Природа ребенка и его развитие коменский
ТОП 10:
Ян Амос Коменский(1592—1670 гг.) утверждал, что у детей развиваются духовные силы с помощью педагога, задача которого состоит в том, чтобы помогать им совершенствоваться. Я. А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. В полном соответствии с духом Нового времени — периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий — он видел законы хорошо организованной школы в природе.Его считают отцом так называемой природосообразной педагогики.
Идея природосообразности берет свои истоки в античной философии, в частности у Аристотеля. Забытая на всем протяжении Средневековья, она была возрождена и развита Я. А. Коменским до принципа воспитания. Идея природосообразности вообще предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека. Природа едина, в природе все целесообразно, в ней царят гармония и порядок; природа не любит скачков, все постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Поэтому в природе все происходит естественным путем. Отсюда воспитание ребенка как частички природы также должно проводиться естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Я. А. Коменского. Но что значит проводить воспитание «в соответствии с природой»? Чешский педагог, строя свое педагогическое учение, без изменений переносил в педагогику те закономерности, которые существуют в окружающем мире, пользуясь при этом внешними аналогами. Например, «природа ничего не творит без твердого основания, без корня. Растение не растет кверху, пока не пустит свои корни вниз, а если попытается это сделать, то ему придется завянуть и погибнуть… Следовательно, сообразно с этим, какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно»1. Дидактические принципы и правила Я. А. Коменский пытается извлечь из внешней природы, ее явлений. Но между внешней природой и развитием человеческого организма, между деятельностью птиц, ростом растений и деятельностью педагога огромная пропасть. Конечно, более или менее отдаленные аналогии можно находить во всем, даже в самых разнородных явлениях, но выводить из них какие-либо указания для практической деятельности решительно невозможно.
Руководствуясь принципом природосообразности, Я. А. Коменский определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в соответствии с ними: «Нет необходимости что-либо привносить извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом»2. Но, по его мнению, природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой.Исходя из этого, Я. А. Коменский формулирует принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира как закономерность воспитания.
Я. А. Коменский определил последовательность обучения: вначале посредством чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, затем усваивают образы окружающего мира и, наконец, научаются действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.
Однако Я. А. Коменский предупреждал, что ребенок в дошкольном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внимание уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям»1.
Прежде всего обратим внимание на то, что Я. А. Коменский требовал учение начинать не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все, вернее, чем, если он прочитает обширные объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдения собственными глазами заменяют собой доказательства»2.
Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с природой педагог считал необходимым использовать:
реальные предметы и наблюдения над ними;
модели и копии предметов;
картины и другие изображения предметов и явлений.
Он совершенно правильно указывал, что наблюдения детей нуждаются в руководствесо стороны взрослого. Ибо учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько педагог сумел внушить детям, что и для чего должны они наблюдать. В процессе самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств 3. Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я. А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня:
«1. Поставить соответствующий предмет перед глазами,
2. но не вдали, а на надлежащем расстоянии,
3. и при этом не сбоку, но прямо перед глазами,
4. лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или передвинута, но обращена прямо к глазам, 5. так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом,
6. а затем осмотреть каждую часть в отдельности,
7. и притом по порядку от начала до конца,
8. останавливаться на каждой части до тех пор,
9. пока все не будет различено правильно. Когда все эти условия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно»1.
Познание предметов и явлений природы чешский педагог также связывал с игрой ребенка.Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал. Дети охотно переливают воду, пересыпают песок, лепят из глины, сгибают, выпрямляют, ломают, копают, «строят домики и выводят стены из глины, опилок, дерева, камней. Словом, во что бы ни захотели дети играть (лишь бы это не было вредным), им нужно помогать, а не мешать»2. Игру Я. А. Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали активное участие и направляли их в правильное русло. Подчеркивая значимость игры, чешский педагог писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Подобные игры способствуют развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и сообразительность у детей.
Для расширения кругозора Я. А. Коменский рекомендовал использовать басни и хорошо составленные рассказы о животных.«Сильно так же развивается ум детей и их понимание баснями о животных и другими искусно сочиненными рассказами. Такого рода маленькие рассказы дети охотно слушают и легко их запоминают. И так как в такие искусно составленные басни большей частью вкладывается какая-либо нравственная идея, то их должно предлагать детям с двоякой целью, а именно, чтобы это было занимательно для ума и чтобы постепенно внедрялось в них то, что некогда должно принести им пользу».3
Для ознакомления детей с природой Я. А. Коменский предлагал использовать и книги с картинками.Им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Она содержит краткий обзор всего мира, наполнена рисунками, наименованиями, описаниями:
неодушевленная природа представлена в девяти картинках: небо, огонь, воздух, вода, облака, земля, произведения земли, металлы, камни; растительный мир представлен в шести картинах: дерево, древесные породы, цветы, овощи, хлеба, кусты; мир животных изображен на шестнадцати картинах: прежде всего птицы (певчие птицы, полевые и лесные птицы, хищные птицы, водяные птицы), летающие насекомые, четвероногие, и прежде всего домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, амфибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины; человеку посвящены все остальные картинки: его происхождению, возрастным этапам, строению организма и труду в природе (садоводство, земледелие, скотоводство, рыбная ловля, птицеводство, охота, сбор винограда, обработка льна и т. д.).
Такую книгу с картинками Я. А. Коменский предлагал использовать для пробуждения у детей интереса к познанию окружающего мира и для спокойного рассмотрения предметов и явлений природы в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги способствует закреплению имеющихся представлений детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я. А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности.
Источник
Бабарико Жанна Сергеевна
Основные труды Яна Амоса Коменского
Основные труды Яна Амоса Коменского
Выполнила Бабарико Ж. С.
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 41»
Я. А. Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки и в частности дошкольной педагогики. Основными заслугами Я. А. Коменского в области педагогики были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации,
Он написал такие великие педагогические труды, как «Великая дидактика», «Материнская школа».
Дидактические принципы обучения
Коменский сформулировал «Золотое правило дидактики»- наглядность, согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое- слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природособразности.
В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:
• Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;
• Всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;
• Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;
• Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.
Я. А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.
Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», — писал он.
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Я. А. Коменский в «Великой дидактике» создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Классно-урочная система организации учебной работы
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября, делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно. Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике».
Возрастная периодизация Я. А. Каменского
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
• детство — от рождения до 6 лет включительно;
• отрочество — от 6 до 12 лет;
• юность — от 12 до 18 лет;
• возмужалость — от 18 до 24 лет;
В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
• детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
• отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой;
• юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления;
• возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка, Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия.
«Великая дидактика»
Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории. Полное название книги звучит следующими образом:
«Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
«Материнская школа»
Данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Источник
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Беларусь и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Яну Амосу Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Я.А. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Так многие из рассматриваемых Коменским положений относительно школьного обучения актуальны и по сей день.
1. Я.А. Коменский о необходимости воспитания всех детей, о целях и задачах
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” — “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию.
Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на деятельность человека в «мире вещей» — «уравновешивается» возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых — одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.
2. Природосообразность как основополагающий принцип педагогической системы Коменского и его отражение в конкретных элементах этой системы
Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.
Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.
Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» — это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы — целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.
В искусстве воспитания это означает — развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.
При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено — это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.
На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский объяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» — на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
· детство — от рождения до 6 лет включительно
· отрочество — от 6 до 12 лет
· юность — от 12 до 18 лет
· возмужалость — от 18 до 24 лет
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.
Таким образом, процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.
7. Всеобщее обучение, система школ и содержание образования в педагогической теории Я.А.Коменского. Дидактические требования в теории обучения Я.А. Коменского.
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
· детство — от рождения до 6 лет включительно,
· отрочество — от 6 до 12 лет,
· юность — от 12 до 18 лет,
· возмужалость — от 18 до 24 лет.
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость— развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.
Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.
Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селение, город и пр.).
Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием.
Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).
Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.
Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.
Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением.
«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости».
Дидактика как теория обучения
Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
Дидактика — теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).
Категории дидактики
В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория — это основное понятие конкретной науки.
Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение, обучение, образование.
2. Цель, содержание, средства.
3. Виды, формы, методы.
Все категории дидактики — это категории педагогики. Дидактика же, и все её категории являются категориями педагогики.
1. Организация, система, технологии.
Преподавание — это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.
Учение — это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.
Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Знания — это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Умение — это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки — это умения, доведённые до автоматизма.
Содержание — это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.
Организация — это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Форма — это внешний вид, оболочка.
Средства — это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т.д.).
Источник