Природа ребенка и его развитие

Природа ребенка и его развитие thumbnail

Татьяна Акимова
Доклад «Природа в развитии ребенка»

ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Воспитание злобы и доброты начинается с раннего детства, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начинает ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке, распашонке нарисованы цыплята, мишки, зайчики.Малыш замечает и первых живых существ: собаку, кошку или птичку. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, пробуждает интересы, воображение, фантазию. Уже в три года ребёнка интересует не только «это что?». Но и «почему?». Родители должны поддерживать стремление ребёнка к познанию природы, направлять его любознательность, давать возможность активно добывать доступные ему знания. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу взрослых в саду или огороде и принимая в ней посильное участие. Например, Ваня помогал собирать с ягодных кустов вредителей и всёприговаривал: «Ах вы, вредители, вредители. Как вам не стыдно! Деда работал, а вы всё портите». Так в процессе наблюдения, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребёнку становится понятно, что вредители уничтожают растения. Это активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего мира является основой умственного развития дошкольника. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться поведению собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Ещё одна важная задача родителей – это воспитание доброты и человечности. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершённые при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить всёживое: птицу, щенка, цветок; защищать и беречь их. Как же передать всё это детям? Прежде всего, мы должны сами научиться любить живую природу. С помощью взрослых первоначальные знания о природе ребёнок получает из художественной литературы, телепередач, при непосредственном общении с живыми существами.Детям можно об этом рассказать по- разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий, поучительно, как И. Тургенев, Л. Толстой. Д. Мамин- Сибиряк. Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребёнок с вашей помощью получит представление о переживании животных: горе и радости, страхе и боли. И умом, и сердцем малыши учатся понимать природу, общаясь с ней. Регулярно гуляйте вместе с ребёнком. Сначала посетите двор, затем ближайший парк, потом побывайте на берегу реки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие. Нежные ниточки, летящие по воздуху. Найдите одну из них. Положите на ладонь и рассмотрите. Ребёнок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплён паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнёт своё путешествие. Расскажите ребёнку о пользе паука, уничтожающего мух. У маленького ребёнка спросите: «А куда делись кузнечики, которые летом стрекотали в траве? Почему не видно божьей коровки?» Объясните, что все они спрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С пяти-, шестилетним ребёнком найдите место, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется очень много разных живых существ. Рассмотрите их. Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите у ребёнка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше. А те, которые клюют зёрна и ягоды, позже. Ещё позже улетают водоплавающие птицы. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от разных условий. Предложите ребёнку понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их зимой. Повесьте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребёнком во время летних прогулок семена сортовых трав, высушенные ягоды. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. С приближением весны ребёнок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остаётся нетронутым. Объясните, с чем это связано. Прислушайтесь к весёлому чириканью воробьёв. В присутствии ребёнка постарайтесь починить старые и смастерить новые домики для птиц. Пусть малыш понаблюдает, какие птицы там поселятся, из чего будут вить гнёзда, чем будут кормить птенчиков. Ранней весной, если осмотреть деревья, обязательно найдёте в складках коры вредителей, в том числе гусениц. Пусть ребёнок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничтожать листья. В парках и садах ребёнок может увидеть, как белят стволы деревьев известью. Тогда ребёнку будет понятен ваш рассказ о тот, как взрослые стараются сберечь деревья от вредителей. Если в парке или в лесу вам случайно попадётся гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте траву или ветки, покажите их детям. В начале лета, проходя мимо дерева, можно услышать голоса птенчиков. Понаблюдайте с детьми, сколько раз прилетают птицы с кормом. Ребёнок сам увидит, какую огромную пользу приносят птицы. Уничтожая вредных насекомых. Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они прося взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это невозможно, оставьте птенца рядом с деревом, на котором оно находится. Можно увидеть в лесу ежа. Подскажите ребёнку, что не следует брать ежа домой, так как он приносит пользу лесу.

Читайте также:  Упражнения на развитие ловкости ребенка

На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребёнка на то, что собака понимает, как хозяин зовёт её; расскажите, какую службу несёт собака. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их. Малыш будет наблюдать за ними из далека. Не забывайте, что ребёнок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея общаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Поэтому, занимаясь своими делами, не упускайте ребёнка из поля зрения. Как можно раньше давайте возможность ухаживать ребёнку за животными. В два года он уже может поставить миску седой, бросить в аквариум щепотку корма. В три года ребёнок поможет вам помыть миску после кормления щенка, расчесать ему шерсть. Не надо требовать от дошкольника, чтобы он сам, без напоминаний, осуществлял уход за животными. Ему ещё трудно удержать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить, о необходимости покормить птичку или расчесать собаке шерсть. Лучше не ругать малыша, а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. Дайте ребёнку понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребёнок,тем понятнее должны быть ему его обязанности: например, непосредственное кормление рыбок понятнее трёхлетнему малышу, чем необходимость промывать грунт для аквариума. Правильное общение ребёнка с живой природой само по себе не решит всех проблем воспитания, но, сыграет важную роль в становлении личности маленького человека, его развитии.

