализация «дорожной карты» позволит увеличить приток (объем) денежных средств, направляемых на улучшение качества медицинского обслуживания беременных женщин и новорожденных, что в свою очередь будет способствовать снижению и стабилизации в регионе на низких значениях показателей младенческой смертности, общей заболеваемости новорожденных, частоты встречаемости врожденных пороков у детей при рождении (см. таблицу ниже).
Сроки реализации «дорожной карты» – годы.
2. План мероприятий
№п/п
Мероприятие
Ожидаемый
результат
Срок
реализации
Ответственные исполнители (соисполнители)
I. Организационные мероприятия
1.
Создание рабочей группы по реализации проекта на предстоящий год
Разработка плана организационных мероприятий по эффективной работе государственных и муниципальных лечебно-профилак-тических учреждений в проекте
15.12.2012
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
ГБУЗ «Московский областной НИИ акушерства и гинекологии»
ГБУЗ «Московский областной перинатальный центр»
2.
Анализ результатов работы ЛПУ над проектом в прошедшем году
Определение и принятие мер по улучшению эффективности проекта в наступившем году с учетом выявленных недостатков за прошедший год
01.02.2013
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
II. Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта
1.
Постановление правительства Московской области «О заключении Соглашения о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Московской области»
Установление легитимных правовых (договорных) отношений межу Минздравом Российской Федерации и правительством Московской области
01.06.2013
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
2.
Постановление правительства Московской области «О мерах по реализации на территории Московской области в 2013 году мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка»
Регулирование порядка использования средств субсидии
01.09.2013
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
III. Реализация проекта
1.
Подготовка заявки Московской области на участие в реализации проекта
Направление заявки на участие в проекте в Министерство здравоохранения в наступающем году
01.11.2012
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
2.
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам участия Московской области в реализации проекта
Своевременная подготовка нормативно-правовых документов и оперативное решение возникающих проблем при реализации проекта
В течение 2013 года
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
3.
Заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о взаимодействии в процессе реализации проекта на территории Московской области
Подготовка постановления правительства Московской области «О заключении Соглашения о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области»
01.06.2013
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
4.
Подготовка документации для проведения электронных торгов по закупке медицинской техники, реактивов и расходных материалов, необходимых для реализации проекта
Обеспечение эффективности использования финансовых средств
01.07.2013
Управление реализации программ и развития здравоохранения Министерства здравоохранения
ГБУЗ «Московский областной НИИ акушерства и гинекологии»
ГБУЗ «Московский областной перинатальный центр»
5.
Проведение электронных торгов по закупке медицинской техники, реактивов и расходных материалов, необходимых для реализации проекта
Материально-ресурсное обеспечение практических мероприятий в проекте (проведение УЗИ, биохимических исследований)
15.08.2013
Управление реализации программ и развития здравоохранения Министерства здравоохранения
ГБУЗ «Московский областной НИИ акушерства и гинекологии»
ГБУЗ «Московский областной перинатальный центр»
6.
Внесение соответствующих изменений в долгосрочные целевые программы
Внесение изменений в долгосрочную целевую программу Московской области «Совершенство-вание медицинской помощи детям, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2013 – 2015 годов»
В течение 2013 года
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
7.
Мероприятия по освоению субсидий из федерального бюджета
Ежемесячный мониторинг реализации проекта и освоения субсидии
В течение 2013 года
Управление организация медицинской помощи матерям и детям, Планово-экономическое Управление Министерства здравоохранения
8.
Проведение совещаний членов рабочей группы и специалистов из окружных кабинетов пренатальной диагностике
Улучшение качества диагностики врожденной патологии у новорожденных
15.03.13
15.07.13
15.11.13
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
ГБУЗ «Московский областной НИИ акушерства и гинекологии»
ГБУЗ «Московский областной перинатальный центр»
IV. Обеспечение контроля
1.
Контроль и мониторинг хода реализации мероприятий плана
Соблюдение сроков реализации мероприятий Плана (дорожной карты)
В течение 2013 года
Управление организация медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения
2.
Подготовка промежуточных и итогового отчетов об участии в проекте
Мониторинг реализации Соглашения и эффективности проекта по целевым показателям
Квартальные отчеты – до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Годовой отчет до 20 января 2014 года
Управление организация медицинской помощи матерям и детям, Планово-экономическое Управление Министерства здравоохранения
Источник
Об утверждении Порядка проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1141 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка», на основании подпункта 1 пункта 1 распоряжения Правительства Омской области от 19 октября 2011 года N 144-рп «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1140 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1141»
приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.
Приложение. Порядок проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка
Первый заместитель
Министра здравоохранения Омской области
В.В. Долгушин
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения Омской области
от 23 декабря 2011 года N 115
1. Настоящий Порядок регламентирует проведение мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике нарушений развития ребенка (далее — пренатальная диагностика) на территории Омской области с целью предупреждения рождения детей с тяжелыми, не поддающимися лечению, формами наследственных и врожденных болезней.
2. Пренатальная диагностика включает два уровня обследований:
1) трехкратное скрининговое ультразвуковое исследование беременных женщин и забор проб крови для проведения исследований уровней сывороточных маркеров;
2) мероприятия по диагностике конкретных форм нарушений развития ребенка, оценке тяжести болезни и прогнозу состояния здоровья ребенка, а также по решению вопроса о прерывании беременности в случае выявления тяжелого, не поддающегося лечению, нарушения развития ребенка.
3. Для проведения пренатальной диагностики первого уровня обследований женской консультацией или другим родовспомогательным учреждением, расположенным на территории Омской области (далее — родовспомогательные учреждения), беременным женщинам выдается направление по форме, установленной распоряжением Министерства здравоохранения Омской области (далее — Министерство).
4. Скрининговое ультразвуковое исследование всех беременных женщин проводится на аппаратах экспертного класса в учреждениях здравоохранения Омской области в соответствии с направлением, предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка, в следующие сроки:
1) 10 — 13 недель 6 дней беременности — для установления срока и характера течения беременности, оценки толщины воротникового пространства плода, состояния хориона, определения наличия риска возникновения нарушений развития ребенка (в том числе для выявления ультразвуковых маркеров хромосомных аномалий развития);
2) 20 — 24 недель беременности — для оценки анатомии ребенка с целью выявления у него пороков развития, для выявления маркеров хромосомных болезней, ранних форм задержки развития ребенка, патологии плаценты, аномального количества околоплодных вод;
3) 32 — 34 недель беременности — для оценки темпов роста ребенка, выявления нарушений развития ребенка с поздними проявлениями, а также в целях функциональной оценки состояния здоровья и развития ребенка.
5. Для стандартизации полученных данных используется единая схема ультразвукового обследования, предусмотренная федеральным законодательством, при проведении ультразвукового обследования беременных женщин в сроки 10 — 13 недель 6 дней беременности результаты обследования дополнительно оформляются протоколом по форме, установленной распоряжением Министерства.
6. Забор пробы крови у беременных женщин для проведения исследования уровней сывороточных маркеров проводится в учреждениях здравоохранения Омской области, проводивших скрининговое ультразвуковое исследование, в следующие сроки:
1) 11 — 13 недель беременности — у всех беременных женщин для определения уровня РАРР-а (плазменный протеин, ассоциированный с беременностью), свободной бета-единицы хорионического гонадотропина человеческого (бета-ХГЧ);
2) 16 — 20 недель беременности — у беременных женщин, не прошедших биохимический скрининг в сроке 11 — 13 недель беременности или направленных врачом-генетиком, для определения уровня альфафетопротеина (АФП), неконьюгированного эстриола и хорионического гонадотропина человеческого (ХГЧ).
7. Результаты биохимического исследования оформляются технологическим протоколом медицинского оборудования, используемого для его проведения.
8. Беременные женщины, у которых по результатам первого уровня обследований пренатальной диагностики выявлены нарушения в развитии плода, повышенный риск рождения ребенка с хромосомной патологией, беременные женщины, угрожаемые по рождению детей с наследственной болезнью или врожденным пороком развития (далее — ВПР), беременные женщины в возрасте от 35 лет и старше, беременные женщины, имеющие в анамнезе рождение ребенка с ВПР, хромосомной или моногенной болезнью, также с установленным семейным носительством хромосомной аномалии или генной мутации направляются в региональную медико-генетическую консультацию для проведения генетического консультирования, комплексного пренатального обследования, включая инвазивную диагностику плода, ультразвуковое обследование плода, а также выработки тактики ведения беременности при подтверждении патологии у плода и получения медицинских рекомендаций.
9. Для проведения обследований второго уровня пренатальной диагностики родовспомогательными учреждениями беременным женщинам выдается выписка из медицинской карты и результаты проведенного ультразвукового и биохимического скрининга.
10. Учреждения здравоохранения Омской области, осуществляющие пренатальную диагностику, представляют отчет о ее проведении по форме, установленной распоряжением Министерства, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Текст документа сверен по:
газета «Омский вестник»,
N58, 30.12.2011
Источник
Утверждаю
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.В.ЯКОВЛЕВА
19.03.2015 N 15-4/607
Согласовано
Председатель
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования
Н.Н.СТАДЧЕНКО
16.03.2015 N 1523/30-4/11
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕНАТАЛЬНОЙ (ДОРОДОВОЙ) ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В 2015 ГОДУ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» медицинская помощь при беременности оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам.
Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 г. N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (далее — Порядок) женщинам при беременности трехкратно проводится скрининговое ультразвуковое исследование (при сроках беременности 11 — 14 недель, 18 — 21 неделя и 30 — 34 недели) и при сроке беременности 11 — 14 недель — определение сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина A (PAPP-A) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина) с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией. Указанные медицинские мероприятия организуются и проводятся медицинскими организациями, осуществляющими наблюдение за беременными женщинами в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).
Согласно приказу Минздрава России от 28 декабря 2000 N 457 «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей» при установлении у беременной женщины высокого риска по хромосомным нарушениям у плода (индивидуальный риск 1/100 и выше) в I триместре беременности и (или) выявлении врожденных аномалий (пороков) развития у плода врач-акушер-гинеколог направляет ее в медико-генетическую консультацию (центр) для медико-генетического консультирования и установления (подтверждения) пренатального диагноза и решения вопроса о необходимости использования инвазивных методов обследования.
Генетическое обследование беременных женщин с риском поражения плода, включающее проведение углубленного комплексного пренатального обследования для подтверждения патологии у плода и выработки тактики ведения беременности, комплекс медицинских мероприятий, направленных на исключение поздно манифистирующих врожденных аномалий развития плода в медико-генетических консультациях (центрах) осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При наличии показаний, беременные женщины могут направляться в акушерские стационары 3-й группы для оказания специализированной медицинской помощи (аспирация ворсин хориона, плацентоцентез, амниоцентез, кордоцентез) с последующим доступным генетическим анализом клеток плода и проведения медикаментозного лечения, направленного на сохранение беременности в рамках базовой программы ОМС.
Таким образом, обследование женщин в период беременности, предусмотренное Порядком, в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную и специализированную медицинскую помощь женщинам в период беременности осуществляется за счет средств ОМС, а генетическое обследование беременных по выявлению (подтверждению) врожденных аномалий (пороков) развития у плода в медико-генетических консультациях (центрах) — за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Открыть полный текст документа
Источник