Прогулка и физическое развитие ребенка

Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Организация подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.

Во время прогулкимы проводим подвижные игры:

-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.

-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»

-С бросанием и ловлей: «Подбрось — поймай»

-На ориентацию в пространстве,внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»

Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы.Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:

-сезонность: зимой — «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.

Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие

Весной: «Ручеек» и другие

Летом: «Пастух и стадо» и др.

-соответствие теме календарно-тематического планирования:

Если тема «23 февраля»,то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.

«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»

Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.

Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.

— Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.

-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.

Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организациисамостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.

Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.

Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке,родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,

качели, столик и две маленькие скамеечки.

Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.

Источник

Надежда Кузнецова
Организация прогулки как одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цели прогулки:

— укрепление здоровья,

— профилактика утомления,

физическое и умственное развитие детей,

— восстановление сниженных в процессе деятельности функциональный ресурсов организма.

Задачи прогулки:

— оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,

— способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста,

— оптимизировать двигательную активность детей,

-способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Польза прогулки для здоровья:

1. На свежем воздухе организм насыщается кислородом.

2. Прогулка является надежным способом укрепления здоровья и профилактики утомления.

3. Свежий воздух очищает воздух от пыли, аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.

4. Формируются правильные навыки выполнения основных движений.

5. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин Д. При недостатке этого витамина развивается рахит.

6. На прогулке ребенок получает новые впечатления, положительные эмоции, от которых зависит интеллектуальное и социальное развитие.

Виды прогулки (по месту проведения)проводимые с нашими детьми вДОУ:

— на участке учреждения,

— пешеходные прогулки за пределами участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстоянии двух километров).

С детьми нашей гр стараемся соблюдать основные требования к организации и методике проведения прогулок в соответствии с СанПиН.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. № 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже 15 градусов и при скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже – 20 и скорости метра более 15 м/с. (пункт 11.5. и 11.6).

Читайте также:  Индивидуальная маршрута развития ребенка

Содержание прогулки на участке ДОУ:

1. Наблюдение;

2.Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения;

3. Трудовые поручения,

4. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

5. Самостоятельная деятельность.

Процесс наблюдения организовываем ежедневно за конкретными объектами или за погодными явлениями.

При планирование наблюдений продумываем

-какие будут необходимы оборудование и материалы используемые по ходу наблюдения;

-размещения детей;

-приёмы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

-приёмы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнения, использования детского опыта).

Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышая двигательную активность детей.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке

— расширяем двигательный опыт детей, обогащая его новыми, более сложными движениями;

-совершенствуем имеющиеся у детей навык в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-Развиваемдвигательные качества: ловкость, быстроту, выносливасть;

-воспитываем самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Прогулка – благоприятное время для индивидуальных упражнений с детьми и организация самостоятельной двигательной активности.

Физические упражнения мы проводим и закрепляем с детьми ежедневно.К ним относятся: прыжки – при выполнении меняем позицию ног; упражнения с мячом и скакалкой; метание с мешочками; наклоны туловищем; упражнения на равновесия, прыжки через препятствия и многое другое.

Игры с высоким уровнем интенсивности проводим в середине прогулки не допуская перевозбуждения детей, что негативно влияет на приём пиши после прогулке и дневной сон. Так же не допускаем длительного нахождения детей без движения. Особое внимание обращаем на детей со сниженной подвижностью, малоактивных вовлекая в игры с ведущими ролями.

Перед выходом на прогулку организовываемс детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты, одевать и раздевать детей при подготовки и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам.

Этапы подготовки к прогулке:

1. Воспитатель выводит в приемную детей для одевания первую подгруппу детей в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания,

2. Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную,

3. Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю.

4. Детей с ослабленным здоровьем одеваем и выводим на улицу со второй подгруппой, а заводим с прогулки с первой подгруппой.

Требование безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

1. Ежедневно перед прогулкой осматриваем участки: всё оборудование на участке должно быть на участке исправно (без острых выступов и углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, игровой и физкультурный материал должен отвечать требованиям СанПин.

2. Выносной и дидактический материал для игр детей соответствует периоду осень-зима. Игрушки не поломаны. Для разных видов игровой деятельности позволяющие соизмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей.

3. Следим, чтобы ворота детского сада должны были закрыты.

4. Одеваем детей в соответствии с температурными условиями,не допуская: обморожения, переохлаждение или перегревания организма ребенка, намокание детской одежды и обуви.

5. Во время проведения прогулки следим за физической нагрузкой детей, чередуем игры и занятия разной степени подвижности, не допускаем чтобы малыши забирались на высокие лестницы и тд.

Эффективность прогулок в ДОУ состоит в том,чтобы:

— удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста активность;

— сформировать навыки в разных видах движений;

— способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

— стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

— создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения;

— формирование положительных, эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Источник

Надежда Калякулина
Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста.

Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей и воспитателей детского сада.

Инструктор по физической культуре:

Калякулина Надежда Ивановна

Структурное подразделение

«Тат-Пишленский детский сад»

МБДОУ «Детство»

Большое значение для малыша имеет правильная организация бодрствования. Особенно полезны прогулки. Без регулярного пребывания на свежем воздухе он растёт бледным, часто болеющим.

В летнее время ребёнок целый день должен проводить на свежем воздухе. Дети с года 8 месяцев и старше в зимнее время должен находиться на воздухе 3-4 часа, гуляя два раза в день в любую погоду, кроме ветреных, морозных и дождливых дней. Для детей дошкольного возраста утренней прогулкой является неторопливая ходьба в детское учреждение — детский сад. Зимой, идя с ребёнком на прогулку, следует взять с собой санки, лопатку, летом – мяч, формочки для песка, совочек и др.

На прогулке ребёнок получает много интересных впечатлений,наблюдают явления природы: падающий снег, солнце, тучи, действия взрослых– уборку снега, движущиеся автомашины, дождь, висящие сосульки и т. д. Всё это расширяет его кругозор, обогащает речь. Во время прогулки необходимо активизировать двигательную активность малыша игрой в снежки, катанием на санках, рисование на снегу, участием в лепке снежной бабы, организацией игры «в прятки», «догонялки», «лошадки» и др.

Читайте также:  Развитие интеллекта и мышления ребенка

Длительное пребывание детей на свежем воздухе во все времена года чрезвычайно полезно. Оздоровительно – воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена активной, содержательной, разносторонней и интересной двигательной деятельностью. Разнообразные движения на свежем воздухе способствуют обогащению крови кислородом, тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем, активизации процесса обмена и закаливанию организма. Участвуя в играх дети обогащаются новыми знаниями окружающей действительности. Одежда и обувь имеют важное значение для предохранения организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, но в то же время не должны стеснять движений детей. Воспитатели заранее проводят разъяснительную работу с родителями о значении прогулки в закаливании организма, рассказывают о том, как нужно одевать ребёнка. Добиваются, чтобы одежда детей была в этот период лёгкой, тёплой и удобной для движений. Однако не все дети одинаково активны и не все могут самостоятельно выбрать себе занятие. Поэтому необходимо заранее продумать методику проведения подвижных игр, упражнений на прогулке.

Прогулка станет действенной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность больше двигаться, наблюдать явления природы и живые объекты, непосредственно действовать с предметами, познавать многообразие форм, красок.

Участок детей второго и третьего года жизни должен быть оснащён всем необходимым для всестороннего развития детей. Размещение пособий следует продумать таким образом, чтобы дети смогли свободно двигаться по всей площадке. В то же время на площадке необходимо иметь и специальные пособия для развития движений детей: крупные игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал. На площадке необходимы и такие предметы, как ведёрки, совочки, лейки, метёлки, лопатки и т. д., зимой – санки, фанерные щиты и пр. В нашем детском саду имеется всё необходимое оборудование, расставлено так, что дети могут свободно двигаться. Имеются у нас и лесенки для лазания и арки для подлезания, горка, песочница, приспособления для игр с мячом и др.

Одним из обязательных компонентов прогулки является проведение подвижных игр с детьми. Ежедневно планируемые подвижные игры имеют большое значение в общем развитии ребёнка.При их проведении педагог решает одновременно несколько задач: повышение эмоционального тонуса детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах. На прогулке следует чередовать подвижные игры с более спокойными, чтобы ребёнок не перевозбудился. Во второй половине дня прогулка может быть более спокойной. Оживлённо проходят игры с простыми правилами. Подбираются игры с учётом того, что сюжет игры доступен пониманию малыша, хорошо известны персонажи. Особенное удовольствие испытывают дети, когда взрослые готовят к играм дополнительные атрибуты. Работу с детьми раннего возраста на прогулке следует строить таким образом, чтобы дети всё время были заняты игрой.

Дети двух лет разнообразно играют с песком. Они с удовольствием погружают руки в теплый сухой песок, раскапывают игрушки, которые спрятал воспитатель. П показу взрослого малыши пересыпают песок из формочки в формочку, в бутыль с помощью воронки. Подражая старшим детям малыши начинают самостоятельно формовать из влажного песка «пирожки», «куличики» и т. д.Дети третьего года знают уже довольно сложные постройки из влажного песка: гаражи, дома с забором и т. д.

Таким образом правильно организованная прогулка способствует укреплению здоровья детей и их физическому развитию. После таких прогулок улучшается аппетит, сон ребёнка. Если ребёнок на прогулке мало двигается, не заинтересован игрой, или наоборот, слишком возбуждён, утомлён – это неблагоприятно отражается на его состоянии, сне, аппетите. Очень важна ежедневная и правильно организованная прогулка. Недаром ведущий советский педиатр Г. Н. Сперанский считал каждый день малыша без прогулки потерянным для его здоровья.

Источник

Татьяна Круглова
Двигательная активность на прогулке

Здоровый ребенок – успешный ребенок. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель всех педагогов ДОУ. И бесспорным помощником в реализации этой цели является движение. Зарядка, подвижные игры, физические упражнения (ходьба, бег, прыжки и др., катание на лыжах, самокатах, велосипедах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

Значение подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

Двигательная активность на свежем воздухе имеет важное значение для физического развития дошкольника. Двигательная активность на прогулке является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. В ходе двигательной деятельности усиливается кровоток, В следствие чего активизируется работа внутренних органов, усиливается обмен веществ. Двигательная активность способствует совершенствованию деятельности основных физиологически систем организма (мышечной системы, дыхательной и кардиосистемы и и др.).

Движения улучшают аппетит. При физической нагрузке ребенок тратит много энергии, сил. А физическая нагрузка на свежем воздухе энерго затратна вдвойне. Чтобы восполнить дефицит энергии для дальнейшей активности, необходимо поесть.

Двигательная активность на прогулке способствует развитию физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, координация движении и др.). Дети учатся преодолевать различные препятствия в природном окружении, в естественных условиях, что очень значимо для подрастающего поколения. Это адаптирует к окружающей среде и развивает. Благодаря физическим нагрузкам дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

Читайте также:  Развитие двигательный функций и моторики ребенка

В ходе двигательной деятельности у дошкольников совершенствуются двигательные умения и навыки.

Повышается жизненный тонус. Двигательная активность на прогулке – закаливает, укрепляет, развивает, помогает стать сильным, выносливым и здоровым, уверенным в себе.

Воспитательно-образовательные задачи:

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

1) Оздоровительные задачи на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

2) При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной активности.

3) Вместе с тем оптимальной особенностью прогулок в старших группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формированию доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Структура прогулки:

В режиме дня детского сада предусматривается две прогулки: в первой половине дня и во второй.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

• Наблюдение, рассматривание;

• Подвижные игры;

• Трудовая деятельность детей;

• Индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей.

В какой части прогулки организовать двигательную активность?

Если прогулке предшествовала деятельность подвижного характера (физкультура или музыка, то лучше прогулку начать с наблюдения. А подвижные игры лучше провести в конце прогулки.

Если дети вышли на прогулку после интеллектуальной, творческой и статической деятельности, то целесообразно организовать двигательную деятельность в начале прогулке со всей группой. Это поможет снять статическое и эмоциональное напряжение, утомление и повысить работоспособность.

Возможно и в середине прогулки, если погода прохладная.

В другое время проводится подгрупповая и индивидуальная двигательная деятельность. С целью закрепления и усовершенствования двигательных навыков, развития физических качеств.

На прогулке желательно планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и две-три игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в программу.

Содержание двигательной активности на прогулке

Основным средством организации двигательной активности является подвижная игра. Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий). Во время прогулки также необходимо отводить значительное место спортивным упражнениям и играм. А также для поддержания интереса к физической культуре необходимо проводить развлечения (досуги, праздники, игры-соревнования, эстафеты).

Подвижные игры и физические упражнения планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов и тематически.

Во всех возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малой, средней, большой).

Время проведения подвижных игр и упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6-10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших группах – до 10 минут, в старших – до 15 минут.

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражательные игры).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который сможет справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе активно используются эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

В любом возрасте подвижные игры заканчиваются ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Факторы, влияющие на содержание прогулки:

При подборе и организации игр физических упражнений на прогулке необходимо:

• Учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню физической подготовленности детей;

• Подбирать игры и упражнения, содержание которых соответствует времени года, состоянию погоды;

• Подбирать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;

• Использовать разные способы организации детей;

• Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

• Стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанные с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства (игры-хороводы, на удержание равновесия и др.).

В теплый (летний) период — хорошо бы оборудовать дорожки для езды на самокатах, велосипедах. Игры «Не задень», «Змейка», «Восьмерка», «Заезд парами» вызывают значительный интерес у детей.

Роль и участие педагога в организации двигательной активности детей на прогулке:

Какова роль педагога в организации активной деятельности на прогулке? Педагогу необходимо грамотно спланировать подвижные игры и упражнения. С учетом вышеперечисленных факторов, влияющих на содержание прогулки. Также необходимо создать условия, выбрать место проведения игр и упражнений, подготовить атрибуты (самодельные, природные). Обязательное наблюдение за игрой (в младшем возрасте непосредственное участие). Т. К. Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества. Только в совместной игре между взрослыми и детьми возможны подлинно демократические отношения. Педагог также осуществляет руководство игрой, наблюдает за состоянием играющих и регулирует нагрузку, обеспечивает безопасность. Подводит итоги игры, оценивает выполнение детьми игровых ролей и соблюдение правил.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что двигательная активность на прогулка – одна из важнейших составляющих прогулки, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. А также проявить свои лучшие черты характера. Потому что в ходе подвижных игр создаются благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Источник