Приучаем ребенка к детскому саду в 2 года

Приучаем ребенка к детскому саду в 2 года thumbnail

В этой статье хочу поделиться с вами своим личным опытом приучения ребёнка детскому саду. Для начала сообщу, что моё отношение к детским садам вообще было довольно скептическим, т. к. я считаю, что лучше матери о ребёнке никто позаботиться не сумеет, а «чужие тёти» в садике совершенно не способны заменить ему семьи.

Одно время я серьёзно задумывалась над тем, нужно ли вообще подвергать психику сына такому шоку, как детсадовское воспитание. Наслушавшись гневных отповедей некоторых современных «священников-педагогов», я чуть ли не в ужас пришла от кошмарного пагубного влияния детских образовательных учреждений и того разврата и хаоса, что в них творится. Со временем, однако, я немного поостыла и попыталась оценить проблему с разных позиций.

Фото с Pixabay

За и против

В расчёт взяла следующие важные элементы воспитательного процесса:

1. Единственный ребёнок в семье нуждается в общении со сверстниками и коллективной среде.

2. Воспитание в «учреждении» прививает с самого раннего детства навыки коммуникации и общепринятые нормы поведения в обществе, что в будущем даёт возможность легко «вписаться» в любой среднестатистический коллектив в школе и на работе.

3. Опытные воспитатели с педагогическим образованием сумеют скорректировать недостатки моего «дилетантского» подхода, кроме того в садах работают детские психологи и логопеды, без которых порой вообще не обойтись.

4. Тема детских болезней. Чаще всего когда ребёнок растёт в затворничестве, он успешно избегает этих неприятностей, однако позже пропускает по той же причине весь первый класс школы.

Взвесив и оценив все эти моменты, я пришла к выводу, что в моём случае детский сад необходим и решила начать с ГКП (группы кратковременного пребывания ребёнка, обычно утром с 8 до 11 часов). В дальнейшем я убедилась, что это самый лучший вариант приучения к садику. Детей туда принимают в возрасте от 1,5 лет, а моему сыну было на тот момент 2 года и 3 месяца. Самый удачный возраст для знакомства с садиком.

С какого возраста отдавать в садик?

Бытует распространённое мнение, будто лучший возраст для этого – 3 года. Я с этим категорически не согласна, так как на опыте убедилась, что к полным трём годам ребёнок уже должен быть совершенно готовым оставаться на целый день без мамы в садике, ведь маме уже нужно выходить на работу! А это значит, что он уже должен:

1.​ самостоятельно одеваться;

2.​ проситься на горшок и не писаться в штаны;

3.​ пользоваться ложкой и пить из кружки;

4.​ есть и жевать твёрдую пищу;

5.​ иметь психологическую готовность к расставанию с мамочкой.

Если заранее не позаботиться обо всём этом, не приучать и не водить в ГКП, то адаптация в садике будет проходить очень тяжело, она затянется, а выход на работу может вообще сорваться. Так что водить ребёнка в садик нужно начинать уже в 2 – 2,5 года. Не стоит сбрасывать со счетов также и бюрократические проволочки с оформлением в садик (на них уходит около месяца), а также время на сбор всех медицинских справок, анализов и прохождение специалистов (это ещё месяц).

Что даёт ГКП?

По итогам полного двухмесячного пребывания в ГКП я резюмирую следующие результаты:

Плюсы:

1.​ Заметное повышение уровня самостоятельности ребёнка (одевание, еда ложкой, пользование горшком перестало быть проблемой).

2.​ Приобретение навыка общения с другими детьми.

3.​ Выработка строгого режима дня, хоть я итак придерживалась жёсткого графика, но ранние подъёмы и уход из ГКП ровно в одно и то же время повышают общий уровень собранности ребёнка.

4.​ Вернулся стабильный дневной сон, с которым без садика всегда были большие проблемы.

5.​ Знакомство с коллективом и садиком обеспечило в дальнейшем более лёгкую адаптацию и к пребыванию в течение полного дня.

Минусы:

1.​ Заметное повышение нервозности ребёнка, участились истерики и скандалы на фоне привыкания и стресса.

2.​ Один раз заболели инфекционным заболеванием.

В целом результатами я осталась вполне довольна и нисколько не пожалела о том, что водила сына в ГКП.

Источник

Еще со времен образования первых детских садов практически все мамы и папы столкнулись с таким явлением, как болезненное посещение дошкольного учреждения в первое время.

Иногда и не ясно, кто переживает больше – ребенок или родители. Поэтому не лишним будет принять во внимание советы, как сделать так, чтобы первые дни похода в детсад малыш переносил более терпимо и желаннее.

Совет первый. Подготовить ребенка к ежедневному посещению детсада можно, если озаботится этим уже с самого рождения. Некоторые мамочки ни на миг не оставляют ребенка, даже если он направляется в туалет.

И не удивительно, что ребенок закатит истерику, если мамочка оставила его на несколько часов в обществе других детей и взрослых. Он не привык. Родителям следует планомерно приучать ребенка к самостоятельным действиям, даже в мелочах.

Но при этом не следует забывать о безопасности: сгладить острые углы мебели (ограничить передвижение), убрать опасные предметы, которые могут встретиться на пути. Дать свободу, уменьшить при этом свое присутствие, но не ослаблять контроль.

Следующие советы больше касаются для детей старше двух лет.

Совет второй. Необходимо уточнить режим дня того дошкольного учреждения, в который планируется водить ребенка. И постараться максимально близко внедрить такой же режим дня у себя дома. Особенно в вопросах сна и приема пищи.

Совет третий. Ребенку обязательно следует до детского сада приучиться самостоятельно пользоваться горшком. Не нужно бояться, дайте ребенку домашнюю практику. И позже, уже в детском саду, ваш малыш с радостью покажет свои навыки.

Совет четвертый. Не нужно детский сад заранее перехваливать. Говорить, какие там прекрасные игрушки, добрые воспитательницы, радостно ждущие его дети. Разочарование, если оно будет, ребенок воспримет болезненно. Но и пугать ребенка посещением детсада – это самый плохой вариант. «Будешь плохо кушать – в детский сад отведу, там тебя научат».

Читайте также:  Почему ребенок 2 года дергается когда засыпает

Это угроза. И вполне естественно, что ребенок будет соответственно относиться к этому страшному месту, имя которому — детский сад. Объясните, что есть такой дом, где дети живут с утра до вечера, пока родители на работе. А еще лучше рассказать ребенку хорошую добрую сказку, где персонаж прогуливается в детсад.

Совет пятый. Не лишним будет совместно с ребенком пройтись в будущую группу, познакомиться с детьми и воспитателями. А также расскажите им о своем ребенке.

Совет шестой. Подготовьте к посещению детского сада комфортную и удобную одежду и обувь. Имеется в виду такая одежка, в которой ему будет удобно бегать и скакать. Исключите парадные туфельки и престижный костюмчик, да еще и с галстуком.

Совет седьмой. Похож на третий. Приучите малыша есть без посторонней помощи. Да, в садике детей докармливают. Но малышу будет обидно, если все поедят, а его, как беспомощного, будут кормить с ложечки. Когда он поест сам и скажет «спасибо», то ощутит гордость.

Совет восьмой. Родители должны с самого начала найти контакт с воспитателями. Вопросы решать тактично и без напряжения. Все мы люди, у всех свой характер. И от отношений родителей с персоналом дошкольного учреждения будет зависеть отношение этого персонала к ребенку, что бы там о равноправии детей не говорили.

Совет девятый. Заранее, лучше всего совместно с ребенком, приобретите все необходимые принадлежности для посещения детского сада. Пусть ребенок с наслаждением ждет, когда он сможет всеми этими красивыми вещами воспользоваться.

Совет десятый. Обязательно разговаривайте с малышом: как он провел время, что он ел, с кем играл, в какие игры и т.д.

И, наконец, главный совет. Как можно чаще выражайте ребенку свою любовь. Чтоб он ни на миг не усомнился в вашей искренности. Чтоб и мысли не появилось, что его забыли, отдали чужим людям и не собираются забирать обратно.

Источник

Август – месяц подготовки детей к школе. Учебники, тетради, форма спортивная, форма ученическая… В магазинах толкучка. Школьники догуливают последние вольные деньки. Будущие первоклассники и их родители – в ожидании начала новой жизни.

В детский сад со слезами

Есть, однако, еще одна категория ребятишек, которых осенью ждут большие перемены. В июле-августе проходит комплектование групп в дошкольных учреждениях, и 1 сентября многие малыши впервые переступят порог детского сада.

Среди них будут и совсем маленькие дети – двухлетки. Раньше их принимали в ясли, потом в связи с демографическим спадом в большинстве дошкольных учреждений ясельные группы закрылись. Сегодня, спасибо материнскому капиталу, детишек народилось много, и тенденция такова, что их матери хотят выйти на работу пораньше.

Причем далеко не всегда по причинам материальным. Многие молодые женщины жалуются на однообразие домашней работы, усталость от ухода за ребенком, страх потерять профессиональную идентичность, отстать от коллег.

Своих детей они стремятся определить в дошкольное учреждение к двум годам. Новые современные здания детских садов теперь сдаются в эксплуатацию непременно с помещениями для ясельных групп, но дефицита мест для двухлеток они пока не покрывают. Так что первая проблема для семьи – это место получить.

Но вот она решена, направление в детсад на руках. И тут счастливые родители осознают, что их кровиночку придется вырвать из привычной домашней обстановки, а ребенок совсем еще маленький, даже не говорит толком…

Как считает заместитель директора психологического центра г. Михайловска, педагог-психолог Виталия Березуева, чем раньше семья задумается над тем, готов ли ребенок посещать детское учреждение, тем лучше. Причем готовность эта определяется не умением малыша держать ложку в руке – в конце концов, в саду покормят (и пуговицу застегнут). Важнее другое. Многие дети в два года еще находятся в неразрывной связи с матерью, процесс сепарации (эмоционального отделения) от нее у них еще не завершился. Если мать уходит из дому и ребенок, ее поискав и даже, может быть, немного покапризничав, успокаивается и проводит время с другими членами семьи, это говорит о том, что, скорее всего, опыт посещения детского учреждения будет для него позитивным. Если же любая разлука с матерью вызывает у малыша стресс, он кричит, его нельзя успокоить до ее прихода, отдавать его в дошкольное учреждение рано. То, что многих таких ( «несепарированных», как говорят психологи) ребятишек все равно волокут в детский сад, может быть чревато для них травмой, которая будет сказываться в дальнейшей жизни. Малыш ведь не понимает, что мама хочет выйти на работу, чаще всего он думает, что детсадом его за что-то наказали, ощущает себя брошенным, испытывает и чувство вины, и отчаяние. Рассказы о том, что «в садике много деток» и он будет с ними играть, вряд ли его заинтересуют. Кстати, умеет ли малыш общаться со сверстниками, тоже определяет степень его готовности посещать детский коллектив. Хорошо, когда в гости к родителям приходят друзья с детьми или у малыша есть какие-то навыки общения во дворе, на детской площадке.

Вообще-то, говорит В. Березуева, хорошо бы, чтобы ребенок до трех лет мог находиться дома с мамой. Трехлетний декретный отпуск обеспечен матери российским законодательством (правда, оплачивается он только первые полтора года).

Что все-таки заставляет молодых мам отрывать от себя детей раньше? Большинство выходит на работу. А некоторые и не идут – просто сбрасывают с себя заботы о маленьком ребенке, которые кажутся им рутинными.

Читайте также:  Диарея у ребенка 2 года лекарства какие можно

По мнению психолога, не все причины такого поведения на поверхности, есть и более глубокие. Например, неумение женщины получать удовольствие от общения со своим ребенком, от того, как он на ее глазах растет, развивается. Нынешним матерям чаще всего неоткуда взять подобный опыт. Рожденные в восьмидесятые-девяностые, они сами были отправлены в ясли в полтора-два года – семьи выживали как могли. Их собственное общение с матерями не дало им такого примера, когда женщина и ее ребенок счастливы вместе.

Если копнуть глубже, то и сегодняшние бабушки подобного опыта лишены: они родились в эпоху, когда отпуск по уходу за ребенком составлял полгода. Этот самый уход ни в советские, ни в постсоветские времена не считался у нас значимым делом.

Есть и другая сторона вопроса: рядом с матерью и ребенком должен находиться его отец, другие члены семьи. Вечно недосыпающей, не имеющей времени на себя толком в зеркало посмотреть усталой женщине трудно излучать любовь. Далеко не всегда мужчина это понимает: она же дома сидит, на работу не ходит – какая, мол, ей нужна помощь! Получается, что на работе лучше…

Итак, советы от психолога Виталии Березуевой тем родителям, кто все-таки решился отдать своего двухлетнего малыша в детское учреждение.

