Признаки замедленного развития ребенка

Признаки замедленного развития ребенка thumbnail

задержка психического развития у ребенка фотоЗадержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них олигофрении. Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

Читайте также:  Карточки для развития ребенка логика

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник

Признаки замедленного развития ребенка

 «Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.

Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:

  1. Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.

Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.

  • Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  • Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается, напрасно пугая будущую маму.
  • Социальные факторы. Здесь большую роль играет, прежде всего, окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
  • Читайте также:  Роль эмоционального развития в формировании личности ребенка

    Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.

    Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].

    Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.

    Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

    Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

    Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».

     Стоит забить тревогу,

    — если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;

    — если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;

    — если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;

    — если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;

    — если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;

    — если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;

    — если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;

    — если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;

    — если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;

    — если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;

    — не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;

    — если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;

    — если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;

    — если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;

    — если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].

    Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):

    — не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;

    — ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;

    — он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;

    Читайте также:  Коридор развития ребенка мальчика

    — если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;

    — он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);

    — малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;

    — даже не пытается жевать еду;

    — если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;

    — если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;

    — он не слушает вас и не смотрит на вас;

    — не проявляет беспокойство от мокрых штанов;

    — не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;

    — не узнает членов семьи на недавних фотографиях;

    — утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;

    — предпочитает играть сам по себе;

    — если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это  повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.

    Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].

    До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:

    — у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;

    — забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;

    — ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;

    — он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;

    — он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;

    — он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по  ступенькам;

    — он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;

    — ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;

    — он не проявляет интереса к новой еде;

    — ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;

    — не понимает смысла совместной игры в мяч;

    — ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;

    — когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;

    — ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;

    — ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);

    — проснувшись утром, он не зовет вас;

    — его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;

    — малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;

    — не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;

    — ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;

    — ребенок не просится в туалет;

    — не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;

    — если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;

    — если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;

    — ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;

    — не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;

    — если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.

    Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.

    Список литературы

    1. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
    2. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
    3. От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
    4. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.

    Источник