Прогнозирование личностного развития ребенка

Прогнозирование личностного развития ребенка thumbnail

Одно из направлений работы со взрослыми – повышение психологической и педагогической культуры родителей. В современных условиях, когда происходит изменения в обществе, мировоззрении людей образовательных ориентирах возникает необходимость в специальной работе с родителями, направленной на повышение их родительской компетентности.

Проблемы прогнозирования жизненного пути собственных детей находятся в центре внимания родителей. Родители думают о будущем своих детей, стремятся создать условия для развития личности и дарований. Модели будущего (осознаваемые или неосознаваемые) проявляются в разумных или неразумных ожиданиях и в конечном итоге определяют конкретные судьбы сына или дочери. Иногда воспитательные стратегии являются проекцией нерешенных психологических проблем родителей или навязанных в детстве стереотипов поведения. Поэтому особенно важно в работе с родителями уделять внимание осознанию и осмыслению взаимоотношений родителей с детьми, перехода их с неосознаваемого, нерефлексируемого уровня на уровень проектирования и планирования.

Наибольшую актуальность работа с родителями приобретает в современных условиях, когда происходят существенные преобразования образовательной практики. Появление школ с различными уровнями (лицеи, гимназии …), дошкольных учреждений (прогимназии), школ развития в системе дополнительного образования определяет активность родителей, ориентированных на успех. Подобная активность без учета интересов и склонностей детей может стать причиной эмоционально-личностных проблем в дальнейшем.

Таким образом, существует потребность в организации специальной работы с родителями, направленной на повышение их педагогической культуры, рефлексии опыта взаимоотношений с детьми. Необходимы поиски новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия. В русле этих поисков мы разработали курс «Воспитание и судьба ребенка», в котором рассматриваются проблемы, определяющие процесс воспитания детей в семье. В содержание курса включены следующие темы: биологические и социальные составляющие судьбы человека (инстинкты, темперамент, характер, социальная ситуация развития); типология жизненных сценариев и факторы их определяющие; родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка; сензитивные и критические (судьбоносные) периоды в развитии личности и их значение для дальнейшей жизни; варианты неблагоприятного развития ребенка (трудные судьбы).

Занятия с родителями могут проводиться в различных формах. На групповых занятиях анализируются конкретные ситуации, определяется их специфика, раскрываются варианты воспитательного воздействия и их модификация в изменяющихся конкретных условиях воспитания. В групповой работе следует обращать внимание родителей на позитивных сторонах развития личности ребенка, утверждать принцип его безусловного принятия. Необходимо побуждать родителей к свободному обсуждению проблем ребенка, выяснять их представление о приемах и средствах решения проблемных ситуаций в воспитании детей.

Другое направление работы с родителями – индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях (консультациях) уделяется много внимания элементам конструктивного взаимодействия и управления поведением детей. Эффективность занятий с родителями повышается, если использовать домашние задания, включающие в наблюдение, беседы с ребенком на заданную тему, отработку практических навыков. Полученные результаты, приобретенные в процессе самостоятельной работы, можно использовать в дальнейшей групповой дискуссии.

Кроме того, целесообразно применять другие формы работы (ведение дневника, написание психологической характеристики, самоотчета), которые способствуют осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания.

Работа с родителями по проблемам прогнозирования личностного развития детей является элементом в развернутой сети психолого-педагогической помощи в воспитании детей. В современных условиях актуален системный подход к педагогическому образованию родителей.

ПРОГРАММА КУРСА

Цель курса – повышение педагогической культуры родителей.

В процессе специальной работы с родителями решаются следующие задачи:

· способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;

· активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективного воспитательного взаимодействия;

· показать необходимость учета феномена судьбы в воспитании детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Лекции Практические
1. Человек и его судьба
2. Космически-планетарный аспект судьбы
3. Социальная составляющая судьбы человека
4. Биологические аспекты развития и судьба
5. Жизненный сценарий и судьба человека
6. Роль семьи в развитии личности
7. Судьбоносные периоды в жизни человека
8. Судьба – результат педагогической деятельности
  Итого

Основные темы курса

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 1020 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Изучение и прогнозирование развития личности кадета.

Критерии воспитанности.