1. Посетите детский сад до того, как ребенок туда пойдет. Посмотрите на обстановку, узнайте, как организован день. А главное, познакомьтесь с будущей воспитательницей вашей дочки или сына. От нее будет зависеть жизнь, здоровье, настроение ребенка несколько лет. Очень важно, чтобы она была доброжелательной, отзывчивой. Постарайтесь наладить с ней контакт. Многие родители считают, что все решают подарки или «конверты». Увы, гарантий нет. Если воспитательница детей и работу свою не любит, то «за подарки» она разве что на вашего малыша будет кричать меньше, чем на других. Если вы увидите, что ребенку с ней плохо, не миритесь с этим. В крайнем случае, поменяйте группу.

2. Разговаривайте с ребенком о том, что он будет посещать детское учреждение. Обязательно объясняйте ему, что любите его, что все члены семьи будут продолжать о нем заботиться, в свободное время гулять, играть. Говорите с ним спокойно, уверенно – если вы встревожены, напуганы грядущими переменами, то и малышу эти чувства передадутся.

3. Поначалу забирайте ребенка из дошкольного учреждения пораньше, двух часов пребывания на первых порах достаточно.

4. Если вы видите, что малыш не готов посещать детсад, каждый поход туда сопровождается криком, бурным сопротивлением, подумайте, стоит ли платить такую цену. Возможно, у семьи имеются ресурсы, чтобы он мог в домашней обстановке созреть для сепарации. Кстати, если он не кричит, но идет в группу с покорным, обреченным видом и проводит день ни с кем не общаясь и не играя, – это для него еще хуже.

И удачи вам и вашему ребенку!

Лариса ПРАЙСМАН

В детский сад – в два года / Газета «Ставропольская правда» / 12 августа 2015 г.

Источник

Приучаем ребенка к детскому саду в 2 года

     В предыдущей статье (https://www.b17.ru/article/113600/) мы говорили о том, что такое адаптация к детскому саду, что происходит с ребенком в это время, как может протекать адаптация у детей с различной степенью готовности к посещению,  как надо готовить ребенка к началу посещения детского учреждения …  Все эти моменты актуальны и важны для детей любого возраста.

     Привыкание детей 2ого года жизни к детскому саду имеет свои особенности. И их надо знать и учитывать при принятии семейного решения – отдать ребенка 1,5 – 2х лет в детский сад или подождать до 3х-летнего возраста?  Давайте поговорим об этом?

Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.

Примем во внимание, что в раннем возрасте у малыша формируются новые отношения со взрослым:  на смену эмоциональному приходит деловое общение.

А чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? И почему это важно знать родителям?

Прежде всего тем, что эмоциональные отношения — это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.

Помните, как ваше чадо —  младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относился к любому взрослому и достаточно  было самых простых знаков внимания, чтобы он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек? Но вот  уже со второго полугодия жизни малыш  начал  четко различать своих и чужих?  Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родителям важно серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми.

Читайте также:  Иксообразные ноги у ребенка 2 года

По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости.

Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней. Но путь этот не всегда прост, и чтобы его пройти, требуется довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.

 Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные ощущения во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю  адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в  выборе игрушек,  нелюбознательны.  Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Поэтому, уважаемые родители, надо правильно готовить малыша к поступлению в ясли. Наряду с гигиеническими мероприятиями  по укреплению  здоровья,  приведением  режима дня в соответствие с условиями детского учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.

Как же помочь ребенку развивать эту самую предметную деятельность?

— Вы можете  помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша — и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно  снижайте  свою  активность,  предоставляя   ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.

— Регулярные 10- 15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит  стремление сидеть у вас на коленях.

— Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание особенностей малыша помогут подобрать верный способ действий с ним в этом направлении.

— Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях!  Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель начнет надевать им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую же картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием в детском учреждении.

— Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми. Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, и вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

За сравнительно небольшое время (примерно в течение месяца)  поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть вместе со взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. А это и нужно для того, чтобы безболезненно привыкнуть к условиям детского сада!

Успехов вам!

При возникновении трудностей адаптации при соблюдении всех условий подготовки ребенка обращайтесь к специалисту – психологу, который  поможет, разберется, даст совет.

До следующей встречи!

Буду признательна за Ваш отклик о полезности для Вас материала в виде отклика, комментария или нажатия кнопки «спасибо». Удачи!

Источник