Притчи сказки метафоры в развитии ребенка
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
Куценко Елена
Обозрение педагогической печати
Притчи, сказки, метафоры
в развитии ребенка
СПб.: Речь, 2007
Если вы и так всегда считали, что сказки, притчи, легенды и прочие байки естественным образом пронизывают все наше общение с ребенком с первой колыбельной, то смело можете начинать читать со второй главы. Ибо в первой собран серьезный теоретический материал относительно тенденций и аспектов развития общества и личности. В этих рамках рассматривается роль метафоры.
Вторая же глава больше ориентирована на педагогическую практику. Статьи, собранные здесь, повествуют о том, как целенаправленно использовать метафорические повествования в образовании. И большая часть книги содержит описание программ работы с детьми разных возрастов с использованием разных притч и сказок.
Так, для малышей придумано многое множество игр, загадок, заданий по народным сказкам и пословицам. Подростковая программа предполагает актуальные для этого возраста темы: самоуважение, принятие решений, технология отказа, самоуважение… Обо всех этих важных вещах взрослому лучше говорить не в форме прямолинейного наставления, а на примере притч, используя игровые задания и приемы арт-терапии. Занятия по личностному росту старших школьников звучат уже совсем серьезно: стиль отношения к жизни, проблемы зависимости, мои предпочтения и склонности, преодоление конфликтов. Тем не менее и эти практически взрослые проблемы можно обсуждать на материале авторских сказок.
На последних страницах авторы сборника излагают основные особенности сказкотерапии, которая становится все более популярной.
О.В.Хухлаева
Школьная психологическая служба
М.: Генезис, 2008
Предваряя содержание книги, автор остроумно и справедливо замечает, что учителя относятся к школьным психологам примерно как деревенские жители к дачникам. Им, «выполняющим строго очерченные обязанности, трудно понять психологов, которые не всегда могут в цифрах описать эффективность своей работы». Для того чтобы наладить доброжелательные и рабочие отношения, школьная психологическая служба может включить в число своих задач работу по сохранению психологического здоровья педагогов. Подобная программа действует в Ломоносовской школе Москвы, о ней и рассказывается в книжке.
Автор последовательно перечисляет характеристики психологического здоровья и дает пояснения по каждой: как психолог может способствовать улучшению того или иного параметра. Например, смягчить чувство незащищенности или удовлетворить потребность в самоуважении. Все это – с учетом типичных школьных реалий.
Автор рассматривает и приводит примеры конкретных и узнаваемых ситуаций, в которых психолог может оказать действенную помощь учителю. Это и учебные, и коммуникативные, и воспитательные трудности. Кроме того, учителю требуется профессиональная поддержка для предотвращения эмоционального выгорания. Автор описывает признаки и предлагает стратегии по его преодолению.
Много практических сведений содержится в главе «Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся на уроке». Здесь читатель найдет информацию о том, как учитель с помощью психолога может определить особенности учеников – преобладающий канал восприятия, тип нервной системы, уровень мотивации, тревожности, – чтобы максимально эффективно планировать стратегии обучения. Отдельно перечислены варианты нарушения психологического здоровья учеников, разные формы страхов и агрессивности. И рекомендации относительно работы с такими детьми.
В приложениях собраны практические материалы, которые сможет использовать психолог при работе с педагогами.
Учителя же, прочитавшие эту книжку, наконец-то составят себе отчетливое представление о том, в каких ситуациях и с какими проблемами можно обращаться к школьному психологу.
Источник
00:00 / 00:00
В этой статье вы узнаете:
- Что такое метафора и метафорическое мышление?
- Польза развития метафорического мышления.
- Как развивать метафорическое мышление с помощью сказок.
- Три упражнения – тренировка для спортсмена метафор.
Что такое метафора и метафорическое мышление
Для начала, предлагаю разобраться, а что же такое метафора и метафорическое мышление.
Итак, метафора пришла к нам из Античности. В греческом языке обозначает «перенос». И ее авторство приписывают Аристотелю, который рассматривал искусство как «подражание жизни».
Метафора – это перенос значения одного предмета на другой на основании их сходства, любого общего признака. Наш язык очень метафоричен. Частенько, согласитесь, используем идиомы, даже не придавая значения тому, что это тоже метафора.
Вот несколько простых метафор, которые, я уверена, вы употребляете в пищу:
«Золотые руки», «Время-деньги», «Мудрое решение», «Отваливаются ноги»…
А что же такое метафорическое мышление?
Метафорическое мышление – это умение находить эти самые сходства, мыслить образно, используя не только логику, но и творчество, творческие инструменты распознания.
Польза развития метафорического мышления
Пользу метафорического мышления невозможно недооценить, ведь это:
- умение объяснить сложные вещи простым языком;
- умение передать эмоции в послании;
- умение находить креативные решения;
- умение генерировать новые идеи и подходы.
Всё это пригодится в любой сфере деятельности, а также поможет быстрой адаптивности к новым событиям жизни. По-моему, чудесный коктейль навыков и умений для любого человека.
Как развивать метафорическое мышление с помощью сказок
Развивать метафорическое мышление можно с самого детства, и поможет в этом сказка.
Ведь сказка – это сложная метафора, в которой есть сюжет и скрытый смысл.
Мудрая сказка на завтрак способна наполнить волшебством весь день Александра Плотникова
Читая сказки, притчи, мифы, легенды и улавливая метафоры, разгадывая их, именно таким образом вы и ребёнок будете тренировать метафорическое мышление, а значит все больше оттачивать мастерство, создавая подобные метафоры самостоятельно.
Слушая сказки, разгадывая метафору ребенок имеет возможность приобрести мудрость и новый опыт решения той или иной задачи. Выдумывая сказки ребенок расширяет границы фантазии и творческого воображения, подбирает метафору самостоятельно. Оба варианта несут колоссальную пользу в развитии чада.
Три упражнения – тренировка для спортсмена метафор
И перед тем как перейти к выдумке сложной метафоры с сюжетом – сказки, рекомендую попробовать ввести три упражнения как ежедневные тренировки. Да-да, именно так – систематичность и маленькие шаги всегда движение в сторону успеха. Представьте себя спортсменом, который готовится к марафону, а это означает, что тренировки неотъемлемая часть программы.
Я подобрала замечательные упражнения, некоторые из них в несколько другом варианте предлагает Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Эти три достаточно простых упражнения помогут развивать фантазию, творческое воображение и метафорическое мышление.
Упражнение 1
Ежедневно выбирайте пять слов вашего утра, и расшифруйте их, только намекая на истинное название предмета.
Каша – утренняя порция красоты.
Зеркало – отражение моей улыбки.
Шоколад – сладкий легкодоступный допинг.
Упражнение 2
Сделайте фото. Ребенок может найти любую иллюстрацию в книге. И придумайте название картине так, чтобы оно отражало суть изображения, используя переносное значение. К примеру на фотографии изображен закат на море, а я назову картину «Таящий сахар». В этом упражнении возможно использование ассоциации. Ребенку так будет понятней. Воспользуйтесь вопросами: «На что похоже? Что тебе напоминает?»
Упражнение 3
Соединяйте два абсолютно несвязанных слова и объясняйте значение нового словосочетания. К примеру, слова «спорт» и «мухи». «Спортивные мухи» – это спешащие люди большого города.
Когда упражнения освоены, то каждое можно усложнить, написав небольшое эссе или сказочную историю на основании выдуманных метафор.
Вперед, приготовим вкуснейший салат из метафор вместе с детьми!
Педагог творческого развития детей и взрослых, сказкотерапевт
Источник