Признаки благополучного развития речи у ребенка

Признаки благополучного развития речи у ребенка thumbnail

ü Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

ü У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

ü Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

ü Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

ü Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

ü Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка

ü Ребенок развивается с задержкой.

ü Ребенок перенес тяжелые заболевания.

ü У ребенка есть неврологические заболевания.

ü Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

ü Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

ü Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

ü Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

ü Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.

ü На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

ü Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь! Итак, что делать, чтобы ребенок заговорил. Эти несложные советы помогут Вашему ребенку заговорить.

III ЛОГОПЕД РОДИТЕЛЯМ

Советы логопеда

Совет 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. В норме у детей к году формируется некоторый словарный запас и начинается процесс воспроизведения слов. Дети, которые сосут соску, говорить начинают значительно позже. Пустышка замыкает внимание ребенка на самом себе, тем самым отвлекая от окружающего мира. Ребенок, занятый сосанием, теряет интерес к происходящему вокруг него и пропускает важные и интересные моменты жизни. Это приводит не только к задержке развития речи, но и к задержке развития интеллекта. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус.

Совет 2 – Развитие речи ускорит переход к твердой пище. Очень часто плохо говорящие дети еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, и как следствие отсутствие жевательных навыков. Долгое бутылочное питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление его речи. Ведь еда является не только пищей для организма, она еще способствует развитию артикуляционного аппарата, благодаря которому кроха правильно выговаривает звуки и слова. Если в рацион ребенка не вводить продукты твердой консистенции, то у него, привыкшего исключительно к жидкой и протертой пище, не будут развиваться жевательные навыки, вследствие чего не будет стимулироваться мышечный тонус языка, нарушится вкусовое восприятие. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, фрукты и хлеб с корочками, кусковое мясо. Введением твердой пищи в рацион вы избежите ряда проблем и поможете ребенку в освоении речи.

Совет 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. Помните о том, что, слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать: «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Проговаривайте вслух все, что Вы делаете! «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдем гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всем, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймете, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

Совет 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Встречается крайность, гиперопека малыша со стороны взрослых. Слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Это может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают его без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Не предупреждайте желаний ребенка! Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. В основе речи лежит стремление к общению. Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Читайте также:  Ребенок 1 месяц развитие и питание вес и рост

Совет 5 – Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше все понять и быстрее заговорить.

Совет 6 – Не сюсюкайте! Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно. Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЕшенький», то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

Совет 7 – Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Говорите размеренно, четко, просто, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно. Не говорите слишком быстро! Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

Совет 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то жеслово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. Расширяйте словарь. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет 9 – Способствует развитию речи чтение и эмоциональное пересказывание сказок и других произведений, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадется, как ежик пыхтит и т. п.). Читайте ребенку книги с рождения. Главное, чтобы подобранная литература подходила ребенку по возрасту. Книги обязательно должны быть с яркими рисунками. Читайте короткие рассказы, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали. Читайте ребенку книги! Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребенок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребенок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

Совет 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой (тонкой) моторики. Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти. Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застегивать и расстегивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются – использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, контурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики – трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребенка к обучению грамоте, в частности, письму. Подробнее о развитии мелкой моторики мы поговорим в следующем разделе.

Совет 11 – Ограничивайте просмотр телевизора! Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых – все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружится, что за короткое время ребенок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка дошкольного возраста конспект

Совет 12 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет 13 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр. Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет 15 – Только вы! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

E aEzEBqc0FklovlE+z+pTnC7fzdv9fb+lCETYzH/sW/cXQsO/N4kVtvSOSH5uz3EIU0LaKbDYqsLt iy2hfYfa+RwD7Ny/N6vU5mgcRMVUeFc1Ap842I7fy7B/sQhYOd/U63wrzKPZ8CQ2hC829RZf9Rp4 EIU0H3+sEdaEIPicbQhAw9+c0qOXb2vfnQhWQqt1rgb2XYq7e3t/T2Mr0OhC7XG8Hm+Z/cFMZ7e1 CFqc05ml/ahCFaP/2VBLAQItABQABgAIAAAAIQCKFT+YDAEAABUCAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAA AAAAAAAAPQEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKnCuwzpAgAAlQUAAA4AAAAAAAAA AAAAAAAAPAIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFhgsxu6AAAAIgEAABkAAAAA AAAAAAAAAAAAUQUAAGRycy9fcmVscy9lMm9Eb2MueG1sLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAvbzn HN4AAAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABCBgAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsBAi0ACgAAAAAAAAAh AG6bhAsjswAAI7MAABUAAAAAAAAAAAAAAAAATQcAAGRycy9tZWRpYS9pbWFnZTEuanBlZ1BLBQYA AAAABgAGAH0BAACjugAAAAA= «>

Источник

Статья:

Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом — внятно и последовательно излагать свои мысли.

Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка:

— К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенкапоявляются первые прилагательные: «хороший»«плохой»«большой»«маленький». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй, маикий.

— К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно)Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’],

[в], [в’], [ф], [ф’], строит простые распространенные или даже

сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

— К 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].

Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

— К 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

— В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок,владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.

В последнее время резко возросло количество дошкольников с

речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами. И родители обращаются к логопеду после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. На что потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Так как период раннего детства является определяющим для становления речи.

Почему это происходит? Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Чего не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития.

Существуют определенные сроки появления речи (рассмотрены выше). Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком». Надо внимательно наблюдать за дальнейшим речевым развитием и обращаться за консультацией к специалистам.

Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитиепознавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.

Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,

которые постараются соблюдать следующие правила:

— С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.

— Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать

правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего

обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

— Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.

— Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».

— Уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости,берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.

— Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не

раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.

Читайте также:  От месяца до девяти развитие ребенка в утробе

— Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.

— Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

— Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

— Помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

· очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

· часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;

· имеет сильное течение слюны;

· не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);

· не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;

· говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»«зайчик» — «за»«иди» — «ди»«смотри» — «апи»;

· употребляет слова-фрагменты, т. е. такие,в которых сохранены только части слова: «ако» —молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Уважаемые папы и мамы!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.

Постараемся выделить те профилактические мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.

Итак:

ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;

критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;

посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;

в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е.умение:

правильно произносить все звуки языка;

выделять первый и последний звук в слове;

разделять слово на слоги;

определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

придумывать слова на заданный звук;

сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник