Профориентация для ребенка 5 лет

Все на свете мамы и папы хотят, чтобы их дети были счастливыми, успешными и востребованными. Но не все знают, что именно для этого нужно сделать. Давайте разберемся, чему мы должны научить наших детей прямо сейчас, чтобы они чувствовали себя комфортно в будущем.

Профориентация начинается в 3 года

Вся детская профориентация делится на три больших этапа.

Первый этап длится примерно с 3 до 10 лет. В это время мы должны показать ребенку многообразие возможностей, познакомить его с как можно большим количеством интересных вещей.

Второй этап — с 10 до 14 лет. Это тот самый сложный момент, когда подростки начинают отвергать родителей и нуждаются в сильном взрослом наставнике. В идеале дети к этому времени уже успели много всего попробовать, увидеть, у них есть свои интересы, увлечения. Знакомая история: в школе был очень крутой учитель биологии, в итоге полкласса пошло на биологию. Наставником может стать кто-то из друзей родителей, любимый педагог, руководитель кружка, в общем, любой значимый взрослый.

Третий этап – с 14 до 18 лет, когда подросток определился со своими намерениями и твердо уверен в том, чего он хочет. И вот тут уже надо натаскивать. С помощью репетиторов, кружков, как угодно, но сделать так, чтобы он поступил в лучший ВУЗ по своей специальности.
 

Учите ребенка учиться

Что бы нам не говорили футурологи, а конкретно предсказать каким будет общество будущего мы не можем. Но мы можем попробовать угадать тренды. И сейчас главный тренд состоит в том, что ребенка нужно научить учиться – это самое важное.

Что учит учиться? Иностранный язык, не важно, какой, потому что сначала ты зубришь-зубришь-зубришь, а потом начинаешь понимать логику. Программирование, но это для тех, кто постарше. Малышам в качестве альтернативы отлично подойдет легоконструирование, робототехника в простейшем виде, то есть те занятия, на которых ты заранее пытаешься продумать структуру своих действий.
Главный посыл: «Я не просто так чего-то делаю, а у меня есть цель!»

Нам обязательно надо научить ребенка сомневаться, правильно работать с источниками, экспериментировать, уметь вычленять суть, находить собственные новые решения. Если раньше мы жили в мире, в котором «сначала я учусь, потом я работаю», то теперь это история под названием: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентноспособен».
 

Дайте ребенку возможность пробовать все, что ему интересно

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка – это вместе с ним рассматривать этот мир. Если есть возможность – путешествуйте!  Если нет, сейчас в любом городе очень много кружков, разных интересных занятий. Нам вот это важно – показать ему всё. Не: «Я записал тебя в музыкальную школу, чтобы ты 7 лет туда ходил и ненавидел это место», а показываем ему: «Вот биология, смотри, вот математика, вот лего!»

Выбирать можно только тогда, когда ты уже все увидел. И очень важно не ругать ребёнка, если он бросает. Это очень деликатный момент, надо разобраться в причинах: если он бросает, потому что ему лень, не хочется учить, рано вставать, то это – одна история, лень мы не поощряем. А если это на самом деле, не интересно, ну что ж, ок, бросим. Примерно до 10 лет нам самое важное – насмотреться, впитать в себя информацию, и тогда потом вы увидите, как ваш ребёнок делает осознанный выбор совершенно самостоятельно.
 

Компьютерные игры – друзья, а не враги

Не ругайте ребёнка за то, что он играет в компьютерные игры. Лучше аккуратно подсовывайте ему тщательно отобранные вами – качественные, развивающие, а не войнушки-стрелялки. Они сейчас крутые и интересные, правда.  И поймите, что это же история не просто про то, что «я играю», это ещё и социальная среда. Такая вот реальность.

Выбирайте хорошую школу

Если ваш ребёнок и ваша семья в будущем планирует жить и работать в России, нет никакого смысла получать полноценное заграничное образование. Я сторонник того, чтобы вместо этого в рамках лучших университетов (Высшей школы экономики, МГУ, Бауманки и т.п.) уехать на полгода-год поучиться по программе обмена. Вот это – очень крутая история! Это не только повышает стоимость человека как специалиста, это реально меняет взгляд на мир.

Но все равно, выбирать школу нужно очень тщательно, смотреть рейтинги, опрашивать друзей и знакомых, искать лучшую. При этом, важно понимать, что такое лучшая школа. Это школа, которая не подавляет ребёнка, которая учит его не зубрить, не тупо запоминать параграф, а учит его учиться, ставить цели и находить эффективные пути для их достижения, пользоваться источниками, уметь проверять их на достоверность. А вторая важная задача школы – научить ребенка взаимодействию в коллективе. Поэтому я, кстати, не сторонник домашнего образования, если, конечно, у вас не какой-то особенный ребёнок. Дети должны учиться жить в социуме, договариваться, уметь проигрывать и выигрывать, иначе потом им, увы, будет крайне сложно жить.
 

Оставьте ребенка в покое

И самое главное: покажите ребенку все, и оставьте его в покое. Когда мама говорит: «Моему ребенку ничего не интересно», скорее всего, это несчастный ребёнок, задавленный самой мамой и средой. Прекратите требовать от ребёнка, чтобы он в возрасте 10 лет определился, кем он хочет стать. Многие из нас и в 40 не знают, чего они хотят и всю жизнь чувствуют себя несчастными. Чего вы хотите от ребёнка?

Лет в 14-15 найдите ему хорошего карьерного консультанта, которому он просто расскажет о том, что ему интересно. А специалист уже раскрутит все по цепочке. Конечно, мы, родители, хотим детям лучшего, но при этом нельзя забывать, что мы – люди из прошлого.  Мы ему скажем: «Иди в маркетинг, иди в экономисты или в юристы», а мир изменился, эти профессии уже не нужны. Да и в этом возрасте не профессию надо выбирать, а, скорее, отрасль, а в ней уже развиваться и расти.
 

Читайте также:  Что нужно для роста ребенка 5 лет

Удачи!

Источник

Анастасия Чернышева
Ранняя профориентация дошкольников

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности.

Данная методическая разработка может быть полезна педагогом дошкольных организаций.

ФГОС ДО в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» «…направлено на …формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;…».

В течение всей отечественной истории дошкольнойпедагогики трудовому воспитанию предавалось разное значение: в советские годы это была четкая, стройная система, в 90-е годы ХХв ее практически свели на нет, и только не давно снова трудовое воспитание начало приобретать важное значение.

Теоретические основы трудового воспитания в отечественной педагогике были заложены такими исследователями, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. труд – это общественно полезная деятельность, это область реализации личности. Но дошкольник еще слишком мал, что производить общественно полезный продукт.И труд данном возрасте выступает в новом качестве: он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.

В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Об этом говорили Н. Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Они отмечали важность формирования самоопределения ребёнка. А В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. А. Козлова, А. Ш. Шахматова и др. в работе по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывали то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Большая работа в рамках ранней профориентации принадлежит ознакомлению с трудом взрослых. В силу своего возраста дети не могут представить важность и полезность труда для общества. Но чем больше они будут знать о профессиях, тем ближе и понятней станет для них значимость труда. По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.

В работе дошкольных озонизаций много лет существует практика ознакомления с профессиями: это беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры.

Родители являются одними из участников образовательного процесса в дошкольной организации. Без их помощи работа педагогов бы не имела законченного смысла.Именно из семьи ребенок получает первые представления о труде: это и домашние обязанности, и профессии родителей.

Очень часто родители мало что говорят о своей работе, или же говорят о ней в негативной ключе. Но для формирования правильного отношения к профессиям необходимо показывать положительный стороны каждого труда, с чем родители чаще всего не справляются.

Родительское собрание «Организация ранней профориентации в ДОО»

Цель: расширение представлений о ранней ориентации детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать родителей на участие в жизни ДОУ.

2. Повысить педагогическую культуру родителей.

3. Привлечь родителей к раннему самоопределению детей.

4. Создать условия для выявления факторов, влияющих на формирование интересов детей в выборе будущей профессии.

Ход собрания.

Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.

Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.

Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.

Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.

Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.

В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.

Для этого в группе создается определенная среда:

• Дидактические игры.

• Настольно-печатные игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Картотека экскурсий

• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.

Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.

С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.

В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.

Читайте также:  Как сладить с ребенком 5 лет

Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.

Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.

Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.

Источник

Светлана Семенихина
Итоговое мероприятие проекта по теме «Профориентация» для детей 5–7 лет

Проект по теме «Профориентация» для детей 5-7 лет.

Данное мероприятие является «завершающим продуктом» проекта совместно с фотовыставкой детей в костюмах по профессиям и детских рисунков по теме «Кем хочу стать» («Мир профессий в рисунках детей»).

Проектсредней продолжительности: 2-3 месяца.

Соучастники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, родители (законные представители, дети 5-7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: ознакомление с профессиями, закрепление знаний о профессиях через театрально-игровую деятельность на основе стихотворений и песен о профессиях.

Для каждой профессии подбирается костюмы, необходимый реквизит, соответствующий данной профессии,

Театрализованное представление «Путешествие тети Кошки».

Ход мероприятия.

В зале оформлены зоны по профессиям, которые посещает кошка. Представители каждой профессии рассказывают о своей работе, обыгрывают необходимые действия. Фотограф на протяжении всего хода мероприятия делает фотографии.

Звучит Песня о профессиях».

Дети рассаживаются на стульях в зале.

Вед: Сегодня мы с вами, ребята, поможем нашей героине совершить путешествие. Встречайте нашу героиню.

Музыка «Я кошка, кошка, кошка» (музыка А. Рыбникова, слова А. Санина, из м/ф «Кошка, гулявшая сама по себе»).

Фотограф выбегает и фотографирует ее с разных сторон.

Фотограф:

Снимем вас и профиль иль анфас,

Хоть стоя, хоть лёжа,

Всё будет похоже.

Только не надо моргать,

Щуриться и зевать.

Кашлять нельзя и чесаться,

А только вовсю улыбаться.

И будет у вас портрет,

Которого лучше нет.

(Котята могут подойти к ведущей и вместе с ней проговорить слова).

Вед: / котята/: Тетя, тетя Кошка решила отдохнуть на море немножко.

Вед: Путевку купила, билеты приобрела.

И принялась за дорожные сборы она.

Перед отъездом к портнихе зашла.

Закройщик: Вы одежду сшить хотите? Заходите, заходите.

Мерки снимем с вас сейчас. Подберём фасон любой, (журнал мод).

Точно выполним раскрой.

Вед: Чтоб была обнова впору, (кошка подходит, портниха делает

Все-все-все измерит споро –обмеры: длину от плеча до колен,

Руки, талию и рост, руку, вокруг талии

Шею, голову и хвост. Измеряет хвост

Тут же выкройку найдет, достает лекало- выкройку

Белым мелом обведет, кладет на стол,

Раскроит, сошьет, погладит, режет большими ножницами, гладит

В платье манекен нарядит, прикладывает на куклу-манекен.

А потом сидит и ждет, выдает пакет кошке, вытирает пыль со

Когда клиент за ним придет. лба присаживается).

Вед: Парикмахерская на пути. Решила Кошка и туда зайти.

(манекен-голова в парике)

Парикмахер: Вот и ножницы, (расческа, а вот расческа.

Я вам сделаю прическу.

Вед: Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно. (можно надеть парик на кошку)

Фотограф снова ее фотографирует

Вед: По дороге зашла в магазин, чтобы продуктов в дорогу купить.

Мы приходим в магазин.

В нём обилие витрин.

Выбрать нужную покупку

Продавец поможет чуткий. (О. Повещенко)

В магазине продавец.Целый день он слышит:

(Кошка): «Дайте яблоки и груши», «Заверните и продайте!»

Вед: И хоть очень устаёт,

Но даёт и продаёт! (Е. Санин)

Вед: Наконец домой пришла. Платья мерять начала. Ей котята помогали и, конечно же мешали.

Кошка вертится перед зеркалом, котята подносят бусы, шляпу, очки. (Говорят: Это очки, чтобы глазки от солнце не болели. Это шляпка, чтобы солнечного удара не было, Это, чтобы красивая была и т. д.).

Вещи складывают в чемодан.

Котенок: Долго ты платья примеряла. На автобус опоздала. Улетит твой самолет, который на море тебя увезет.

Кошка: Не беда, вызову такси сюда. Всем пока, пока, пока!

(котята машут ладошками)

Вед: Поторопилась, поспешила. Газ, плитку, утюг выключить позабыла.

(котята машут красными лентами, изображают огонь в окошко домика, и над крышей).

Котята: (машут лентами, кричат) Тетя, тетя Кошка! Горит твое окошко!»

Вед: (или ребенок)

Бом-бом,бом-бом!.

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром,-

Заливает кошкин дом,

Кошка: Ой беда, беда, беда! Скорей пожарника сюда!

Вед: Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, — это точно.

Звучит песня «Пожарная охрана» (музыка В. Запольских).

Мальчик в костюме пожарного раскручивает шланг, «тушит пожар).

Вед;или Пожарный: В огне и дыму

(Я иду) Он идёт среди жара,

Читайте также:  Как справиться с запором у ребенка 5 лет

Спасая людей

И дома от пожара! (Е. Сенин)

Пожарный раскручивает шланг. Огонь затихает (котята медленнее машут красными лентами).

Кошка: И пожарный прибежал, кран с водой раскатал. Затушил пожар.

Раз, два, раз!

И огонь погас.

Пожарник: Выходя из дома, помнить надо — выключить, утюг, плитку и газ,

Чтоб не было пожара!

Кошка: Спасибо!

Фотограф фотографирует.

Пожарник (в сторону котят грозит пальцем): А дети не должны мешать мамам и тетям собираться в дорогу и на работу!

Котята;Мы запомнил: газовую плитку и утюг перед выходом из дома выключать будем!

(могут подбежать к плитке и «выключить» плитку.

Кошка: Спасибо, спасибо, что от пожара спасли! Скорее надо на самолет, который к морю меня повезет!

Такси! Такси!

Около бензоколонки стоит таксист

Шофёр: Качу, Лечу. Во весь опор.

Я сам — шофер, И сам — мотор.

Нажимаю на педаль-

И машина мчится вдаль! (Б. Заходер)

Вариант 2.

Таксист: Я людей подвожу. Куда надо) – отвезу!

Кошка подбегает к «машине» из стульев, садится, «едут».

Звучит «Песенка шофера» (автор неизвестен)

Вед:

Умело он (таксист) ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас (всех) по городу везёт.

За рулём сидит привычно

И под гул мотора

Напевает, как обычно,

Песню про шофёра! (Е. Сенин).

Звучит «Песенка шофера» (припев, дети могут подпевать).Кошка «выходит» из «машины»

Шофер: Вот Ваш самолет.

Стюардесса: Пассажиров, отлетающие к морю, прошу занять свои места.

Кошка и все дети пересаживаются на сидения в «самолете»

Стюардесса:

Нахожусь всегда в полёте,

В белоснежном самолёте.

Пассажирам помогаю,

Прессу, кофе предлагаю. (разносит журналы)

Я воздушная принцесса

И зовусь я стюардесса.

Стюардесса: Уважаемы пассажиры. Вас приветствует экипаж и командир самолета (имя). Всех прошу пристегнуть ремни, детей во время попрошу по салону не бегать. Желаю всем приятного полета.

Ребенок-пассажир: Стюардесса в самолёте

Нам расскажет о полёте.

Принесёт еду, напитки,

Не оставит без улыбки.

Безопасность и покой

Обеспечит нам с тобой.

Стюардесса разносит стаканчики в одну сторону. Возвращается – собирает их

Вед: Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело,

Совершая перелёт. (Сергей Чертков)

Вед: Вертит петли в небе синем

Серебристый самолёт.

