Проблемы оптимального развития ребенка

Проблемы оптимального развития ребенка thumbnail

Автор Анна Непряева На чтение 5 мин. Опубликовано 18.06.2019

Сделать своего ребенка умнее и лучше других… Многие родители поддаются этому искушению. Но какими инструментами можно этого достичь и не опасны ли они? Какие существуют проблемы раннего развития детей?

В двадцать первом веке ключевое внимание уделяется интеллекту. Поэтому стремление воспитать ребенка умнее, чем у других, становится навязчивой идеей для некоторых родителей.

“Как сделать моего ребенка лучше остальных? Как я узнаю, что мой ребенок гений?”  

Многие компании пользуются этой истерией, например, сейчас можно встретить множество игрушек, направленных на ускорение изучения цветов, букв и названий. Таким образом, игрушка — это инструмент, который готовит малышей в школе.  

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка

“Когда богатые родители покупают игрушки своим детям, они намереваются создать среду, способствующую их интеллектуальному обучению” — говорит Сандрин Винсент, социолог, автор книги “Игрушка и ее социальное использование”.

Установлено, что дети в богатых семьях в три раза чаще получают развивающие игрушки, чем дети в обычных семьях — 42,1% против 14,6%. Это выгодная маркетинговая тенденция, и маркетинг сам ее создает.

Но каков реальный вклад этих игрушек в развитие ребенка?

В целом так называемые развивающие игрушки вряд ли сделают детей умнее. Но они могут ускорить приобретение некоторых навыков и усвоение концепций.

Многие психологи призывают родителей использовать более простые игрушки, такие как шарики или картонные коробки, в которые дети могут свободно помещать какие-либо предметы по своему усмотрению. В этом случае ребенок контролирует игрушку, а не наоборот.

Проблемы раннего развития детей

«Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом».

Масару Ибука

Также важный момент в том, что многие современные игрушки негативно влияют на здоровье детей. Так на десятой Неделе звука в январе 2017 года эксперты выявили вредное воздействие электронных игрушек на слух детей. Эти игрушки “фальшивят”, издают короткие и громкие звуки в отличие от настоящих музыкальных инструментов.

Телевизоры и развитие ребенка

На волне такой системы воспитания появились “образовательные” телепрограммы для малышей.

В 2009 году «Уолт Дисней» по решению суда удалил слово “образовательный” из своего контента и был обязан к выплате денег всем недовольным клиентам.

Сама идея таких программ идет вразрез со всем, что мы знаем о психике ребенка: она превращает его в зрителя, когда ему нужно быть актером.

Во многих западных странах, например, во Франции перед началом мультиков показывают следующее предупреждение: “Просмотр телевизора (…) может привести к нарушениям развития у детей, таким как пассивность, языковые задержки, чрезмерное возбуждение, нарушения сна, расстройство концентрации и зависимость».

Также совсем недавно появились детские планшеты, которые должны способствовать быстрому обучению ребенка. Но планшет, как и телевизор, бомбардирует ребенка стимулами и приучает его к сильной интенсивности, как будто он должен постоянно становиться лучше и лучше, чтобы его любили.

Все бы ничего, но планшеты уже производят для младенцев от 6 месяцев! Это несмотря на то, что все адекватные детские психологи настоятельно рекомендуют уважать естественную подвижность ребенка (не сажать перед экраном), а также его выбор, куда направлять свое внимание.

Стимуляция развития ребенка в прошлом

Такое стремление к ускорению обучения ребенка возникло не недавно. Еще в 1960-х годах американец, основатель Института реализации человеческого потенциала Гленн Доман предложил учить детей чтению уже в 10 месяцев.

Принцип таков: показывайте ребенку слово, написанное большими буквами на белой бумаге, и читайте его громким и ясным голосом. По словам Гленна Домана, ребенок, который демонстрирует способность к обучению чему бы то ни было, — это ребенок, который уже способен учиться читать.  

Азиаты также не отстали от американцев в этом вопросе. Так учителя в Baby Jumper Gym в Сингапуре разработали систему стимуляции мозга ребенка для развития интеллектуальных и физических навыков. Смысл метода в междисциплинарных занятиях: перед тем, как заниматься моторными упражнениями, учителя проводят с детьми уроки музыки, математики или иностранного языка.

Причины истерии

Как объяснить такую ​​мотивацию для ускорения интеллекта детей (даже младенцев)? Кажется, корень этого в наших общественных ценностях.  

Сейчас многодетные семьи уступили место более мелким семейным ячейкам, где большое значение придается образованию каждого ребенка.

Также некоторые родители чувствуют необходимость сделать из своего ребенка того, кем они сами не смогли стать. Однако, цели и мечты большинства родителей навязаны обществом, поэтому они влияют на ребенка так, как выгодно общественному мнению. К сожалению, сейчас все меньше родителей видят в детях детей.

Читайте также:  Бланк диагностики развития ребенка

Таким образом, с первых часов жизни дети сталкиваются с трудностями, с которыми сталкиваются взрослые.

Эта гонка становится источником беспокойства для детей, рискуя заблокировать их тягу к обучению. Сначала мы готовим детей к детскому саду, потом к школе, потом к институту. Но, когда мы позволим им быть собой?

В заключение очень мудрое видео про проблемы раннего развития детей

Источник

творческих способностей.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во-просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест-вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са-мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато-мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра-боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре-дой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чув-ствительности и пластично-сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно-стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на-чинается развитие. Если созре-вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син-хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из воз-можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созре-вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис-пользуются, то есть со-ответствующие способности не развиваются, не функ-ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса-ние возможностей к развитию — необрати-мый процесс. Борис Павлович Ники-тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо-собностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз-витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре-ва-ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне-нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати-мость про-цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож-денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до-школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока-зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно-стей /17, 286-287/.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри-ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз-расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна-вать окружаю-щий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во-влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире-нию дет-ского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпо-сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь-ников более сво-бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав-лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо-димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе-риодом для разви-тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно-стей к творчеству. И от того, насколько были использо-ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен-циал взрос-лого человека.

Источник

Дети с проблемами в развитии – кто они?

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.

Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!

Читайте также:  Оценка уровня и гармоничности физического развития ребенка

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в  ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. 

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

 Психологические особенности детей с нарушениями речи

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

ЗПР

     Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

      Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Клара Самойловна Лебединская выделяет  четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

— конституционального происхождения;

— соматогенного происхождения;

— психогенного происхождения;

— церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти  и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти,  нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка.  Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и  развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно  отражается на интеллектуальной  продуктивности.

 ЗПР церебрально-органического генеза

Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР.  Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза.   Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей  наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Читайте также:  Развитие ребенка от2 лет до 3 лет

Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением  когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:

— легкая умственная отсталость;

-умеренная умственная отсталость;

— тяжелая умственная отсталость;

— глубокая умственная отсталость.

Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими  и домашними навыками.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное,  непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 — 3 летнему возрасту.

Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.

Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:

Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка — не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего — речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.

У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.

Источник