Проект индивидуального развития ребенка
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап — результативно-коррекционный
1 этап — информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап — организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся;
— исследования эмоционально-личностной сферы;
— диагностика межличностных отношений;
— диагностика психологического здоровья;
— исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка – детский сад « Росинка».
Проект программы
индивидуального развтия с ребёнком
дошкольного возраста.
Тема проекта:
«Готовим руку к письму ».
Автор проекта:
Гачина Н.В.
Воспитатель МДОУ ЦРР-
д/с «Росинка».
г. Нерехта, 2011.
Актуальность.
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен усвоению новых двигательных навыков. Поэтому, работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Беседы с воспитателями, наблюдения за их работой позволяют выявить, что все понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеют практический опыт.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством и при помощи взрослого.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям.
- Развитие руки.
- Подготовка технике письма.
- Аналитико-синтетическая деятельность.
- Формирование элементарных графических умений.
Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма.
Психолого-педагогический портрет ребёнка.
Воспитанница подготовительной группы девочка А.Посещает детский сад «Росинка» с 2007 года, садик начала посещать с 2 лет. Период адаптации в детском саду прошел сложно, часто и много болела, плохо шла на контакт с взрослыми и детьми. Девочка родилась недоношенной, слабой.
Семья девочки состоит из 4 человек: двое детей, мама и папа. Семья характеризуется как положительная. Из посещения данной семьи стало ясно, что ребёнок с раннего детства окружён чрезмерной опекой со стороны мамы. Мало развивающих игр, мозаик.
Мама имеет среднее образование, долгое время находилась в декретном отпуске по уходу за вторым младшим ребенком. Отец работает в Москве, вахтовым методом. Семья проживает в благоустроенной техкомнатной квартире, но проживают вместе с семьей сестры мужа. Все обязанности по дому в основном выполняют взрослые . Девочка длительное время проводит у телевизора или играет с младшим братом. Навыки самообслуживания сформированы слабо, не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки, заправлять свою кровать, без напоминания взрослых может не убрать за собой посуду. Мама старается выполнить все за нее быстрее и качественнее.
В настоящее время А. в детском саду посещает кружок по хореографии.
В группе имеет очень мало друзей. Играет, общается в основном только с девочками. Лидерские качества не проявляются. На занятиях неактивна, невнимательна, мышление и воображение слабо развиты, при выполнении заданий часто сбивается и делает ошибки, быстро устает.
Особые трудности испытывает во время лепки, вырезывания, изобразительной деятельноси, а также на занятиях по обучению грамоте и математике в упражнениях на подготовку руки к письму. Причинами служат слабо развитые мышцы рук и как следствие слабый нажым на карандаш.
За ребёнка многое выполняют взрослые.
Девочка много проводит времени у телевизора, с ней практически не занимаются родители.
Для решения проблем ребёнку необходимо играть в игры на правильное распределение мышечной нагрузки, такие как «Мозаика», «Лего» и другие.
Использовать пальчиковые игры с карандашом, игры с тестом, с пуговицами, игры для развития щепоти, типа « Солим капусту ».
Отрабатывать знания ребёнка в своих частях тела и в ориентировке относительно себя и на себе ( право, лево).
Цель программы:
Формирование навыков письма у ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для развития мелкой моторики (дидактические игры, рабочие тетради и т.д.).
- Формирование интереса при работе в тетрадях по развитию графических навыков
- Развитие силы мышц пальцев рук, координации движений (пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, силовые упражнения).
- Умение применять полученные знания на практике (математическом развитии, обучение грамоте, изобразительной деятельности).
Обоснование содержания работы.
1 этап подготовительный.
На данном этапе проводится обследование, в ходе которого выявляются возможности детей. По результатам обследования данного ребенка
выяснилось, что подготовка руки к письму у девочки А.оказалась ниже среднего уровня. Этот ребёнок и стал объектом данной программы.
Вывод по итогам обследования: исследуемый ребёнок плохо ориентируется в пространстве, у ребёнка слабый нажим, слабо развита тактильная чувствительность пальцев рук, девочка испытывает трудности во время лепки, вырезывания, а также при выполнении упражнений на развитие графических навыков и в ходе рисования , особенно прием штриховка.
2 этап: Реализация программы.
Данная программа представлена в виде ряда занятий. Они строятся на материале, доступном ребёнку, связанным с актуальными для него проблемами. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя:
- Пальчиковую гимнастику или дидактическая игра.
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве, на полоскости листа.
- Упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта.
- получение задания на дом для закрепления материала.
Занятия представлены по мере усложнения – от простого к сложному.
3 этап: Подведение итогов .Этот этап призван обобщить, систематизировать умения ребёнка, полученные в течение всего цикла занятий, посвящённых подготовке руки к письму.
План мероприятий по программе на год.
Месяц | Мероприятие: форма, название | Задача мероприятия | Участники |
Сентябрь | Мониторинговая деятельность. | Изучить степень развития подготовки руки к письму. | Ребенок, воспитатель |
Сентябрь | Занятие №1
| Развитие тактильной чувственности и сложно – координированных движений пальцев и кистей рук, ориентировки относительно себя и на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Сентябрь | Занятие №2.
| Развивать силу кистей рук, учить детей перекладывать палочки двумя пальцами по 2-3 штуки, уточнять представления о частях тела. | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие№3.
| Развитие подушечек пальцев, ориентировка относительно себя («Подними правую руку (левую), топни правой (левой) ногой). | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие №4.
| Развитие моторики пальцев рук, развитие точности движения, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие №5.
« Разложи по цвету».
| Развитие тонкой моторики рук, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Октябрь | Занятие №6.
| Развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги и в клетке. | Ребенок, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №7.
| Развитие щепоти пальцев рук, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №8.
| Развитие тонкой моторики. | Ребенок, дети, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №9.
| Развитие мелкой моторики мышц пальцев рук и тактильной чувствительности . | Ребенок, дети, воспитатель |
Ноябрь | Занятие №10.
| Развитие мелкой моторики, учить аккуратно, обводить рисунок. | Ребенок, дети, воспитатель |
Декабрь | Занятие №11. 1. Игра «Чудесный мешочек». 2.Задание « Выложи в левом верхнем углу фрукты» (на столе). 3. Упражнение «Выполни штриховку». 4.Задание на дом. | Различать свойства поверхности предметов, ориентировка в пространстве. | Ребенок, воспитатель |
Декабрь | Занятие №12.
| Развитие моторики. | Ребенок, воспитатель |
Декабрь | Занятие №13.
| Развитие координации движений, сортирование по цвету. | Ребенок, дети, воспитатель |
Декабрь | Занятие №14.
| Ориентировка относительно предмета, подготовка к написанию элементов школьного шрифта. | Ребенок, дети, воспитатель |
Январь | Мониторинговая деятельность. | Изучить степень освоенности умений | Ребенок, воспитатель |
Февраль | Занятие № 15.
| Ориентировка по клеткам (1 клетку вверх, 2 клетки вправо и т.д.) | Ребенок, воспитатель |
Февраль | Занятие № 16.
| Развитие тонкой моторики рук, развитие слухового восприятия. | Ребенок, дети, воспитатель |
Февраль | Занятие №17.
| Развитие моторики рук, развитие зрительной памяти. | Ребенок, воспитатель |
Февраль | Занятие №18.
| Развитие тонкой моторики, ориентировка на листе бумаги. | Ребенок, воспитатель |
Март | Занятие № 19
| Развитие точности движений, воспроизведение графического рисунка. | Ребенок, воспитатель |
Март | Занятие № 20
| Развитие точности движений, ориентировка в микропространстве. | Ребенок, дети, воспитатель |
Март | Занятие № 21
| Развитие зрительного внимания, формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности. | Ребенок, воспитатель |
Март | Занятие № 22
| Учить словесно обозначать изображение предметов на картинке ( используя слова слева, справа, за, под, над и т. д.), знакомство с границами строки. | Ребенок, дети, воспитатель |
Апрель | Занятие № 23
| Развивать графические навыки, мелкую моторику, ориентировку в пространстве. | Ребенок, воспитатель |
Апрель | Занятие № 24
| Развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости. | Ребенок, воспитатель |
Апрель | Занятие № 25
| Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и памяти. | Ребенок, воспитатель |
Апрель |