Проект я исследователь для ребенка 5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад

с. Первая Ханенёвка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

 «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Воспитатель

Мотолыгина А.А.

с. Первая Ханенёвка

2018 год

Актуальность: В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно-исследовательской деятельность Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. Я считаю что достичь данной цели возможно при помощи применения в своей работе именно  проектно-исследовательской деятельности.Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет его выпускнику быть успешным в школе  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.Исследовательская деятельность в ДОУ развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.

Практическая значимость:

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  объектами которой  является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,  своей стране. Ведущая педагогическая идея — повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.

Инновационный характер представленного опыта

Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда  формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в  окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

 Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования. Так как соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Разрабатывая модель организации познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность, мы поставили следующую цель:

·         формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.

Нами были поставлены следующие задачи:

·         —создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;

·         расширять представления детей об окружающим мире;

·         научить планированию, поиску и умению делать выводы;

·         создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;

·         вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

В своей работе я отдаю предпочтение краткосрочным проектам

Моей задачей  является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

Проводя свои занятия в детском саду, мы с детьми  формулируем тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования, дети сами находят, помогая сказочным героям, посетившим наше занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Для меня также важным является мнение детей по поводу выбора темы исследования. Ведь от этого зависит успех нашей совместной деятельности, это способствует эффективному формированию умений воспитанников осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности.

Важным также считаю, чтобы дошкольник по окончанию исследования выработал собственное, личностное отношение  к продукту своей деятельности

 Для реализации данной работы  было проведено родительское собрание по теме: «Создание условий для  проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности.

Для  успешного решения поставленных задач совместно с родителями  была создана образовательная среда, в которую вошли  центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения,) иллюстрации, схемы, Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы.

После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию.

Читайте также:  Как одевать ребенка 5 лет на улицу в 5 градусов тепла

Мы разработали картотеку опытов и экспериментов для осуществления  различных проектов

Так  для проекта « Волшебница вода» разработана серия экспериментов: « Водяной насос», «Торнадо», « Таяние льда», « Водяное ядро», « Спираль воды».

Для проекта « Волшебное солнце» : « Как много тепла поступает в твою комнату от солнца». « Солнце греет воду», Белый свет и солнце». « Спектр», « Погода в кострюле» « Как работает солнечная печь» и т,д

Наряду с традиционными методами и  приемами  в своей работе мы решили использовать метод макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе  мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно.  Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.

(Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

Источник

 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Зимина Т.Е.

Аннотация:Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников.

        В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

        Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

        Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

        Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

        Проект позволяет разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Формы работы:

  1. НОД;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая и совместная взрослого с детьми, которая является основным в опытно-экспериментальной деятельности.

Вид проекта: средней продолжительности (4 месяца).

НОДы:

1. «Что из чего сделано?» (свойство материалов: дерева, пластмассы, металла и бумаги)

Цель: Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которого выделяются ранее свойства объекта.

Задачи:

Образовательная — создавать условия для ознакомления детей с формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, гибкий, прочный).

Развивающая — развивать образные представления, используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения.

Воспитательная — воспитывать интерес к исследовательской работе.

2. «Этот удивительный песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, сухой, мокрый).

Задачи:

Образовательная — закреплять умение получать информацию о песке в процессе его исследования.

Развивающая — развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Воспитательная — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение сообща заниматься в группе.

3. «Тучка — путешественница»

Цель: создание целостного представления о воде, как о природном явлении; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

Задачи:

Образовательная- познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах роли, в жизни человека и живых организмов.

Развивающая — развивать представления детей о превращении воды в лед, льда в воду.

Воспитательная — воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.

Читайте также:  Горчичники ребенку 5 лет

4. «Волшебное электричество»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные — обобщить знания детей об электричестве; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества; закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие — развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные — воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение работать в коллективе.

Полученные результаты:

        Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением видов деятельности по физическому воспитанию № 52 «Белочка»

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста

на 2017-2018 учебный год

Я — исследователь

Руководитель: Турдагина Светлана Васильевна

г. Якутск 2017 год

Содержание

Стр.

Целевой раздел

2

Пояснительная записка

2

Особенности организации занятий кружка

3

Содержательный раздел

4

Ожидаемые результаты освоения программы

4

Формы проведения итогов реализации программы

4

Организационный раздел

6

Материально-техническое оснащение занятий

6

Литература

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

При составлении программы кружка «Я – исследователь» мы опирались на работу А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Таким образом, программа исследовательской деятельности старших дошкольников должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

1. Подпрограмма — «тренинг». Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма — «детская исследовательская практика». Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма — «мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Цель программы: Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
  3. Обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные связи)
  4. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  5. Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 5-7 лет не более 30 минут.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Перспективный план

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Подпрограмма

Октябрь

1

Вводное

Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

«Тренинг»

2

«Посмотрите на мир чужими глазами»

Учимся видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезу

3

«О чем рассказал попугай Ероше»

4

«Как чебурашка энциклопедию составлял»

Учимся давать определения понятиям

Ноябрь

5

«Поможем Лунтику выполнить задания»

Учимся классифицировать, наблюдать

6

Эксперименты с акварелью

Учимся проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы

7

Плавает или тонет

8

Эксперимент «Как вода исчезает»

Декабрь

9

Эксперименты с лучом света

10

Эксперименты с магнитом и металлами

11

Эксперименты с собственным отражением

12

Эксперимент на выяснение предпочтений окружающих

Январь

13

«Поможем Чебурашке  написать письмо»

Учимся структурировать материал, доказывать и защищать свои проекты

14

Тренировочное занятие

Познакомить детей  с методикой выполнения творческих исследовательских работ

Детская исследовательская

практика

15

Тренировочное занятие

Февраль

16

Творческий проект «Мыло»

 Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов

17

18

19

Март

20

Творческий проект «Растения»

21

22

23

24

Индивидуальные творческие проекты

Апрель

25

26

27

28

Май

29

Защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Обучать детей элементарным навыкам презентации собственных открытий, дать понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить.

Мониторинг

30

31

Читайте также:  У ребенка 5 лет болит голова какую таблетку можно дать

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • амостоятельность при поиске открытий;
  • роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • растойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».

Педагогическая диагностика и методики результативности программы:

  • выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
  • исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Предметно-развивающая среда и система работы по программе:

  1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  3. Обучающие познавательные занятия.
  4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
  • сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы для проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

Литература

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  8. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  9. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — №3 – с. 12.
  11. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  12. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

Источник