Пройти тест векслера ребенку 5 лет

Пройти тест векслера ребенку 5 лет thumbnail

Тест Векслера формы WPPSI на данный момент является основной стандартизированной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4,5-6,5 лет и является одним из ключевых факторов для распределения дошкольников с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.) в соответствующие коррекционные школы.

Лёву я собираюсь пристраивать именно в коррекционную школу — речевую (V вид). Там такая же образовательная программа, как и в обычной школе, но вследствие проблем учеников сделан упор на русский язык, логопедию и развитие связной речи. Подготовка к поступлению в коррекционные школы начинается раньше, чем подготовка к поступлению в общеобразовательные. Поэтому нас уже сейчас погнали по врачам и не только, чтобы делать заключение на ПМПК. В состав этого заключения входит прохождение детского психолога с тестом Векслера.

Честно говоря, для меня тест Векслера стал неожиданностью. Почему-то я думала, что его назначают только детям с ЗПР, аутизмом или подозреваемым в умственной отсталости. Поэтому, когда нам сказали, что нужно будет пройти психолога, я подумала, что она просто побеседует с сыном и поспрашивает по общим понятиям. Ага, конечно. Меня выставили за дверь и тестировали Лёву больше часа.

Так как мы явно не одни такие, кому пришлось (или придётся) столкнуться с тестированием, я хочу немного рассказать о том, что в него входит и что оно показывает.

Что же это за тест?

Суммарно в тест Векслера входит 11 разных субтестов — поэтому прохождение и занимает в среднем от 60 до 90 минут. Само тестирование делится на две части. Первая часть — это 6 субтестов на вербальный интеллект.

Вербальный интеллект — это совокупность знаний, которую мы получаем от общения с окружающими и опыта взаимодействия со средой.

Например, такие знания, как количество времен года, что такое мебель, где продают лекарства или три состояния воды — это всё область вербального интеллекта. Кроме того, он подразумевает способность анализировать чужие слова и высказывать свои выводы на основе полученной информации.

Следует однако отметить, что вербальный интеллект и общие знания, которые чаще всего являются основным мерилом его качества, сильно зависят от уровня развития речи и от среды, в которой воспитывается ребёнок. Соответственно, педзапущенные и дети с проблемами по части логопедии, обычно тут «хромают».

типовой набор детского варианта теста Векслера (изображение из открытых источников)

А вторая часть теста Векслера состоит из 5 субтестов и предполагает тестирование невербального интеллекта. Она сделана таким образом, чтобы дети с речевыми проблемами или с пробелами в знаниях могли показать, что на самом деле у них адекватные интеллектуальные способности.

Невербальный интеллект не зависит от общения, уровня образования и прочих веяний среды. Это врождённые способности, базирующиеся на пространственных представлениях и образах.

По мнению доктора психологии Дубровиной, именно невербальный интеллект способен чётко обозначить зону ближайшего развития ребёнка и его потенциальные интеллектуальные возможности. Кроме того, он неплохо поддаётся тренировке, благодаря чему можно выводить ребёнка на всё более высокие уровни развития, планомерно приближая к норме, если имеются какие-то проблемы.

Особенности теста Векслера и что ещё по нему определяют

Я думаю, многие приметили, что шкала Векслера WPPSI рассчитана на тестирование детей от 4,5-6,5 лет. Это очень разный возраст и по развитию невербалки, и по знаниям. Я поначалу думала, что это полный бред тестировать детей с таким разбросом. Однако, оказывается при трактовке теста используется шаг в 3-4 месяца. То есть, детей, например, 4,5-4,8 лет и детей 6,0-6,3 лет будут тестировать и оценивать по-разному.

Также хочется отметить, что в вербальной части в субтесте на осведомленность некоторые вопросы вполне нормальные, например «Сколько времён года ты знаешь?«, а некоторые просто, простите, звиздец, на который и я не отвечу без гугла, например: «Кто открыл Южный полюс?«

Но оказывается, они намеренно задаются при тестировании, чтобы выявить феномены психики. Например, повышенный интерес к географическим данным, историческим фактам с датами наблюдается не только при начитанности и сильном вербальном интеллекте, но и при акцентуированности — это когда некоторые черты личности усилены в ущерб остальным.

