Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3 7 лет

 Познавательное развитие .

 Критерий : Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.

      —   Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.

ФИО

 Эмоционально положительно настроен на получение новой информации об окружающем мире

В практических действиях с новыми предметами пытается узнать из свойства

Итого

Критерий : Формирование познавательных действий, становление сознания .

— Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем)

Фио

 Самостоятельно выполняет простые творческие задания

 Стремится самостоятельно выполнять, доступные  гигиенические процедуры(одеваться раздеваться , аккуратно есть, пользоваться носовым платком ,правильно надевать обувь, следить за порядком  одежды

 Может перенести при учасии взрослого приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность.

Итого

Критерий:Развитие воображения и творческой активности.

-Любит экспериментировать.

ФИО

Самостоятельно обследует предметы, используя разные способы, спомощью разных органов чувств.

 Задает вопросы об интересующих предметах и явлениях

Сравнивает обьекты по колличетвунезависимо от их размера.

Решает простейшие  логические задания, определяет лишнее, находит нелепицы, продолжает логическую последовательность

 Находит общие признаки фигур и группирует их по одному из признаков., или одновременно по двум признакам

Выполняет задания  на прохождение несложных лабиринтов, понимает план помещения.

итого

— Способен предложить собственный замысе и воплотить его в рисунке , постройке, рассказе и др.

ФИО

 Способен выполнить элементарную постройку по образцу

Способен выполнить элементарную постройку с использованием отработанных приемов

итого

 Критерий: формирование  первичных представлений о себе , других людях обьектах окружающего мира , о свойствах и отношениях обьектов окружающего мира , о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностяхнашего народа, об отечественных традициях и праздниках о планете земля  как об общем доме  людей , об особенностях ее природы , о многообразии стран и народов мира .

-Сформированы патриотические чувства , чувства принадлежности к мировому сообществу.

Как называется твой родной город

На какой улице ты живешь

Куда ты больше любишь ходить или ездить в своем городе

Как называется наша страна

 Что за праздник отмечает наша страна 9 мая

 Какие праздники есть в нашей стране? Какие из них отмечает ваша семья?

Что означает « Любить свою  Родину» « За что можно любить свою Родину»

Кто защищает нашу Родину ?  Кто служит в Росиийской армии?

итого

-Сформированы представления – о себе , семье , об обществе, о государстве, мире.

ФИО

 Отвечает на вопросы о своём имени и фамилии,возрасте , называет имена родителей , и других членов семьи, родную страну родной город.

 Знает о некоторых профессиях имеет представления  об остальных трудовыхдействиях и результатахдеяьельности людей этой профессии.

 Имеет представление об основных частях тела  человека и их значении, об элементарных правилах поведения и личной гигиены, о видах общественного транспорта, о характерных признаках города, села. Имеет представление о планете земля и её отличии от других планет , имеет представление об основных особенностях сезонной жизни людей, об условиях роста растений , о домашних животных, о жизни диких животных в природе.

итого

— Сформированы представления о себе , собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

ФИО

 Имеет представление о гендерных ролях

Умеет определять половую приналежность людей по прическе, одежде.

Имеет представление оправилах поведения , занятиях и эмоциональных реакциях мужчины и женщины

Итого

-Сформированы представления  о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях.

ФИО

 Имеет представление  о семье о взаимопомощи членов семьи , об обязанностях по дому каждого члена семьи, о её традициях, интересах и увлечения членов семьи.

итого

— Сформированы  представления об обществе, его социокультурных ценностях, об отечественных традициях и праздниках.

ФИО

 Проявляет интерес к профессиям родителей ти результам их профессиональной деятельности.

 Имеет представление о русских народных промыслах(Дымково. Итд) и узнает их произведения по выразительным средствам.

 Знает как в нашей стране  отмечают народные праздники и сохраняют традиции

итого

                                                               Итоги  педагогической диагностики по образовательной области   « Познавательное развитие» .

ФИО

Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.

Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем)

Любит экспериментировать.

Способен предложить собственный замысе и воплотить его в рисунке , постройке, рассказе и др.

Сформированы патриотические чувства , чувства принадлежности к мировому сообществу.

Сформированы представления – о себе , семье , об обществе, о государстве, мире.

Сформированы представления о себе , собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

-Сформированы представления  о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных

Сформированы  представления об обществе, его социокультурных ценностях, об отечественных традициях и праздниках.

.

итого

Читайте также:  Методики на развитие мышления у ребенка с нарушением речи

Источник

Изыгашева Зебинисо
Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3–7 лет

Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве,и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

СЛАЙД 2

Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:

• поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;

• обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

• открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;

• обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.

Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДОО должна поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.

Закон об образовании в РФ (Глава VII, ст. 64, п. 2) СЛАЙД 3

и Стандарт дошкольного образования (Раздел IV, п. 3.2.3.,СЛАЙД 4

п. 4.5.- СЛАЙД 5

исключают как проведение аттестации на дошкольном уровне, так и использование результатов диагностики (исследования) индивидуального развития детей в ДОО при оценке качества дошкольного образования.

При этом в ФГОС ДО в п. 3.2.3. закреплено положение, что «оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».

При этом критерии оценки и педагогический инструментарий дошкольные организации выбирают самостоятельно.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности.

СЛАЙД 6

Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

• анализ продуктов (результатов) детской деятельности.

Формы проведения педагогической диагностики: СЛАЙД 7

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

Наблюдение – это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения.Наблюдение может быть: — целенаправленным/случайным (в зависимости от наличия или отсутствия цели и плана); — свободным (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения) /стандартизированным (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается); — включенным (исследователь принимает участие в деятельности наблюдаемых (вместе с ними играет, трудится, рисует) /не включенным (исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых); — кратковременным, эпизодическим (в течение незначительного отрезка времени) /длительным, систематическим (от нескольких дней до нескольких лет); — опосредованным /непосредственным (по характеру контакта с испытуемыми); — широким (за возрастной группой детского сада) /узким (за отдельным ребенком);

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Имеет четко осознаваемую цель, вопросы формулируются точно, лаконично.

Анализ продуктов детской деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, песен и т. д., различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состояний и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающей жизни и т. д.

Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, в процессе проведения ООД.

Выше озвученные методы широко известны и достаточно часто применяемы. Немного подробнее остановимся на методе «Проблемная (диагностическая) ситуация»

СЛАЙД 8

Главной проблемой для воспитателя является способ создания педагогической проблемной ситуации, а также ее превращения в диагностическую. Выделенные С. И. Семенака шесть способов создания проблемных ситуаций (Семенака С. И., 2014) можно объединить в три на основе сходства их содержания. Наиболее простой и универсальный способ, указывает автор, состоит в применении проблемного вопроса относительно действий участников, мотивов их поступков, чувств и переживаний,представлений о нормах и правилах: «Какое настроение у доброго волшебника? А у злого?». Но ведь формулировка вопроса должна основываться на содержании ситуации, описывающей отношения героев.

Читайте также:  Трудности развития ребенка до года

Второй способ опирается на наблюдение и обсуждение с детьми возникающих в реальном взаимодействии конфликтов или вычленение конфликтов, в которые попадают персонажи картин, художественных произведений.

Третий способ предполагает выполнение творческого задания,лежащего в основе проблемной ситуации: «Придумай историю о том, как…»; «Нарисуй доброго и злого волшебников». И в этом случае должна быть продумана структура, содержание ситуации и цели ее использования.

СЛАЙД 9

Перейдем к способу превращения готовой проблемной ситуации в диагностическую. Н. П. Гришаева предполагает последовательное соблюдение ряда этапов по использованию проблемной ситуации для диагностики:

1) Проектировочный или подготовительный направлен на планирование, построение исследования, т. е. на то, чтобы выявить его проблему, сформулировать предмет и цель, поставить задачи, выдвинуть гипотезу, подобрать методы и методики, построить сценарий диагностики

2) Содержательно-организационный состоит в проведении диагностики от установления контакта с детьми к применению разработанного сценария (создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни детей, или предъявление уже готовой ситуации) и соответствующих методов исследования (эксперимент, наблюдение, беседа).

3) Аналитико-результативный включает анализ и обобщение воспитателем результатов – зафиксированных ответов и поведения ребенка с точки зрения выбранных критериев, т. е. количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию результатов, определение формы их предоставления, формулирование диагностических выводов.

4) Прогностический предполагает что воспитатель, основываясь на формулировке прогноза развития обследуемого ребенка, определения пути его дальнейшего развития, переходит к планированию развивающей работы с ним, в том числе по составлению рекомендаций родителям и другим педагогам.

Проблемные ситуации превращаются в эффективное средство социально-коммуникативного развития и одновременно диагностики, если отвечают определенным структурно-содержательным принципам их построения и этапности в их организации, что позволяет естественно соединить образование и диагностику в педагогической деятельности воспитателя.

Воспитателю важно уметь не только создавать, применять на занятиях и в повседневной жизни проблемные ситуации, управлять процессом их разрешения, но и грамотно их анализировать с точки зрения диагностических возможностей для оценки развития ребенка, т. е. трансформировать педагогические ситуации в диагностические и обратно.

СЛАЙД 10

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, т. е. предусматривать свободу выбора в соответствии с интересом ребенка. Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не гасли инициатива и желание выполнять. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание, способы выполнения диагностического задания.

Важное условие диагностики —приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, например, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).

Полученные результаты позволяют говорить насколько эффективно построена образовательная работа в ДОУ и насколько качественно осуществляется взаимодействие с каждым конкретным ребенком

СЛАЙД 11

За последнее время с 2013 – 2018 года предпринимаются попытки разработки инструментария оценки качества дошкольного образования,и некоторые из них ограниченно апробируются в практике:

– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО, сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);

СЛАЙД12

– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.). слайд картинку этого документа

– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;

СЛАЙД13

– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии).

Тем не менее, простого и удобного инструмента для педагогического наблюдения, позволяющего определять индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития и, при необходимости, в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегания вперед» большой части группы, изменять тактику организации текущего образовательного процесса (подтягивать дефицитные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития) до сих пор нет.

Читайте также:  Что сделать для развития ребенка до года

Поэтому необходим удобный компактный инструментарий педагогического наблюдения – «Карты развития», позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.

Источник

Светлана Логинова
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей».

Я использую методические рекомендации «Диагностика педагогического процесса», «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности», где представлена модель педагогической диагностики разработанной на основе положений ФГОС.

Новизна предлагаемой в данных пособиях модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учётом образовательных областей и их приоритетных направлений. Но проблема организации педагогической диагностики ещё существует. Возможная причина — несвоевременный выход документов.

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год. На начало года ставится задача проектирования образовательной деятельности с детьми и планирование индивидуальной работы по образовательным областям. В конце года идёт сравнительный анализ результатов. В качестве основных методов используется наблюдение и изучение продуктов детской деятельности. Для наблюдения необходимо знать показатели, которые характеризуют развитие умений и навыков детей по каждой образовательной области.

Процедура педагогической диагностики осуществляется в три этапа в процессе которых идёт изучение показателей уровня эффективности педагогического воздействия по образовательных областям, составление индивидуального маршрута развития ребёнка, систематизация результатов и заполнение карты индивидуального развития.

В ФГОС в 4 разделе раскрываются требования к результатам освоения образовательной программы. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров. Но целевые ориентиры не оцениваются, т. к. это возрастной портрет ребёнка в 3года и в 7 лет. Это ориентир для взрослых для того чтобы наметить образовательную деятельность по возрастам. А как показатель для оценки индивидуального развития используется планируемый показатель по образовательным областям (в программе их не найти, но имеются задачи по каждой образовательной области, следовательно планируемым результатом является выполнение этих задач).

Для организации педагогической диагностики мы используем таблицы, где конкретно прописаны по каждому возрастному периоду показатели, т. е планируемые результаты. Например, образовательная область «Речевое развитие»:

• Называют некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов…;

• Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете…;

• Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность;

• При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Оценка развития необходимых умений и навыков детей осуществляется по трёхбалльной системе. Итоговый результат (средний балл) это сумма баллов по всем показателям делённая на количество показателей.

Процедура педагогической диагностикиможет быть организована по-разному: в зависимости от приоритетных направлений, программы развивающей среды, но обязательно с использованием разных видов деятельности (игровой, изобразительной, двигательной т. д.)

В рекомендациях имеются примеры организации проблемных ситуаций, наблюдений, но, к сожалению, не по каждому параметру образовательной области, поэтому необходимо дорабатывать самостоятельно. Ещё одно важное требование педагогической диагностики – это естественные для ребёнка условия, а не организация специальных заданий-тестов.

Например, образовательная область «Познавательное развитие» (подготовительная группа).

Показатель для оценки индивидуального развития:

Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формой с динамомашиной для подзарядки (или любой другой предмет)

Задание: положить в группе до прихода детей. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

Результат педагогической диагностики – это оценка индивидуального развития ребёнка. В настоящее время у нас имеются карты индивидуального развития детей, в которых планируется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка по образовательным областям.

Индивидуальный образовательный маршрут представлен таблицей, в которой включены направления деятельности педагога с учётом педагогической диагностики. Это может быть обогащение знаний практического опыта ребёнка, развитие его способностей, «устранение» пробелов в тех или иных видах деятельности, повышение познавательной мотивации и т. д.

Т. о. современная модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учётом образовательных областей и их параметров. Новым является способ обработки и представления результатов для определения уровня индивидуального развития детей, эффективности педагогического воздействия. Педагогическое воздействие включает в себя создание условий и организацию образовательной деятельности.

Источник