Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины thumbnail

Сложно передать радость родителей, когда ребенок вдруг произносит свое осознанное первое слово. Но увы, бывает и так, что долгожданная радость не наступает. В ход идут занятия с логопедами и дефектологами, медикаменты, лечебные процедуры. Чем раньше начинается лечение, тем быстрее прогресс. Но не всегда нарушения речевого развития поддаются полной коррекции.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины

Норма или нет?

Термином задержка речевого развития (ЗРР) врачи называют более позднее овладение устной речью детьми младше трех лет. У мальчиков она встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. После трех лет появляются более конкретные диагнозы. «Задержка речи негативно влияет и на развитие психики ребенка, поэтому часто проблемы с речью и психикой идут рука об руку», — объясняет заместитель главного врача по медицинской части Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Марина Сермус.

К году ребенок осваивает около 10 слов в активном словаре, а к 2,5 годам учится строить простые предложения. Если ребенок серьезно отстает от описанной нормы, это повод обратиться к специалистам.

Нарушения речи могут проявляться либо в виде общего (или системного) недоразвития, либо в виде отдельных дефектов. Они влияют как на употребление речи (экспрессивная речь), так и на ее понимание (импрессивная речь).

Среди отдельных нарушений:

  • неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков;
  • смешение звуков в речи;
  • искажение структуры слов;
  • бедность словаря;
  • аграмматизмы (проблемы с пониманием и употреблением грамматических форм);
  • трудности построения фраз и развернутого высказывания;
  • заикание (не всегда является признаком задержки развития речи, но может ее сопровождать).

В школьном возрасте у детей с задержкой речевого развития порой возникают проблемы с письмом и чтением (дисграфия и дислексия соответственно).

Не ждите чудес

Во многих случаях специалисты могут помочь ребенку овладеть нормальной речью. Однако полная коррекция возможна далеко не всегда. Это зависит от причин задержки развития (физиологических или социальных), вида и тяжести «речевого диагноза», сложности структуры дефекта, уровня речевого развития ребенка на момент обращения к специалистам, возраста начала коррекционных занятий и их систематичности, комплексности воздействия.

Родители должны быть готовы к тому, что отдельные последствия, вероятно, окажутся неизлечимы при наличии у ребенка:

  • грубых анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата;
  • органического поражения мозга (если точнее, речь идет о центральных или периферических отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов);
  • интеллектуальной недостаточности;
  • сложной структуры дефекта речи.

Это не означает, что нужно смириться с поражением. Наоборот, нужно радоваться любым победам, даже самым незначительным, на первый взгляд.

Опыт родителей

Мы нашли истории борьбы с речевыми нарушениями, которые показывают, что норма не всегда достижима, но многие трудности можно преодолеть. По просьбе родителей публикуем истории без упоминания персональных данных.

Проблемы с речью из-за гипоксии

Проблемы у ребенка начались с гипоксии при родах. Врачи определили раннее поражение центральной нервной системы. С двух месяцев у малыша начались обмороки, приступы слабости, стонущего плача, с трех — проявилась задержка моторного развития. До пяти лет мальчик плохо спал, а днем с большим трудом мог сосредоточиться на чем-то одном. Проблемы со здоровьем сказались и на речевом развитии: к 1,5 годам ребенок не заговорил, более того, пропали даже те звуки, которые появлялись в 6–8 месяцев.

Мальчику помогло наблюдение у психоневролога, который сначала назначил полное обследование, затем провел медикаментозное лечение и порекомендовал дневной стационар, где с ребенком занималась целая группа специалистов. С трех лет ребенок ходил в логопедический садик, его речь стала прогрессировать: словарный запас расширился до 30 слов, речь стала более отчетливее, через год появились простые предложения. В 8 лет мальчик ходил во второй класс обычной школы и уже бегло читал.

Что не удалось исправить: проблемы с произношением отдельных звуков, смешение противоположных понятий и родов существительных, трудности с пониманием из-за эмоциональности и недостаточной концентрации внимания.

Сенсорная алалия

Ребенок нормально развивался, начал говорить первые слова, но затем перестал и перешел на лепет. Позже мама заметила, что он пытается произносить целые фразы, но в мешанине звуков было сложно разобрать, какие. Максимум, что он мог произнести четко — последнее слово обращенной к нему фразы взрослого. В два года малыш говорил около 30 подражательных слов, в 3,5 — 80. При этом ребенок с трудом понимал обращенные к нему фразы. Симптомы указывали на сенсорную алалию. Медикаменты, выписанные неврологом, результата не дали, логопед в садике помочь не смог. Помогли занятия с мамой в игровой форме: с наборами предметов, тематическими лото, поделками, с 4,5 лет — со специальными пособиями. Ребенок стал расширять словарь, осваивать грамматические формы.

Что не удалось исправить: непонимание сложных фраз, неправильное употребление предлогов и приставок, неразличение близких по звучанию звуков.

Предпочтение письменной речи

Мальчик родился стремительно, раньше срока, и с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС. До года развивался по нижней границе нормы, говорил несколько слов, но без понимания смысла. После года речь пропала совсем, начался острый психоз. Ребенку поставили диагноз прогрессирующая шизофрения с неблагоприятным прогнозом, лечили нейролептиками. Позднее медико-социальная экспертиза показала, что шизофрении нет, но есть органическое поражение мозга из-за недоношенности и тяжелых родов, которое привело к эпилепсии, поражению речедвигательного анализатора и психозу. Медикаментозное лечение изменили, с ребенком стали заниматься в игровой форме. Мама смогла научить мальчика читать, писать и считать. К шести годам он освоил программу первого класса, знал таблицу умножения.

Читайте также:  Гороскоп на ребенка 5 лет

Что не удалось исправить: в шесть лет ребенок совсем не говорил. С мамой общался письменно. Позже написал такую фразу: «Я хорошо умею разговаривать письменно и этого мне хватает для общения и поэтому я не вижу необходимости учиться разговаривать ртом».

Источник

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причиныРечь — уникальная способность, данная человеку от природы и отличающая его от животных. Задержка речевого развития сегодня встречается достаточно часто, и этой проблеме уделяется особое внимание, ведь хорошая грамотная речь ценилась во все времена. Почему дети плохо разговаривают и как исправлять ситуацию, рассказывает остеопат, краниопустуролог Владимир Животов.

Мозг и речь

За работу речевого аппарата напрямую отвечает мозг человека. Именно здесь есть специальные зоны, которые трансформируют услышанное в полноценную информацию, которую ребенок может получить, интерпретировать и выдать. Также именно в мозгу есть зоны, которые отвечают за работу речевого аппарата — заставляют работать связки и другие его составляющие.

Иногда стройная работа мозга может нарушаться, и тогда у ребенка начинаются проблемы с речью. Причем это не редкость.

Моника Беллуччи первую дочь родила в 39 лет, Сальма Хайек - в 41, Николь Кидман стала мамой в 40 лет.

Почему ребёнок плохо говорит?

В подавляющем большинстве случаев проблемы с речью связаны с родовой травмой. Тяжёлые роды с осложнениями всегда накладывают отпечаток на здоровье и поведение новорождённого. Даже если проблема не заметна сразу, с каждым месяцем и годом жизни ребёнка она становится всё явственнее.

Смещение кости черепа даже на миллиметр — это уже механическое повреждение, которое повлечёт за собой ряд последствий. Если смещены кости основания черепа, а именно затылочная кость, то под неё начинает подстраиваться весь позвоночник, и эта цепочка тянется до самых стоп. Смещённая со своего места кость теряет подвижность, нарушается приток артериальной крови к некоторым участкам мозга, и, соответственно, головному мозгу и зонам, ответственным за функции речи, не хватает питания.

Нарушение кровоснабжения ядер черепно-мозговых нервов (лицевого, тройничного, подъязычного, языкоглоточного, блуждающего) приводит к нарушению работы мышц, управляемых этими нервами и участвующих в произнесении слов. Ядра этих нервов расположены в стволе головного мозга. Поэтому нарушение кровоснабжения ствола непосредственно отражается на их работе. А ствол получает кровь из позвоночных артерий, которые, в свою очередь, страдают при родовой травме.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины

Из-за полученной травмы могут ущемиться подъязычный нерв (в канале подъязычного нерва), а также языкоглоточный и блуждающий (в ярёмном отверстии). Наконец, вследствие полученной травмы страдает функция головного мозга в целом, так как нарушаются кровоснабжение и циркуляция спинно-мозговой жидкости в полости черепа и спинномозговом канале. Таким образом, расстраивается слаженная работа всех участков головного мозга, причастных к речи: ассоциативных нейронных связей слухового анализатора, зон, отвечающих за распознавание устной речи и за ощущение движения собственных мышц (проприоцепции).

Мимические, жевательные мышцы, мышцы языка, челюсти, зубы — это те части речевого аппарата, которые воспроизводят звуки. Их хорошее состояние важно для правильной артикуляции. Именно поэтому логопеды с успехом используют специальный массаж для улучшения работы языка и губ.

Частыми спутниками нарушения речи становятся другие проявления родовых травм. Со стороны нервной системы это могут быть возбудимость, вспышки агрессии, капризность, плаксивость, неусидчивость, неспособность к концентрации, иногда склонность к уходу в себя, самоуглублению, нежелание контактировать с окружающими. Симптомами также могут быть сутулость, деформация грудной клетки, сколиоз и прочее.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины

Травмы, влияющие на развитие речи

На развитие речи может оказать сильное влияние травма лобной кости, области переносицы. Речевая зона Брокá в мозгу (здесь есть и такая) страдает из-за давления, оказываемого на неё развернутым большим крылом основной кости черепа. Смещенное большое крыло тянет за собой также теменную и лобную кости.

Иногда случается так, что роды прошли без осложнений, но малыш, падая с кровати или делая первые шаги, сильно ударился затылком. На речь также неблагоприятно влияют удары в подбородок снизу, при этом ребенок может прокусить язык. При нарушениях кровоснабжения мозга дети вообще склонны к падениям и, ударяясь при этом головой, только усугубляют ситуацию.

В мозге нет отдельного «места», где находилась бы речь. Функция речи рассредоточена и скрыта в нейронных синапсах. Без соответствующего питания нервной ткани эти сложные структуры не могут функционировать правильно.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины

На что надо обращать внимание

Понять, что у ребенка проблемы с речью, не так и сложно — достаточно просто прислушаться к нему. Естественно, речь идет не о совсем малышах, которым нет еще и 2-3 лет. Обращать внимание на речь ребенка надо примерно с 5-летнего возраста. Так, если он слишком торопится, глотает слова, теряет целые слоги, скорее всего, речь идет о тахилалии. Замедленная речь, тягучая и плавная, растянутая во времени и пространстве — это брадилалия. Если малыш говорит в нос, как слоненок из известного мультика — это ринолалия. Также есть популярные сегодня дислексии и дисграфии как вариант проблем с речью. С возрастом должны вставать на место и сложные звуки, к числу которых относится «р».

Проблемы с речью у ребенка 5 лет причины

Родителям стоит слушать, что говорит ребенок — правильно ли он употребляет слова, полностью ли он их произносит, на месте ли стоят слоги. Если есть проблемы с произношением, причем не разовые, а на постоянной основе, придется обращаться к специалисту.

Сразу впадать в панику не стоит — детский мозг довольно пластичен, так что не все потеряно. Регулярные занятия по системе, предложенной логопедом-дефектологом, позволят восстановить работу речевого аппарата и уберут ошибочные действия ребенка во время говорения. В некоторых случаях может понадобиться дополнительная помощь невролога, если речь идет о наследственных заболеваниях, связанных со сбоями в работе нервной системы. Справиться же с последствиями родовых травм поможет остеопат. Главное — не забрасывать это дело, считая, что с возрастом выправится само, а заняться коррекцией.

Источник

Виды проблем с речью у детейОвладение речевыми навыками – одна из важнейших частей процесса развития ребенка. От того, научится ли малыш правильно говорить, зависят не только его успехи в школе, но и полнота восприятия окружающего мира, возможность свободно контактировать с людьми, будущая социальная и профессиональная реализация. Как и все остальные способности, речь ребенка развивается постепенно. Чтобы не поднять неоправданную панику по поводу отставания своего чада, но и не упустить момент, когда ему потребуется помощь, родители должны иметь представление о видах и причинах появления проблем с речью у детей.

Читайте также:  Диетический ужин для ребенка 5 лет

Основные проблемы с речью у детей

У малышей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются следующие дефекты речевого развития:

  • Логоневроз (заикание). К сожалению, детишек, страдающих этим заболеванием, очень много, и с каждым годом их число увеличивается. Широкому распространению заикания способствуют напряженный ритм современной жизни, информационная перегруженность, низкий иммунитет и повышенная восприимчивость малышей к сезонным инфекциям. Проявления логоневроза можно заметить только тогда, когда кроха уже умеет строить несложные предложения, то есть в возрасте 2,5-3 лет. Справиться с заиканием в домашних условиях невозможно; его лечат логопед и невролог, действуя совместно. Считается, что помощь, оказанная малышу в первые полгода после обнаружения проблемы, дает возможность добиться стойкой ремиссии. Однако даже самый лучший врач не может гарантировать, что логоневроз не проявится снова через много лет;
  • Алалия (задержка речевого развития). Такая проблема с речью у детей возникает в тех случаях, когда нарушена работа соответствующих зон головного мозга. Наличие алалии далеко не всегда означает, что ребенок изначально имеет какие-то нарушения интеллектуального развития, но родители должны иметь в виду, что невозможность нормально говорить может вредно отразиться на обучаемости малыша и впоследствии привести к его отставанию от сверстников. Если ребенок к трем годам ограничивается произнесением всего десятка-полутора слов, его необходимо немедленно показать логопеду. В данном случае ждать нельзя, так как со временем дефект усугубится и исправить его станет сложнее;
  • Дислалия (нарушение звуковоспроизведения). Когда младшим дошкольникам не дается правильное произношение свистящих, шипящих, а также звуков «р» и «л», это считается нормой (пока умение говорить находится в стадии становления). Подобная проблема с речью у детей 5-6 лет, как правило, является следствием малой подвижности языка. До недавнего времени большинство логопедов советовали избавляться от таких недостатков хирургическим путем (с помощью операции подрезания уздечки языка). Современный взгляд предусматривает отказ от операции, которая признана излишне травмирующей и малоэффективной. Сделать язык более подвижным вполне возможно, регулярно выполняя комплекс артикуляционных упражнений;
  • Ринолалия (гнусавость). Нарушение обусловлено врожденными или приобретенными дефектами строения речевого аппарата (расщеплением твердого или мягкого неба, неправильной формой носовой перегородки), либо наличием полипов в полостях носа. Решение о способе решения проблемы должен принимать логопед совместно с отоларингологом;
  • Дизартрия. Тяжелая патология развития, вызванная невозможностью контролировать сокращение мышц лица и движение всех частей речевого аппарата. Это заболевание неврологической природы, требующее комплексного лечения;
  • Общее недоразвитие речи, которое выражается в том, что ребенок слишком медленно пополняет словарный запас, испытывает трудности с изложением своих мыслей, описанием знакомых предметов. Характерной особенностью этой проблемы с речью у детей являются так называемые аграмматизмы (малыш путает предлоги, времена глаголов и падежные окончания). В большинстве случаев причиной появления дефекта становится педагогическая запущенность. Если родители мало занимаются с ребенком, не вовлекают его в общение, говорят с ним на упрощенном языке (сюсюкают), развитие речи крохи тормозится. Устранить недостаток помогают занятия с логопедом и постоянное внимание со стороны взрослых членов семьи.

Проблемы с речью у детей с ЗПР

Задержка психического развития отражается на овладении детьми речевыми навыками. Дефекты речи у таких малышей носят комплексный характер: одновременно наблюдается и бедность словарного запаса, и различные формы нарушений звуковоспроизведения (в том числе и те, которые связаны с недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата), и аграмматизмы. Кроме того, у детей с ЗПР сильно страдает логическая сторона речи: они нередко не могут справиться с формированием связного рассказа, путают смысл известных им слов.

Ребятишки, страдающие ЗПР, имеют особенности, серьезно усложняющие исправление дефектов речи:

  • Отсутствие познавательного интереса, неподготовленность к учебе;
  • Быстрая утомляемость, потеря сосредоточенности;
  • Излишняя импульсивность, непредсказуемость;
  • Заторможенность, апатичность.

Логопед должен подходить к проблемам с речью у детей, страдающих ЗПР, комплексно, тесно сотрудничая с неврологом, психологом и другими врачами. Хорошие результаты дает посещение специализированного детского учреждения, где малыш может развиваться, общаясь со сверстниками и получая индивидуальную помощь с учетом своих психофизических особенностей.

Источник

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Читайте также:  Стопангин спрей для ребенка 5 лет

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает рекомендации логопедов

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

игры развивающие для детей 5 6 лет

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает

  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

Источник