Акцентуация сама по себе не является психическим расстройством, но при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в него, поэтому сложные вопросы в тесте Векслера ставятся не только для того, чтобы увидеть начитанность, но и для выявления потенциально проблемной черты психики, если у психиатра или психолога есть вопросы к душевному состоянию тестируемого.

Есть ещё один интересный вербальный субтест, который по словам психолога, Лёва сдал прям на нижнюю границу нормы — это субтест «Понятливость». Перед ребёнком моделируется социальная ситуация, в которой он должен найти какой-нибудь выход. Например, задается вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?»

Я видела много возмущения от родителей на этот счёт на форумах, мол, как такие вопросы отражают уровень интеллекта и «понятливости»? А никак. Они направлены на исследование социальной адаптации и способности ребёнка принимать решения в той или иной ситуации. Провалы в этой части показывают не «ребёнок дурак», а проблемы с социальностью: несамостоятельность, склонность бросаться на амбразуру и жертвовать собой, чтобы быть хорошим в глазах других или, наоборот, неуживчивость.

Читайте также:  Ребенку 5 лет аугментин 200 детям

Если в вербальной части от ребёнка требуются словесные рассуждения, то невербальная часть теста Векслера понятна интуитивно — из заданий в ней, например, требуется разложить узоры с кубиками Коса, выстроить логическую цепочку из картинок («Что было раньше, а что потом?«), собрать фигуру человека из фрагментов.

Эти тесты в целом отражают мыслительные процессы. Например, некритичность к своей работе плюс очевидные ошибки часто указывают на снижение интеллектуальных способностей вплоть до умственной отсталости, что прямо показывает есть ли у ребёнка интеллектуальный дефицит. Но есть в этих тестах ещё кое-что — оказывается они помогают отличить шизофрению от других расстройств! Например, шизофреники любят выстраивать картинки в неверной последовательности, выделяя какую-то мелочевку и строя на ней логичную, но неадекватную, историю.

Ещё интересно то, что тест с кубиками Коса люди с шизофренией чаще всего сдают хорошо из-за того, что с геометрией и формальным подходом им работать проще. А вот собрать человека или лошадь из разрезанных фрагментов для них довольно тяжёлая задача, так как из-за распада мышления затруднено использование интуиции и перебора догадок.

Но один тест из невербалки меня ввёл в ступор. Это тест «Недостающие детали«. Начальные его задания вполне понятны:

Заметили чего не хватает на картинках? 🙂

Но чем дальше, тем сложнее:

А тут уже кажется, что всё на месте, но это не так 🙂

У Лёвы-то ладно — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Он этот тест завалил, кроме довольно очевидных вариантов. Но у меня СДВГ нет, а я всё равно не заметила, что у мухи нет усиков, а у петуха — шпоры. С другой стороны оно может и хорошо — при обследовании патологий этот субтест помогает детектировать шизофрению (фиксация на несущественных деталях вместо поиска отсутствующих) и паранойяльные черты (внимательность обостряется от страхов).

Выводы?

Тест Векслера проверенная временем (ему более 80 лет) и опытом многих психиатров и психологом вещь. Он довольно надёжен и действительно неплохо отражает интеллектуальный уровень ребёнка. Тем не менее, есть у него пара существенных, на мой взгляд, недостатков.

  • Во-первых, наблюдается один небезынтересный парадокс. Чтобы мой ребёнок, имеющий довольно сильные проблемы по части логопедии вследствие диагноза «Сенсомоторная алалия«, попал в речевую школу (V вид), в которой он нуждается для того, чтобы до конца восстановить речь, надо доказывать достаточный уровень интеллекта, так как туда берут сохранных детей (по крайней мере, сохранных НЕвербально). А вот чтобы ему идти в обычную школу без всякой коррекции никакого Векслера не надо. Ну-ну;
  • Во-вторых, тест Векслера довольно чувствительная вещь к тому, кто его проводит. Честно скажу, нам повезло. В ППМСП, где у нас заседает ПМПК, Лёву тестировала психолог, которую он видел впервые в жизни, но она изначально была доброжелательно к нему настроена и вывела на хорошее расположение. Требования к такому поведению, кстати, прямо указываются в руководстве к тесту, но, к сожалению, не всегда соблюдаются специалистами. В итоге эту работу может делать какая-нибудь не с той ноги вставшая тётя, которая сходу натестирует ЗПР или даже олигофрению. В результате путь в ту же речевую школу будет если не закрыт, так точно затруднён.

Ну и наконец хотелось бы всё-таки сказать радостную новость для тех, у чьих детей сходные нарушения и кто боится, что ребёнок не справится. Лёва без какой-либо подготовки хорошо сдал тест. Набрал 94 балла по вербальному интеллекту. Это норма ближе к нижней границе, что довольно ожидаемо при его нарушении речи. А вот невербальный интеллект меня, тьфу-тьфу, прямо порадовал — 113 баллов (выше нормы). Общий уровень — крепкая норма (103 балла).

Напомню, что Лёве когда-то предрекали «угрожающую умственную отсталость» и когда он был маленький, многие специалисты бежали от него, как от огня. Конечно у нас ещё много работы впереди и тест Векслера не даёт причин считать, что ну всё, добились — можно отдыхать. Тем не менее, это важный показатель того, что не стоит верить ранним пессимистичным прогнозам, а стоит заниматься ребёнком и постепенно будут приходить такие маленькие, но важные, победы.

Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

«Остров гениальности» — откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?

Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением

Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития

Источник

Хороший текст Векслера — одно из оснований для обучения ребенка по общеобразовательной программе. Его рекомендуют сдавать детям, подозреваемым в умственной отсталости, также используют для диагностики величины интеллекта.

Решала я тут глянуть, что почем. Оказывается существует аж три варианта теста. Посмотрите на слайд:

Тесты Векслера

Основной тест WISC, по которому тестируют школьников, произвел на меня неизгладимое впечатление. Ребенок должен объяснить, что общее у вина и пива, какого цвета рубины и найти ошибку в игральной карте. Говорят, что в первых редакциях вместо кубиков детям предлагали считать сигареты О_О.

Читайте также:  Футбол ребенку 5 лет люберцы

Как выглядит идеальная мама умного ребенка? Ну как то так…

Гоооворят, мы бяки-буки…

Чтобы голова совсем не закружилась, вопрос по культуре: кто написал «Евгения Онегина». Боюсь, что в 1-м классе я такого не знала…

Чтобы успокоить нервишки, решила посмотреть тест WPPSI в адаптации Ильиной. Он для самых маленьких и подходит сыну по возрасту. Тест состоит из таких вот блоков, которые позволяют оценить вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Скажу честно: я считаю большинство заданий нормальными для маленьких детей, но одно меня смущает. Невербальный тест «Недостающие детали». Внимание на картинку…

Недостающие детали

Недостающие детали

Тест для детей, для маленьких, я хочу заметить. На картинку дают 15 секунд. Я, например, не заметила, что у двери нет второй петли.

Похоже, я — умственно отсталая..

Немного устаревшим мне показалось задание «Словарный запас», где предлагают объяснить значение слова «письмо». Для моего ребенка почта это то место, где мама покупает одежду 🙂 и зубные щетки. Мама другого мальчика получает там БДСМ-амуницию. Я теряюсь в догадках, что думают про почту современные дети.

Греть воду на плите («Осведомленность») — вчерашний день. Мы греем воду в электрическом чайнике.

Пробежимся по заданиям…

Невербальные

1. Дома животных — подобрать цвета по заданной цветовой последовательности, по образцу:

Дома животных

«Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета».

2. Недостающие детали. См. выше.

3. Лабиринты

Лабиринты

4. Геометрические фигуры нарисовать фигуры по образцу.

Геометрические фигуры

5. Кубики сложить определенный узор из кубиков/пластинок.

Вербальные

1. Осведомленность — знания об окружающем мире, например: «Что дает корова?», «Сколько у тебя ушей?»

2. Словарный запас: объясняем смысл слов, например: нож, шапка, ботинок, бриллиант.

3. Арифметический

1. Ребенку показывают круги: «Это мячи. Какой из них самый большой? Покажи мне».

2. «Перед тобой полоски. Какая из них самая длинная? Покажи мне».

3. «Здесь несколько рамок со звездочками. В какой рамке больше всего звездочек? Покажи».

4. «В этих тарелочках лежат вишенки. В каких тарелочках лежит одинаковое количество вишенок?»

5. Положить 2 кубика. «Сколько здесь кубиков?»

6. Положить 4 кубика. «Сколько здесь кубиков? Посчитай с помощью пальцев».

7. Положить 9 кубиков. «Посчитай все кубики с помощью пальцев».

8. «Сейчас дай мне все кубики кроме четырех. Оставь на столе 4 кубика».

9. «Если я разрежу яблоко пополам, сколько половинок я полу‑чу?» (2)

10. «У Миши было 2 рубля, папа дал ему еще 1. Сколько рублей стало у Миши?» (3)

4. Сходство: «Скажи, что общего между поездом и машиной?… Рулем и колесом, стаканом и чашкой… »

5. Понятливость:

«Почему больной ребенок должен сидеть дома?»

«Для чего в домах окна?»

«Почему нужно умывать лицо и руки?»

Результаты теста для малышей WPPSI не считаются ценными для оценки ума ребенка с ЗПР и аутизмом. В этом возрасте ребенки развиваются большими скачками, и небольшая задержка развития — не криминал.

Тест WISC обычно рекомендуют делать в 8-мь лет. Но он не походит для оценки умственных способностей аутистов и ЗРР, потому что у таких детей вербальный интеллект часто отстает от невербального. По шкале Векслера, ребенок с хорошим интеллектом, но плохой речью будет глуповат.

Также родителям аутистов рекомендуется сдавать «тренировочный» тест на коммерческой основе, чтобы дети привыкли к обстановке теста.

Есть еще одна проблема: вопросы теста год от году не меняются, поэтому ребенок с умственной отсталостью может заучить их наизусть, что также приведет к неверным результатам тестирования.

В тесте очень силен человеческий фактор: насколько психолог адекватно ведет себя с ребенком, дает ли образец выполнения задания, понимает ли особенности , например, мой ребенок плохо понимает длинные инструкции. Поэтому у разных психологов один и тот же ребенок по тесту Векслера получить разные оценки в пределах 20-ти баллов. Это слишком большая погрешность для решения его судьбы.

В целом, мне вопросы теста для малышей понравились, я буду давать похожие задания для развития речи и внимания у моего ребенка.

А что вы думаете о тесте Векслера?

Источник

 Я клинический психолог, и мне пришлось много поработать с тестом Векслера. Я работала  в психоневрологическом диспансере, где дети проходили обследование у психолога для комиссии ПМПК, взрослые и дети обследовались для уточнения диагноза. А также я работала в экспертной комиссии МСЭ, где обследование проходили взрослые люди после инсультов или других органических патологий мозга для получения инвалидности. Во всех этих случаях применялся тест Векслера и даже был обязателен. 

Тест Векслера на практике

       В России существует три варианта тестов Векслера, все они измеряют уровень развития интеллекта:

1. WPPSI для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Применяется в детских садах, более поздний вариант теста, тест состоит из 10 субтестов, адаптация Ильиной М.Н.

2. WISC для детей от 5 до 16 лет. Применяется везде, довольно старый, но зарекомендовавший себя тест, 12 субтестов, адаптация Панасюка А.Ю.

Читайте также:  Уксус от температуры как разводить ребенку 5 лет

3. WAIS для взрослых от 16 лет. Тоже старый вариант, который применяется повсеместно, 11 субтестов, в адаптации Панасюка А.Ю.

         Как и любые тесты на интеллект Векслер состоит из заданий, сложность которых постепенно увеличивается. Все задания делятся на вербальные (вопросы, арифметические задачи, повторение чисел) и невербальные (сложить пазлы, выложить кубики, разложить картинки в последовательность). Не буду описывать подробно теорию и содержание субтестов, это легко найти в других статьях.

    С помощью теста Векслера можно определить, в какую школу и когда лучше направить ребенка с ЗПР, аутизмом и др.  Балл по тесту Векслера является главным и основным аргументом для распределения детей на комиссии ПМПК. Этим же тестом определяется степень умственной отсталости у детей и взрослых, соответственно, определяется, есть ли вообще умственная отсталость, а от этого зависит получение инвалидности. В практике МСЭ (медико-социальная экспертиза) с 2019 года введен обязательный осмотр психолога для больных, перенесших инсульт, инфаркт и др. Я знаю, что финальная комиссия реально смотрит на баллы IQ, и на их основании может отказать в инвалидности (если баллы, например, высокие), решив, что больной в состоянии думать и работать сам.

