Процесс развития и воспитания ребенка сложен

28 лет, женатый инженер. Люблю комиксы.

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей.

Обычно подразумевается передача ваших знаний и жизненного опыта. Именно на родителей поначалу равняются дети, с них берут пример.

Группа экспертов, имеющих многолетнюю практику в своей профессии. Отвечаем на широкий…  ·  zen.yandex.ru/haknem

Воспитание ребенка — целенаправленные воздействия, которые формирую его личность и поведение, что в свою очередь, делает его человеком, в соответствии с пониманием этого термина самими воспитателями.

Воспитывать — это значит знакомить его с полезными и обязательными (важными/опасными) для его жизни законами, правилами, умениями и навыками. Это… Читать далее

Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание — это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей — это удача, но если такой маневр не удался, дети скорее всего, начнут сопротивляться… Читать далее

Почему женщины более строже относятся к своим малолетним детям, чем их отцы?

Сторонник социалистического феминизма

Воспитание детей в обществе гендерного неравенства чаще всего считается обязанностью женщин. В условиях, когда воспитание детей отнимает меньше времени, сил и нервов, мужчины чаще могут себе позволить более спокойное и доброжелательное отношение к детям. Многие отцы наказывают детей реже, но обычно сильнее, и чаще проявляют серьезное физическое насилие. Существуют представления, что за серьезный проступок ребенка должно следовать серьезное физическое наказание со стороны отца. Дело здесь не только в разнице в средней физической силе, но и в вопросах власти в патриархальной семье. В любом случае необходимо отказываться от проявления физического и психологического насилия по отношению к детям.

В условиях более низкого среднего дохода женщин из-за дискриминации на рабочем месте и распространенности представлений, что доход мужчины в паре должен быть выше, чем женщины, у большинства отцов доход выше, чем у матерей. Покупка товаров первой необходимости, в том числе детских, чаще считается обязанностью женщин. В этих условиях у отцов чаще бывают возможности купить детям дорогой подарок или лакомство или сходить с детьми в места, связанные с отдыхом и развлечениями, что также связано с обычно большей загруженностью женщин домашней работой. Всё это работает в пользу имиджа доброго отца.

Есть ли личностные качества,которые заложены в нас с рождения, или все приобретается в процессе социализации?

студент факультета психологии МГУ

Есть. В нас заложен, например, темперамент. Природой предопределено, будет ли человек экстравертом или же интровертом, и так далее. В процессе социализации человек встраивается в общественные отношения в соответствии со своим характером. Под влиянием общества он может изменить его, но все же его фундамент предопределен заранее.

Хороший пример. Сейчас везде рисуется образ успешного человека-экстраверта. Суть — только общительный, способный со всеми наладить контакт человек, может добиться успеха. Если неуверенный в себе интроверт воспримет эту мысль на полном серьезе, то он будет пытаться изменить себя, побороть природное стремление быть в одиночестве наедине с собой. Ясно, что ни к чему хорошему это не приведет.

Прочитать ещё 1 ответ

Можно ли ставить единую цель воспитания для всех детей? Почему?

Студентка философии. Уважаю Возрождение, Толстого и квантовую механику.   ·  vk.com/izhizca

Интересный вопрос! Мне кажется, что к каждому ребенку определенно стоит находить индивидуальным подход, быть внимательным к его чувствам и эмоциям, ни в коем случае не заставлять ходить на футбол, когда ребенок хочет рисовать.

Хотя определенно есть идеи, которые нужно проповедовать перед каждым ребенком. Как заповеди в Библии — «не убей, не укради, <…>». Однако мораль у каждого своя, и даже у маленького ребенка она есть — своя, наивная, но вы представьте себя на его месте: Вас вытолкнули в большой мир, и Вы абсолютно не понимаете, как работает эта стройная система, которая именуется миром. По этой причине стоит всегда пояснять, почему так, а не иначе.

Наверное, единая цель — это воспитание достойного и благодетельного человека, но разными методами. Вот так бы я ответила на поставленный вопрос.

Прочитать ещё 1 ответ

Как нужно воспитывать и обучать ребенка технологичного, цифрового века? Каковы особенности такого воспитания?

психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3…  ·  vk.com/id186672748

Да, думаю, никто не знает, — в смысле, нет правильного всеобъемлющего ответа.

Скорее, думаю, важно помнить, что в быстро меняющемся мире вообще нет у родителей знания, каким рецептам следовать в жизни их детям. Любой свод правил — фигня. Логичное «учись на врача, инженера или учителя» на следующем витке может привести в массовую нищету и невостребованность, точно так же логичное «учись на программиста», «иди на госслужбу» и т.п., может привести на следующем витке в полную растерянность и ненужность.

Читайте также:  Тотошка центр развития ребенка

Похоже, адекватной задачей оказывается 

1) давать ребёнку достаточно поддержки в смысле любви, признания его ценности вне (не)успехов, огромного ресурса тепла и безопасности, внимания к нему, — и, вроде бы «парадоксально»,

2) достаточный родительский пофигизм, пространство дышать, принимать самостоятельные решения, и сталкиваться с их последствиями без амортизации со стороны родителей. Вообще, поощрение и поддержка самостоятельности (то есть принимать серьёзные решения, которые родители, в том числе, никогда не одобрили бы, — но ребёнок просчитывает последствия и принимает на себя полностью ответственность расхлёбывать последствия). Плюс п.1), ага!..

3) Научить сочетать, вести одновременно много видов активной деятельности, ребёнок решает самостоятельно, где добавить, где убрать. То, что называется «научить учиться», — но, больше того, научить вообще «пахать», системно, в тех направлениях, которые ребёнку живые, интересные, перспективные, — как ОН(А) видит, — чем старше, чем больше именно ОН(А), чем родители. — На выходе он может забить вообще на всё, — но хорошо бы, чтобы был выбор, потому что если умеет только забивать на всё, выбора, очевидно, у него нет.

4) Софт скиллз, ага,  — универсальные коммуникативные навыки. Как выстраивать личные границы, и как строить близкие отношения, как конструктивно конфликтовать, как продвигать своё мнение, как поддерживать себя, как поддерживать любимых, как просить и как говорить «нет»… Это в первую очередь через пример самих родителей, но и ясно проговаривая, тренируя, направляя туда, где это тренируют…

…Признаюсь, всё это я умею по отношению к своим детям так-сяк. В чём я молодец, — я когда-то нашёл им их будущую маму, которая всё это делает просто прекрасно. А я ей не мешаю. А поддерживаю, да, в этом я тоже — молодец…))

Прочитать ещё 5 ответов

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Читайте также:  Отстает развитие головы ребенка

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Читайте также:  Параметры развитие ребенка по месяцам до года

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник