Проблема культурного развития ребенка в журнале педология

Проблема культурного развития ребенка в журнале педология thumbnail

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Источник

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Биографический очерк

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1923 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943). Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

Читайте также:  Карта развития ребенка инвалида

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского. По окончании учебы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 году переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924—1928), в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934), Академии Коммунистического воспитания (АКВ) (1929—1931), 2-м МГУ (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ — в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930—1934), а также в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте (1929—1934); также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в 1929 году).

Скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище 13 июня 1934 года.

Дочь Л. С. Выготского — Гита Львовна Выгодская — советский психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996). Сёстры — лингвисты Клавдия Семёновна Выгодская, автор русско-французских и французско-русских словарей, и Зинаида Семёновна Выгодская, автор русско-английских и англо-русских словарей.

Культурно-историческая теория

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, является системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т.е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутр. преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в К.-и. т. расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутреннюю психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

Читайте также:  Начало полового развития ребенка

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения другой сменяются крическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом. возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

1922 — Психология искусства
1925 — Сознание как проблема психологии поведения
1927 — Исторический смысл психологического кризиса
1928 — Проблема культурного развития ребенка
1929 — Конкретная психология человека
1930 — Орудие и знак в развитии ребенка (в соавторстве с А. Р. Лурия)
1930 — Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (в соавторстве с А. Р. Лурия)
1931 — История развития высших психических функций
1932 — Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли)
1934 — Проблема развития и распада высших психических функций
1934 — Мышление и речь

Источник

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.
Выготский разработал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией происхождения психики человека.
Осн. полож. (выделены условно!!!!!!)
1. положение. Выготский считал, что самая главная проблема – проблема развития. Он считал, что «Мы не поймем, что такое психика, если не будем знать генеза».
Как пишет Маклаков, данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению развития человека – с позиции влияния биологического или среды. Выготский показал, что неправильно поставлен вопрос о среде и биологии.
2. положение. Ребенок развивается не в среде, а в культуре. Культура не есть среда, человек должен освоить свою культуру. Рядом с ребенком с первых дней жизни должно присутствовать человеческое развитое сознание. Ребенок развивается в культуре. А взрослый, находящийся рядом с ребенком – выступает как транслятор культуры.
По Выготскому есть 2 линии развития: 1) естественная линия развития – это биологический рост и созревание и 2) искусственная линия развития, обусловленная культурой.
3. положение. Развитие человеческого индивида отличается наличием высших психических функций. У человека есть 2 типа функций у человека: высшие и низшие, которые различаются не количественно, а качественно.
Высшие ПФ – это те же низшие ПФ, но они осознанны и произвольны. У собаки тоже есть психические функции: внимание, память, мышление, эмоции, но они низшие – т.к. они не осознанны и непроизвольны.
Низшие ПФ – заложены генетически, созревают вместе с ростом и развитием организма, они автоматически развиваются.
Высшие ПФ — формируются специально организованной работой, обучением при участии взрослого человека, который вводит ребенка в мир культуры. ВПФ формируются у ребенка в совместной деятельности со взрослыми в виде произвольности и осознанности.
4. положение. В учении Выготсткого очень важно учение о единице анализа психического. Психика человека имеет символическую (мыслим образами) и знаковые формы (мыслим знаками). Сознание взрослого человека — знаково-речевое. Символическому (образному) мышлению Выготский придавал особое значение – т.к. это подлинно абстрактное мышление. Символическое мышление формируется у детей на ранних этапах онтогенеза (около 2 лет ребенку) в игровой деятельности, когда дети начинают одни предметы понарошку заменять другими, имеющие некое сходство с предметом. (Девочка носит деревяшку в пеленке – это как бы кукла, мальчик садится верхом на веник, швабру – как бы на коня).Эти действия – замена понарошку — Выготский называет «психотехническими действиями». Потому что, чтобы заменить один предмет на другой, нужно иметь в голове образ этого предмета. Это уже начало формирования образного (символического) мышления. Поэтому психотехническое действие ребенка является единицей анализа психического. Оно обладает всеми признаками психического, имеющегося у человека.
5. положение. Исходя из этих рассуждений Выготским были сформулированы основные законы психического развития: «Любая психическая функция появляется на свет дважды. В первый раз она появляется вынесенная вовне, в предметную деятельность, во второй раз – в виде абстрактно-мыслительной функции, интериоризованной в психическое».
6. положение. Отсюда взялась идея об интериоризации. Ребенок интериоризирует свой опыт. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внешнего во внутреннее, психическое. Например у ребенка происходит переход только что воспринятого образа (когда он видит куклу) в образ представленный, переход действия вынесенного в предметную среду — в действие умственное.
Если ребенок в основном интериоризирует свой опыт, по взрослый наоборот – начиная с утра экстериоризирует в деятельности свой план на весь день. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внутреннего, психического во внешнее – в деятельность.
Задача учителя начальных классов – научить произвольности, научить ребенка формировать внутренний план действий.
7. положение о зоне ближайшего развития. Спор Пиаже и Выготского: по проблеме обучения и развития. Пиаже считает, что интеллект развивается в строго заданной психической последовательности, в виде вызревших внутренних логических структур и поэтому обучение должно накладываться на них. Выготский считает, что обучение не должно плестись в хвосте у развития, оно должно опережать развитие, но не на много, а на зону ближайшего развития. То, что ребенок еще не может понять и сделать самостоятельно, но может понять и сделать с помощью взрослого составляет зону ближайшего развития ребенка.
Выготский выделил 2 принципа развития
1.П-п историзма –детство – это продукт эволюции, а человеческое детство – результат исторического развития. И чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. В ходе историч. развития происходит удлинение детства.
2. П-п развития в деятельности – развития происходит только в деятельности, которую организовывает взрослый.
В ходе исторического развития человечества происходит подобный процесс интериоризации: происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).
Интериоризация — переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
Экстериоризация — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Читайте также:  В гармоничном развитии ребенка все взаимосвязанно

Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью-субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества. Человек на свет рождается человеком.

Человек — биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способностью создавать орудия труда, пользоваться ими. Эти специфические способности не наследуются, и формируются у человека прижизненно в процессе усвоения культуры из задатков и всегда определяют успех в деятельности.

Индивид — биологическая сущность человека, носитель общих генотипических свойств биологического рода. В понимании индивид входят качества, которые отличают данного человека от другого и также качества, которые типичны для него и для многих людей (руки, ноги…). Индивидом человек рождается и постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.

Личность — это система, социальная сущность человека, формируется в результате освоения человеком общественных форм сознания и поведения общественно — исторического опыта человека. Личность неповторима в своей индивидуальности.

Индивидуальность — неповторимость, особенность человека, то, что отличает его от других людей: своеобразие черт. Проявляется в жестах, мимике, походке, в чертах темперамента, характера, привычках, интересах, в способностях и т.п.

Все проходит через призму индивидуальности (индивид, человек, личность).

Индивидный уровень отражает преимущественно природные особенности организации психических процессов, а личностный — социально привнесенные качества. Многие авторы подчеркивают понимание индивидуальность как совокупности различных свойств: от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения.

Индивидом — рождаются, Личностью становятся. Индивидуальность завоевывают и отстаивают.

Билет 11

1.Общее понятие о мышлении. Мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач.

2.Психологические особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.

3.Понятие о категориальном анализе в психологии. Основные категории психологической науки, их характеристика.



Источник