Проективные методики в диагностике развития ребенка
«Анализ проективных методик, используемых в диагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Методики, используемые в работе с дошкольниками.
Проективные методики исследования личности широко используются во многих областях психологической практики, они ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. [1]
Перечислим некоторые проективные методы при изучении эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.
«Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.
«Кактус». Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
«Мои праздники». Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.
Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
«Рисунок человека». Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
Особенностью периода младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции является то, что ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
- Методики, используемые в работе с младшими школьниками.
«Рисунок школы». Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
«Руки» (Hand test). Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики — определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Физиономический тест Кунина. Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих
большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.
Тест «Домик» разработан на основе авторской модели эмоций в структуре личности и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для детей в возрасте от 6 лет. Эмоции представлены ребенку в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.
Для изучения личности младшего школьного возраста используется несколько методик, среди которых основными считаются:
Методика «Времена года», позволяющая производить диагностику уровня развития образно-логического мышления. Эта методика нужна для работы с детьми в возрасте от 3 до 4-х лет.
Кинетический рисунок семьи (КРС) направлена на выявление специфики восприятия ребёнком семейной ситуации, своего места в семье, его отношение к членам семьи.
Методика Рене Жиля нужна для исследования сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений. Основная цель методики сводится к изучению социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающим миром.
Методика «Несуществующее животное» — проективный метод личности, основанный на использовании теоретических норм оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами [10].
Тест «Рисунки животных» позволяет анализировать культурного и интеллектуального уровня испытуемого, оригинальности (или стандартности) мышления, потребностей, мотивов, установок и отношений, наличия и характера внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмов психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».
Проективными методиками при изучении личности младших школьников также служат методика «Рисунок школы», «Руки», «Сказки Дюсса», последняя из которых применяется для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Эта методика позволяет определить наличие либо отсутствие конкуренции между братьями и сёстрами. Методика не применяется для утверждения окончательного диагноза, она может являться и компонентом «диагностической батареи».
Выводы
В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни. К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью.
В целом, проективные методы основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.
Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Развитие и особенности психических процессов человека изучаются давно и очень тщательно. На эти темы уже собрано достаточно информации. Однако исследование развития личности до сих пор актуально в связи со спецификой объекта изучения. Не всегда возможно ограничиться просто тестовыми методиками, диагностиками, которых разработано множество. Они все формализованы и редко учитывают индивидуальные характеристики человека. Средством дополняющего характера для получения полной информации многие ученые считают проективные методы.
Их достоинством можно считать тот факт, что они позволяют создать комфортные условия для раскрытия внутреннего мира человека. Реакция на внешние стимулы побуждает личные интересы, установки, переживания отображаться в творческой, продуктивной деятельности.
Однако можно говорить и о том, что их надежность снижена. Их анализ подчас носит субъективный характер, так как не стандартизирован. Их результаты это не однозначные выводы, а лишь дополнение к основным методам исследования личности.
История проективных методов начинается с научных трудов Френсиса Гальтона, в которых он доказывает, что ассоциации человека определяются опытом его предшествующей жизни [5].
Позже Зигмунд Фрейд описал механизм проекции как выбрасывание внутренне развившегося возбуждения во внешний мир. Это проявляется в неосознаваемом проецировании своих переживаний, чувств, желаний на внешние объекты. З. Фрейд также заметил, что механизм проекции выполняет функцию защиты, уменьшая расхождение между истинными внутренними побуждениями человека и сознательными стремлениями [8].
Именно этот эффект и дал основание для проективных методов, а понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк [4].
Обратимся к определениям проективного метода.
В кратком психологическом словаре проективный метод рассматривается как «один из методов исследования личности», который позволяет выявлять «проекции в данных эксперимента с последующей интерпретацией» [7]. Это самое обобщенное определение, отражающее специфику техники данного метода.
Соколова Е.Т. в своем понимании проективных методов акцентирует наше внимание на ситуациях их применения – «специальная техника клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» [8].
В своем учебном пособии «Методы психологического исследования» З.А. Киреева определяет проективные методики как «приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей» [5]. Автор подчеркивает, что для проведения диагностики необходимо создать специальные условия, которые вызовут у человека определенную ответную реакцию. Как созданная ситуация, так и решение ее специфичны и неоднозначны. Мы считаем, что данное определение наиболее полно отражает суть проективных методов, однако, стоит добавить, что после ответной реакции идет интерпретация результатов, на основе которой даются выводы.
Выделяют несколько классификаций проективных методов.
Это классификация, представленная О. В. Беловой, в которой предметом их разделения является стимульный материал:
1. Методики дополнения – стимульный материал: набор слов-стимулов (ассоциативный тест К.Г. Юнга, «Неоконченные предложения», «Кто Я?»).
2. Методики интерпретации – стимульный материал: набор картинок, фотографий (ТАТ, САТ, Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля, Тест Сонди).
3. Методики структурирования – малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).
4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
5. Методики изучения продуктов творчества – стимульный материал: рисунок, респондента («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное») [2].
Общепринятая классификация Л. Франка. Она появилась самой первой, постепенно ее расширяли, сейчас она остается наиболее полной. По ней выделяют 8 типов проективных методов, отличающихся либо стимульным материалом, либо целью, либо особенностями деятельности испытуемого:
Конституитивные – на основе какого-либо аморфного материала испытуемый ищет смысл, проецируя свои внутренние установки на тестовый материал (методика Роршаха).
Конструктивные – предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Исследователь делает выводы о личности создателя, о специфике их окружения.
Интепретативные – на основе таблиц-картин с неопределенными ситуациями необходимо составить рассказ с указанием того, что привело к такому выводу. Это дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.
Катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Это дает возможность обнаружить конфликты, проблемы.
Рефрактивные – изучение личностные особенности, скрытых мотивов с помощью средства коммуникации (речь, почерк).
Экспрессивные – по рисунку на свободную или заданную тему делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностей.
Импрессивные – изучение результатов выбора стимулов из ряда предложенных (тест Люшера).
Аддитивные – завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи [5, 3].
Мы рассмотрели несколько классификаций проективных методов. Но не все проективные методики подойдут для работы с детьми. Потому что для некоторых нужен определенный багаж жизненного опыта, сформированность отдельных психических функций, некоторые не отвечают целям изучения личности детей.
В учебном пособии «Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте» Чиркова Ю. В. для рассмотрения возможностей проективных методик в изучении личности детей использует классификацию французских психологов Д. Анзье и К. Шабер [9]. В ней даются 12 категорий проектных методов.
Первая категория – ассоциативные тесты, включает в себя 5 видов. От ребенка требуется закончить, добавить, дополнить содержание того, что ему предлагают (картинка, текст, история).
Вторая категория – тематические. Чаще всего это набор картинок, связанных общей темой. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, расположить их в определенном порядке, составить рассказ.
Третья категория – визуальная перцепция. Это картинки, на которых изображено что-то непонятное и ребенку надо представить, что бы это могло быть, придать им какое-то значение.
Четвертая категория – слуховая перцепция. В данных текстах в качестве стимульного материала используются записи различных звуков. Это могут быть звуки природы, предметов, человеческий голос, непонятные, неразборчивые звуки. Ребенку нужно определить, что за звук, какие слова он услышал или придумать историю, связанную с этими звуками.
Следующая – классификация по категориям. Это тесты, связанные с восприятием цвета и формы. Ребенку нужно что-то раскрасить любимым цветом, выбрать предпочтительный цвет в разных жизненных ситуациях, составить фигуру из разных геометрических форм и цветов.
Шестая категория – аффективный выбор. Исходя из названия, мы можем узнать, что подобные тесты основываются на конкретном выборе ребенка. Это может быть выбор животного, с которым он себя ассоциирует, или же выбор эмоции в различных ситуациях.
Следующие несколько категорий подряд идут на символизм – в конструкторах, в драматических играх, в рисунках, в цвете, в почерке. Ребенку предлагается проявить свои творческие способности. Иногда ему могут давать определенную тему, а иногда свободу действий. Исследователь делает выводы о разные сторонах личности ребенка, исходя из того продукта, который получился, из самого процесса, из обсуждения-объяснения ребенка.
Последняя категория – словесно-моторная экспрессия. Для составления психологического портрета личности, рассматривают связь движений крупной и мелкой моторики детей с психическими проявлениями [9].
Как мы видим, данная классификация более обширна, ее основанием является различие методик по стимульному материалу, по виду восприятия, по характеру деятельности, а также по предмету изучения продукта деятельности (категории символизма).
В своей книге «Психодиагностический инструментарий в работе психолога и педагога-психолога учреждений социального обслуживания населения» Кознева Ю. В. представляет конкретные методики диагностики детей с целями их использования [6].
Мы представим сводную таблицу, в которой будем отталкиваться от цели изучения развития личности ребенка и классификации Д. Анзье и К. Шабер [6, 9].
Таблица 1 – Проективные методы в диагностике личности детей
Цель: изучить: | Название | Категория проективной методики |
Особенности самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди | Тест «Рисунок человека» | Символизм рисунка |
Методика В.Г. Щур «Лесенка» | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) | |
«Закончи предложение» Д. Сакса | Ассоциативные тесты (закончить предложение) | |
«Приключения Чернолапки» Л. Корман | Тематические тесты | |
Стремление к лидерству, стремление к уединению | Методика Рене-Жиля | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) |
Наличие и направленность агрессии и т.д. | Тест «Рисунок человека» | Символизм рисунка |
Несуществующее животное | Символизм в рисунках | |
Методика Рене-Жиля | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) | |
Детский апперцептивный тест Л. Беллак | Тематические тесты | |
Рисуночный тест «Кактус» М. А. Панфиловой | Символизм рисунка | |
Психологическую готовность детей к школе, отношение к учителю, любознательность, ведущие мотивы | Методика Рене-Жиля | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) |
«Рисунок человека», «Рисунок школы», «Раскрась картинку», «Дорога в детский сад» | Символизм рисунка | |
Детский апперцептивный тест Л. Беллак | Тематические тесты | |
«Приключения Чернолапки» Л. Корман | Тематические тесты | |
Наличие страхов, тревог | Тест детской апперцепции Л.Беллак и С.Беллак (САТ) | Тематические тесты |
Тест «Рисунок человека» | Символизм рисунка | |
«Приключения Чернолапки» Л. Корман | Тематические тесты | |
«В тридевятом царстве», тест Т. Фагула | Тематические тесты | |
Метод цветового выбора М. Люшера | Символизм цвета | |
Миокинестический психодиагноз Э. Мира-и Лопеца | Словесно-моторная экспрессия | |
Интеллектуальные или эмоциональные нарушения, признаки психопаталогии | Тест «Рисунок человека» | Символизм рисунка |
Несуществующее животное | Символизм рисунка | |
Тест «Картины с облаками» В. Штерна | Визуальная перцепция | |
Методика Ореховой О.А. «Домики» | Классификация по категориям | |
«Вербальный сумматор» Б. Скиннера | Слуховая перцепция | |
Тест «Деревня» | Символизм в конструкторах | |
Рисуночный тест «Кактус» М. А. Панфиловой | Символизм рисунка | |
Метод цветового выбора М. Люшера | Символизм цвета | |
Уровень развития воображения | Несуществующее животное | Символизм в рисунках |
Тест «Картины с облаками» В. Штерна | Визуальная перцепция | |
Экстра/ интравертность, общительность | Несуществующее животное | Символизм в рисунках |
Миокинестический психодиагноз Э. Мира-и Лопеца | Словесно-моторная экспрессия | |
Полоролевую идентичность | Тест «Рисунок человека» | Символизм рисунка |
Фрустрационную толерантность, стили поведения в ситуациях с обвинениями и препятствиями | Методика исследования фрустрационных реакций Розенцвейга. Дети от 6 лет | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) |
«Человек под дождем» А. Абрамс | Символизм рисунка | |
Субъективную семейную ситуацию ребенка, взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, восприятие других членов семьи и своего места среди них | Кинестетический рисунок семьи | Символизм рисунка |
Незаконченные предложения (Шипицина Л.М.) | Ассоциативные тесты (закончить предложение) | |
Методика Рене-Жиля | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) | |
«Закончи предложение» Д. Сакса | Ассоциативные тесты (закончить предложение) | |
Тест семейных отношений Д. Антони и Е. Бене | Ассоциативные тесты (добавление в диалогах) | |
Тест « Сказки» Л. Дюсса | Ассоциативные тесты (составление истории) | |
Методика дополнения рассказов М. Тома | Ассоциативные тесты (составление истории) | |
Детский апперцептивный тест Л. Беллак | Тематические тесты | |
«Приключения Чернолапки» Л. Корман | Тематические тесты | |
Сценотест Г. фон Штаабс | Символизм в конструкторах | |
Тест кукол | Символизм в драматических играх | |
Межличностные отношения сверстников | Методика Рене-Жиля | Ассоциативные тесты (добавление по картинке) |
«Закончи предложение» Д. Сакса | Ассоциативные тесты (закончить предложение) | |
Детский апперцептивный тест Л. Беллак | Тематические тесты | |
Тест кукол | Символизм в драматических играх |
Итак, таблица наглядно показывает, что возможности проективных методов диагностики велики. С их помощью можно рассмотреть как отдельные проявления личности человека, так и составить обобщенную картину личностного развития. Использование проективных методик в изучении нарушений личностного развития детей дошкольного возраста дает нам ответы на многие вопросы. Которые связаны с отставанием в развитии, с эмоциональной нестабильностью, с отношением ребенка к окружающему миру и к самому себе, с психическими заболеваниями.
Диагностирование личности представляется почти невозможным без использования проективных методов. Потому что обычные тесты не всегда дают верные результаты, человек, выполняющий их, примерно представляет, что от него ожидают, и старается продемонстрировать себя в лучшем свете. Используя проективные методики, можно избежать этой проблемы.
В основе проективных методов лежит ответная реакция человека на стимулы, так называемая проекция. Когда внутренне неосознаваемые стремления, чувства, переживания находят свое отражение в творчестве человека: в сочиненных историях, играх, рисунках.
Список литературы:
Ашимов А.А., Акназаров, С.А., Мергенбаева, М.Т. Психодиагностика и проективные методы исследования личности как важнейшая форма психологической практики // Вестник КазНМУ. – 2013. – №3 (2). – С. 157-159.
Белова О. В. Общая психодиагностика (Методические указания). – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику / Пси-фактор – Центр практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psyfactor.org (дата обращения: 10.12.2019). – Загл. с экрана.
Евсеева О.Е. Проблема применения проективных методик в современной психодиагностике // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sibac.info (дата обращения: 10.12.2019). – Загл. с экрана.
Киреева З.А. Методы психологического исследования. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 187 с.
Кознева Ю.В. Психодиагностический инструментарий в работе психолога и педагога-психолога учреждений социального обслуживания населения. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2016. – 60 с.
Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
Кузьмина С.И., Голубь М.С. Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики // Международный научный журнал «символ науки». – 2016. – №3. – С. 159-161.
Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
Источник