Процесс развития ребенка это

Процесс развития ребенка это thumbnail
Лекции.Орг

Лекция 2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ

Понятие о развитии личности. Биологические факторы. Социальные факторы. Влияние среды на развитие личности.

Понятие о развитии ребенка

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у человека определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Особое значение в становлении личности имеют детские годы.

Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего.

1.Младенческий возраст — Эмоциональная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение

2. Ранний возраст – Предметно-манипулятивная деятельность

3. Дошкольный возраст — Игровая деятельность — сюжетно-ролевое общение

4. Младший школьный возраст -Учебная деятельность

5. Подростковый возраст – интимно-личностное общение

6. Ранний юношеский возраст –учебно-профессиональная деятельность

Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым.

Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности – предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, – так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др.

Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.

Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социальное и биологическое в человеке – не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы – загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка и его речь

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности – осязание. Вместе с тем, как отмечает А. В. Суворов – человек, слепой и глухой, но научившийся говорить, защитивший докторскую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким детям, «слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроскопической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ничего не делает»1.

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. makros «большой»), мезо- (mesos «средний») и микро- (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме.

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» – освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук – социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей воздействие на ребенка, уходит корнями в дореволюционную педагогику. Еще К. Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди народа, среди человечества… во всех возрастах во всех классах…»1. Другие выдающиеся психологи и педагоги (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др.) также показывали значимость среды для развития ребенка. А. Ф. Лазурский, например, считал, что бедно одаренные индивидуумы обычно подчиняются влияниям среды, натуры же богато одаренные сами стремятся активно воздействовать на нее.

В начале ХХ века (20-30-е годы) в России складывается целое научное направление – так называемая «педагогика среды», представителями которого были такие выдающиеся педагоги и психологи, как А. Б. Залкинд, Л. С. Выготский, М. С. Иорданский, А. П. Пинкевич, В. Н. Шульгин и многие другие. Главным вопросом, который обсуждался учеными, было воздействие окружающей среды на ребенка, управление этим влиянием. Существовали разные точки зрения на роль среды в развитии ребенка: одни ученые отстаивали необходимость приспособления ребенка к той или иной среде, другие считали, что ребенок в меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и влиять на нее, третьи предлагали рассматривать личность и среду ребенка в единстве их характеристик, четвертые делали попытку рассмотреть среду как единую систему влияния на ребенка. Были и другие точки зрения. Но важно то, что проводились глубокие и основательные исследования среды и ее влияния на становление и развитие личности ребенка.

Читайте также:  Методика развития умного ребенка

Интересно, что в профессиональной лексике педагогов того времени широко использовались такие понятия, как «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастная среда», «товарищеская среда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др.

Однако в 30-е годы научные исследования в этой области практически были запрещены, а само понятие «среда» на долгие годы было дискредитировано и ушло из профессиональной лексики педагогов. Главным институтом воспитания и развития детей была признана школа, и основные педагогические и психологические исследования были посвящены именно школе и ее влиянию на развитие ребенка.

Научный интерес к проблемам среды возобновляется в 60-7О-е годы нашего столетия (В. А. Сухомлинский, А. Т. Куракина, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др.) в связи с изучением школьного коллектива, обладающего признаками сложно организующихся систем, функционирующих в разных средах. Среда (природная, социальная, материальная) становится объектом целостного системного анализа. Изучаются и исследуются различные виды сред: «учебная среда», «внешкольная среда ученического коллектива», «домашняя среда», «среда микрорайона», «среда социально-педагогического комплекса» и др.

В конце 80-х – начале 90-х годов исследованиям среды, в которой живет и развивается ребенок, был дан новый импульс. Этому во многом способствовало и выделение в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 3064 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Все дети разные, и стоит учитывать их индивидуальные особенности, чтобы процесс развития проходил эффективнее. Физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие должны проходить равномерно и параллельно. Это залог формирования здоровой личности.процесс развития ребенка

Важно, чтобы малыш мог получать информацию, подходящую для его возраста. Сегодня, к сожалению, информационное поле представляет собой одну из опасностей для детей. Нужно следить, чтобы доступные ресурсы (телевизор, интернет) не повлияли пагубно на процесс развития ребенка. Чтобы организовать обучение, нужно подбирать материалы и темы, соответствующие возрасту крохи.

В 2-3 годика и в 5-6 лет программа совершенно разная. Развивается личность, интеллект, появляются новые интересы – нужно учитывать это, когда вы занимаетесь с малышом. В 1-2 годика активнее всего стоит сосредоточиться на речи малыша.

Развитие — всегда индивидуальный процесс

Существует огромное количество книг, теорий, методов развития детей. Однако родителям нужно помнить главное: их малыш индивидуален. Даже с раннего детства это уже личность, которой предстоит пройти собственный путь развития. Мы все уникальные, не похожие друг на друга – так и ваш ребенок не может быть вашей копией или таким, каким вы его представляете в мечтах. Индивидуальные черты игра с мамойприсущи всем, и процесс развития будет проходить у всех малышей по-разному. Да, существуют некоторые каноны, временные рамки, возрастные особенности. Они присущи всем детям, но в разной степени.

Если ваш малыш как-то отстает от намеченного по книгам плана, это не повод волноваться: отставание на 2-3 месяца не является чем-то страшным. Например, соседский малыш в 10 месяцев уже встал на ножки, а ваш еще только ползает. Не думайте, что ваш кроха чем-то хуже, медленнее, не так развит – просто него все идет по-другому. Точно так же стоит относиться к тому, что дети развиваются быстрее, чем положено. К возрасту 2-3 года они все сравняются. Конечно, если у них нет медицинского диагноза «отставание в развитии».

Влияющие факторы

Путь развития вашего малыша подвержен влиянию трех основных факторов:

  • Родители и семья

В какой семье воспитывается ребенок, таким он и вырастает. С первого дня жизни и еще очень долго он живет только с родителями. Это его единственные друзья, главные примеры для подражания. Ваше поведение кроха неосознанно копирует, учась думать, действовать и говорить, как родители.

  • Окружение

Проходит время, и в его жизни появляются другие дети, взрослые. Тут тоже очень важно, кто они. Понятное дело, что малыши из благополучной общениесемьи, которых воспитывают родители — правильная компания.

Но нельзя уберечь своего ребенка от общения с самыми разными малышами. Иногда хватает и 5 минут, чтобы кроха в парке выучил плохое слово от случайного товарища. Это тоже опыт общения, который ему предстоит получить. Но родителям нужно стараться следить за тем, с кем и как общаются их дети.

  • Информационная среда

Раньше этот фактор влиял не так сильно. Теперь же информация доступная: телефон, телевизор, интернет — все это окружает детей с самого раннего возраста. Вы удивитесь, как быстро кроха может освоиться в вашем планшете или телефоне. Вы включали ему мультики, а уже через пару месяцев он попадает в интернет. Что он может увидеть там или услышать по телевизору, вы сами понимаете. Информационная среда оказывает сильное давление на процесс развития детей, особенно на их психическое и личностное развитие. Все это тоже должно быть под контролем родителей.

Читайте также:  Как способствует развитию ребенка творческая деятельность

Основные направления развития

Развитие проходит по нескольким основным направлениям. Главное, чтобы все они гармонично присутствовали в жизни малыша.

Физическое развитие

Начинается с момента зачатия. После рождения малыш быстро растет. В первый год жизни его успехи просто поражают. Прирост роста составляет 23-25 см, а прирост веса составляет 4-5 килограммов – и это всего на 12 месяцев. физическое развитиеДальше прирост будет чуть меньше. Уже к 3-4 годам рост малыша составляет 95-100 см, а вес 12-14 кг.

За первый год он учится ползать, ходить, использовать свои ручки и пальчики, а к 4-5 годам уже свободно бегает, выполняет разные физические упражнения. С возрастом приходит координация, сбалансированность всех движений. Дети любят двигаться, а это, в свою очередь, помогает укреплять мышцы и кости. Физическое развитие практически всегда идет само собой.

Психика и эмоции

Эмоциональное и психическое развитие идут практически параллельно. Считается, что с 3-4 лет и до среднего школьного возраста идет активное развитие эмоций человека. В это время особенно важно, какие у него отношения с родителями, как его воспитывают. Очень многое он получает из окружающего мира.

Малыш, с которым родители были жестоки, агрессивны, вполне может перенять такое же холодное отношение к миру. Ему будут безразличны чувства и переживания других людей.

 Хотя это совершенно не обязательно. Конечно же, агрессия, крики по отношению к ребенку — самое нежелательное поведение родителей.

Во время игр эмоции проявляются лучше всего. Когда крохе 2-3 годика, проще всего исправить ситуацию, скорректировать его поведение и отношение к другим людям. Психика активно развивается с самого рождения. Опять же все зависит от трех факторов развития малыша: семья, общество и окружение, информационное поле. Мир в семье, дружеские отношения, правильная развивающая информация станут почвой для нормального психического развития. Все самое важное в плане психики закладывается в раннем детстве.

Интеллект

Стимулом для развития интеллекта является познавательная деятельность. Это естественный интерес ребенка. Процесс интеллектразвития невозможен, если данная функция нарушена. Малыш учится держать головку, чтобы осмотреться вокруг, увидеть, что собой представляет мир за пределами кроватки. Дальше он учится садиться, вставать, ходить и бегать. Развивается его мелкая моторика, чтобы он мог держать предметы, открывать и закрывать, раскручивать. Все это механизмы познания и изучения мира.

Чем больше интереса, тем быстрее развивается интеллект:

  • увеличивается объем памяти, чтобы удерживать информацию;
  • появляется опыт;
  • повышается внимание (сначала внимание привлекает только яркое и интересное, но затем — нужное);
  • повышается время концентрации (с 10-15 секунд у младенца до 40 минут у младшего школьника).

Для правильного развития интеллекта необходимы 3 условия:

  • соответствует ли получаемая информация запросам и потребностям ребенка?
  • как получается информация? От родителей, воспитателя, учителя или из личного опыта?
  • умеет ли ребенок использовать полученную информацию?

Процесс правильного интеллектуального развития подразумевает, что у малыша, ребенка, школьника есть возможность получать качественную информацию. Что-то он узнает сам, а что-то из книг, от учителей и родителей. Умеет пользоваться знаниями, применять их на практике. Можно сколько угодно разучивать таблицу умножения, но, если никогда не использовать ее, эта информация бесполезная.

Речь

От 1 до 2 лет — вот самый активный период речевого развития. Процесс развития речи начинается очень раноинтеллект. Сначала малыш просто слушает, запоминает звуки, затем делает попытки произнести разные звуки, простые слова. К 1 году кроха уже хорошо понимает простые слова родителей, видит связи между названием и предметом. Многие детки начинают говорить с 2-2,5 лет. Дальше этот процесс идет быстрее. Так, к 4-5 годам малыш уже строит предложения, связные тексты, практически не делает ошибок в падежах и спряжениях.

Чтобы процесс развития речи шел эффективнее, родители обязательно должны:

  • предлагать ребенку участвовать в беседе, даже просто отвечая «да» и «нет»;
  • описывать свои действия, функции и особенности предметов в разговоре с малышом;
  • комментировать игровой процесс: «вот машинка поехала», «медвежонок лег спать»;
  • помогать крохе расширить словарный запас, вводя новые слова и понятия;
  • говорить с малышом, читать ему, петь. Все это помогает ему запомнить правильный порядок слов, произношение;
  • аккуратно поправлять ошибки. Не нужно ругать малыша – просто произнесите правильный вариант слова или предложения.

Процесс развития речи на самом деле удивительный. Ведь когда мы учим иностранный язык, все кажется чужим, сложным. Малыши тоже не рождаются со знанием своего языка, а выучивают его, причем очень быстро.

Несколько советов для родителей

Дома, в садике или в школе – всегда необходимо учитывать возраст детей. Таким образом строится программа развития. Каждый возраст содержит свои особенности восприятия, а главное, для каждого возраста существуют свои потребности для развития и познания.

Детишкам 3-4 лет важно в этом возрасте:

  • учиться общаться друг с дружбадругом, дружить;
  • решать простые конфликты, извиняться;
  • играть совместно;
  • различать формы, цвета предметов.

В возрасте 4-5 лет необходимо строить занятия таким образом, чтобы:

  • малыши учились решать задачи, состоящие из 3-4 этапов;
  • занятия должны быть направлены на развитие моторики рук;
  • давалось более полное представление о мире вокруг: животные, растения, люди, города, семья.

Если речь идет о детях 5-6 лет, то для них очень важно:

  • учиться писать буквы, считать, помнить числа;
  • вкладывать эмоции в рассказ, стихотворение;
  • ориентироваться в пространстве;
  • классифицировать предметы по разным признакам;
  • расширять словарный запас;
  • учиться общаться, строить дружеские связи.

Дальше начнется школа, а там процесс обучения будет построен иначе: это более глубокие знания по необходимым предметам. Главное — подготовить ребенка, создать для него комфортные условия обучения. Тогда учеба и развитие будут ему всегда в радость.

Источник