Процесс развития ребенка термины

Процесс развития ребенка термины thumbnail

Что такое развитие ребенка:

Развитие ребенка — это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.

Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.

Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.

Типы развития ребенка

В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.

Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.

Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.

Аффективное развитие

Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.

Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.

Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.

Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.

Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.

Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.

Физическое развитие

Физическое развитие — это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.

В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.

Социальное развитие

С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.

Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.

Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.

Узнайте больше о социализации.

Фазы развития ребенка

Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .

Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года — 16 сентября 1980 года)

Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.

Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.

Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .

Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.

Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет

На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.

Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.

В этот период развивается координация движений.

Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.

До операции: от 2 до 7 лет

Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.

На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.

Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.

В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.

Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .

Узнайте больше об эгоцентризме.

Бетонные операции: от 8 до 12 лет

На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.

Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.

В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .

Формальная хирургия: с 12 лет

В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .

Читайте также:  Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте ребенок

Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.

Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.

Основные этапы развития ребенка

Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.

Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.

Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.

Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Спящий новорожденный

  • Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
  • 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
  • 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
  • 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
  • 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.

Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года

Детские бутылочки

  • 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
  • 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
  • 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.

Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет

Девушка гуляет на спидометре

  • 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
  • 2 года — 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
  • 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.

Развитие ребенка от 4 до 6 лет

Девушка прыгает через скакалку

  • 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
  • 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
  • 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.

Что может повлиять на развитие ребенка?

Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.

Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:

  • Среда, в которой живет ребенок.
  • Наследственность.
  • Мощность.
  • Физические проблемы

Психология развития ребенка

Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.

Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).

Узнайте больше о психомоторных.

Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.

Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.

Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .

Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в первоуральске

Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.

Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».

Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .

Важность игры в развитии ребенка

Игра и игра — фундаментальная часть процесса развития ребенка.

Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.

Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.

Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.

Теория Пиаже против Теория Выготского

В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.

Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. — 11 июня 1934 г.)

Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.

Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.

Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.

Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.

Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.

Источник

Чем шире сфера применения понятия развития в психологии и смежных с нею дисциплинах, чем чаще ученые сосредотачивают свое внимание на описании внешне наблюдаемых симптомов развития, тем менее определенным становится понятийный аппарат, тем менее строгим и точным становится использование терминов и понятий. Все чаще вместо понятия «развитие» используется термин «терапия» (игротера- пия, арттерапия, эрготерапия и т. п. по отношению к ребенку и подростку). Ту же функцию выполняет широко распространенный термин «тренинг». По Л. С. Выготскому, «не все равно как называть явления… ошибка в слове есть ошибка в понимании» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 361). «Слово есть теория обозначаемого факта», подчеркивал он (Там же. С. 359). Если философия по-прежнему остается зеркалом психологии, то можно подчеркнуть совпадение философских и психологических научных установок и в этом вопросе. Э. В. Ильенков различал термин и понятие. Согласно его точке зрения, термин формально трактуется как совокупность «признаков» тех явлений, к которым этот термин следует применять, а понятие — это нечто большее, чем просто абстрактно общее, зафиксированное термином, понятие — это синоним «понимания сути дела», существа тех явлений, которые этим термином лишь обозначаются. (Ильенков Э. В., 1974). По отношению к психологии развития и сегодня не потеряли значения слова Э. В. Ильенкова: «Понять явление — значит выяснить способ его возникновения, “правило», по которому это возникновение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий, значит проанализировать сами условия возникновения явления. Это и является общей формулой образования понятия, понимания» (Ильенков Э. В., 1960. С. 159—160).

В работе об историческом смысле психологического кризиса Л. С. Выготский писал: «Для всякой науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов или явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 310). Этим обусловлена необходимость создания и публикации общих и отраслевых психологических словарей. Под редакцией А. Л. Венгера (2005) вышел в свет словарь «Психология развития». Однако в нем отсутствуют такие важные для психологии развития понятия, как классическая психология, неклассическая психология, закон развития ВПФ, идеальная форма, индивидуализация психики, экспериментально-генетический метод, знаково-символическая функция, среда как источник развития, ключевые переживания. А. А. Леонтьевым составлен словарь терминов Л. С. Выготского (2007), представленный в виде цитат из опубликованных стенограмм, статей и монографий основателя культурно-исторической теории развития. В 2006—2008 гг. была создана электронная информационно-справочная система «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского» (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, И. А. Корепанова, М. А. Сафронова).

Читайте также:  Содержание речевого развития ребенка

Анализ словарей выявляет актуальность позиции Л. С. Выготского, который несколько десятилетий назад писал, что «психологический язык современности… недостаточно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще своего языка… В ее словаре… конгломерат из трех сортов слов» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 356).

Чаще всего в психологии используются слова обиходного языка. Можно найти множество подобных примеров: «ребенок», «поведение», «среда», «игра», «детство», «возраст» и т. п. Слово «развитие» также находится в этом ряду. Л. С. Выготский отмечает, что слова обиходного языка отличает неточность, метафоричность, многосмысленность.

На втором месте Л. С. Выготский ставит слова философского языка. К ним можно отнести слова «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «отражение» и многие другие. Л. С. Выготский подчеркивает, что это главный источник смутности и неясности в психологии. Первое издание в начале XXI в. лекций по психологии П. Я. Гальперина и переиздание его более ранних статей и книг позволяет строго определить психологическое содержание перечисленных понятий.

Особенно критически Л. С. Выготский относится к словам и формам речи, заимствованным из естественных наук. По его мнению, они служат прямо для обмана, «психолог научным словом прикрывает ненаучное понятие». Этот ряд можно начать словами «адаптация», «ассимиляция», «инстинкт» и долго продолжать.

Л. С. Выготский отмечал также, что термины на протяжении всего времени своего существования много раз меняли свое содержание. «И сейчас еще, — отмечал Л. С. Выготский, — произнося одни и те же слова, нельзя быть уверенным в том, что вы правильно поняты, потому что отдельные исследователи вкладывают в них разное содержание и употребляют слова в различном смысле» (Там же).

Для иллюстрации этого высказывания можно привести ряд примеров. В психологии развития широко используется термин «социализация», который в разных научных теориях имеет различное содержание.

В психоанализе социализация включает в себя переход от принципа удовольствия к принципу реальности, защитные механизмы личности, формирование эго-аппарата личности, механизмы формирования Сверх-Я личности (имитация, идентификация и интроекция), идеал-Я, выходы наружу, сопровождающиеся отказом от индивидуально внимательного отношения к себе, умение следовать закону, существующему в обществе.

В теории Ж. Пиаже социализация — это преодоление эгоцентрических установок благодаря отношениям кооперации, дискуссиям и спорам между ровесниками.

В этнопсихологии социализация — интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, которое требуется для исполнения социальных ролей (М. Херсковиц).

С точки зрения М. Мид, социализация — синоним понятия «социальное научение».

В культурно-исторической теории развития термин «социализация» не используется, так как развитие психики ребенка, с точки зрения этой теории, подчиняется закону развития высших психических функций, суть которого составляет переход от социального к индивидуальному.

Различно определение эгоцентрической речи у Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. По Пиаже, эгоцентрическая речь — это преимущественно речь со своей точки зрения, которую ребенок не умеет соотносить с точкой зрения другого и не понимает оснований для своих высказываний. По Л. С. Выготскому, эгоцентрическая речь — это «речь для себя». Отсюда следует различие в понимании истоков, функции и судьбы эгоцентрической речи в теории Ж. Пиаже и в теории Л. С. Выготского. В этом случае нельзя сказать, кто именно прав. Правы оба. Эгоцентрическая речь, как речь со своей точки зрения, отмирает с возрастом. Эгоцентрическая речь, как речь для себя, развивается и уже в школьном возрасте становиться внутренней речью.

«Опосредствование», ключевое понятие культурно-исторической психологии, нередко понимается как использование компьютера и других технических средств для развития высших психических функций. Знак и техническое средство не различаются.

Существует двигательная теория инстинктов (Ж. Фабр), отологическая теория инстинктов (К. Лоренц), сенсорная теория инстинктов (П. Я. Гальперин). В них один и тот же термин «инстинкт» имеет разное содержание и различные последствия для понимания психического развития. Как подчеркивал Л. С. Выготский, использование термина, принятого в иной научной концепции, влечет за собой перетаскивание соответствующего ему научного мировоззрения, что в образной форме отражено в словах восточной пословицы, которую цитирует Л. С. Выготский: «Кто берет чужой платок, берет и чужой запах» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 329). И в наше время небрежность в слове есть небрежность в мысли.

Источник