Протокол обследования речи ребенка возраст от 5 до 6 лет
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)
Ф.И.ребенка_____________________________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________________
Предварительное собеседование
1.Как тебя зовут?________________________________________________________________________□
2.Сколько тебе лет?_____________________________________________________________________ □
3.В каком городе ты сейчас живешь?_______________________________________________________ □
4.В какие дни недели мы отдыхаем?________________________________________________________□
5.Какие звери живут в лесу? (3—5 слов)____________________________________________________ □
6.Кого поздравляют 8 — го марта?_________________________________________________________ □
- Дата обследования________________________________________________________________________________С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?________________________________________________ □
- Когда перелетные птицы улетают на юг?________________________________________________________ □
- На каком этаже ты живешь?___________________________________________________________________ □
- Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора?______________
_____________________________________________________________________________________________ □
- Какой сейчас месяц?________________________________________________________________________ □
- Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)_______________________________________________________ _ □
_____________________________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Количество баллов — (12).
Блок I
Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.
А. (лист 5-1) Скворечник____________ □ Люстра________________ □ Гнездо_________________ □ гиря ___________________□ кувшин_________________□ клещи _________________ □ портфель ______________ □ | Б. (лист 5-2). клен _________________ □ рябина________________ □ колокольчики ___________ □ одуванчик _______________□ дуб ____________________ □ ромашка_______________ □ ландыш________________ □ | В. (лист 5-3). Синица_______________________□ снегирь ______________________ □ ласточка______________________□ индюк _______________________ □ дятел ________________________ □ носорог ______________________ □ бегемот_______________________□ рысь ______________________ □ |
Г. (лист 5-4). смородина ___________________________ □ вишня _______________________________ □ малина ______________________________ □ редис ________________________________□ баклажаны ___________________________ □ свекла_______________________________ □ кабачок _____________________________ □ | Д. (лист 5-5). кепка ________________________________ □ панама _______________________________ □ комбинезон____________________________ □ пиджак _______________________________ □ галстук________________________________ □ туфли _________________________________ □ сандалии_______________________________ □ |
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси мальное количество баллов — 36.
Задание 2. (лист 5-6). Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Холодильник____________________________________________________________________□
хлебница________________________________________________________________________□
отвертка ________________________________________________________________________□
кормушка ______________________________________________________________________□
сети __________________________________________________________________________□
половник ______________________________________________________________________□
носилки ______________________________________________________________________________□
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Количество баллов — (7).
Задание 3. (лист 5-7). Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
сахарница — сахар__________________________________________________________________ □
шуруп — отвертка__________________________________________________________________ □
свитер — клубок____________________________________________________________________ □
самокат — велосипед________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — 0 баллов. Количество баллов — (4).
Задание 4. (лист 5-8). Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них.
шуруп—гвоздь_______________________________________________________________________ □
кофта—свитер_______________________________________________________________________ □
пальто—шуба________________________________________________________________________ □
табурет—стул_______________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Количество баллов — (4).
Задание 5. (лист 5-9). Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.
Девочка поливает сметаной вареники (пирожки …). □
Мальчик раскрашивает картинку (яблоко …). □
Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье. □
Мальчик выбивает ковер. □
Девочка выливает воду. □
ОЦЕНКА: правильно (адекватный глагол) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (5).
Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор.
вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника
___________________________________________________________________________________ □
морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок
___________________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Количество баллов — (2).
Задание 7. Растолкуй значения слов:
Маслёнка___________________________________________________________________________ □
Пелёнка____________________________________________________________________________ □
Селёдочница_________________________________________________________________________ □
Дрессировщица_______________________________________________________________________ □
Воротник____________________________________________________________________________ □
лыжник ______________________________________________________________________________ □
шахматист____________________________________________________________________________ □
турист_______________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Количество баллов — (8).
Задание 8. Как называется профессия человека, который:
работает на тракторе _________________________________________________________________________ □
убирает двор и улицу _________________________________________________________________________ □
показывает фокусы___________________________________________________________________________ □
играет на гитаре______________________________________________________________________________ □
играет на скрипке_____________________________________________________________________________ □
охраняет лес _________________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Количество баллов — (6).
Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим. Образец: Курица — цыпленок; свинья — поросёнок.
Корова — телёнок; собака — ? □
Ворона — гнездо; муравей — ? □
Лётчик — самолёт; шофёр — ? □
Коза — козёл; курица — ? □
Рыба — удочка; бабочка — ? □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — ( 5).
Блок II
Задание 10. Ответь на вопросы.
Какой мяч мы называем футбольным? □
Какую бочку мы называем дубовой? □
Какую змею мы называем ядовитой? □
Какую ветку мы называем сосновой? □
Какие лыжи мы называем горными? □
Какие очки мы называем солнцезащитными? □
Какую машину мы называем снегоуборочной? □
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Количество баллов — (7).
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист — листья.
