Признаки развития второй сигнальной системы появляется у ребенка
Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.
Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.
Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.
Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.
Источник
Развитие речи у ребенка
У ребенка условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни.
Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, выступая на этом этапе развития как интегратор первого порядка.
Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.
Между тремя и четырьмя годами жизни появляются слова — интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».
К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия.
В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.
Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются лишь на уровне первой сигнальной системы, то есть непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии АГ. Иванова-Смоленского, это связи типа Н — Н: «непосредственный раздражитель — непосредственная реакция».
Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Добавляются условные связи типа С — Н: «словесный раздражитель — непосредственная реакция».
К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от полутора до двух лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Прибавляется новый тип связей Н — С: «непосредственный раздражитель — словесная реакция».
На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500 — 700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С — С: «словесный раздражитель — словесная реакция».
С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте двух — трех лет усложняется интегративная деятельность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте трех – четырех лет вырабатываются различные двигательные стереотипы.
Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже, и силовые отношения между ними выравниваются к пяти — шести годам жизни.
Источник
Способность к формированию в коре больших полушарий головного мозга временных
связей первой сигнальной системы у детей, родившихся в срок,
проявляется уже через несколько дней после, рождения. В 7 10-дневном возрасте
могут быть выработаны у ребенка первые условные рефлексы.
При переводе ребенка в положение кормления грудью появляются сосательные
движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу первого месяца жизни
могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на
втором месяце — и на световые сигналы.
У недоношенных младенцев, родившихся раньше срока, условные рефлексы
вырабатываются много позднее, примерно ко времени, соответствующему недельному
возрасту доношенного ребенка (Н. И. Касаткин, А. А. Волохов). Очевидно, лишь к
этому сроку мозг достигает того уровня развития, которое необходимо для
установления временных связей.
Скорость образовании условных рефлексов быстро возрастает в течение первых
месяцев жизни. Так, в месячном возрасте необходимо произвести десятки сочетаний
условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в
возрасте же 2—4 месяцев достаточно для этого всего нескольких сочетаний.
Условное торможение вырабатывается у ребенка позднее — на 2—4-м месяце; при
этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает
дифференцировочное торможение, позднее — запаздывательное.
По мере развития ребенка различные виды внутреннего торможения вырабатываются
все легче и быстрее.
В течение первого полугодия жизни ребенка звуки речи окружающих людей не
имеют для него особого значения; они являются такими же раздражителями слухового
анализатора, как и любые другие звуки. Первые признаки развития второй
сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года
жизни.
Для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетание
словесного обозначения людей и предметов с конкретными их образами. Если
многократно называется и показывается какой-либо человек или предмет, то при
соответствующем слове у ребенка появляется на него реакция. Так, при слове
«мама» ребенок поворачивается к матери.
Позднее, после того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок сам
начинает называть предметы. Наконец, еще позднее ребенок начинает пользоваться
тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей.
Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он
многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет
дана. Это свидетельствует, что вторая сигнальная система уже достигает той
степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка
с другими людьми.
Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит у человека
непрерывно в процессе обучения. Любое обучение и любая творческая деятельность
связаны с непрерывным совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего
своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и
общества.
Источник
Приступая к экспериментальному исследованию высшей нервной деятельности, И. П. Павлов решительно отверг идеалистические представления о сверхъестественной природе психической деятельности человека. Его представления полностью соответствуют мыслям В. И. Ленина, который в 1894 г. писал: «Нельзя рассуждать о душе, не объяснив, в частности, психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы». В. И. Ленин приветствовал то, что «… научный психолог, отбросил философские теории о -душе и прямо взялся за изучение материального субстрата психических явлений — нервных процессов, и дал, скажем, анализ и объяснение такого- то или таких-то психических процессов»
1 Ленин В, И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 142.
В полном соответствии с этим указанием В. И. Ленина современная физиология стремится раскрыть природу нервных процессов, составляющих основу мыслительной деятельности, начиная с самых простых и кончая высшими ее проявлениями. Задача физиологии — выяснить нервные механизмы, обеспечивающие отражение объективной реальности, т. е. внешнего мира в сознании.
Установлено, что все описанные выше закономерности условнорефлекторной деятельности являются общими для высших животных и человека. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма; и у человека при соответствующих условиях возникает безусловное или условное торможение, и у человека наблюдаются иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторной деятельности.
Общими для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих первую сигнальную систему.
Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появилась, развилась и усовершенствовалась так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, с речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении). Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
Развитие сигнальных систем у ребенка. Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы.
Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель- ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.
Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1 -го года жизни.
Для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми.
Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.
Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы.
Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.
Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.
Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.
Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми.
Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.
Это важно особенно сегодня в связи с тем, что использование инструментальных и лабораторных методов, технических средств и приборов определило «эру техницизма» в медицине. Результаты лабораторных анализов и инструментальных исследований, цифры, графики, кривые и снимки могут при этом оттеснить в сознании врача на второй план личность больного. Между тем успех любой терапии определяется не только лекарствами, оперативными вмешательствами, лечебными процедурами, но и моральными факторами — доверием больного к врачу, умением воздействовать на личность пациента.
Человек становится личностью лишь в обществе других людей. Внутреннее содержание личности возникло благодаря общению с людьми и предназначено для людей. В процессе общения человек определяет ориентиры своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляясь с их мнениями, чувствами, требованиями. В конечном счете (если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей) все, что человек делает для себя (учится, работает, способствует или препятствует чему-либо), он делает это вместе с тем и для других и может быть в большей степени для других, чем для себя (даже если ему самому кажется, что все обстоит наоборот) (А. В. Петровский).’
По данным современной психологии сложившаяся оценка собственного «я» (самооценка) — это результат сопоставления того, что каждый наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и с тем, что, как ему кажется, другие люди видят в нем. Речь при этом всегда идет о группе людей, с мнением которых человек считается, у которых он черпает свои жизненные ориентиры, идеалы которой являются его идеалами, интересы — его интересами и т. д. Такая группа получила название «референтная группа*.
Следует заметить, что у каждого человека существует своя референтная группа, с требованиями которой он обязательно считается и на мнение которой постоянно ориентируется. Как правило, это не одна, а некоторая совокупность референтных групп.
Воспитание целей, стремлений, характера, т. е. того, что направляет поведение человека в семье и трудовом коллективе, его взаимоотношения с окружающими определяются влияниями референтных групп (часто они остаются скрытыми). Определить характер этих влияний, в какой-то мере направить их — задача и воспитателя, и врача.
В структуру личности входят три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личности группой. Человек всегда вынужден считаться с этими объективными показателями своего самочувствия, успешности или неуспешности достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Сам человек нередко и не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о том «манометре», который всегда при нем. С этим «внутренним манометром» оценок личности человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Его механизм — перенесенный внутрь человеческой личности (ин- териоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. Такая «сверка» происходит всегда, но преимущественно подсознательно. И личность автоматически подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
Подсознательно — не значит бесконтрольно. Даже если оставить в стороне, что в настоящее время наука располагает необходимыми методами, чтобы считывать и фиксировать показатели самооценки, ожидаемой оценки и оценку личности группой, не следует забывать, что все эти оценки формируются в сознании. Раньше чем уйти в подсознание и стать внутренними особенностями личности, они были представлены в межчеловеческих контактах. Человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и, усвоив эту привычку, перенес это «зеркало» внутрь себя, сохранив манеру постоянно в него заглядывать.
Чтобы сознательно управлять процессами воспитания, профилактики и лечения, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления поведением и самочувствием, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику их изменений и, стремясь лучше понять человека, всегда видеть его в отношениях с совокупностью референтных для него групп. Другими словами, никогда нельзя упускать из виду общественную сущность личности (какими бы глубоко интимными и сугубо индивидуальными ни казались ее проявления), так как нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Это марксистское положение свидетельствует о необходимости углубленного изучения межличностных отношений, которые возникают в группах разного типа (А. В. Петровский).
Одной из важнейших особенностей межличностных отношений в коллективе является эмоциональное приобщение личности к коллективу как целому, с которым личность сознательно или неосознанно себя идентифицирует.
Для коллектива социалистического общества характерны отношения сопереживания, эмоциональной теплоты и сочувствия, радости и гордости за достижения каждого.
Врач, работающий на производстве, в школе и в любом другом коллективе, не может стоять в стороне от вопросов формирования человеческих взаимоотношений в данном коллективе. Он должен активно способствовать созданию здорового «климата», используя для этого все возможности и способы.
Но личность формируется не только в производственном коллективе, а гораздо раньше. Огромное значение имеют ранние детские годы.
Очень ответственным является период вхождения ребенка в детский коллектив. Неудачи приобщения к коллективу в этом возрасте способствуют формированию таких свойств, которые в будущем могут стать источником серьезных конфликтов с окружающими и даже причиной заболеваний. Неудачи ребенка в налаживании нормальных взаимоотношений со сверстниками способствуют развитию у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, которые могут вызвать агрессивное поведение, чувство неуверенности в себе, иногда равнодушие к окружающим.
Наиболее частой причиной неудач вхождения в коллектив является недостаточное развитие у ребенка бытовых и игровых навыков, медлительность реакций.
Принято считать, что организм ребенка хрупок, требует особого щажения и заботы. Это верно, но хрупкий он именно потому, что быстро развивается, созревает и формируется. В течение первых нескольких лет жизни он усваивает информации больше, чем за всю последующую жизнь. Главная забота воспитателей и врачей должна заключаться в том, чтобы облегчить, сбалансировать этот процесс.
«Щажение» ребенка должно сводиться не к ограничению возможностей его общения с окружающим миром, а к созданию условий постоянного активного взаимодействия со средой обитания, обеспечивающих восприятие и переработку информации, без которой мозг не может развиваться полноценно. (Следует помнить, что недостаточная деятельность или, более того, отсутствие деятельности любой живой системы обрекает ее на снижение функциональных возможностей и гибель.) Нервная система ребенка самой эволюцией предназначена для восприятия и переработки огромного количества информации. Недостаточное удовлетворение этой естественной потребности, равно как и ограничение двигательной активности ребенка, являются пагубными факторами, которые могут нанести значительный ущерб развитию его высшей нервной деятельности.
Источник