Програма ребенку 5 лет

Оксана Баяшкина
Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Информационный паспорт

образовательной программы для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Название программы образовательная программа для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Разработчики программы Баяшкина О. Н. педагог-психолог

Направленность программы Программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Цель программы Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Форма занятий Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Ожидаемые результаты 1. Развитие наглядно-образного мышления.

2. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

3. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью.

4. Сформированные умения реагирования на критику, уверенного поведения.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Повышение уровня психологической готовности к школе.

7. Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия,нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

Направленность программы:

программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Актуальность программы:

в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

• Развитие восприятия цвета, формы и величины,

• развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,

• эмоционально-волевой сферы,

• координации движений и реализация двигательной активности,

• формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Форма занятий:

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория:

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Оформление кабинета:

— приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

— изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Организация и содержание деятельности:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов (дети 5-6 лет, 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога,которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Диагностический блок:

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детейпрослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым;

Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;

Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;

Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов;

Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;

Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;

Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Читайте также:  На сколько сантиметров растет ребенок в месяц после 5 лет

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия ориентированы:

— на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

— на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

— на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр,чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами дополнительного образования.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

— Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщенияродителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

— Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Прогнозируемые результаты.

Консультативный блок.

— Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

— Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.

— Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

— оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

— разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

— анализ и обработка диагностических данных;

— разработка рекомендаций для родителей и педагогов;

— разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

— разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

— разработка анкет для родителей, педагогов.

Прогнозируемые результаты.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит

Структура занятия:

1. пальчиковая гимнастика;

2. работа по теме;

3. физкультминутка;

4. закрепление пройденного материала;

5. подведение итогов занятия.

Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)

№ занятия Цель занятия Часы

С 1 по 12 занятие Коррекция устойчивости внимания 300 минут (5 часов)

С 13 по 19 занятие Коррекция памяти и воображения 200 минут (3.3 часа)

С 20 по 27 занятие Коррекция логического мышления и воображения 175 минут (2.9 часа)

С 28 по 36 занятие Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей 200 минут (3.3 часа)

Итого:36 занятий 875 минут (14.5 часа)

Источник

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Ребенку 5 лет высокая температура без симптомов

Задачи:

  • овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, классификация, сериация, смысловое соответствие);

  • развитие умения оперировать абстрактными понятиями, рассуждать,

устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

  • развитие личностных качеств;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки;
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов  и средств, проверке правильности решения.
  • внимательное отношение к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его;
  • донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – 2 учебных года.

Количество детей – 5 — 8  детей.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Ожидаемые результаты: Занятия будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Используемая литература:

  1. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей / под ред. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. – СПб.: Детство-пресс, 2013..
  2.  «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  4. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова.  ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  5. Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  6. . Давайте поиграем  : математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. — М. : Малыш, 2014. –
  7. Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у дошкольников [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/15/didakticheskie-igrynapravlennye-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u
  8. . Формирование элементарных математических представлений у дошкольников  сборник / под ред. А. А. Столяра. — М. : МозаикаСинтез, 2014. —

.

Перспективный план работы  «Учимся играя»

Для детей 5-6 лет

Содержание занятий

Задачи

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2.»Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

Октябрь

Занятие №2

1.Обучение приёму«Сравнение».

Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Октябрь

Занятие №3

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются»

3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.                                       4.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Октябрь

Занятие №4

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».            3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Ноябрь

Занятие №1

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови».         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Ноябрь

Занятие №2

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша.

«Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Ноябрь

Занятие №3

1.Ограничение.  Д/И «В гостях у лисы»,

2«Что лишнее».                     3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад».                                  

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Ноябрь

Занятие №4

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика».                                                  2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Декабрь

Занятие №1

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Декабрь

Занятие №2

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Декабрь

Занятие №3

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка»

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

 3. Решение логических задач.     4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Декабрь

Занятие №4

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.              

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Январь

Занятие

№1

1.Разгадываем кроссворд          2.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Январь

Занятие

№2

1«Сравнение».

Д/И «Что изменилось».        

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку.          3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Февраль

Занятие №1

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему»  

3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Февраль

Занятие №2

1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки».            

2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

Февраль

Занятие №3

1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».        

2.Игра с палочками Кюизенера.  3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Февраль

Занятие №4

1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

Март

Занятие

№1

1.Ограничение.  Д/И «Найди фрагменты изображений».                                  2.Игра с блоками Дьенеша

3.Учимся разгадывать крассворды.                                  

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Март

Занятие

№2

1.Умозаключения. Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».                    

2. Игра с блоками Дьенеша

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Март

Занятие

№3

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         2.Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Март

Занятие

№4

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «И хорошо и плохо».        

2. Придумывание небылиц.        3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель

Занятие №1-2

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

Читайте также:  Стоматит у ребенка 5 лет высокая температура

Перспективный план работы  «Учимся играя»

                                                  Для детей 6-7 лет

     Месяц

                Занятие

                          Задачи

Октябрь

№2.

 «Неправильные картинки»

-Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях.

-Развивать умение рассуждать логически.

№3.

 «На что сгодится карандаш?»

-Развивать оригинальность мышления.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

— Воспитывать коммуникативные качества

Ноябрь

№1.

 «Шумно, вкусно, кругло-красно!»

-Развитие образно-логическое мышление.

-Учить изменять одно свойство предмета не изменяя других его свойств.

-Развивать мелкую моторику, графические навыки.

№2.

 «Ожившие фигуры»

-Развивать креативное мышление.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

№3.

 «Кто сильней: медведь или папа?»

-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Формировать коммуникативные и импровизационные навыки.

№4.

 «Что в пустой клетке?»

— Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.

-Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Декабрь

№1.

 «И карета — сказочная, и палочка волшебная!»

-Развивать творческое воображение, фантазию.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

№2.

 «Буквы нашлись»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

— Развивать мыслительные операции: сравнение.

№3.

 «Буквы спрятались!»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

— Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

№4.

 «Необычный оркестр»

— Развивать воображение; побуждать детей к импровизации.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

-Воспитывать партнёрские, уважительные отношения

Февраль

№1.

 «Выход из лабиринта»

-Развивать способность планировать действие и поведение.

— Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

№2.

 «Мокро в банке огурцу?