колесо □ ухо □ перо □
молоток □ пень □ леденец □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (6).
Задание 12. (лист 5-10). Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.
шесть чашек □ пять пуговиц □
пять кисточек □ пять карандашей □
шесть топоров □ пять кукол □
ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов (6).
Задание 13. Назови иначе.
Образец: Лист дуба — это дубовый лист.
Куст сирени — это…_____________________________________________________________ □
Ствол берёзы — это…____________________________________________________________ □
Варенье из земляники — это…_____________________________________________________ □
Сок черники — это…_____________________________________________________________ □
Косточка вишни — это…__________________________________________________________ □
Сок абрикоса — это…____________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов (6).
Задание 14. Закончи предложение.
Тигр живет с тигрицей, а лев … □
Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы … □
На гитаре играет гитарист, а на скрипке … □
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины … □
Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы … □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (5).
Задание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.
Перец — перечница, мыло — ? □
Сосна — сосновый, земляника — □
Лётчик — летать, дрессировщик — □
Длинный — длиннее, короткий — □
Рыбный — рыба, мясной — □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (5).
Задание 16. (лист 5-11 ). Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.
кошка под стулом □
кошка на заборе □
кошка за деревом □
собака перепрыгивает барьер (через барьер) □
кошка спрыгивает со стула □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (5).
Задание 17. Послушай и повтори каждое предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.________________________________________
______________________________________________________________________________________□
На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.___________________________________________
______________________________________________________________________________________□
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи._______________________________________
______________________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (3).
Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы.
Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? □
Петю провожал дедушка. Кто уезжал? □
После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал
газету?_____________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (3).
Блок III
Задание 19. Повтори слова:
экскаватор □ эскалатор □
архитектор □ кораблекрушение □
водопроводчик □ аэропорт □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Количество баллов — (6).
Задание 20. Повтори слоги:
па-ба-па ______________________________□ аши-асы-аши___________________________□
шва-шва-жва __________________________□ кра-гра-кра___________________________ □
сан-цан-цан. ____________________________ □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (5).
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук._______________________________________________________________________________________ □
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук._______________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Количество баллов за все задание — (2).
Задание 22.
A. Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым.
Ваза ______ жёлудь________ коса_________ утка____________галстук.________ □
ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) 0 баллов.
Б. Сколько звуков в слове «жук»? ____________________________________________________ □
B. Сколько звуков в слове «ваза»? □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов за все задание — (3).
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением:
дон-дон-дон □ дон-дон-дон □ дон-дон-дон □
тя-тя-тя □ тя-тя-тя □ тя-тя-тя □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (6).
Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией.
Мама ходила магазин?_________________________________________________________________________ □
Мама ходила вчера в магазин? __________________________________________________________________ □
Мама ходила вчера в магазин? __________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Количество баллов — (3).
Задание 25. Дай утвердительный ответ на вопрос.
Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку)________________________________________________ □
Брат вчера получил письмо?(Да, вчера.) _____________________________________________________ □
Лена ходила вчера в театр?(Да, ходила)____________________________________________________ □
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Количество баллов — (3).
Блок IV
Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы.
Как ёжик в лесу гулял.
Пошел темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки.
Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть,
но ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть
до утра полежит. А утром вместо голу бой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.
Когда ёжик пошел гулять?___________________________________________________________________ □
Что видел ёжик в лесу?______________________________________________________________________ □
Чем ёжик накрыл звезду?____________________________________________________________________ □
Что увидел ёжик в луже утром?_______________________________________________________________ □
Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ □
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Количество баллов — (5).
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):
- На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказа лась большая лужа.
- Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.
- Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
- Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
- Мальчик помог девочке перейти через лужу. □
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — 0 баллов. Максимальное количество баллов — (2).
Задание 28. Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в рассказе верно передан сюжет □
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация □
в) тема раскрыта полностью □
г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания □
1 балл:
а) сюжет передан частично □
б) логическая последовательность событий не нарушена □
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично) □
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания □
0 баллов:
а) рассказ не передает предложенный сюжет;
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Количество баллов (баллы суммируются) — (8).
Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Лев и медведь
Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в пересказе полностью передано содержание текста □
б) пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию □
в) при пересказе используется вариативность речи □
1 балл:
а) содержание текста передано частично □
б) в пересказе присутствует только основная информация □
в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала □
0 баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу________________________________________________________□
б) нарушена смысловая организация текста_____________________________________________________□
в) значительные трудности в языковом оформлении текста________________________________________□
Количество баллов (баллы суммируются) — (6).
Источник
Протокол обследования устной речи
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________
Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________
Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________
Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________
Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата
Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________
круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________
Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________
Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________
Присасать к твердому небу_______________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики
- Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
- По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
- Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
- Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Инструкция: «Повтори за мной предложение».
Бабушка сушила мокрое белье на веревке.
(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)
Инструкция: «Повтори за мной слова».
Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________
Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________
Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________
Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________
Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________
Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________
Жук – ножи_________________________
Свистящие(характер нарушений) | Шипящие(характер нарушений) | ||
С | Ш | ||
С ‘ | Ж | ||
З | Ч | ||
З ‘ | Щ | ||
Ц | |||
Сонорные (характер нарушений) | Другие звуки (характер нарушений) | ||
Л | |||
Л ‘ | |||
Р | |||
Р ‘ |
Состояние слоговой структуры слова
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
- Повтори слова
Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________
Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________
Парикмахер __________________мотоциклист___________________
- Повтори предложение
Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________
У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________
Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Проверка состояния фонематического восприятия
- Повтори за мной слоговые ряды и слова
та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________
ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________
том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
- Скажи, какой первый звук в слове
А – Аня, аист, астра_____________
О – осы, Оля, окна______________
И – Ира, ива, ил________________
У – улица, уши, Уля_____________
- Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________
К – кошка____________________окно______________________мак_____________________
- Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)
Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________
Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________
Фонематический синтез
- Составь слова из звуков
[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________
[п],[о],[ч],[к],[а]_______________
- Фонематические представления
Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.
Например, на звук [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности словарного запаса
Исследование номинативного словаря
- Назови, какие ты знаешь?
•овощи_____________________________________________________________________
•фрукты ____________________________________________________________________
•одежда ____________________________________________________________________
•обувь ______________________________________________________________________
•мебель_____________________________________________________________________
•времена года _______________________________________________________________
•транспорт __________________________________________________________________
•дикие животные_____________________________________________________________
•домашние животные _________________________________________________________
•птицы _____________________________________________________________________
•цветы______________________________________________________________________
•деревья ____________________________________________________________________
•грибы _____________________________________________________________________
•ягоды _____________________________________________________________________
•профессии _________________________________________________________________
- Назови предмет по его описанию
Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________
Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________
Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________
- Знание обобщающих слов
Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________
Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________
Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________
Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________
Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________
Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________
Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________
Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________
Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________
Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________
Мак, роза, василек_______________________________________________________________
Береза, сосна, рябина____________________________________________________________
Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________
Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________
Повар, маляр, врач_______________________________________________________________
- Подбор синонимов
Радость ________________________печаль___________________________________________
Врач___________________________шофер____________________________________________
Исследование атрибутивного словаря
- Подбор определений к словам:
Например: Туча черная
Лес _____________________________________дом____________________________________
Небо ___________________________________дорога___________________________________
Мама __________________________________книга____________________________________
- Подбор относительных прилагательных
Стол какой(деревянный), а стакан?»
Вата_________________________________замок_______________________________________
Ранец _______________________________шуба________________________________________
Ваза ________________________________снег_________________________________________
Ремень______________________________море________________________________________
Мед________________________________лист_________________________________________
- Подбор антонимов
широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________
весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________
прямой _____________________ сухой ____________________ холодный _________________
Исследование предикативного словаря
- Называет действия. Кто как передвигается?
Собака _________________________лошадь__________________________________________
Ворона _________________________человек_________________________________________
Червяк __________________________бабочка________________________________________
Рыба ___________________________черепаха________________________________________
- Кто как голос подает?
Собака __________________утка________________________петух________________________
Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________
Жук_____________________кошка______________________волк_________________________
- Действия людей различных профессий
Маляр___________________________портной_________________________________________
Врач_____________________________парикмахер_____________________________________
Летчик___________________________тракторист______________________________________
Исследование грамматического строя речи
- Исследование способности словоизменения
- образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. | множ.число родит.пад. | |
стул | ||
ведро | ||
воробей | ||
дом | ||
пчела | ||
ухо | ||
утёнок | ||
окно |
- Образование существительных множественного числа
Дом-дома-домов
Дерево-________________________________________________________________________
Яблоко_________________________________________________________________________
Окно-окна-окон
Марка_________________________________________________________________________
Стол___________________________________________________________________________
Шар___________________________________________________________________________
Книга_________________________________________________________________________
Вишня_________________________________________________________________________
- Согласование прилагательных с существительными
(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)
Шарф____________________________Шапка_________________________________________
Пальто___________________________
- Образование названий детенышей
у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________
у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________
у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________
Исследование способности словообразования
- образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________
стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________
кровать__________________ложка______________________кукла________________________
- образование прилагательных от существительных
Дерево-деревянный
Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________
Кожа_________________________железо__________________шелк______________________
Бумага_______________________кружево_________________
- образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)
- образование притяжательных прилагательных
У зайца хвост заячий, а у волка?_____________________________________________________
У лисы?_________________________________________________________________________
У зайца голова заячья, а у волка?____________________________________________________
У лисы?_________________________________________________________________________
- Согласование существительных с числительными
— 1 — ухо | — 2 — | — 5 — |
помидор | ||
стул | ||
ручка |
Обследование связной речи
- составление рассказа по картинке__________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- пересказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник