Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие

Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие thumbnail

Максимова Галина Дмитриевна
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося

«Проектирование индивидуальной

образовательной деятельности учащегося»

Максимова Г. Д.,

учитель биологии и химии

МБОУ «СОШ № 9» г. Вязники

Владимирской области

В настоящее время система образования становится более гибкой, вариативной и открытой. Дети живут в очень насыщенной информационной среде, но для одних – это ничего не значащие потоки научной информации, для других – это источник познания, который интересен, важен, но разобраться в глубине, разнообразии взглядов на одну и ту же проблему, а порой просто в нагромождении фактов, не хватает умения. И таким детям надо помогать. Поэтому, создание индивидуальных образовательных маршрутов – это как раз и есть одна из возможностей такой помощи.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

(А. В. Хуторской)

Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся как раз и происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.

Продвигаться по индивидуальной траектории ученик сможет в том случае,если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся

Я буду говорить о втором.

Если ребенок мотивирован, то целесообразно проектировать индивидуальный образовательныймаршрут по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление – это когда условия для самосовершенствования ребенка создают окружающие его люди (учителя, педагоги ДО, семья) и ребенку остается только полноценно пользоваться этим.

Второе направление – это когда ребенок сам создает условия для своего самосовершенствования (походы в библиотеки, поиск материала в интернете, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.)

Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:

— целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

— содержательный (отбор содержания материала на основе литературных источников, передового педагогического опыта прошлых лет и современных веяний по теме вашего самообразования);

— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания для реализации содержания темы самообразования);

— диагностический (определение системы диагностического сопровождения); — результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

В основном, индивидуальные маршруты разрабатываются для конкретных предметов для конкретного ученика или группы учеников, и по сути являются программами для углубления и расширения знаний.

Но я думаю, что индивидуальный маршрут должен быть шире и стать основой для развития ребенка в целом.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это может касаться и учебных предметов и сферы воспитания. Обязательным условием должен быть контроль за перегрузкой учащегося, поэтому дополнительные занятия по какому – либо направлению должны быть компенсированы щадящей нагрузкой по другим направлениям.

Я работаю по индивидуальному маршруту по химии с ученицей 9-а класса П. Ириной, одновременно являясь классным руководителем.

Определение ИОМ для Ирины был обусловлен ее интересом к предмету. Наряду с дополнительными занятиями по химии, Ирине было предложено участие в проектной деятельности, причем в другой области – биологии.

Она решила продолжить проект по присвоению дубу статуса «Памятник природы», начатый выпускниками школы С. Ириной и П. Дашей. Ира защищала работу на районной конференции ЮНИОС, где стала победителем.

Кроме того, Ира – учащаяся областной школы развития детей (Школы олимпийского резерва) по химии.

Она также является одним из лидеров школьного общества «Альтаир», является членом музыкального коллектива «Сюрприз» и активно занимается спортом и семейным туризмом.

Таким образом, индивидуальная траектория не ограничивается развитием ребенка в одном направлении.

Все достижения учащегося заносятся в портфолио или другой вид фиксирования достижений. Я использую Индивидуальную карту достижений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу.

ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника.

С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.

Читайте также:  Развитие ребенка с рождения по дням недели

То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Использованная литература:

1. Бондарчук Т. В., Абдуллин А. Г. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся/ Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;

URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7559

2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.

3. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 82.

4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.

Источник

Раиля Курамшина
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ХОДЕ ВЫПОЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Проектирование – это комплексная деятельность,участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Педагогическая значимость проектного метода:

Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;

Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;

Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;

Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Условия для успешного проектирования:

учет интересов каждого ребенка;

деятельность детей без принуждения;

предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

совместно с взрослым поэтапное достижение цели;

тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Проекты различаются:

•По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

•По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

• По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

•По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

•По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

•По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Осуществление проектной деятельности в дошкольномучреждении предусматривает следующие этапы:

— подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, разделение цели на «веер задач», формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);

Читайте также:  У ребенка отсталое развитие

— основной (работа над проектом, моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта, его оформление);

— завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проекта).

Подготовительный этап.

Алгоритм действий:

1. Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослыми проблемы

2. Определение взрослыми цели проекта, его мотивация

3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана

4. Совместное движение взрослых и детей к результату

5. Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Основной этап.

Алгоритм действий:

1. Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта

4. Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

5. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач

6. Совместно с детьми определение перспектив проектирования

Завершающий этап.

Алгоритм действий:

1. Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера, определение средств реализации проекта

4. Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучения, помощь детей друг другу

5. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач

6. Определение перспективы развития проектирования.

Для каждого возраста детей существуют свои проектные действия:

Дети 4-5 лет

• Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

• Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

• Привлечение детей к участию в планировании деятельности.

• Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе», выполнение детьми определенных несложных поручений.

• Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Дети 5-6 лет

• Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

• Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

• Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.

Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

• Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

• Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Дети 6-7 лет

• Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.

• Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

• Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.

Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

• Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

• Определение детьми перспективы развития проектирования.

Проектнаядеятельность содержит:

анализ проблемы;

постановка цели;

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Источник

В педагогике проектирование является одним из самых сложных процессов и представляет определенную проблему для ученых и практиков. Уже само понятие «проектирование» имеет неоднозначную трактовку. Общепринято определять проектирование как процесс, в ходе которого создается прототип, прообраз необходимого объекта, то есть проект.

Такое определение восходит корнями к техническим наукам: архитектурному строительству, инженерии, машиностроительству и др. Активное развитие теории и практики проектирования в педагогике начинается с 80 — х годов XX столетия. Однако с тех пор и по настоящее время в отношении понятия педагогического проектирования отсутствует единство точек зрения. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, аспекты в определении данного понятия. Это:

  • — методологический принцип, позволяющий осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт[1][2];
  • — деятельность, направленная на разрешение различных проблем в образовательном процессе;
  • — продуктивная деятельность, результатом которой являются проект, программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта;
  • — способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов;
  • — процесс интеграции педагогических и учебно-методических средств общего и дополнительного образования, профессиональных учебных заведений;
  • — деятельность, в процессе которой осуществляется промыслива- ние того, что должно быть[1].
Читайте также:  Ребенок левша мальчик особенности развития

Значимую трактовку понятия приводит Г.Е. Муравьева: «Проектирование — деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей»[4].

Педагог дополнительного образования вправе выбирать любую тракговку педагогического проектирования, но важно учитывать разные определения, так как они непротиворечивы и взаимно дополняют друг друга.

Вместе с тем необходимо отличать процесс проектирования от других: конструирования, программирования, моделирования, которые в реальной практике нередко отождествляются и даже подменяются друг другом. В таблице 4 представлены основные отличия данных понятий.

Таблица 4

Отличия проектирования от конструирования, планирова- _ния, моделирования__

Процесс

Гпавиан цель процесса

Сущность процесса

Результат

процесса

Проектирование

Преобразование

действительности

Предполагает пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса выполнения поставленной цели. Включает планирование и конструирование

Прототип,

проект,

преобразующий

ситуацию

Конструирование

Создание нового

объекта или

уточнение

педагогических

решении, возникших в

результате

проектирования

Основывается на результатах проектирования, предполагает создание конкретной, однозначной конструкции объекта, детализацию проекта, реальное воплощение задуманного в проекте

Конкретный

конструкт,

реально

воплощающийся в жизнь

Моделирование

Создать идеальный образ, замещающий реальный объект. «Модель — поиск конечного в бесконечном»

(Д. И. Менделеев)

Предполагает искусственное создание объекта, который отражает структуру, взаимосвязь элементов объекта

Схема, формула, знаковая форма, идеальный образ в виде описания

Программирование

Разработать содержание и формы деятельности объединения, учреждения, личности в соответствии с поставленными целями

Предполагает определение условий, направлений сфер деятельности и средств для поэтапного достижения прогнозируемого результата, развития личности воспитанника, участников образовательного процесса

Программа

Подчеркнем, что все эти понятия взаимосвязаны. Тем не менее, из таблицы видны очевидные отличия процессов моделирования, программирования, конструирования, что требует от педагога уместного использования этих понятий.

Планирование

Разработать конкретные действия по реализации поставленных целей

Определяются последовательность действий и мероприятий во времени, ответственные, организаторы и форма отчетности

План

Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога дополнительного образования и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике по М.И. Рожкову — значит создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.

Проектирование индивидуальной деятельности воспитанника и его развития в системе дополнительного образования можно характеризовать:

  • — как механизм взаимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации образовательного процесса;
  • — как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения детей в реализации их индивидуальной образовательной траектории;
  • — как процесс и способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании;
  • — как средство интеграции средств общего и дополнительного образования ребенка, взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.

Назовем функции проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка:

  • -исследовательскаяу позволяющая всесторонне исследовать образовательный процесс, его условия, динамику образовательной деятельности ребенка и его результатов;
  • -аналитическая, предполагающая анализ индивидуальной образовательной деятельности ребенка; исходных условий и средств для реализации различных проектов, мониторинг результатов индивидуальной образовательной деятельности, ее проектирования;
  • -прогностическая, предвосхищающая результаты конкретных действий, возможные отклонения и способы преодоления вероятных трудностей в реализации проектов ИОД;
  • нормирующая, предполагающая создание нормативных актов, документов (положений, программ) в качестве итогового продукта проектирования индивидуальной образовательной деятельности;
  • -конструктивная, позволяющая на основе проектирования ИОД получить конкретный образовательный результат, обеспечить достижения ребенка, приобрести новые личностные качества.

Результатом проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка являются просты.

Источник