Выполнил: воспитатель –Ю.В.Рассказов

Главная наша цель – воспитать каждого ученика культурной, творческой, активной и социально зрелой личностью. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал, в чём выражается наиболее ярко результат воспитания? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего, что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на себя, задумался над собственной судьбой».

Чтобы оценивать результативность воспитательного процесса, следить за ходом личностного развития учащихся и по мере необходимости корректировать его, мы разработали критерии воспитанности и диагностический инструментарий. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатом воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить степень соответствия помогает диагностика. Это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности. Как определяется воспитанность?

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности или коллектива. Если степени проявления качеств присвоить условные баллы или количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами. Желательно диагностику проводить 2 раза в год – в начале и в конце года – для эффективности воспитательной работы. В процессе психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики кадетов воспитатели используют следующие методы: наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность, позволяют получить информацию о личности кадета и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности личности и т.д.

Наблюдение – целенаправленное с фиксацией количественных характеристик в дневнике воспитателя. Беседа с постановкой цели как изучения, так и воспитательного воздействия. Опросники, интервью, анкеты, тесты. Цель их – не только выявление определенных качеств личности, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для изучения индивидуального своеобразия каждого воспитанника. Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга.

Хороший материал для изучения индивидуальности кадетов и включения их в воспитательный процесс дают следующие методики:

  • недописанный тезис (предложение, рассказ, сочинение). Например, «Чтобы поступить в ВУЗ, надо…», «Хорошая жизнь – это…» и т.д.

  • метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, умный, здоровый, великодушный и т.д.

  • цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

Читайте также:  Роль общения в формировании и развитии ребенка

Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания кадетов. Например: «Дружеские объяснения», «Я ищу друга, который был бы…» и т.д. Вообще, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции воспитателя.

Однако целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике помогает получить составление «Карты личности» по методике известного психолога К.К.Платонова. Карта личности – форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую психологическую характеристику каждого кадета. Вместе с тем она – программа изучения личности, осуществляемой путём бесед, наблюдением.

Карта личности даёт возможность сжато и обобщенно зафиксировать в динамике (в т.ч. с помощью условных обозначений) наиболее существенные черты данной конкретной личности, её возможности. Карта личности в какой-то степени помогает осуществлять завет Ушинского. В предисловии к своему труду «Человек как предмет воспитания» он указывает: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей действительности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведения и отмечаются его доминирующие мотивы.

Оценки обозначаются баллами по 5-балльной системе, а мотивы – цифрами, соответствующие определенному мотиву в их перечне. Записывается это в виде дроби, где числитель – оценка, знаменатель – мотив. Например: отношение к правилам внутреннего распорядка мы оценили на «4». И хотя ученик выполняет все правила внутреннего распорядка на оценку «4», мотивы его поведения чисто приспособленческие: притворство, лицемерие, зависимость, выгода…

Поэтому по перечню мотивов мы выбираем оценку «1». Записываем «4/1» и так по всем пунктам карты личности. Затем определяем средний балл: сумма баллом 36 показателей делится на 36, тоже самое по оценкам мотивов. Например: получается средний балл за месяц «4.5/1,3». Складываем числитель и знаменатель: 4,5+1,3=5,8 и делим на 2 = 2,9.

Каждый уровень воспитанности имеет свою оценочную характеристику:

В – высокий – от 4,5 до 5 баллов

С – средний – от 3,5 до 4,5 баллов

НС – ниже среднего от 2 до 3,5 баллов

Н – низкий от 1 до 2 баллов

Таким образом полученный результат «2,9» характеризует уровень воспитанности кадета ниже среднего. В графу уровень воспитанности ставится: НС/2,9 и т.д.

Диагностика проводится по окончании каждого месяца на протяжении всего учебного года, т.е. 9 раз. В конце года можно построить график развития личности ребёнка по каждому отношению (всего 36 отношений). На каждого кадета достаточно одной страницы ученической тетради. Экономно и зримо. (см. приложение 1)

Необходимо более подробно остановиться на выявлении доминирующих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причинах поведения кадета. Как известно, одно и то же действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами. Мотивов поведения бесчисленное множество. Они могут проявляться в чувствах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а так же объясняться необходимостью выполнения того или иного действия по принуждению или по убеждению.

