Адаптация ребенка с отклонениями в развитии в детском саду

Галина Смольякова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Сегодня функционируют множество специальных детских садов и центров, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. С ними занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи. Но в этих специальных заведениях у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни, и он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную,полную:

«точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны,следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;

Читайте также:  Стадии развития игры ребенка

сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей — снисходительное отношение. Воспитателю следует постоянно держать такого ребенка в поле зрения, чтобы увидеть и почувствовать, когда ему потребуется помощь, и своевременно ее оказать. В то же время следует стимулировать ребенка к преодолению стеснительности и приходить к помощи не только со стороны воспитателя, но и самих детей.

Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т. д. Это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

Необходимо соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:

-создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;

-осуществлять коммуникативную направленность обучения;

-строго индивидуализировать обучение;

— всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п. ;

-создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3. Овладение навыками коммуникации.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

семье.

Литература

1. Баряева Л. Б. и др. «Родник»Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.

2. Битова А. Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы

интеграции и социализации». Москва, 2000

Источник

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Адаптация (от лат. «приспособляю») — это приспо­собление строения и функций организма, его психоло­гических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психоло­гическую, социальную.

Биологическая адаптация — это приспособление орга­низма к изменяющимся условиям внешней среды: тем­пературе, влажности, освещенности и др.; а также к изме­нениям в организме (внутренней среде): заболеванию, по­тери какого-либо органа или ограничению его функции.

Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.

Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она дости­гается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных цент­ров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,

Психологическая адаптация. Это приспособление чело­века как личности к существованию в обществе в соот­ветствии с социальными требованиями; внутреннее пси­хологическое равновесие в соответствии с собственны­ми потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное вза­имодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.

Главным условием успешной социализации и соци­альной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько под­систем (каждая подсистема имеет пути совершенствова­ния и требует специальных исследований): дефектоло­гии, управления и программно-методического обеспече­ния, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, про­фориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, се­мьи и трудовых коллективов.

Адаптация и интеграция детей с отклонениями в раз­витии предполагает их право на образование, диагности­ку, охват специальным образованием в вариативных фор­мах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцирован­ное обучение.

Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна по­мощь детям с глубоким нарушением интеллекта.

Специальное образовательное учреждение реализует, в зависимости от его структуры, программы дошкольно­го, начального и среднего общего образования.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ. В нормативно-правовых и официаль­ных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.

Кроме них существуют учреждения системы социаль­ного обеспечения (в частности, детские дома для глубо­ко умственно отсталых детей и для слепоглухих).

Ученые предлагают еще две формы интеграции:

— обучение в коррекционном учреждении и последу­
ющий перевод учеников в общеобразовательную
школу (при обучении детей с нарушениями слуха,
но сформированной устной речью);

— полную или частичную интеграцию лиц с отклоне­
ниями в развитии в ходе профессионального обу­
чения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже
интеллекта).

Еще один тип — образовательное учреждение для де­тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-санитарной помощи. В учреждениях такого типа осуществ­ляются диагностика и консультирование, психолого-меди­ко-социальное сопровождение; психолого-педагогическая реабилитация и коррекция; лечебная педагогика и диффе­ренцированное обучение и др. Эти учреждения рассчита­ны на детей от 3 до 18 лет.

Читайте также:  Развитие речи значение в развитие ребенка

Контингент этих учреждений специфичен, туда по­падают дети с высокой степенью педагогической запу­щенности, с нарушениями эмоционально-волевой сфе­ры; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных ка­тастроф.

В нашей стране существуют также различные оздоро­вительные образовательные учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей. Эти учреждения созданы для оказания помощи семье в воспитании детей и получении ими образова­ния, проведения реабилитационных и лечебно-оздоро­вительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите при длительном лечении. В соответ­ствии с Типовым положением, утвержденным постанов­лением правительства Российской Федерации от 28 ав­густа 1997 № 1117, в таких учреждениях могут откры­ваться группы для детей дошкольного возраста.

Не менее важную роль в воспитании и развитии ре­бенка с интеллектуальными отклонениями играет семья. К сожалению, этому часто мешают многие факторы: не­благополучная обстановка в семье (алкоголизм родите­лей, жестокое обращение с ребенком и др.); низкий об­разовательный уровень родителей, их педагогическая без­грамотность. Поэтому необходима коррекционная работа не только с ребенком, но и с его семьей.

Достаточно часто семьи людей с интеллектуальными нарушениями создаются из-за случайной беременности, девиантного полового влечения. Поэтому очень важно вов­ремя начать подготовку детей к нормальному интимному общению и созданию семьи. Этому может способствовать углубленное изучение курса «Этика и психология семей­ной жизни».

В рамках курса необходимо проводить лекции, беседы с учетом возрастных, половых и индивидуально-типоло­гических особенностей детей. Такая информация способ­ствует лучшей подготовке школьников к будущей семей­ной жизни, более удачному выбору супруга, профилакти­ке ранних родов и нежелательной беременности.

В настоящее время вопрос интеграции детей с откло­нениями в развитии в общество здоровых сверстников является дискуссионным, он осуществляется в виде эк­сперимента. Существует несколько условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных про­цессов:

— готовность общества понимать и разделять пробле­мы человека с нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;

—высокий уровень сформированности практических
и социально значимых навыков у выпускников спе­
циальных школ, позволяющих им вести самостоя­
тельную жизнь;

—адекватное осознание выпускниками перспектив бу­
дущей жизни;

—гарантированное государством материальное обес­
печение, трудоустройство лиц с нарушениями ин­
теллекта.

Интеграция в общество человека с особыми образо­вательными потребностями и ограниченной трудоспособ­ностью сегодня означает процесс и результат предостав­ления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенси­рующих ему отклонения в развитии и ограничения воз­можностей.

В системе образования интеграция означает миними­зацию ограничивающей альтернативы для лиц с любы­ми образовательными потребностями: получение обра­зования в специальном (коррекционном) образователь­ном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения.

Интеграция основывается на концепции «нормализа­ции», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В ходе становления и развития сети специальных до­школьных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей. Заложены многие традиции кор-рекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального до­школьного образования.Созданы дошкольные учреждения (группы) для де­тей с нарушениями:

— слуха (глухих, слабослышащих);

— зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косог­
лазием и амблиопией);

— речи (с заиканием, общим недоразвитием речи,
фонетико-фонематическим недоразвитием);

— интеллекта (умственно отсталых);

— опорно-двигательного аппарата.

В таких ДОУ меньшая по сравнению с обычными дет­скими садами наполняемость групп (до 15 воспитанни­ков), в штат введены специалисты-дефектологи (олиго-френопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопе­ды, другие медицинские работники).

Образовательный процесс здесь осуществляется в со­ответствии со специальными комплексными программа­ми обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии и утвержден­ными Министерством образования Российской Федера­ции. В некоторых специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по раз­витию игровой деятельности проводятся не воспитателя­ми, а учителями-дефектологами.

В настоящее время дошкольники с проблемами в раз­витии интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Выделяют четыре груп­пы таких детей:

— ^диагностированные;

— дети, родители которых, зная о проблемах своего
ребенка, настаивают на обучении и воспитании в
массовом детском саду;

— воспитанники специальных дошкольных обособлен­
ных групп, функционирующих в обычном детском
саду, являются, как правило, обособленными и изо­
лированными;

— дети, которые в результате длительной коррекци-
онной работы подготовлены к интегрированному
обучению.

Выделяют пять видов интеграционных моделей в ДОУ.

Комбинированная. Ею охвачены дети с уровнем пси­хофизического развития, соответствующим или близ­ким к возрастной норме. Как правило, они по одному или по два воспитываются в обычных группах, но при этом получают специальную коррекционную помощь.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка в первый год жизни

Частичная. Она охватывает проблемных детей, еще не способных вместе со здоровыми сверстниками овладе­вать программой. Включаются по 1—2 ребенка только на часть дня в обычную группу.

Временная. Воспитанники специальных групп вне зави­симости от уровня психофизического развития объ­единяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.

Полная. Она эффективна для детей, которые по уров­ню психофизического развития соответствуют возраст­ной норме и психологически подготовлены к совместно­му обучению со здоровыми сверстниками.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Вспомогательная школа VIII вида осуществляет ком­плексную систему обучения и воспитания детей и под­ростков с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образова­ния и первоначальной профессиональной подготовки. Цель вспомогательной школы — разностороннее воспи­тание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса.

Организация социально-бытовой ориентации в такой школе осуществляется по этапам:

— в дошкольном возрасте формируются первые пред­
ставления об окружающем, навыки общения и пра­
вильного поведения в группе;

— в младшем школьном возрасте расширяются пред­
ставления об окружающей действительности, фор мируются более сложные формы общения в совме­стной деятельности;

— с пятого года обучения начинаются занятия по со­
циально-бытовой ориентации, составляющие соци­
альный опыт и умение вести себя в определенных
жизненных ситуациях;

— в 16—18 лет значительно расширяется социальный
опыт, закрепляются навыки поведения в различ­
ных жизненных ситуациях, совершенствуются на­
выки общения со сверстниками, формируются пра­
вильные взаимоотношения с лицами противопо­
ложного пола.

Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета.

Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи­вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают мораль­но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви­вается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.

Проводимая во внеурочное время воспитательная ра­бота дополняет занятия по социально-бытовой ориента­ции. Основное внимание уделяется воспитанию положи­тельных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматиза­ции умений, приобретению новых и формированию по­лезных привычек, эталонов поведения, оценочного от­ношения к различным жизненным ситуациям.

Все это необходимо для самостоятельного ведения до­машнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых кол­лективах, общения с окружающими людьми. Главное ус­ловие успешности решения поставленных задач — ежед­невная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные уч­реждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формиро­ванию необходимых в быту знаний и умений способству­ет также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке школьников способ­ствует также общественно полезный труд.

Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.

Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых про­стых дел по самообслуживанию и личной гигиене и за­вершая наиболее сложными умениями — правильным по­ведением в различных учреждениях и транспорте, под­счетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимули­ровать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближай­шего развития, при этом следует учитывать индивиду­альные особенности детей. Учителю и воспитателю необ­ходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям.

Социальный педагог — специалист в области специаль­ного образования и социальной защиты детей с откло­нениями в развитии. Он взаимодействует со всеми други­ми педагогами, психологами, врачами, медицинскими и социальными работниками, сотрудниками правоохра­нительных органов, трудовыми коллективами, родите­лями и заинтересованными лицами. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи дол­жно проводиться по особой системе и включать педаго­гическое просвещение родителей. Социальные педагоги изучают структуру каждой семьи, образовательный уро­вень родителей, характер уклада семейной жизни и ат­мосферу в семье, жилищные условия и материальную обеспеченность и др.

Формы работы вспомогательной школы с семьей мо­гут быть общешкольными (родительские собрания, лек­ции по вопросам психического и физического развития детей, проведение родительских дней, организация выс­тавок ученических работ, показ художественной самоде­ятельности учащихся и др.), классными (классные роди­тельские собрания, открытые уроки, групповые консуль­тации, беседы и др.) и индивидуальными (посещение учителем и воспитателем семей учащихся).



Источник