Проблемы воспитания и развития ребенка в неполной семье
Проблемы воспитания ребенка в неполной семье
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.
В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Резко возросло количество разводов –распадается почти каждый второй брак. А ведь развод – это сильное потрясение для всех членов семьи, и, в первую очередь, для детей. Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в формировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. Мальчики, получившие только материнское воспитание, нередко лишены необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Они не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Девочкам общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым, или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей:
Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Психосексуальное развитие не соответствует норме. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях. Статистические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.
Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Подростки, выросшие без отца, отличаются жестокостью; у них наблюдается занижение самооценки.
Согласно некоторым данным наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
Что же делать, если ребенок остался с одним родителем?
Если растет мальчик.
Самое главное понять, что с уходом отца из семьи для мальчика будет очень важен выбор идеала, того, на кого он хотел бы быть похож в будущем. Ребенок при отсутствии отца будет обязательно искать пример для подражания в других мужчинах. Поэтому нужно правильно и осмотрительно подбирать фильмы для просмотра, книги с участием смелых и сильных духом героев, предложить почитать нравственную и этическую литературу.
Ни в коем случае нельзя баловать малыша. С самого раннего детства мальчик должен учиться самостоятельности. Понятно, что для женщины проще научить ребенка чисто «женским делам»: стирке, уборке по дому, мытью посуды, готовке. И приучать к этому надо, но тем не менее нужно обращать внимание в первую очередь на другие вещи, которые являются более весомой частью характера современного мужчины.
Необходимо приучить ребенка ходить за покупками, чистить и гладить свою одежду, привить интерес к технике и спорту. Если не получается чему-то его научить, то и не стоит этого делать – лучше будет жестко и строго оставить малыша с поставленной ему задачей наедине. Если даже что-то не получается, подбадривать его словами: «У тебя обязательно все получится!», «Ты все сможешь, ведь ты у меня самый лучший!» и т.п. Именно так нужно любить ребенка, оставшегося без отца. Для него женщина в лице матери выступает тем человеком, ради которой он видит смысл своей жизни. Ведь с потерей отца он становится в семье главным защитником и опорой.
Если растет девочка.
Одинокой матери проще воспитать дочку, чем сына. Но и тут возникают определенные проблемы. Ведь для девочки в семье отец исполняет роль наставника, человека, на которого всегда можно опереться, попросить совета, помощи. Обычно этот человек стоит во главе семьи, принимает основные решения и обеспечивает материально. Это говорит о том, что девочка очень нуждается в отце. Поэтому если отец ушел из дома, мать не должна говорить плохо об отце, чтобы у дочери не сложилось плохое мнение об отце и в дальнейшем о мужчинах в целом. Ненависть к мужчинам уже во взрослой жизни будет препятствовать ей выбору спутника жизни и созданию собственной семьи.
Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Литература
1. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. − М.: Владос, 2008.
2. Целуйко, В. М. Неполная семья / В.М. Целуйко. − Волгоград, 2000.
3. Григорьева Е. Дети после развода / Е. Григорьева //Семья и школа. − 2005. − № 3.
4. Крыгина, Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений : учебное пособие / Н.Н. Крыгин. − Магнитогорск, 2009.
5. Андреева, Т. В. Семейная психология: уч. пособие / Т.В. Андреев. − СПб.: Речь, 2004.
Источник
Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития [5, 10].
Американский психолог Райс, анализируя проблемы воспитания в неполной семье, не связывает их напрямую с отсутствием отца. Трудности и издержки в такой семье являются следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса большинства неполных семей и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга .
Вместе с тем воспитательный потенциал в неполной семьи существенно ослаблен. Одинокой матери трудно осуществлять полноценный педагогический контроль за детьми и влиять на их поведение. По собственным оценкам этих женщин, успешному воспитанию детей препятствуют следующие причины: 1) разрушается привычная триада в семье (отец + мать + дети); 2) мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; 3) ребенок считает мать виновной в потере отца; 4) чрезмерная занятость матери на работе не позволяет уделять детям достаточно внимания [12].
Зачастую родительские обязанности одинокой матери никто не оценивает и не контролирует, никто ее не поправляет и не помогает ей. Отсюда возникает опасность сделать воспитание односторонним.
Специалисты отмечают следующие типичные ошибки (дефекты) воспитания детей в неполной семье:
- — неприятие ребенка, явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка матерью, для которой он является напоминанием о ее жизненном разочаровании и личных неудачах; она более сосредоточена на своих собственных проблемах, чем на интересах ребенка, и при каждом удобном случае старается хотя бы на время избавиться от него (устроить в школу-интернат, отправить на каникулы в оздоровительный лагерь либо к родственникам и т.д.);
- — гиперопека, когда с ребенка «сдувают пылинки», не дают проявлять элементарную самостоятельность, изолируют от прозы жизни. Такие гипертрофированные формы заботы и любви к ребенку со стороны одинокой матери (бабушки, дедушки) ведут к различным отклонениям и задержкам в развитии, формируют заниженную самооценку, делают ребенка неподготовленным к жизни;
- — гипоопека, т.е. ошибка противоположного свойства, когда ребенок полностью предоставлен самому себе, что приводит к безнадзорности детей и замедленному формированию необходимых социальных навыков;
- — понимание воспитания как заботы о содержании ребенка и его материальном благополучии («чтобы он был не хуже других»), что приводит к формированию неадекватных потребностей, которые мать уже не в состоянии удовлетворить;
- — непоследовательность и противоречивость воспитания, которые характеризуются разрывом между словом и делом, между требованиями и контролем, когда приступы чрезмерной любви сменяются вспышками раздражения и на ребенке вымещаются собственные беды и разочарования, чреватые развитием неврозов;
- — тревожность и страх за ребенка, которые приобретают навязчивый характер и лишают одинокую мать жизнерадостности и оптимизма, заставляют ее прибегать к постоянным запретам и предостережениям, приводящей к расстройствам нервной системы детей;
- — авторитарность воспитания, т.е. стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений и приказной тон, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей, использованию принуждения и репрессивных мер по отношению к ребенку, включая физические наказания, постоянный контроль за его действиями; такой стиль отношений ведет к нервным срывам и семейным конфликтам;
- — запрещение контактов ребенка с отцом вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что вызвано неприязнью матери к бывшему мужу; попытки воспитать у дочерей отвращение к мужчинам вообще.
В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить [7, 8].
Уход отца из семьи зачастую ведет к отчуждению от него ребенка, к формированию у него негативного, даже иногда враждебного отношения к покинувшему семью родителю. Вполне объяснимо в условиях неполной семьи возрастание авторитета матери как единственного взрослого и кормильца [12].
Более четверти детей из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной мере отца и мать. Но наибольшее число опрошенных старшеклассников из неполных семей (39%) категорически не желают быть похожими на кого-либо из родителей, что говорит о падении родительского авторитета, особенно после развода, у детей из этих семей, о растущем чувстве социального одиночества.
Другим показателем близости в отношениях ребенка со своими родителями, по мнению исследователей, является обращение его к матери или отцу за советом и помощью. При этом взаимодействие родителей с детьми строится на основе добровольного признания последними права родителя на роль старшего друга, советчика в трудные минуты жизни.
Результаты исследования наглядно показывают, как происходит деформация этой воспитательной функции в неполной семье. Приоритетным советчиком для детей как из полных, так и неполных семей является мать (соответственно для 42% и 55% опрошенных). Значительно ниже рейтинг отца как советчика в обоих типах семей (в полной — 20%, а в неполных — 6%, что вполне объяснимо).
Менее значим в неполной семье, по сравнению с полной, авторитет старших братьев (сестер): соответственно 13% и 17%. Правда, нужно помнить, что среди неполных семей преобладают однодетные. Вместе с тем 49% детей из неполных семей чаще пользуются советами друзей и подруг. Учитывая возраст несовершеннолетних «советчиков», можно представить уровень социальной зрелости принимаемых детьми жизненно важных решений.
Наконец, весьма тревожным является тот факт, что почти треть подростков из неполных семей (29%) принимают важные для себя решения самостоятельно, ни с кем не советуясь, что лишний раз подтверждает феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, отсутствие у многих из них способности строить конструктивное межличностное взаимодействие [11].
Издержки воспитания в неполной семье, низкий авторитет родителей у детей из этих семей, различные отклонения в их поведении повышают степень риска при их взаимодействии с социальным окружением.
Анализ многочисленных исследований свидетельствует о том, что дети из неполных семей испытывают в дальнейшем серьезные затруднения в следовании принятым в обществе моделям поведения. Так, у мальчиков, оставшихся без отца в возрасте до 5 лет, наблюдаются большая психологическая зависимость от окружающих, пониженный уровень самоконтроля и импульсивность, игнорирование мужских видов деятельности. Эти особенности проявляются уже в младшем школьном и подростковом возрасте и часто становятся причиной отклоняющегося поведения. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений, а повзрослев, они испытывают трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами и построении счастливой семьи.
В целом дети, которые росли и воспитывались в семьях с одинокой матерью, в большей мере страдают нарушениями в умственном развитии и в эмоциональной сфере, нежели дети из полных семей. У них отмечается снижение познавательных установок, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям. Эмпирически подтверждено, что дети из неполных семей имеют более низкий уровень образования и как следствие — более низкий уровень доходов во взрослом возрасте. Они значительно труднее проходят период социальной адаптации и интеграции в общество, чем дети из полных семей.
Вместе с тем многие ученые считают, что причиной неблагополучия семьи является не сам по себе факт отсутствия отца в семье, а её материальная необеспеченность, постоянные стрессы, переживаемые членами неполной семьи, отсутствие эффективной системы социальной поддержки. Поэтому трудно разграничить последствия воспитания ребенка в неполной семье от последствий бедности как таковой.
Таким образом, на воспитание и развитие ребенка в неполной семье негативно воздействует ряд отдельных или взятых в совокупности факторов:
- — вовлечение ребёнка в супружеский конфликт в предразводной ситуации и после него;
- — низкий уровень жизни большинства неполных семей (постоянная нуждаемость, бедность);
- — неучастие отца в воспитании ребёнка по разным причинам при отсутствии других представителей мужского пола (дедушки, дядей, друзей матери и др.), способных хотя бы частично компенсировать отсутствие отца и стать объектом для самоидентификации детей (прежде всего мальчиков);
- — грубые ошибки одинокой матери в процессе воспитания детей, вплоть до полного пренебрежения своими родительскими обязанностями;
- — предвзятое, чаще негативное отношение к неполной семье со стороны социального окружения (соседей, воспитателей, учителей, сверстников), травмирующее психику ребенка;
- — отсутствие помощи и психологической поддержки неполной семьи и одинокой матери со стороны близких (родственников, подруг, коллег по работе, соседей);
- — отсутствие эффективной помощи неполной семье со стороны социальных институтов и социальных служб.
Те негативные последствия для ребенка, которые обусловлены действием этих факторов, сформировали устойчивое мнение о том, что большинство неполных семей относятся к разряду «неблагополучных», а дети из этих семей — к категории «трудных», «проблемных» детей.
Для неполных семей характерны не только трудности содержания и воспитания детей, но и сугубо личные проблемы одинокой матери. Ее часто волнуют вопросы интимного характера: может ли она иметь друга-мужчину и встречаться с ним, выйти в дальнейшем вновь замуж и завести новых детей.
Серьезные проблемы возникают у продолжающих конфликтовать разведенных супругов по поводу контактов ребенка с ушедшим из семьи отцом. Если они не могут их решить на основе обоюдной договоренности, то дело передается в суд, который в интересах ребенка может регулировать его контакты с родителем. Лишь в исключительных случаях суд ограничивает или же вовсе запрещает подобные контакты. Такое крайнее решение принимается тогда, когда доказано, что общение ребенка с родителем представляет опасность для его здоровья и развития. [30,с.99]
Анализ комплекса проблем неполной семьи, этого массового социального феномена России, дает достаточно оснований утверждать, что это не только сугубо личностные и внутрисемейные проблемы, а проблемы, имеющие масштабные общесоциальные последствия, большой общественный резонанс.
Во-первых, являясь одной из основных категорий бедного и малоимущего населения в нашей стране, неполная семья в большинстве случаев не в состоянии собственными силами решить проблему достойного материального обеспечения своей жизнедеятельности, а рассчитывать ей на многоразовое увеличение экономической помощи со стороны государства пока не приходится.
Таким образом, чем больше будет число неполных семей, тем труднее будет решить проблему бедности и нуждаемости населения в России. Наличие неполных семей в существенной мере консервирует бедность и малообеспеченность значительной части населения.
Во-вторых, высокая доля неполных семей в общей структуре домохозяйств в России имеет и негативные демографические последствия, так как является одним из существенных факторов снижения рождаемости в стране.
В-третьих, издержки воспитания детей в неполной семье негативно сказываются на результатах их социализации. Для детей из этих семей характерны различные отклонения в развитии и поведении. Они составляют большую долю дезадаптированных подростков, безнадзорных и беспризорных детей.
Так, из общего числа стоящих на учете в подразделениях МВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних почти 39% составляли дети из неполных семей, а среди детей, помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, их доля составляла более 42 % [21].
Как показали многочисленные исследования, дети из неполных семей плохо подготовлены к самостоятельной семейной жизни. Во взрослом возрасте они сталкиваются с серьезными затруднениями в создании собственной благополучной семьи, среди них часты разводы, т.е. выросшие в таких семьях вторично проходят путь своих родителей и воспроизводят неполную семью.
Таким образом, совершенно очевидно, что неполная семья в России требует внимания и чуткого отношения со стороны общества и государства, продуманной адресной социальной помощи и поддержки.
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.
Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость.
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей: неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы. Такие как гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство.
Чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют: низкий уровень доходов; ряд сложностей вызваны плохим состоянием здоровья пожилых людей; их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
Источник