Учет поведения каждого ученика и мотивов его поступков позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета поведения и мотивов поступков всех кадетов являются критерием для оценки воспитательной работы.

(перечень мотивов поведения личности кадета см. в приложении)

Общий уровень воспитанности исходит из суммы баллов, которые каждый кадет набрал в ходе диагностических методик за определенный период времени. Составляется сводная карта личности изучения качеств кадета и определяется уровень воспитанности каждого кадета, учитывая мотивы его поведения. Это позволяет воспитателю, оценив таким образом своих воспитанников, анализировать и выявлять наиболее характерные недостатки и отрицательные тенденции, помогает правильно спланировать дальнейшую работу и корректив к ней. Частота такой оценки даёт гибкость в выборе форм и методов воспитательной работы, проследить изменение уровня воспитанности каждого кадета за определённый период. Ну а предстоящее очередное оценивание будет стимулировать многих воспитанников к улучшению своих показателей. Хочется отметить, что очень важно при оценке уровня воспитанности учитывать мнения педагогов и всех участников воспитательного процесса. И в заключении хочется сказать, что оценка воспитанности кадета, сам процесс – эффективное средство для стимуляции самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого кадета, формирование у него адекватной самооценки своей личности.

Приложение №1

КАРТА ЛИЧНОСТИ

кадета 5 а класса МКК

__________________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество

Перечень

особенностей личности

и поведения кадета

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

март

апрель

май

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к самообслуживанию

4

Отношение к правилам внутр. распорядка

5

Отношение к кружковой работе

6

Отношение к старшим

7

Отношение к сверстникам

8

Отношение к младшим

9

Отношение к родным

10

Отношение к своим поступкам

11

Отношение к поступкам товарищей

12

Отношение к имуществу корпуса

13

Отношение к личному имуществу

14

Отношение к самовоспитанию

15

Отношение к своему будущему

16

Дисциплинированность

17

Коллективизм

18

Целеустремлённость

19

Инициативность

20

Активность

21

Организованность

22

Настойчивость

23

Совестливость

24

Стыдливость

25

Честность

26

Скромность

27

Справедливость

28

Принципиальность

29

Вежливость

30

Аккуратность

31

Общительность

32

Воздержание от хулиганства

33

Воздержание от алкоголя

34

Воздержание от токсикомании

35

Воздержание от курения

36

Воздержание от лживости

Средний балл

Уровень воспитанности

Индивидуальные итоги: сумма баллов 36 показателей делится на 36

Обозначение уровней воспитанности: В – высокий; С – средний; НС – ниже среднего; Н – низкий;

КОМАНДИР 4 ВЗВОДА ________________Ю.В.РАССКАЗОВ

Приложение №2

ПЕРЕЧЕНЬ

МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

1 группа

Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленнос-тью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрыт-ность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение.

2 группа

Честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.

3 группа

Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.

4 группа

Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное суждение норм нравственности.

5 группа

Ярко выраженные положительные мотивы: совесть, стыд, убеждённость, коллективизм, высокий уровень самосознания, самокритичность, активное суждение норм нравственности.

Приложение № 3

ХАРАКТЕРИСТИКА

УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

1. Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребёнок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встаёт на защиту тех, кто в ней нуждается.

Читайте также:  Развитие сюжетно ролевой игры ребенка

2. Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в общественной деятельности, но самостоятельную инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них ещё не вполне сформирована.

3. Ниже среднего уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, ещё неустойчивого опыта гражданского поведения. У кадета с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную меру сил, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны воспитателя, в делах коллектива участвуют неохотно.

4. Низкий уровень воспитанности. Эту группу подростков характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У них искажённое представление о чести, достоинстве, честности, долге и ответственности, коллективизме и товариществе.

Приложение № 4

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

ВОСПИТАННОСТИ

  • Внешний вид (портрет) кадета.

  • Физическое и психическое здоровье.

  • Поведение кадета.

  • Взаимоотношение в коллективе.

  • Отношение к себе.

  • Ценностные предпочтения.

  • Креативные способности.

  • Интеллект.

  • Познавательная активность.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое прогнозирование один из сложнейших элементов педагогического мониторинга. В переводе с греческого языка слово «прогнозирование» (prognosis) означает предвидение, предсказание. В основе прогноза лежит вероятностное суждение о состоянии изучаемого объекта или явления в будущем. Прогнозировать можно как деятельность школы в целом, так и развитие коллектива, группы или отдельного конкретного школьника. А.С.Макаренко называл подобные действия педагогическим проектированием и придавал им огромное значение в деятельности педагога. Мы же рассматриваем прогноз как постановку, выявление определенных перспектив развития личности школьника или качества образовательного процесса.

Раскроим сущность педагогического прогнозирования с помощью структурной схемы:

прогнозирование в учебной деятельности

прогнозирование в изменении личностных кач-в

определение входной информации

Педагогическое прогнозирование
(выявление перспектив)

Развитие качества образования

Схема 8. Педагогическое прогнозирование

Прогнозируя развитие личности школьника, можно выделить два направления прогноза:

¨ прогноз в учебной деятельности

¨ прогноз в изменении личностных качеств

Предвидение изменений знаний, умений и навыков определяет способность личности к обучению. Прогноз в учебной деятельности очень важен как для ученика, так и для учителя. «Обученность» школьника включает наличие знаний в виде определенной информации и наличие умений и навыков при их воспроизводстве. В прогнозировании можно выделить управленческие начала. Дело в том, что общество в виде социального заказа предъявляет школе требования обеспечения прочных знаний ее выпускников. Задача школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников современную картину мира в диалектической взаимосвязи ее компонентов. Именно получая знания, ребенок вместе с ними получает представление о мире, о своих возможностях в его освоении. Кроме того роль знаний велика в выборе человеком способа действий в той или иной ситуации. Зная законы развития мира, тенденции изменений в нем происходящих, личность способна выбрать правильные ориентиры, определяющие ее способность к действиям. И, наконец, знания определяют отношение личности к событиям, фактам, явлениям. Совокупность учебных предметов, определяемая государственным стандартом, предоставляет каждому школьнику возможность получить знания по каждому из них. На основе полученных знаний формируются умения. Умения обеспечивает система приобретенных школьником знаний. Оно развивается путем упражнений и в развитом виде определяет поведение школьника не только в привычной для него среде, но и в новых условиях жизнедеятельности. В ходе прогнозирования учитель может предвидеть то, как полученные вначале школьником знания могут воспроизводиться в последующем их практическом использовании.

Структура деятельности учащихся по овладению умениями может включать следующие компоненты:

 
· Осознание школьником значимости умения, которым он овладевает;
· Установка школьника на овладение конкретным умением;
· Понимание школьником обобщенного знания, лежащего в основе
· формируемого умения;
· Раскрытие содержания каждого умения, представляющего систему,
· состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных
· компонентов (действий и операций);
· Контроль уровня сформированности умений.

При овладении умением путем постоянной тренировки появляется возможность перевести его в навык. Процесс выполнения действия протекает в форме неосознаваемого психического регулирования. При этом если практические действия выполняются в новых условиях, происходит изменение регуляционной ориентировочной основы выполняемых школьником действий, а само оно выполняется правильно и оснований обращаться школьнику к знаниям, нет.

Пришла пора ответить на вопрос «Что дает прогнозирование конкретному школьнику?» Прежде всего, возможность более качественно овладеть знаниями, умениями и навыками индивидуально. Поскольку учитель, прогнозируя этот процесс, может управлять овладением системой знаний, умений и навыков, соответственно выявленным особенностям школьника. Это и дифференцированная учебная работа, и сопровождение каждого ребенка индивидуально в образовательном пространстве, и педагогическая поддержка при получении недостаточно высоких результатов обученности в ходе проведенной диагностики.

Не менее важен в школьной жизни ребенка и прогноз в изменении его личностных качеств. Здесь предвидение педагога «тоньше» и гораздо труднее, чем в учебном процессе, поскольку речь идет о воспитании. Изменение в ребенке необходимо «закладывать» в воспитательное взаимодействие с ним. Известный педагог современности А.С.Макаренко предложил «принцип педагогического оптимизма», реализующий глубокую веру педагога в возможности каждого ребенка. Учителю важно предусмотреть изменения, происходящие в оценочных суждениях, эмоциональных проявлениях, в поступках ребенка. Но это внешние параметры, указывающие на изменение или прирост личностных качеств. Есть и внутренние показатели, которые демонстрируют изменения, происходящие с ребенком. Это – мотивы и убеждения.

Умения прогнозировать перспективы развития личности школьника обеспечивают учителю успешность его взаимодействия с ним. Попытаемся выстроить систему умений прогностического характера:

¨ Умения планировать деятельность школьников с учетом данных полученных в ходе диагностики;

¨ Умения выделять перспективы развития школьников

(в учебной деятельности и в плане личностного становления);

¨ Умения использовать перспективы прогноза в организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;

¨ Умения самоанализа собственных возможностей предвидения;

¨ Умения гибко изменять прогноз в соответствии с новыми данными.

Система представленных умений характеризует современного педагога как исследователя. Ее наличие позволяет учителю гибко и вариативно проектировать собственную профессиональную деятельность, направляя ее на единственно важное звено его деятельности – личность школьника.

Читайте также:  Развитие ребенка по мнсяцам

Успешность прогностической деятельности учителя определяется системой его действий, составленной с учетом прогноза. По форме – это программа действий педагога. Содержание же подобной системы зависит от цели учебно-воспитательного процесса, данных педагогической диагностики и «материалов» прогнозирования. Ясно одно, что продвижение ребенка по лестнице успеха во многом определено, в том числе и умением учителя правильно осуществлять педагогический прогноз. Более того, прогнозирование выполняет и функцию профилактики. Оно помогает предупредить в работе учителя негативные проявления, способные повлиять на личностное становление ребенка или коллектива детей.

Прогнозируемые личностные изменения позволяют выявить их ожидаемую динамику, проанализировать полученные достижения и соотнести с запланированными результатами. Это помогает определить качество предпринимаемых действий педагогического коллектива. В совокупности же можно говорить о прогнозировании результатов всего учебно-воспитательного процесса. В ходе проведенного диагностического исследования педагогический коллектив получает данные, характеризующие индивидуальные особенности школьников, развитие их познавательных процессов, эмоционально-волевой сфер, интеллекта и т.д. Часть данных определяет учебные возможности школьника, часть поведенческие реакции, часть – степень эмоциональных проявлений. Это дает возможность предсказать степень трудности в учебной деятельности и решении нравственно-практических задач, с которыми может справиться ребенок, находящийся на определенном уровне своего развития. Педагогический прогноз является оценкой перспектив развития школьника, группы детей, всего ученического коллектива.

Качества образовательного процесса.Влияние оценки перспектив развития каждого школьника на качество образования очевидно: «Соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы педагогов с этим ребенком. Это и есть соотношение цели и результата, то есть качество образования», так оценивается использование прогнозирования в образовательном процессе авторами книги «Управление качеством образования» /Под ред. М.М.Поташника. Там же предлагается и структура прогностических действий в блоке прогнозирования качества образования. Авторы предлагают систему, состоящую из пяти взаимосвязанных блоков (21, С.311-313):

определение входной информации – общие рекомендации – долгосрочный прогноз – среднесрочный прогноз – краткосрочный прогноз
 

Рассмотрим предлагаемые блоки, значительно расширяя их в соответствии с темой изложения:

1.Определение входной информации. В этом блоке находят отражение данные педагогической диагностики. Получение достоверной информации в соответствии с поставленными целями прогноза очень важно для комплектования системы прогнозирования. Это касается прогноза отдельных школьников, или отдельных групп школьников, или всего коллектива. Здесь важно так же отметить, что для точного прогноза важны не только данные о состоянии диагностируемых объектов как позитивные, так и негативные, но и данные об условиях организации учебно-воспитательного процесса. Это позволяет с максимальной точностью корректировать действия педагогического коллектива и обеспечивает обратную связь.

По каждому ученику на основании результатов педагогического мониторинга, учителя могут иметь сведения, позволяющие им изменять ситуацию, «предрешать» ее. Такой «пакет» данных, по мнению авторов, может включать следующие траектории:

· траекториюизменения интеллектуального развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру интеллекта);

· траекториюизменения личностного развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру личности);

· траекторию изменения индивидуального учебного времени ученика за предыдущие годы по предметам.

2.Общие рекомендации. Результаты педагогического мониторинга представляются в виде оценок. Оценивание важный аспект прогнозирования. Оценивание – это установление степени изменения педагогического объекта, на который составляется прогноз. И неважно, что оценивается. Это может быть качество обучения; уровень развития отдельных качеств личности; уровень развития коллектива и т.п. Важно определить, насколько продвинулся в своем движении тот или иной объект прогнозирования. С помощью оценивания появляется возможность увидеть результативность деятельности, как отдельного учителя, так и педагогического коллектива в целом.

На основании анализа оценок составляются примерные схемы работы, наполненные конкретным содержанием.

3.Долгосрочный прогноз на весь период обучения. Это самый сложный блок системы прогнозирования, поскольку прогнозируемые результаты достаточно удалены. Составляются индивидуальные программы для каждого учащегося с вероятностью индивидуальных достижений по каждой из них. Результаты этих достижений позволяют педагогическому коллективу построить набор возможных траекторий движения ученика в различных образовательных пространствах. Успешность деятельности ребенка закладывается в основные критерии оценивания, которые могут быть выражены в довольно распространенных показателях: низкой, средней и высокой результативности. Долгосрочный прогноз не может быть абсолютно достоверным, поскольку большой период времени некоторым образом «разжижает» предсказания педагогов, основанные на педагогической диагностике того периода, когда совершался прогноз. Диалектика развития личности и общества, динамичность процессов говорит о том, что изменения, происходящие с личностью, могут входить в противоречия с предсказаниями, основанными на «старых» данных об объекте или явлении. Для уточнения существует следующий блок программы – среднесрочный прогноз.

4.Среднесрочный прогноз. Этот блок строится для каждого ученика и для коллектива учащихся одного класса. Он может быть составлен на учебный год, а может и на полугодие. Стратегия действий педагогического коллектива определяется по каждой теме. В соответствии с этим построение маршрутов происходит по линиям ученик – предмет и ученики (группа или класс) – предмет. Действия педагогического коллектива могут выглядеть следующим образом:

· на основании данных об ученике строится индивидуальная траектория по каждому предмету;

· строится набор возможных траекторий по разным предметам с помощью метода ассоциаций;

· строятся аналогичные траектории с помощью экстраполяционного метода.

5.Краткосрочный прогноз. Этот вид прогноза предназначен для глубокой индивидуализации действий учителей школы. Особенно он актуален для учащихся, не справляющихся с программой и нуждающихся в дополнительном внимании педагога. Данные педагогической диагностики могут быть использованы для создания многочисленных траекторий для каждого школьника. Распределяется время на овладение темой, время на закрепление полученных знаний. Многообразие траекторий дает возможность выбора той, которая может быть реализована с использованием потенциальных возможностей школьника. Краткосрочных прогноз реализуется в системе действий педагогов:

· на основании полученных данных на каждого ученика строится траектория по овладению каждым параграфом темы. Прогнозируются ожидаемые затраты времени на это овладение;

· с помощью метода ассоциаций строится набор возможных траекторий по овладению параграфами;

· построение аналогичных траекторий с помощью экстраполяционного метода.

Прогнозировать можно также и профессиональную деятельность учителя. Здесь можно пойти тремя путями. Давать оценку его деятельности могут дети посредством ответов на вопросы в предложенных анкетах или тестах. Можно оценивать с помощью внутришкольного контроля с использованием контрольного инструментария оценки; можно привлечь учителей к самооценке как высшей форме оценивания. Результаты, полученные в ходе подобного оценивания, дают возможность руководителям школы вести пропедевтику в работе с учителями, предотвращая возможные негативные последствия их деятельности.

Таким образом, для составления прогноза необходимо владеть информацией об индивидуальных особенностях школьников, о степени их проявлений в разные отрезки времени. Надо знать основные тенденции развития ребенка, группы, коллектива, а также педагогических явлений. Немаловажное значение в прогнозирование имеет и владение педагогами технологиями прогнозирования, включающими наличие определенных прогностических умений, способствующих качественному пре