Проблема развитие образной речи ребенка

Иванова Ольга Николаевна

 Проблема развития образности речи у  детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

    Развитие образности речи формировалось главным образом при обучении детей составлению описательных высказываний. Между тем в высказываниях типа повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств. Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (Н. Д. Арутюнова, А .А .Уфимцева, В. К. Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина) По мысли С. Л. Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами

     Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.  К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, речь детей бедна, односложна, не имеет выразительности. Так же наблюдается замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений

   Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.

   Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

     В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы (Н. В. Гавриш, А. П. Илькова, А. И. Лаврентьева, И. Н. Митькина, А. А. Смага, Е. А. Ставцева)

      Речь становится образной, непосредственной, живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

    Важнейшими  источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, загадки,  потешки,  считалки, фразеологизмы).Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.

    В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, обогащается словарь, они становятся любознательными, поэтому знакомить детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами лучше с детьми старшего дошкольного возраста .             Образные выражения понятны взрослым, но часто непонятны детям, поэтому важно, чтобы педагоги правильно отбирали народные изречения, чтобы сами их знали и употребляли их к месту.

   Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость, образность («надуть губы», « в поте лица  своего»).

   Однако некоторые лингвисты относят к фразеологизмам и пословицы и поговорки. Другие считают, что поговорки не являются фразеологизмами, так как это не законченное суждение. Поговорка, как бы,  не договаривает, поэтому заставляет человека рассуждать додумывать.                                             Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

    Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм ( «зарубить на носу» — запомнить, « повесить нос – грустить»).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств,  связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимания  целесообразности ее использования в  собственных сочинениях.

    Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом – фонетическую, лексическую, грамматическую.

Лексическая сторона речи – это составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как используя разнообразные стилистические средства (порядок слов,  построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста  (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция) это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.

Фразеологизмы – средство создания эмоциональной , выразительной речи. Средство оценки, каких либо явлений или событий, поэтому уже в дошкольном возрасте следует обращать внимание детей на фразеологические средства языка.

                                                                                                                                        Работа с фразеологизмами стимулирует не только развитие речи. Известно, что развитие речи происходит в единстве с развитием мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении.

Читайте также:  Проблемы внутриутробного развития ребенка

Зачастую дети искаженно понимают значение фразеологизмов, а иногда и совсем не понимают лексическое значение фразеологизмов без опоры на наглядность. Эти ошибки говорят об особенностях мышления детей этого возраста. С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит от мышления практического к мышлению образному. Подобная конкретность мышления ребенка отчетливо выступает в восприятии им иносказательной речи, а именно в восприятии фразеологизмов : «Каменное сердце» — сердце из камня, «Кот наплакал» — кота обидели и он плакал. Это еще раз говорит о необходимости изучения фразеологизмов детьми.

 Этимологическое рассмотрение фразеологизмов поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться детям при дальнейшем обучении.

   Фразеологизмы – являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных формах (.Загадках, пословицах, поговорках).

Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению к одному слову. Часто фразеологизм можно заменить одним словом, но менее выразительным. Сравните : «Зарубить себе на носу» – запомнить, «Висеть на телефоне» — долго разговаривать, «клевать носом» — засыпать и т.д.

    Дети часто задают вопросы, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты: Мама, ты говоришь мне «хоть кол на голове теши» а как это? А кому « медведь на ухо наступил?» . А как это « уши развесить?»

Детей старшего дошкольного возраста следует учить воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии.

     Часто детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. («на седьмом небе от счастья»). Необходимо включать в свою речь те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Например —  («капля в море», «золотые руки», «мастер на все руки».

В процессе формирования образной стороны речи    у детей развивается не только красота языка, но и мышление, логика, что очень важно для дошкольного периода.

В решении проблемы развития образной речи у детей особое место занимает художественная литература.

Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

     В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, которые создают фундамент для литературного образования.

 При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение не знакомых слов .

Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы узнавать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства» большинство детей от природы обладают поэтическим дарованием, которое с возрастом исчезает, если ему не находят должного применения и не обеспечивают полноценного развития в детские годы. Следовательно, дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечить условия для развития творческой речевой деятельности, словесного творчества детей. 

    Овладение родным языком и развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

При этом проблема развития образности речи, является одним из наиболее важных, но менее разработанных звеньев в общей системе речевой работы в детском саду.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Л.С. Выготским М.М. Кониной, Э.П. Коротковой, Л.А. Пеньевской, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной и рядом других ученых.

В исследованиях,  выполненных под руководством О.С. Ушаковой отмечается, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Именно с ним связываем мы развитие образности речи, поэтического слуха, так как ознакомление дошкольников со сказками оказывает влияние на развитие понимания речи выразительных средств (сравнений, эпитетов, метафор) в художественном тексте, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской.  Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 Произведения художественной литературы, в том числе и современных авторов, раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал ее» — писал В.Г. Белинский .

Читайте также:  Тест умственного развития ребенка 7 лет

Художественная литература формирует нравственные чувства   и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает этическое восприятие. Произведения литературы способствует развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок .

На сегодняшний день ознакомление детей с художественными произведениями имеет особую значимость. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природу, мир человеческих чувств и взаимоотношения. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства .

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с произведениями не обращается внимания на языковые особенности и на появившиеся новые незнакомые слова для детей. Их использование зачастую сводиться лишь к беседе по содержанию. В некоторых детских садах обучение сводиться к подготовке к школе, усвоению грамоты.  

 Используемая литература

1.Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, —  М.: Академия, 1997. – 400 с.

2. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / О.С.Ушакова, Е.М. Стунина, М.:  Издательский центр «Владос», 2004. — 250 с.

3. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, М.: Творческий Центр «Сфера», 2005. — 315 с.

Источник

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок» с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Невинномысска

Консультация для воспитателей.

«Развитие образной речи»

                                           

                                                          Составила:

воспитатель МБДОУ №25

                                                                        г. Невинномысска

                                                                         Приходкина Е. Н.

        2017г.

Консультация для воспитателей.

Развитие образной речи

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

как    работу    над    овладением    детьми    всеми    сторонами    речи
(фонетической, лексической, грамматической),

Восприятием разнообразных жанров литературных и   фольклорных
произведений;

Формирование   языкового   оформления    самостоятельного   связного
высказывания.

 Знакомство с произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Все эти направления являются важнейшими источниками развития выразительности образной детской речи.

Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря,   но   и   разнообразие   используемых   словосочетаний,   синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Фонетическая сторона развития образности речи во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.

Читайте также:  Детство как период развития ребенка

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди   многочисленных   приемов   словарной   работы,   которые   могут   быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. Подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание необходимо уделить работе над однокоренными и сложными словами. Например: снегопад, листопад, звездопад, сенокос, самолёт и т. д.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особо значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании, Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.,) -Подчеркнем роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях

В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Каждый вид искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации, помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Можно использовать посещение музея,’ рассматривание картин и рассказывание на тему одной картины (жанровой, пейзажа, натюрморта, портрета), рассказывание по двум картинам на одну тему, но разных художников.

Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться   к   самостоятельному  творчеству.   Проблема  развития   словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Источник