Человек в его кабине, –

Лётчик, или же – пилот,

Самолёт отлично знает,

Им без страха управляет.

Мальчик-пилот. (Пробегает с самолетом по кругу. Все дети поют песню «Самолет летит,Самолет гудит: У-у-у-у. К морю я лечу!»

Стюардесса: Уважаемые пассажиры! Наш полет закончен. Температура воздуха за бортом 25* Вас ожидает пересадка на железнодорожный транспорт. Вещи ваши перевезет автопогрузчик. Счастливого пути!

Дети складывают свои чемоданы на «автопогрузчик». Становятся паровозиком. Выходит машинист.

Машинист: (в руках светофор – красный и зеленый цвет)

Друг за другом я вагоны (показывает красный цвет)

К тепловозу прицепил.

Загорелся свет зелёный. (показывает зеленый цвет)

Вот и поезд покатил!

Быстро крутятся колёса,

Мы объедем целый свет.

Нету лучше тепловоза,

Машиниста лучше нет.

По вагонам. Даю гудок! Паровоз в путь готов!

ВЕД: Как быстрый конь несётся

По рельсам тепловоз,

Всё ближе раздаётся

Весёлый стук колёс.

Под песню «Паровоз-воз-воз, паровозик» (музыка А. Ярановой) проходят по кругу. останавливаются напротив корабля. Сюда подъезжает и автопогрузчик с чемоданами. Дети берут свои чемоданы, рюкзаки с тележки.

Реб /Вед/:Спасибо, машинист. Ты настоящий специалист!

Реб /Кошка/: Ну вот и море впереди. Капитан! На корабль нас проведи!

Капитан: Прошу сюда! Здесь на палубе – красота! Располагайтесь. Красотой морской наслаждайтесь!

Дети проходят на свои места на «палубе корабля.

(Кроме почтальона, котят, официанта, музыканта).

Вед:

Капитан прикажет строго –

Дать машинам полный ход!

Здравствуй, синяя дорога!

Наш корабль идёт в поход.

Капитан становится у руля.

Капитан: В кафе нас ждёт официант.

Одет красиво, словно франт.

Он стол для нас сервировал,

На нём приборы расставлял.

Он знает точно этикет,

Предложит блюда на обед,

Десерт подаст нам без проблем

Официант разносит бутылочки с водой.

Музыка. «Песенка про капитана» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача)

Капитан: Пусть по мне тоскуют

Юные морячки.

Я для них открою

Сказочные страны,

И вернусь героем,

Храбрым капитаном. (В. Пахомов)

Выходит музыкант. Играет на скрипке. Звучит «Музыка и скрипка» тихо.

Вед: Как играет музыкант,

Как прекрасны скрипки звуки!

У него большой талант,

Фотограф снимает все моменты.

Дети сидят на «корабле», слушают музыку.

Фотограф встречается с почтальоном. Передает ему пачку фотографий. Почтальон машет рукой, прощаясь. Подходит к домику котят.

Вед: (Фотограф) Письма, телеграммы и газеты

Он разносит в срок по адресам.

Новости со всех концов планеты

Почтальон всегда доставит вам. (О. Повещенко)

Почтальон: (стучит в дом котят): Эй, котята, выходите. На путешествие тети Кошки посмотрите.

Выходят все дети в центр.

Вед: Вот и закончилось путешествие нашей Кошки. Скажите, кто же помогал ей в пути? Сколько людей разных профессий вы назвали. Все профессии нужны, все профессии важны. Кем бы вы хотели бы стать? Какую профессию вы себе выбрали бы?

Дети перечисляют профессии, глядя на фотографии /картинки по профессиям, используемые в мероприятии).

Вед: А я хотела бы стать фотографом, чтобы все события на память запечатлеть. Давайте фотографии путешествия кошки отнесем и сложим в альбом, чтобы его еще раз пересматривать. Спасибо скажем за это фотографу. И попрощаемся с ним.

А машинист всех нас увезет в группу.

Под музыку дети покидают зал. или уезжают «паровозиком» под песню «Паровоз-воз-воз».

Источник