       Становится понятно, что результаты теста имеют решающую силу, и ошибка может стоить кому-то «путевки» в речевую школу или возможности получать выплаты по инвалидности.

      Тест большой, занимает от 30 до 60 минут индивидуального проведения, правила поведения психолога и способ подачи заданий полностью регламентированы и подробно описаны в методическом руководстве к тесту. Придется немало потренироваться, прежде чем получится проводить тест легко и четко. Существуют даже мастер-классы и вебинары по тесту Векслера, что, безусловно, облегчает работу с ним.

      Например, раскладывать карточки для определения последовательности событий нужно в определенном порядке, успевая засекать время работы с каждой серией карточек, и потом переводить эти показатели в баллы по таблице. И также с кубиками, пазлами, шифровкой, лабиринтами. Это реально напряженный процесс для психолога, даже когда он отлажен, требует внимания. Получается, тестирование состоит из множества мелких нюансов и то, как организован стимульный материал (кубики, бланки, пазлы и т.д.), становится важным.

       Вот как выглядит тестирование ребенка или взрослого в кратком описании:

1. Знакомство и короткая беседа позволяет понять сохранность речи и примерный уровень мышления, если есть подозрения, что мышление снижено или ребенку меньше 8 лет, то давать задания нужно с первого номера, т.е. с самых легких вопросов.

2. Основной этап предъявления заданий: сначала вербальная часть (из вопросов, арифметических задачек, запоминания цифр, аналогий), затем невербальная часть (картинки, кубики, пазлы, шифровка). Запись баллов удобно делать на простом листе, где отмечен номер субтеста и количество баллов по нему в строку (Например, субтест 3: 2, 1, 2, 2, 1 = 8 сырых баллов). На этом же листе справа я делаю отметки о реакциях испытуемого: эмоциональное реагирование, подвижность, внимание, утомляемость, заинтересованность, характеристики речи и т.п.

3. Теперь можно посчитать количество сырых баллов и перевести их в шкальные баллы (конечные). Высчитывается три показателя, которые указываются в заключении: ВИП (вербальный интеллектуальный показатель – оценка выполнения вербальной части), НИП (невербальный интеллектуальный показатель – оценка выполнения невербальной части теста) и собственной коэффициент IQ – общий показатель интеллекта).

4. Определяем, в какую нормативную категорию получившиеся баллы IQ попадают: средний уровень интеллекта, или ниже среднего, или умственный дефект (уточняем какой глубины это умственная отсталость по МКБ-10). Все необходимые таблицы есть в методичке.

5. Построение интеллектуального графика (просто количество шкальных баллов по каждому субтесту в наглядном виде) не обязательно, но это не сложно сделать.

6. Написание заключения. Это документ, где нужно указывать не только результат в баллах, но и описать, как человек реагировал в процессе тестирования, зачем вообще был направлен на тестирование, отметить динамику по сравнению с прошлыми результатами и множество формальностей (возраст, дата, образование, заболевания в анамнезе и др). Образец заключения тоже можно найти в комплекте с тестом.

        Хочу обратиться отдельно к родителям, которым предстоит протестировать ребенка для ПМПК. Вы конечно можете тренировать ребенка перед процедурой, но тогда результат будет не честным и психолог почти всегда вычисляет ребенка, который был подготовлен заранее (это легко проверяется вопросами не из списка). И дальше всё уже зависит от настроя самого психолога.

      Часто у родителей есть небезосновательные  опасения, что ребенок может капризничать, баловаться, закрываться от контакта и не показывать свой истинный потенциал. Так действительно бывает,  и результат теста сильно снижается. В таком случае можно проходить тест в коммерческих центрах или у частных психологов, у которых будет больше времени и желания установить контакт с ребенком или даже перенести встречу, что сложно сделать в государственных ПНД из-за огромной нагрузки на психологов. Полученное заключение от психолога нужно передать сразу в комиссию.

      Купить любой из трех тестов Векслера (с сертификатом соответствия ГОСТ), записаться на тестирование, мастер-класс или задать любой вопрос можно по ссылке https://www.imago-psy.ru/

Или здесь на  Б17.

Удачи всем!

Пройти тест векслера ребенку 5 лет

Источник