Проблема полоролевого развития ребенка

Алена Саяпова
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО В0ЗРАСТА

Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству.

Решающее значение для гендерного развития личности, по мнению ученых, имеет дошкольный возраст. В этот период происходит формирование первичных представлений ребенка о социальных образцах поведения мужчин и женщин, на основе представлений о своем теле формируется первичная половая идентичность. Стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой формируется к третьему году жизни. В раннем детстве под влиянием условий воспитания и среды ребенок обучается различать пол окружающих, осознает свою принадлежность к женскому или мужскому полу и необратимость своей половой принадлежности. К 4-5 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя. Сформировав представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.

На сегодняшний день в педагогике поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников, что привлекает

огромное внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина,

В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что

полоролевое воспитание рассматривается как комплексная

психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические,

психологические и социальные аспекты, а также заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учетом гендерной идентичности, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста.

Анализ практики показывает, что в содержании работы современного детского сада не учитываются полоролевые особенности детей, и это

подтверждается многими исследователями (С. А. Марутян, П. В. Плисенко,

Т. А. Репина, Л. Г. Татарникова, С. В. Шаповалова). Программно-методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений не учитывает особенности мальчиков и девочек, и в результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на полоролевые особенности. Отсутствие эффективного гендерного подхода приводит к тому, что у детей нет представлений о специфических чертах,характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Современное образование, к сожалению, не обеспечивает условий в процессе обучения и воспитания для реализации мальчиками и девочками полоролевого образа. Полоролевой образ — это не только телесный, физический образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, а, прежде всего это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению к природе, к людям, к предметам рукотворного мира, ориентированными на культурно-исторически сложившиеся эталоны, образцы. Женщину в девочке, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, способствующие ее эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению своей роли в семейной и общественной жизни.

Полоролевое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, так как способствует освоению ребенком норм поведения, развитию моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей. Поэтому грамотное полоролевоевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с общественно-полезными установками и нравственными идеалами.

Значение полоролевого воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек ко взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать гармоничную семью.

Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Для осуществлений полоролевого воспитания дошкольников можно использовать множество средств и методов, разработанных известными учеными (Т. А. Репина, Л. В. Градусова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). Так, средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, а так же о содержании семейных ролей являются этические беседы на основе художественных произведений, специально созданные педагогические ситуации и реальные случаи из жизни группы. Особое значение имеют и художественные рассказы, сказки.

Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.

Читайте также:  Ребенок период развития с рождения до 3 лет

Особое внимание следует уделять играм, которые можно умело использовать в педагогическом процессе современного детского сада для закрепления представлений о мужественности и женственности. К примеру, во время приема детей можно провести игры: «Кто что делает» для формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях и развития ценностного отношения к людям труда; «Чем похожи наши мамы и папы?» для формирования умения выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола, воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.

При формировании у детей полоролевого поведения огромную роль играет использование народных традиций. Природосообразность и естественность в народной педагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а так же роли природы в нравственном становлении личности молодого поколения.

Особое место в полоролевом воспитании занимает материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т. д. Через материнскую позицию ребенок познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, эстетические представления, развивался умственно и духовно. Также огромную роль в полоролевом воспитании играют русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

В творческой игре дети ярче всего транслируют свои первые гендерные представления о том, как следует поступить в той или иной ситуации мальчику, а как девочке. В процессе игровой деятельности постигаются этические нормы выстраивания взаимоотношений между мальчиками и девочками, формируются нравственные качества, ожидаемые от представителей конкретной гендерной группы. Для мальчиков это и ответственность, и взвешенность принимаемых решений, и сопереживание действием (готовность прийти на помощь).

Гендерная принадлежность выявляется в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивыми, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т. д. Необходимо отметить, что важное значение в полоролевом воспитании имеют театрализованные игры. Среди средств и методов, оказывающих значительное воздействие на специфику проявлений качеств мужественности и женственности дошкольников, ряд исследователей выделяет искусство, и, в частности, искусство кино. Но, необходимо правильно подбирать фильмы, мультфильмы для просмотра детьми.

Таким образом, перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача отнестись к образованию детей дошкольного возраста по новому: перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитанию таких качеств в формирующейся женщине и формирующемся мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей.

Процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или как женщины.

Источник

Полоролевое воспитание

Изменения,  происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном контексте.  Причинами появления данной тенденции стали: новые социальные условия и динамизм

общественной жизни, ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жёстких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнёрским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару.

Проблема полового воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала 20 в. И до 1930-х гг. Однако вскоре большее распространение получили идеи «бесполой» педагогики, и практически до 1990-хгг вопросами полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания.

Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», оно включает и целый ряд общественных ролей. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки — дочери, жены, матери.

полоролевое воспитание– система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.

Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию– непрерывному процессу количественных изменений и качественных преобразований феминных (спец. Жен.) и маскулинных (спец. Муж.) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития – формирование позитивной полоролевой идентичности.  

Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение следующих задач:

—         формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;

—         создание целостного позитивного «образа Я » (мальчика/девочки);

—         изучение маскулинных и феминных качеств человека;

—         обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины;

—         изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;

—         воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желание соответствовать эталону женственности или мужественности;

Читайте также:  Центр развития ребенка сокол

—         формирование эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;

—         развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.

Для того, чтобы реализовать эти задачи нам необходимо понимать, чем же отличаются мальчики от девочек и девочки от мальчиков. Сначала давайте разберем с вами Особенности обучаемости и познания мира: мальчики позже, чем девочки, включаются в занятия, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. Девочки включаются быстрее  в занятия, лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики, а этап поиска исключается (его берет на себя взрослый). Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по-разному. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» — кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом всё представленное им пространство. Что касается незнакомой обстановке  девочки насторожено относятся к ней, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Мальчики же легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны.

При этом девочки вербально и невербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в процессе самой деятельности, а мальчики – когда уже все сделано и готов результат. Поэтому им сложнее научиться выполнять корректирующие действия в ходе задания. Задавая дополнительные вопросы, они используют их для получения какой-то конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослыми. Иначе говоря, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Поэтому оценка педагога  действий мальчиков и девочек в процессе обучения должна быть дифференцирована.

Для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т.е. им важно какое впечатление они произвели. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа «Я тобой недоволен». Он должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность действия по исправлению ситуации. Если педагогу нужно сделать замечание девочке, ему нельзя спешить высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает понять, за что ее ругают. Кроме того, девочка будет еще долго переживать, а мальчик вместо переживаний переключится на продуктивную деятельность. Педагог может использовать прием опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции.

Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек.

Воспитание по своей сути является управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания предмета- в данном случае структур и их взаимоотношения между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.

Принято выделять три этапа полового развития человека:

1 – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет)

2 этап – усвоение половой роли ( от5-6 лет до 13).

3 этак – формирование психосексуальных ориентаций ( от 13 до 18 лет).

Итак, понимание неизменности пола у ребенка происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует более новому вычленению и осознанию половых различий.

Развитие ребенка с первых дней жизни – развитие конкретного мальчика и девочки. Однако мальчики, традиционно проводящие большие времени с мамой, в будующем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Во-вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчеркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от нее, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского. В-третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Все это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: «Как тебе не стыдно плакать», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой», «Это не мужское дело» и т.п., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала ребенка через внеурочную деятельность

Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской», мир. В это время у ребенка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнутого грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «Женского» мира.

Девочки находятся в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.

Так что же должна содержать в себе работа с детьми по развитию полоролевой идентификации:

— знакомство детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин  женщин в разных видах деятельности;

— формирование навыков и умений поведения, а так же выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование  этих отношений между девочками и мальчиками в группе.

Для формирования общих представлений о мужественности и женственности рекомендуется использовать чтение художественной литературы и этические беседы. Как закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников можно проводить сюжетно-ролевые игры. Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоления разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе исполнения привлекательной для себя роли. Кроме того, воспитателю  нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою социальную компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций.

Смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности. Так А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский, основываясь на собственном педагогическом опыте работы с детьми, подчеркивали, что в группе, где мальчики мужественные, у девочек легко воспитать женственность. И наоборот, женственность девочек создает  лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков. Поэтому так важно, чтобы в детском обществе представителей разного пола объединяли общие интересы, чувства и дела.

Вместе с тем, многочисленными исследованиями социологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопостовляться, а индивид, черты характера которого строго соответствуют его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Например, низкомаскулинные женщины и высокофеминные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные мужчины и женщины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных отношений. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей мужского и женского поведения. Следовательно, основная задача воспитателей — формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций. Учеными обнаружена связь андрогинии с самоуважением, высокой самооценкой, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Такие качества полезны как для девочек, так и для мальчиков, которым в будущем придется активно утверждаться в социальном мире.

Рекомендации по эффективному полоролевому воспитанию:

 — соблюдать  главные принципы нравственного воспитания – поддержание активности самого ребенка, обращение к его чувствам, поэтому необходимо учитывать потребности и интересы мальчиков и девочек, варьировать формы педагогических воздействий;

— формировать основы нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевую игру, игры-драматизации, продуктивную деятельность и т.п.);

— использовать механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои – эталоны проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожим);

По воспитанию женственности: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», «Дикие лебеди и т.п.».

По воспитанию мужественности: «На заставе», «Сивка-Бурка», «Дядя Степа», «На льдине», «Шел по улице солдат», «Два брата» и т.п..

— преодолевать разобщенность детей разного пола в старших группах, чему способствуют:

а) формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней,

б) совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию,

в) инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети будут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные,

г) привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера.

Источник