Процесс развития способностей ребенка это

Андреева Юлия
Развитие способностей дошкольников

Развитие способностей дошкольников

Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость её освоения.

Способность отличают одного человека от другого, облегчают усвоение знаний, формируют умения и навыки. В свою очередь знания, умения и навыки приводят к развитию. способностей. Природными предрасположенностями развития способностей являются задатки — то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.

Способности принято делить на общие и специальные.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самые первые проявления способностей — склонность к какому-либо виду деятельности — ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен сам процесс (нравится не нарисовать картинку, а рисовать и так далее). Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления (осваиваются основные движения, предметы и действия, формируется активная речь).

Общие способности делится на познавательные и практические.

Формирующие познавательные способностивключены в становлении образовательных форм познания действительности: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть идет создание образного фундамента интеллекта (Леонид Абрамович).

Центральное место в структуре познавательных способностей занимают способности создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков, частей и ситуаций. К познавательным способностям относится в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Интенсивно формируются с 3-4 лет, усваиваются сенсорные эталоны. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их (представление о цветах спектра, геометрические формы и так далее). Вначале ребенок просто идентифицирует свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном,а затем усложняется процесс: ребенок сравнивает предмет и его свойства сразу с несколькими эталонами. Основу развития интеллектуальных способностейсоставляют действия наглядного моделирования: замещение использования готовых моделей и построение моделей на основе установления отношений между предметом-заместителем и замещаемым объектом. Готовая модель-план участка или др. комнаты, по которым дети учатся ориентироваться, затем сами начинают строить такой план, обозначая предметы условными знаками.

В дошкольном возрасте ребёнком осваивается три вида моделей и соответственно три вида модельных представлений: конкретные, отражают структуру отдельного объекта; обобщённые, отражают общественную структуру класса объектов; условно-символические, передающие наглядно ненаглядные отношения. Наглядные модели-это специфические средства, помогающие детям овладеть знаниями о некоторых связях и закономерностях явлений действительности. Процесс овладения наглядным моделированием включает четыре основные линии.

1 линия состоит в расширении диапазона моделируемых отношений- от пространственных отношений до временных, механических, звуковых, математических, логических.

2. Линия связана с изменениями степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений. От единичных конкретных ситуаций к обобщенной модели. 3. линия- касается изменения самих наглядных моделей, с которым действуют дети. Отмоделей сохраняющих внешнее сходство к моделям с условно-символическим изображением типа графиков.

4. линия заключается в характере действий детей при моделировании.

В младшем дошкольном возрасте сформировывается предпосылка построения моделей — это действие замещения далее символическое замещение, в котором заместитель имеет с замещаемым объектом смысловую связь.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Теоретический подход Л. А. Венгера к проблеме познавательных способностей и экспериментальные исследования позволили разработать систему диагностики умственного развития дошкольника и специальную программу обучения «Развитие«.

Практические особенности. Дошкольниквключен в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд и так далее. Все они имеют совместный коллективный характер, а значит создают условия для появления и развития практических способностей, прежде всего организаторских.Для успешного взаимодействия друг с другом детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение полученного результата с предполагаемым, учёт мнения партнеров, распределение обязанностей, контроль за соблюдением правил порядка, умение решать спорные вопросы и конфликты, навыки оценки. К практическим способностям относятся:конструктивно-технологические: пространственное видение пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и части по плану, чертежу, схеме, описанию, умение самостоятельно формировать замысел, отличающийся оригинальностью.

Специальные способности в дошкольном возрасте прежде всего в художественные. Дошкольник включен во все многообразные художественные виды деятельности (поёт, танцует, лепит, рисует). В дошкольномвозрасте проявляются:

1. изобразительные, декоративно-прикладные способности (чувство композиции, цвета, цветовых отношений, формы и пропорции).

2. Театрально-речевые (поэтический слух, выразительные интонации, мимика, жесты, позы, походка при передаче образа героя в игре или спектакле).

3. Музыкальные (эмоциональные переживания, чувство ритма, ладовое движение мелодии и воспроизведение мелодии по слуху). Музыкальные способности дошкольника обнаруживаются при прослушивании музыки в умениях воспринимать, сопереживать, различать выразительные музыкальные средства, при исполнении музыкальных произведений (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), а также в музыкальных импровизациях (песенных, музыкально- игровых и танцевальных). Любая специальная способностьвключает основные направляющие: определенный уровень познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

Особое место в психологии способностей занимают проблемы развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обуславливают диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одарённый ребёнок по типу умственного развитияопережает своих сверстников: раннее развитие речи, большой словарный запас, чувствительность к новой информации, умение её получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить зависимость. Одарённые дети очень любознательны, задают много вопросов взрослому, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

Натан Семёнович Лейтес считает важной характеристикой одаренности выраженную умственную активность и её самореализацию. Выделяет 3 группы одарённых детей:

1 группа — дети с ускоренным умственным развитием: интеллект + умственная активность + ненасытная познавательная потребность

Читайте также:  Постнатальное развитие ребенка до 1 года

2 группа — дети с ранней умственной специализацией в области науки и техники. По «своему» предмету ребёнок может значительно выделяться.

3 группа одаренных детей — дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют успеха в каких-либо областях деятельности, но их отличие — особые качества отдельного психологического процесса (необычная память на какие-либо объекты, богатое воображение, острая наблюдательность).

В основе одаренности в соответствии с концепцией Алексея Михайловича Матюшкина лежит творческий потенциал, который раскрывается в любой профессии или области деятельности и выражается в постановке и решении различного рода проблем. Наиболее общим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность. Первые её проявления — это потребность в новых впечатлениях, которая функционирует с момента рождения, наиболее высокая чувствительность к новизне ситуации, обнаружение нового в обычном, предпочтении к звукам, цветам, формам. Познавательная потребность бывает сильнее потребности во сне и пище. Она не насыщаема, выражается в постоянной любознательности.

До 2-3 лет реализация исследовательской активности способствует не произвольному открытие мира, усвоению сенсорных эталонов.

К 3-5 годам исследовательская активность преобразовывается в постановление вопросов и проблем, ребенок задают больше вопросов, чем ровесники, причём больше глубоких по содержанию, широких по тематике

К 5-6 годам проблемность становится основным структурным компонентом развития одарённости и творческого потенциала ребёнка. Ребенок стремятся найти ответ самостоятельно, прибегая к литературе, наблюдениям и экспериментам. Познавательная потребность осознается самим ребёнком.

Структуру одаренности Ольга Михайловна Дьяченко представляет в виде 3 блоков:

1 блок — Мотивация к определенному виду деятельности

2 блок- операциональный блок – он связан с умственными способностями дошкольника. Он определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и продуктивностью воображения (творческие способности)

3 блок — воплощение достигнутых результатов решения в различных видах детской деятельности.

При такой трактовке одарённости, одаренным выступает не тот ребёнок, который быстрее начинает обучаться по школьной программе, а тот, который в наибольшей степени осваивает возможности своего возраста. Поэтому специфика умственной одаренности в дошкольном возрасте состоит не в ускоренном развитии интеллекта ребенка, а в наиболее полном овладение характерными для его возраста средствами познавательной деятельности, в соответствии с этим, разработана система выявления одаренных детей и создана особая образовательная программа «Одарённый ребёнок».

Условия развития способностей в дошкольном возрасте. Дошкольном возрасте бурно развивается все виды способностей. Существует определенная возрастная динамика их проявления. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность (музыка, рисование, позже к науке (раньше других одаренность к математике).

1. Правильно организовать деятельность ребенка. Включать в разнообразную деятельность, избегая ранней специализации.

2.Создание предметной среды: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, клей.

3. Обучение соответствующим навыкам и умениям.

4. Получение положительных эмоций, радости и удовлетворения от процесса деятельности. 5. Руководство деятельностью ребенка.

Н. С.Лайтес указывает на два важных свойства одаренного ребенка: активность и самореализация.

Огромная работоспособность, направленная в нужное русло, развивает познавательные интересы и склонности, умение ставить цель, контролировать свое поведение, волевые усилия, формировать трудолюбие.

Для развития детской одаренности важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, и стремление обсуждать «взрослые» темы, критичное отношение к родительскому воспитанию, когда они не могут ответить на вопрос ребёнка. Одаренные дети требуют повышенного внимания, так как взрослые источник его знаний. С другой стороны, взрослый формирует у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам. Необходимо проявлять терпение, выражать сочувствие к неудачам, отвечать на вопросы, дать ребенку максимум самостоятельности и возможность заниматься интересующим делом. Однако следует помнить, что одарённый ребёнок, всё же просто ребёнок, и необходимо предоставить время для игры, других видов деятельности, помочь избежать преждевременного взросления. У одаренных детей трудности появляются и в отношении со сверстниками -они оказываются не всегда интересными одаренному ребенку, потому что его умственное развитие значительно опережает развитие сверстников. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника такого же уровня психологического развития. Трудности наблюдаются у одаренных детей по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому что дети нередко не удовлетворены результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти ответ на вопрос. И тогда ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, подержать на пути познания. Важно научить дошкольника правильно и объективно оценивать себя и получать результат.

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Читайте также:  Гормоны влияющие на развитие ребенка

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

Читайте также:  Символизация как принцип развития ребенка

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник