Проблемы развития малого ребенка

Проблемы развития малого ребенка thumbnail

Образование в малых городах и селах: проблемы и решения

Проблемы развития малого ребенка

В малых городах и сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и его предложением. Он во многом определяет логику развития малых территорий как таковых, стимулируя миграцию на выезд с целью получения образования. Это меняет возрастную структуру в самих поселениях, способствуя дальнейшему ухудшению демографической ситуации на местах.

Однако изменение требований современного рынка труда: рост спроса на профессиональные компетенции и снижение значимости предметного знания, развитие и распространение онлайн-обучения, поиск новых моделей и форм образования как на национальном, так и международном уровне, компетентностные модели обучения, которые могут способствовать самозанятости, населения дают малым территориям возможность встроиться в образовательную повестку XXI века и найти свою траекторию выживания и даже развития. Традиционные преимущества малых городов – компактность, мобильность, соразмерность человеку — позволяют, при наличии других факторов, эффективно размещать в них образовательные мощности. От того, сможет ли Россия создать работающую модель образования для малых территорий, зависит будущее малых городов и сел. Данная тема пока не нашла своего практического отражения и решений в основных стратегических документах федерального уровня – от стратегии пространственного развития страны до приоритетных национальных проектов.

Проблемы развития образования в малых городах и селах и их решения обсуждались на круглом столе Экспертного совета по малым территориям, прошедшем при поддержке Национального фонда подготовки кадров. Представляем краткие итоги круглого стола.

Содержание

  1. Присутствие образовательных институтов – ключевой элемент системы жизнеобеспечения малых территорий.
  2. Образование как фактор миграции и оттока молодежи из малых территорий.
  3. Проблемы материально-технического оснащения образовательных организаций, расположенных на малых территориях.
  4. Проблемы ограниченных возможностей жителей малых территорий в сфере образования.
  5. Проблемы кадрового потенциала и качества образования в условиях малых территорий.
  6. Проблемы учета учащихся;
  7. Проблемы правового характера.
  8. Ограничения возможностей по получению высшего и среднего специального образования на местах.
  9. Комплексные проблемы развития «среды» малых территорий.
  10. Роль организаций СПО в развитии малых территорий.
  1. Присутствие образовательных институтов – ключевой элемент системы жизнеобеспечения малых территорий.

Наличие образовательной организации, а также наличие в любом формате образовательных услуг разного уровня – ключевой инструмент и фактор развития малых территорий. Отсутствие последних оказывает негативное влияние на систему жизнеобеспечения малых территорий, приводит к нарущению процессов воспроизводства населения, проблемам социального и демографического развития. Решение проблемы «образовательной миграции» и удержания населения на малых территориях – становится ключевой проблемой безопасности России. Малозаселенные малые территории в будущем могут создать угрозу территориальной целостности России.

«Самое важное в небольших населенных пунктах — есть ли там образовательное учреждение, школа, садик. От этого и зависит, будет ли и дальше существовать этот населенный пункт или он является абсолютно бесперспективным. Без образовательного учреждения, в перспективе 10-15-20 лет, этого населенного пункта не будет».

  1. Образование как фактор миграции и оттока молодежи из малых территорий.

Образование для малых территорий сегодня носит двойственный харакетр. С одной стороны, способно стимулировать процессы социального развития и благотворно влиять на развитие человеческого капитала в условиях малых территорий. Но, с другой – становится потенциальной угрозой демографической устойчивости территориям. Перспективная молодежь уезжает учиться в крупные города и не возвращается обратно. Решение проблемы образовательной миграции с малых территорий – это ключевой вопрос демографической безопасности.

«Образование – это ключевой фактор молодежной миграции, вымывания из малых городов наиболее активного, креативного, талантливого населения. Образование – это лифт, но лифт, который работает в территориальном смысле в одну сторону. Дети заканчивают школу, поступают в учреждения СПО и высшие учебные заведения, ориентируются на большие города, региональные центры. После окончания учебного заведения они ищут работу либо в местах своей учебы, либо смотрят дальше на мегаполисы. В итоге небольшие поселения просто вымирают под влиянием миграции из села в город и из малого города в более крупные».

Решение проблемы «образовательной миграции» – комплекс мер по решению проблем «среды» в целом. Люди не возвращаются домой не из-за нелюбви к родному краю, а в силу материальных причин, невозможности найти работу по специальности, отсутствия образовательных учреждений для их детей.

  1. Проблемы материально-технического оснащения образовательных организаций, расположенных на малых территориях.

По данным Счетной палаты, «60 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает почти 400 тыс. детей дошкольного возраста, не имеют детских садов, 55 тыс. населенных пунктов не имеют школ, а из-за отсутствия транспортной доступности многие дети, проживающие в сельской местности, дошкольные организации вообще не посещают. В сельской местности 50% точек не подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Изношенность материально-технической базы и отсутствие доступа к ресурсам сети «Интернет», устаревшая техника не позволяют образовательным организациям использовать в полном объеме электронные ресурсы, предназначенные для образования.

«Город Тулун – население 41 тысяча человек. Восемь общеобразовательных школ, одна гимназия, три ССУЗа и общее количество обучающихся 5,5 тысяч человек, из которых 2200 – это студенты трех средних учебных заведений. На данный момент 80% учреждений нуждаются в капитальном ремонте. Компьютерные классы устарели, не хватает технических средств, проводить дистанционное обучение, повышение квалификации или перепрофилирование с подобной материально — технической базой не представляется возможным».

Требуется оснастить мультимедийными комплексами с подключением к сети «Интернет» социально значимые объекты, в частности библиотеки, для использования их в образовательных целях. Для решения проблемы изношенности материально-технической базы сельских образовательных учреждений требуется принятие государственной программы дополнительного субсидирования образования на малых территориях.

Читайте также:  Развитие ребенка карточки фрукты

«Необходимо перенимать опыт вузов, активно содействующих развитию территориями своей локализации. Например, Петрозаводского государственного университета, который развивает специальные проекты по работе с удалёнными территориями в Карелии. Организуются «точки дистанционного образования» — в малом населенном пункте, в музее или библиотеке, устанавливается мультимедийный комплекс и в этой точке ведется работа со школьниками».

  1. Проблемы ограниченных возможностей жителей малых территорий в сфере образования

На малых территориях затруднен доступ жителей к привычным для большинства российских детей городским, областным и федеральным конкурсам, наблюдаются проблемы с развитием системы дополнительного образования для детей из-за дефицита соответствующих кадров

«Возможности детей в сельской местности значительно ниже, чем в городах областного уровня. Те же конкурсы и олимпиады проводятся редко, а дети, которые желали бы принять в них участие, не могут туда попасть. Вся внеурочная, то есть воспитательная деятельность, переведена в учреждения дополнительного образования. Они не в состоянии обеспечить сельскую глубинку педагогами, их просто нет».

Требуется развитие системы дистанционного обучения, а также создание новых и совершенствование действующих образовательных учреждений и центров дополнительного образования на малых территориях.

«Открытые университетские классы – сеть дистанционных классов, в рамках которых ведется подготовка к Единому государственному экзамену. Это увеличивает количество сдающих положительно ЕГЭ в данном районе на 30%».

«Роль университетов как «проводников» региональных и федеральных возможностей для детей по участию в конкурсах и олимпиад, независимо от места их проживания, может быть прописана в программах развития вузов как обязательный элемент – так, как это сегодня делают опорные вузы России»

«вход ведущих региональных университетов в рамку проектного управления региона, учитывающего позиции и возможности региональной власти и потребности муниципальных образований региона, позволят расширить спектр услуг образовательного и более широкого социального и технического характера для решения задач сохранения и развития малых городов и сельских поселений»

  1. Проблемы кадрового потенциала и качества образования в условиях малых территорий

Из 46 234 общеобразовательных школ в России, 28 222 находятся в сельской местности. Однако из 15 474 357 школьников лишь 3 789 806 обучаются на малых территориях. Важнейшим вопросом является кадровый. Это старение преподавательского состава, отсутствие мотивации для молодых учителей, проблема квалификации преподавательского состава, несовершенство системы переподготовки. Остро стоит вопрос с тарифами и подушевым финансированием – низкая загруженность сельских школ при современной системе оплаты труда преподавателей приводит к обнищанию сельских работников образования и, как следствие, отсутствию притока молодых кадров преподавательского состава в сельскую местность.

«Школы стремительно стареют. В сельской местности на данный момент в среднем только 10% молодых педагогов, еще 20% – это предпенсионный возраст, 70% –пенсионеры. Почему не едет молодежь? Очень низкая заработная плата, немногим выше прожиточного минимума. В итоге сельская школа оказывается просто на грани выживания, так как действует принцип: «нет детей, нет и денег».

Пересмотреть тарифы и ввести надбавки за работу в сельской местности, по аналогии с надбавками за работу в тяжелых условиях и, конечно, комплексный подход. Для решения проблемы квалификации преподавательского состава требуется введение системы «ваучеров» на профессиональную переподготовку и перевод этой сферы на «рыночные основания».

«Для решения проблемы кадров, необходимо пересмотреть систему финансирования сельских школ, отойти от подушевого принципа, провести дифференциацию, работы по поправочным коэффициентам. В малокомплектной сельской школе стоимость образовательных услуг гораздо выше, чем в городской».

«Критически важно, чтобы учитель, преподаватель СПО имел возможность получить доступ к программам повышения квалификации за бюджетный счет. Имея норматив финансирования на повышение квалификации, учитель должен сам выбирать программу, это даст взрывной рост рынка этих программ, резко повысит их качество и конкурентность в системе».

«Опыт университетов (Ульяновский, Петрозаводский, Донской технический и др) по организации программ повышения квалификации учителей школ региона в формате очного и дистанционного обучения, ориентированный на сугубо специфические потребности учителей конкретных МО региона, и поддержанный соответствующим финансированием со стороны региона – хорошая практика системных мер по выправлению ситуации в общем образовании по качеству образования, показателю ЕГЭ, повышению квалификации педагогов»

Проблемы развития малого ребенка

Проблемы развития малого ребенка

  1. Проблемы учета учащихся.

Отдельно стоит выделить неочевидную проблему учета учащихся в образовательных учреждениях малых территорий. В школах, рассчитанных под небольшое количество учеников, за счет дачников и лиц, зарегистрированных не по адресу проживания, обучается значительно большее количество детей.

«На данный момент довольно часто встречается ситуация, что во вновь построенных малых населенных пунктах или микрорайонах, которые де-факто тоже являются населенными пунктами, проживает большее количество жителей, чем зарегистрировано. Например, «Московские Водники», 1700 зарегистрированных по месту жительства, 8000 де-факто живущих. Новая школа получает норматив, набирает учителей на 1700 зарегистрированных. А по итогу получается, что в школу записывается намного больше детей, чем предполагалось изначально, приходится делать дополнительные классы, набирать дополнительно преподавательский состав, на что не хватает ни времени, ни помещения, ни финансовых возможностей, так как ранее в бюджет это заложено не было».

Требуется создание Интернет-ресурса для учета реального количества учащихся в школах на малых территориях. Это поможет в решении проблемы с приведением процесса обучения к нормативам.

  1. Проблемы правового характера.

Несовершенство правовой базы и пробелы в отношении системы образования на малых территориях зачастую провоцирует сложности в развитии образовательного комплекса на селе.

«На данный момент в законодательстве нет понятия сельская школа или малая школа. Из-за этого идет непонимание круга проблем данных учебных заведений, не только финансирования».

Уточнение полномочий региональной и местной власти, усиление возможности муниципалитетов влиять на образовательный процесс позволит оперативно решать проблемы, возникающие в образовательной сфере на малых территориях. Необходимо совершенствование правовой базы в отношении системы образования в небольших населенных пунктах.

Читайте также:  Школы развития ребенка вакансии

«Уточнение разграничения полномочий и усиление возможности муниципалитетов в образовательном процессе. Вопросы местного значения, факультативные вопросы, полномочия, которые всеми муниципалитетами реализуются, которые муниципалитет может сам на себя дополнительно принимать, если у него есть для этого финансовые ресурсы».

  1. Отсутствие возможности получить высшее и среднего профессиональное образование на местах

Проблема миграции молодежи в большие города в образовательных целях обозначает важнейшую проблему – отсутствие на местах учреждений среднего профессионального и высшего образования.

«Опыт Подмосковья говорит о том, что даже если на уровне малого города создаются все условия для развития семьи, молодёжи, школьников, то отсутствие филиала какого-либо иного московского ВУЗа не дает возможности возвращаться молодёжи – они уезжают и не возвращаются».

Для решения проблемы отсутствия высшего и среднего образования на малых территориях требуется стимулирование присутствия университетов в различных форматах и перенос кампусов на малые территории.

«Город может быть университетским центром. Перенос (части) кампуса университета из большого города в малый, чтобы этот город специализировать и в этом городе создать инфраструктуру, в значительной степени заточенную под профиль развития малой территории».

  1. Комплексные проблемы развития «среды» малых территорий

Проблема образования на малых территориях не может быть решена в отрыве от проблем «среды» в целом.

«Развивать только одно образование и давать возможность молодым людям получать знания и практические навыки – этого недостаточно. Сохранение человеческого капитала на уровне конкурентоспособности в нашем современном внутрирегиональном развитии, вопрос о наличии в малом городе более-менее приличных предприятий и рабочих мест на них»

Решение: Принятие концепции, программы создания и развития на малых территориях «бутиковых городов», там, где для этого сформированы необходимые условия

«Информационные технологии создают большие возможности для создания т.н. «бутиковых городов». В этом плане, если действительно будут создаваться частные школы, переноситься кампусы вузов, то пойдёт и обратный процесс. Даже если мы посмотрим на Калужскую, Рязанскую область, видно, как развивается за последние десять лет малое жилищное строительство. И молодые семьи, выбирая, где прожить со своими тремя детьми, и то, что ипотека на дом и квартиру одинаковая – делают выбор не в пользу проживания в больших городах».

  1. Роль организаций СПО в развитии малых территорий.

На малых территориях учреждения среднего профессионального образования играют роль «якорей», позволяющих удерживать население на «земле» и при этом получить необходимое образование для работы на «земле».

«Система профессионального образования является фундаментом всей сферы, как обслуживания, так и распределения рабочего населения. Огромное количество людей занимается обслуживанием быта, жизни. У среднего профессионального образования миссия научить людей работать своими руками, дать им рабочую специальность. Если не будет филиала колледжа, осуществляющего подготовку по краткосрочным программам даже для предприятий, переподготовку кадров, которые существуют в муниципалитете, соответственно, предприятие тоже лишится своих кадров и умрет. В дальнейшем это приведет к гибели и самого муниципального образования».

Решение: Создание и принятие новых образовательных программ для учреждений СПО на малых территориях, разработанных с учетом потребностей местного бизнеса в квалифицированных работниках.

«СПО должно быть ресурсом малых территорий. Крупный бизнес говорит о нехватке квалифицированной рабочей силы, «синих воротничков». Возможен ренессанс среднего профессионального образования с точки зрения социального ориентира для молодежи».

Источник

Дана Уджухова
Проблемы современного ребенка и способы их решения

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире.

Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе,то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д.И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Влияние на это оказывает и телевидение. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые,

Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком- то движении, их трудно чем- нибудь заинтересовать, привлечь внимание.

Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата.

Читайте также:  Развитие ребенка по дням после родов

Что говорят практики?

Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д. И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет ориентацию общества, в т. ч. и ребенка на потребление, рост различный девиаций (отклонений, ограничение детской самостоятельности. И как итог — у детей повышение тревожности, агрессивности, снижение контроля за поведением, развитие различных зависимостей, приводящих к психическим расстройствам и требующих лечения у психиатра или психотерапевта.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, п и (Ьрпкш I ггейн обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков:

1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

5. Недостаточная сформированное^ мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. .

11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.

13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Уменьшение численности одаренных детей.

15. В подростковом возрасте — рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (Iместо — интеллектуальные: образованность; II- волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III- соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).

В иерархии ценностей теперь последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности.

Как помочь малышу?

Современная экономическая ситуация (нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная неудовлетворенность и т. д.) обострила положение в современной семье. Конфликты стали выходить за рамки семьи, затрагивая окружающих (воспитателей, учителей, сослуживцев) и ухудшая психическое состояние всех участников конфликта. Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации.

Таким образом, проблема психического здоровья современного ребенка становится актуальной задачей. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются: снижение информационного потока — ограничение доступа к телевизору и компьютеру, укрепление физического здоровья ребенка — совместные занятия спортом, физкультурой, участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору, благоприятный климат в семье — спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях, внимательное отношение родителей или окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости; возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома — участие в различных кружках, занятиях и т. д., целенаправленное обучение детей в школе конструктивным способам преодоления трудных или кризисных ситуаций.

Рекомендации для родителей.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).

Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео — и телепродукцию.

Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров — мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека. Мы должны помнить о той ответственности,которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

Источник