Приступы у ребенка 1 года при плаче
Многие родители иногда замечали, что во время сильной истерики ребенок начинает заходиться в крике и на мгновение (а может, и на больший промежуток времени) он замолкает, словно начинает набирать побольше воздуха, для еще более сильного крика. Действительно, в большинстве случаев ребенок «набирается сил», чтобы выдать еще громкий крик, но бывает, что всему виной аффективно респираторные приступы у детей. Это своего рода детское проявление апноэ сна, которое проявляется у взрослых.
Анатомическая характеристика
Аффективно респираторный приступ у ребенка (АРП) не опасен и не должен вызывать беспокойств у родителей (только если ребенок не старше 3 лет). Это состояние, которое характеризуется задержкой или неестественным дыханием, а в некоторых случаях и судорогами.
Что же происходит с малышом? Так как нервная система маленьких детей неустойчива, они очень легко перевозбуждаются, нагружая себя эмоционально и психологически.
В определенный момент крика или истерики малыш замирает, его дыхание словно внезапно обрывается, и это вызывает повод для беспокойства.
Внутри организма начинает происходить гортанный спазм, который не виден снаружи. Подобное спазмирование причиняет ребенку дискомфорт и даже боль.
Помимо внутреннего дискомфорта, приступ проявляется и вегетативными изменениями, а именно изменением оттенка кожи. Ведь в организм не поступает кислород, и он вынужден реагировать.
Длительность приступа варьируется от нескольких секунд до одной минуты, но не больше.
Частота проявления данного явления сугубо индивидуальна, так как каждый ребенок личность и обладает особенностями поведения. К примеру, дети с повышенной нервной возбудимость могут испытывать АРП чаще, чем их более спокойные сверстники.
Не стоит думать, что АРП встречается повсеместно, вовсе нет. Данные приступы могут не проявляться у самых непоседливых детей, и наоборот развиться у спокойных.
С возрастом данная патология проходит бесследно. Нет свидетельств, чтобы аффективно респираторные приступы проявлялись у взрослых. Однако, если малыш продолжает задыхаться после трех лет — это повод для беспокойства и проведения более углубленного обследования.
Классификация
Классификация АРП включает в себя два подвида недуга:
- Бледный тип.
- Синий тип (с цианозом).
- Смешанный тип.
Данные названия характеризуют детский цвет кожи, который ребенок приобретает во время приступа. Причем бледный цвет случается намного реже, чем синий и свидетельствует о причинении ребенку боли (укол, удар, ушиб и т. п.). Возможно, перетекание бледного типа в потерю сознания, из-за переизбытка углекислого газа в организме
Синий цвет, в свою очередь, проявляется во время серьезного эмоционального перенапряжения (невозможность получить желаемое или страх нахождения с незнакомым человеком или незнакомой местности).
Психика ребенка, тем более новорожденного довольно хрупка и требует тотального контроля со стороны родителей, именно из-за таких неприятных и в некоторой степени опасных проявлений.
Несмотря на то что АРП не вызывает задержек в развитии ребенка, есть опасность нарушения дыхательной системы малыша.
Причины
Аффективно респираторный синдром у детей проявляется не просто так, а по конкретной причине. В частности, в группе риска находятся малыши, на которых оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность (если один из родителей страдал в детстве подобным недугом, с вероятностью до 35% ребенок унаследует данный синдром);
- кардиоваскулярная патология;
- дефицит железа;
- эпилептическая составляющая (наличие в анамнезе больного эпилепсии повышает риск развития данного синдрома).
Со стороны нервной системы, провоцирующими факторами могут выступать:
- сильно раздражение или гнев;
- чувство неудовлетворенности;
- страх, паническое состояние;
- обида;
- переутомление;
- перевозбуждение.
Немаловажную роль на возникновение подобных приступов играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.
Симптомы
Основной симптом проявления АРП — кратковременная задержка дыхания на вдохе. То есть, больной сделал выдох, но не может вдохнуть и словно замирает в таком состоянии.
Синий тип болезни развивается по следующему сценарию:
Ребенок сильно плачет или просто кричит, у него развивается истерический припадок. Во время крика он непроизвольно выдыхает воздух из легких и в этот момент происходит непроизвольная остановка дыхания.
Выглядит это следующим образом:
- открытый рот;
- плач прекращается;
- начинает проявляться синюшный оттенок лица, губ;
- полное отсутствие дыхания, но не более минуты.
Кстати, АРП может развиться и у грудничка.
После того как приступ прекратился ребенок может обмякнуть, и заснуть. Такой сон длится до 2 часов, в зависимости от интенсивности припадка.
В том случае, когда задержка дыхания составляет более одной минуты у ребенка могут начаться судороги. В медицине существует такое понятие, как клиническая судорога (возникает при недостаточном поступлении кислорода в организм).
Что касается бледного типа болезни, то она проявляется немного по-другому. В случае сильного страха перед уколом или чем-то другим, чего он боится, при причинении ему боли, ребенок затихает (в большинстве случаев), бледнеет и теряет сознание.
Самый ранний признак надвигающегося аффективного приступа — бледность кожи. Также есть вероятность отсутствия пульса на короткий промежуток времени.
Ребенок словно находится в состоянии аффекта и не может контролировать свой страх. В наиболее тяжелых случаях может произойти непроизвольное мочеиспускание.
Диагностика
Аффективный синдром у малышей легко поддается диагностике. Основную роль в определении недуга играет анамнез. Врач опрашивает родителей и выясняет, что предшествовало подобному проявлению (травма, серьезное неравное перенапряжение и т. п.).
К инструментальным метода диагностирования относят:
- Электрокардиограмма (ЭКГ).
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Лечение
Как правило, подобное состояние не требует лечения со стороны врачей, так как не является патологическим.
Приступы самостоятельно проходят по достижению малышом трех лет, ну а в большинстве и того раньше в год или в два года.
Лечить АРП не имеет смысла, единственно что может назначить врач, это неспецифическое лечение, которое будет направлено на приведение в норму нервной системы малыша, улучшение метаболистических процессов в головном мозге. К такому лечению относят:
- ноотропы;
- седативные растительные лекарства;
- витамины группы В;
- физиопроцедуры.
К специфическому же лечению можно отнести профилактические беседы с детским психологом и непосредственно с родителями
Должное поведение родителей
Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.
- не подаваться паническому состоянию;
- постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
- не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
- заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
- предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.
Профилактика и последствия
Как правило, последствия данного недуга маловероятны и происходят в крайних случаях. Наиболее негативные из тех, что могут развиться в 10–15% случаев — это кома и прекращение сердечной деятельности.
За все время существования АРП летальный итог отмечался всего несколько раз.
Профилактика аффективно-респираторных приступов существует и она в себя включает:
- ограничение ситуаций, которые могут привести к развитию истерики или сильному плачу, испугу;
- своевременно кормить малыша, так как голод провоцирует АРП;
- не переутомлять ребенка;
- выслушивать ребенка в любой ситуации не доводить до истерик;
- учить малыша правилам поведения в различных местах (учить контролировать свои эмоции);
- при развитии истерики переключать внимание ребенка на положительные моменты.
Итак, аффективно-респираторные приступы у детей неприятные, но неопасные проявления. Несмотря на то что прогноз данной болезни благоприятен, необходимо учитывать, что речь идет о ребенке. Не тяните с обращением к врачу, лучше контролировать данный процесс совместно со специалистом, чем самостоятельно. Берегите своих детей и не болейте!
Источник: https://nervivporyadke.ru
Источник
ÐÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ, именно Ñак по-наÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð·ÑваеÑÑÑ ÑоÑÑоÑние, когда Ñебенок во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ÑÑеÑики или плаÑа вдÑÑг пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑаÑÑ, Ð·Ð°Ð¼Ð¾Ð»ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ поÑеÑÑÑÑ Ñознание.
Такое Ñвление не ÑедкоÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей, пÑиÑем более ÑÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ñ Â«Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ» малÑÑи ÑмоÑионалÑнÑе и легко возбÑдимÑе. Ðазвание ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· двÑÑ Ñлов, коÑоÑÑе оÑÑажаÑÑ Ð²ÑÑ ÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑпа â «аÑÑекÑивнÑй» ознаÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑоÑвление бÑÑной неконÑÑолиÑÑемой, как пÑавило, оÑÑиÑаÑелÑной, ÑмоÑии. Слово ÑеÑпиÑаÑоÑнÑй ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° иÑÑоÑник пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ â оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð´ÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ. ÐÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе паÑокÑÐ¸Ð·Ð¼Ñ Ð½Ðµ Ñедкое Ñвление Ñ Ð´ÐµÑей в возÑаÑÑе Ð¾Ñ 7 меÑÑÑев до 3 леÑ.
ЧÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпа
Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑазвиÑÑÑ Ð´ÑÑ Ð°ÑелÑной и мÑÑеÑной ÑиÑÑем Ñебенка, когда он Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÑлиÑком ÑилÑнÑй вÑÐ´Ð¾Ñ , его легкие могÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¸ÑлоÑода, а Ñпазм гоÑÑани не Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑвоевÑеменно ÑделаÑÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ . ÐеÑоÑÑноÑÑÑ Ñпазма гоÑÑани возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ñи деÑиÑиÑе в оÑганизме калÑÑиÑ, виÑамина D, а Ñак же пÑи пониженном гемоглобине в кÑови Ñ Ñебенка.
ÐоÑколÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² калÑÑии Ñ Ñебенка доÑÑаÑоÑно вÑÑока â он оÑÐµÐ½Ñ Ð°ÐºÑивно ÑаÑÑ Ð¾Ð´ÑеÑÑÑ Ð¿Ñи поÑÑÑоении коÑÑной и зÑбной Ñкани, в Ñой или иной ÑÑепени деÑиÑÐ¸Ñ ÑÑого минеÑала ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно ÑаÑÑо.
ÐÑаÑи ÑазделÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð¿Ð¾ ÑвеÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¶Ð¸ на «бледнÑе» и «Ñиние»:
- ÐледнÑй паÑокÑизм ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñебенка, внезапного ÑдаÑа, Ñкола, ÑилÑного иÑпÑга, пÑи ÑÑом Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑолÑко наÑаÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ, но ÑаÑе дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ оÑÑанавливаеÑÑÑ ÐµÑе до кÑика. Ребенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ, ÑÐ¾Ñ Ð¿Ñи ÑÑом оÑкÑÑÑ, но плаÑа неÑ. ÐадеÑживаеÑÑÑ ÑеÑдÑебиение и поÑÑи не пÑоÑÑпÑваеÑÑÑ Ð¿ÑлÑÑ, кожа Ñебенка пÑи ÑÑом бледнееÑ, а в бÑдÑÑей жизни деÑи ÑклоннÑе к бледнÑм ÐÐ Ð ÑаÑе падаÑÑ Ð² обмоÑок.
- Синий пÑиÑÑÑп ÑÑо обÑÑно ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑмоÑионалÑнÑÑ Ð±ÑÑÑ, недоволÑÑÑво и гнев, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми Ñебенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпÑавиÑÑÑÑ. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑазвиÑÑÑÑ Ð¿Ñи оÑказе ÑдовлеÑвоÑиÑÑ ÑиÑминÑÑное желание малÑÑа â кÑпиÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ, даÑÑ Ð¿Ð°Ð¿Ð¸Ð½ ÑелеÑон, ÑоколадкÑ.
ÐаÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ, Ñебенок повÑÑÐ°ÐµÑ Ð³ÑадÑÑ ÑмоÑионалÑного напÑÑжениÑ, в один Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½ не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ Ð¸Ð·-за Ñпазма гоÑÑани, кожа пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑинÑÑнÑй оÑÑенок. Ð Ñаком ÑоÑÑоÑнии Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑеÑÑÑÑ Ñознание, возможна поÑеÑÑ Ð¼ÑÑеÑного ÑонÑÑа â он «обмÑкаеÑ», либо наобоÑÐ¾Ñ â вÑгибаеÑÑÑ Ð´Ñгой Ð¾Ñ Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑенапÑÑжениÑ.
ÐÑÑоÑник: Burda Media
Ðе ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо пÑиÑÑÑп вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑно, деÑÑкие невÑологи и педиаÑÑÑ ÑÑвеÑждаÑÑ â здоÑовÑÑ Ñебенка, а Ñем более жизни, ниÑего не ÑгÑожаеÑ. Спазм пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑпÑÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑекÑнд и Ñебенок, как пÑавило, ÑÑвÑÑвÑÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ ноÑмалÑно, еÑли не бÑаÑÑ Ð²Ð¾ внимание, ÑÑо пÑиÑина ÑпÑовоÑиÑовавÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑÑÑп оÑÑаеÑÑÑ.
Ðак помоÑÑ ÑебенкÑ
Ðак пÑавило, пÑиÑÑÑп пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑеÑение 20-30 ÑекÑнд ÑамоÑÑоÑÑелÑно â Ñпазм оÑпÑÑÐºÐ°ÐµÑ Ð¸ Ñебенок Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ . Ðднако еÑли ждаÑÑ Ð½ÐµÑ Ñил и оÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑно, можно попÑобоваÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑиÑÑ Ð´ÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ, бÑÑзнÑв пÑÐ¾Ñ Ð»Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð¹ водой на лиÑо, Ñлегка дÑнÑв в оÑкÑÑÑÑй ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ оÑÐµÐ½Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ Ð¿Ð¾Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾ Ñеке â ÑÑо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ ÑеÑлекÑоÑнÑй Ð²Ð´Ð¾Ñ . Ðе нÑжно Ñебенка ÑÑÑÑÑи, биÑÑ, и вообÑе делаÑÑ Ñезкие движениÑ, пÑежде вÑего, нÑжно глÑбоко Ð²Ð·Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ Ñамим и взÑÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑÑки.
ÐÑли Ñебенок «заÑелÑÑ» и наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑеÑÑÑÑ Ñознание, мÑÑÑÑ ÑаÑÑлаблÑÑÑÑÑ, и он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпаÑÑÑ. ÐозÑмиÑе малÑÑа на ÑÑки либо ÑложиÑе набок, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑавмÑ
«Синий» пÑиÑÑÑп, коÑоÑÑй вÑегда пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñоне иÑÑеÑики и ÑмоÑионалÑного возбÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ попÑÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑедоÑвÑаÑиÑÑ. ÐÑли Ñебенок кÑиÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñже на гÑани, поÑÑаÑайÑеÑÑ Ð»ÑбÑм ÑпоÑобом его оÑвлеÑÑ, ÑбиÑÑ Ñ Ð½Ð°ÑÑÑоенной пÑогÑаммÑ, ÑдивиÑÑ â ÑÑого Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ Ð¾ÑÑановки дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ.
Ðднако не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑебованиÑ, коÑоÑое ÑÑало пÑиÑиной иÑÑеÑики, Ñаким обÑазом можно лиÑÑ Ð·Ð°ÐºÑепиÑÑ Ð² его Ñознании ÑвÑзÑ: пÑоÑÑба-оÑказ-иÑÑеÑика-полÑÑение желаемого.
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо Ñебенок вÑегда лÑÑÑе ÑеагиÑÑÐµÑ Ð½Ð° взаимодейÑÑвие, или инаÑе ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ Â«Ð²Ð¿ÐµÑед», нежели на ÑÑебование пÑекÑаÑиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ либо дейÑÑвие. ÐÑли Ð²Ñ ÑкажеÑе малÑÑÑ, напÑимеÑ: «Ðобежали вмеÑÑе, кÑпим моÑоженое», он пеÑеклÑÑиÑÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей веÑоÑÑноÑÑÑÑ, Ñем, еÑли ÑÑанеÑе кÑиÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ Â«Ð£ÑпокойÑÑ!!!»
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑиÑÑ Ñебенка ÑпÑавлÑÑÑÑÑ Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпами гнева и ÑÑоÑÑи, Ð´Ð»Ñ ÑÑого, пÑежде вÑего, нÑжно наÑÑиÑÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñем Ñленам ÑемÑи.
ÐаÑколÑко опаÑÐ½Ñ Ð°ÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ
ÐедиаÑÑÑ Ð¸ деÑÑкие невÑологи оÑноÑÑÑ ÑÑи непÑиÑÑнÑе пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑизиологиÑеÑкой ноÑме в пÑоÑеÑÑе ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑвной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ назÑваÑÑ Ð¸Ñ Â«Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑнÑми оÑобенноÑÑÑми». РболÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев Ñебенок пÑоÑÑо «пеÑеÑаÑÑаеÑ» Ð¸Ñ , пÑакÑиÑеÑки без поÑледÑÑвий.
Ðажно ÑбедиÑÑÑÑ, ÑÑо пÑиÑÑÑÐ¿Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно ÐÐ Ð, а не пÑоÑвлением более ÑеÑÑезнÑÑ Ð½ÐµÐ²ÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñоблем, Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð° конÑÑлÑÑаÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑа.
ÐÑÑоÑник: Fotolia
РневÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ ÐµÑли:
- ÐÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð½Ðµ пÑекÑаÑилиÑÑ Ð¿Ð¾Ñле 4-5-леÑнего возÑаÑÑа либо наÑалиÑÑ ÑанÑÑе 6 меÑÑÑев.
- ÐпеÑвÑе пÑиÑÑÑп ÑлÑÑилÑÑ Ñ Ñебенка ÑÑаÑÑе 3-леÑнего возÑаÑÑа.
- ÐÑÑановка дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 1-2 Ñаз в неделÑ, возможно из-за ÑаÑÑÑÑ Ð¸ÑÑеÑик. Ð ÑÑом ÑлÑÑае Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð° и коÑÑекÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑодиÑелей.
- СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ðº вÑаÑÑ, еÑли во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð°ÑокÑизма Ñ Ñебенка наÑинаÑÑÑÑ ÑÑдоÑоги.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
Источник
Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.
Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.
Почему возникают приступы?
Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:
- игнорирование взрослыми требований ребенка;
- отсутствие внимания родителей;
- испуг;
- возбуждение;
- усталость;
- стресс;
- перегрузка впечатлениями;
- падения;
- травмы и ожоги;
- семейный скандал;
- общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.
Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.
Как это выглядит?
Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:
- Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
- «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
- «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
- Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.
Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.
Механизм развития и клиническая картина
Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.
При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.
Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.
На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».
Дыхание и эмоции
Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.
Что делать во время приступа?
Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.
При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.
Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.
При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.
Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.
Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.
Простые правила для родителей
Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.
Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:
- Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
- Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
- Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
- Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
- Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
- Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.
Как выставляется диагноз?
Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.
Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.
Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.
Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.
Автор: Погребной Станислав Леонидович, невролог
Оцените эту статью:
- 4.39
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Всего голосов: 135
Источник