Программы для ребенка с нарушениями интеллектуального развития
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3066/ (дата обращения: 27.01.2021).
В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой. Внедряются новые организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания, специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных центрах восстановительного лечения и др.
При составлении коррекционно-развивающих программ специалист опирается на ряд принципов: принцип генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.
Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.). Предпосылкой развития всех видов деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.
Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники. Восприятие не оказывает решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но там, где эти основополагающие условия — мотив, цель, задача — уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.
Поэтому на начальном этапе весь обучающий процесс с детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.
Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.
Задачи программы: развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения; развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной); развитие произвольного внимания; закрепление навыков самообслуживания; развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и мелкой моторики.
Учебно-тематический план
Срок обучения: октябрь — май.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность каждого занятия 25–30 минут.
Таблица 1
Учебно-тематический план
Этапы работы | Содержание | Тема | Время | Формы работы |
Предварительный | Первичная консультация (предварительная встреча с родителями, заполнение анкет, карты индивидуального сопровождения и анамнеза) | 1час 30 минут | Индивидуальная | |
Диагностика развития | Уровень актуального развития ребенка | Сентябрь, май | Индивидуальная | |
Коррекционно-развивающий (основной) этап работы | Цикл коррекционно-развивающих игровых занятий | Октябрь — «Игрушки». Ноябрь — «Части лица и тела», «Одежда». Декабрь — «Одежда», промежуточная диагностика. Январь — «Семья». Февраль — «Посуда», «Домашние животные». Март — «Дикие животные», «Дикие животные». Апрель — «Дикие животные», обобщающие занятия Май — итоговая диагностика. | Октябрь — май | Подгрупповая или индивидуальная |
Консультирование семьи | Беседа с родителями о развивающей работе и процессе социализации ребенка. Опрос о динамике развития в домашних условиях | 1час 30 минут | Индивидуальная | |
Аналитический | Анализ полученных результатов работы по программе и данных мониторинга развития | |||
Заключительный | Консультирование родителей | Предоставление результатов работы по программе; подведение итогов коррекционно-развивающей работы, прогноз развития ребенка | 1* | Индивидуальная |
* Количество консультационных часов может быть изменено по желанию (запросам) родителей. Программой предусмотрены дополнительные консультации родителей (законных представителей) по вопросам коррекции и развития, по результатам проведенных диагностик.
Краткое содержание программы
Реализация программы предполагает определенную структуру.
Цель предварительного этапа работы — сбор информации о ребенке. Ознакомление родителей (законных представителей) с программой.
Цель диагностического этапа — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Определение уровня актуального развития ребенка и выявление перспектив развития. Проводится комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов, а также методом наблюдения.
Цель коррекционно-развивающего этапа— улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации. Данный этап является основным и включает в себя цикл игровых коррекционно-развивающих сеансов. Подразумевает выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Проводится коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Цель аналитического этапа— анализ результатов эффективности программы. Проводится итоговая консультационная встреча с родителями. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы и рекомендации для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
‒ Укрепление физического и психического здоровья;
‒ Развитие положительной мотивации к развивающим занятиям.
- Развитие общей моторики: Формирование общей координации движений рук. Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук: Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать преодоление напряжённости и скованности движений). Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
- Укрепление физического здоровья: Психогимнастические игры. Проведение подвижных игр.
- Речевое развитие: Логопедическая ритмика. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей.
- Социальное развитие: Формирование представлений о себе («Я сам»);
Развитие сотрудничества со взрослым («Я и другие»);
Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений («Я и окружающий мир»).
6. Развитие познавательных процессов: Развитие высших психических функций;
Сенсорное воспитание; Формирование мышления (развитие наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного мышления). Формирование элементарных количественных представлений; Ознакомление с окружающим; Развитие всех видов внимания, восприятия, памяти (слухового, зрительного, тактильного). Совершенствование сформированных ранее сенсорных эталонов.
7. Формирование деятельности: Формирование игровой деятельности; Продуктивных видов деятельности; Элементов трудовой деятельности.
Литература:
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.
- Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
- Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.
- Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.
- Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.
- Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.
- Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.
- Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.
- Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, Развитие, программа, актуальное развитие ребенка, детская деятельность, дошкольный возраст, интеллектуальная недостаточность, способ действий, учебно-тематический план.
Похожие статьи
ребенок, коррекционно—развивающая работа, Развитие…
ребенок, коррекционно—развивающая работа, Развитие, программа, актуальное развитие ребенка, учебно—тематический план, интеллектуальная недостаточность, дошкольный возраст, детская деятельность, способ…
Особенности коррекционно—развивающей работы с детьми…
Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов: – Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет»…
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной…
Изучение развития наглядно-действенного мышления детей… ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, поставленная задача действия, обучающая помощь, быстрое сглаживание…
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста…
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно—развивающих игр и упражнений по развитию внимания.
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
Коррекционно—развивающую работу с ребенком раннего возраста можно условно разделить на несколько этапов. Отправной точкой работы является комплексное обследование ребенка.
Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР…
ребенок, психическое развитие, тяжелое нарушение речи, детский сад, действие, дошкольный возраст, Примерная адаптированная программа, образовательное учреждение, возможное достижение ребенка, адаптированная…
Основные направления работы по психомоторному развитию…
ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.
Коррекция и развитие познавательной деятельности детей…
Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка. Для успешной реализации коррекционно—развивающей работы в качестве…
Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по…
Формирование элементарных математических представлений является одним из основных направлений коррекционно—развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкойпсихического развития.
Источник
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена учителем-дефектологом Сунтеевой Жанной Викторовной
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 371;
Приказ Министерства Образования от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью.
Дефектологическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов («слова-клички»), значение употребляемых слов неточное. Слово не используется в полной мере как средство общения. Обнаруживается отставание активного словаря от пассивного. Умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами (одними и теми же словосочетаниями). Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития.
Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого ребенка и что такое он сам.
Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.
Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Это создает умственно отсталому ребенку большие трудности и даже препятствия при овладении не только школьной программой, но и элементами самообслуживания.
Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается заранее предвосхитить последствия.
Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.
Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответствуют значительности изменений, происходящих вокруг и с самим умственно отсталым человеком. Он бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться.
С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возникающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладостей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое.
Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками, что, безусловно, затрудняет приспособление умственно отсталого человека к жизни.
Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается в 90— 100% случаев. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. У них возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.
Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые дети нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.
Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.
У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое активное внимание препятствует достижению любой поставленной, в том числе элементарной, цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена.
У лиц с умеренной умственной отсталостью запас сведений и представлений мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти.
Незначительная часть таких детей (главным образом, за счет неплохой механической памяти) добивается ограниченных школьных успехов, осваивая основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Специальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.
В связи с этим программа составлена с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Материал программы расположен таким образом, чтобы постепенно в процессе коррекции познавательных процессов, знания и понятия становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной структуре умений и навыков.
Целостность программы достигается не только распределением всего программного материала по блокам, но и благодаря их тесной связи друг с другом. Как все блоки программы в совокупности, так и каждый блок в отдельности создают возможность для решения основных коррекционных задач.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий составлено с учетом образовательных потребностей ребенка. Все задания предусматривают индивидуальные особенности детей и лежат в зоне умеренной трудности, так как на первых этапах коррекционных занятий необходимо обеспечить ученику субъективное переживание на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий увеличивается прямо пропорционально возрастающим возможностям детей.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Цель программы:
Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
развитие когнитивной сферы;
расширение запаса знаний об окружающей действительности, обогащение кругозора детей;
формирование учебно-организационных умений и навыков, социально-нравственного поведения, обеспечивающего успешную адаптацию к школьным условиям;
формирование учебной мотивации, развитие инициативы, стремления к активной деятельности;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности;
развитие графо-моторных навыков;
повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии;
системный разносторонний контроль за развитием ребенка.
Принципы построения программы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Предполагаемый результат:
улучшение показателей познавательных процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов;
повышение самооценки;
повышение показателей коммуникативности;
ликвидация пробелов в изучении учебного материала.
Формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и групповые. Количество часов в неделю групповых занятий — 1 час, 34 учебные недели.
Содержание коррекционно-развивающей программы
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Ориентация в пространстве и времени.
Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.
Развитие координации движений и крупной моторики.
Развитие мелкой моторики кисти рук и пальцев рук, навыков каллиграфии.
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование волевых качеств, умений сдерживать свое поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей.
Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.
Развитие внимания (объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.
Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).
Развитие воображения.
Развитие мышления: совершенствовать наглядно-действенное мышление, формировать наглядно-образное мышление; учить анализировать, делать выводы;
Обогащение кругозора детей.
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Формирование морально-нравственных качеств.
Развитие звукового анализа слов.
Развитие фонематического восприятия.
Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений
Обогащение фразовой речи
Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.
Формирование коммуникабельности.
Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками;
Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, чувства товарищества.
Ликвидация пробелов в изучении учебного материала.
Коррекция отклонений в развитии (учета темпа деятельности, готовности к усвоению нового материала), принимая во внимание соматическое и психоневрологическое состояние здоровья ребенка.
Учебно-тематический план
Дата (план)
Дата (факт)
1
Диагностика познавательного развития.
1ч
2
Упражнения на развитие мелкой моторики и навыков каллиграфии.
1ч
3
Развитие слухового восприятия. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
4
Развитие пространственно-временных представлений.
1ч
5
Развивающие игры на ориентацию в пространстве и времени.
1ч
6
Развивающие игры на концентрацию и распределения внимания.
1ч
7
Развивающие игры на расширение объема внимания.
1 ч
8
Развитие кратковременной памяти. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
9
Развитие зрительной памяти. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
10
Развитие мышления. Головоломки из пословиц.
1ч
11
Игры со словами и звуками. Развитие фонематического восприятия.
1ч
12
Составление последовательного рассказа. Тема: «Школа».
1ч
13
Пословицы. Объясни смысл.
1ч
14
Составляем диалог на тему «Живой и неживой мир».
1ч
15
Знакомство с русским народным творчеством. Народные игрушки (филимоновская игрушка).
1ч
16
Выделение основной мысли и смысла. Пословицы о труде.
1ч
17
Развитие артикуляционной моторики. Скороговорки.
1ч
18
Развитие ориентации во времени. Что и когда?
1ч
19
Ориентация в пространстве. Игра «Что и когда?»
1ч
20
Развитие звуковых анализаторов. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
21
Развитие волевой саморегуляции. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
22
Развитие пространственно-временного восприятия. Знакомство с репродукциями картин.
1ч
23
Развитие мышления. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
24
Развитие кратковременной и долговременной памяти. Разучивание считалок.
1ч
25
Развитие объема памяти. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
26
Развитие восприятия. «Больше-меньше».
1ч
27
Составляем диалог на тему «Планета Земля»
1ч
28
Рассматривание глобуса. Беседа на тему «Суша и водные массивы планеты Земля».
1ч
29
Чтение книг о животных.
1ч
30
Развивающие игры. Мир общения.
1 ч
31
Развивающие игры. Слова и предложения.
1 ч
32
Читаем и учим стихи.
1ч
33
Развитие мелкой моторики и навыков каллиграфии.
1ч
34
Диагностика познавательного развития.
1ч
Итого:
34 часа
Источник