Источник

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей

Природа ребенка и его развитие

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

Читайте также:  Центр развития ребенка непоседы

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник

Светлана Лазимир
Природа и ребёнок.

Работая с детьми в детском саду достаточно длительное время, я замечаю, что у детей, в семьях которых уделяется достаточное внимание вопросам отношения ребёнка с окружающей его природой, формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

Дети доверчивы к взрослым. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому считаю важным показывать пример бережного и заботливого отношения к природе, давать детям возможность не только чувствовать радость и восторженность от встречи с природой, но и, уходя, желание сохранить эту красоту, сберечь её для других. Мы должны остановить руку ребёнка, собирающуюся бездумно сломать ветку, сорвать цветок. Уходя, оглянуться и заметить, как красив этот пёстрый луг, как хорошо, что мы не испортили его.

Мой опыт позволяет рекомендовать родителям вести деятельность, направленную на знакомство с природой. Она очень разнообразна. Это и наблюдения, и игры, и труд в природе.

Прогулки в городе и за его пределами дают детям новые впечатления, расширяют их кругозор, способствуют воспитанию любви к родному краю. Во время прогулок в лес, на полянки, в парк можно найти много интересного для детей. Совместные наблюдения проводятся во все времена года, обращая особое внимание детей на характерные, яркие признаки данного сезона.

Как здорово, что есть зима! Природа одарила нас такими чудеса, как снег и лёд. Первый снег вызывает у детей огромный интерес, они наблюдают, как падают снежинки, ловят их, лепят из снега снежки. Знакомят детей со свойствами снега в разную погоду. В морозную — снег сухой, потеплело — снег мягкий, из него можно лепить постройки, украшать их цветными льдинками, поливать снег цветной водой. Можно просто поиграть в снежки, покататься на санках, «ватрушках», скользить по ледяным дорожкам, сделать кормушку для птиц.

Читайте также:  Способы развития личности ребенка

Вслед за зимой нетерпеливо ждём красавицу — весну. Увидеть и почувствовать, как оттаивает после зимней стужи земля, как с новой силой пробуждается в ней энергия и жизненные соки,- всё равно, что приобщиться к настоящему чуду. Наблюдаем за появлением сосулек, за таянием снега, как его капельки собираются в небольшие ручейки. Они, соединяясь, превращаются в ручьи побольше. Если сделать с малышом кораблики разных размеров и отправить их в дальнее плавание, то можно устроить соревнование. На приветливые тёплые лучи солнца сразу отзываются растения. Можно заметить начало сокодвижения на берёзе и клёне, где в местах повреждения коры вытекает сок. Найдите (не ломайте на глазах у ребёнка) веточку любого дерева, принесите её домой, рассмотрите под лупой почки. Через неделю проведите второе наблюдение. Уже будет видно, как изменилась почка, как лопнула кожура и показался сложенный листочек, который так тщательно зимой оберегало дерево под плотной кожурой. Почувствовали весну птицы. Снегири, синички улетели, а из южного отпуска возвращаются грачи, скворцы, ласточки, соловьи и другие перелётные птицы. Появились цветы, значит, есть питание для насекомых.

Лето — время положительных эмоций для ребятишек и получения новых впечатлений от встречи с природой. Очень повезло тем семьям, у которых есть возможность проводить время за городом, на даче. Продолжаем обращать внимание детей на травку, цветы, деревья. На загородной даче нашего детского сада уже несколько лет назад был организован огород, на котором дети наблюдают рост и развитие овощных культур, кроме того, знакомятся с предметами по уходу за ними, ухаживают за посадками, собирают урожай. Наблюдают цветение и появление ягод, ищут грибы. Большой восторг вызывают ящерицы, лягушки, ежи. Собираем природный материал для поделок. Жизнь детей среди природы, прогулки, уход за растениями и животными побуждают детей к разнообразным, многочисленным движениям. Через срубленное дерево кто перешагнёт, кто переползёт, кто заберётся на него и спрыгнет, кто просто ходит, стараясь сохранить равновесие.

Осень – праздничное время года. Так красив в своём недолговечном наряде лес, так пронзительна синева осеннего неба, так хватает за душу призывный крик собирающихся в стаи диких журавлей и гусей. … И если эта хрупкая, ускользающая красота бередит душу взрослым, то как должны захватывать кроху волшебные превращения природы. Вы задумывались, какого цвета осенние листья? Собирали и рассматривали семена? Пока заморозки не начались, в густом подлеске копошится много живности. Даже в сырую погоду не отказывайтесь от прогулок. Сравните, что тяжелее — ведёрко с водой или с сырым песком, исследуйте какие предметы тонут, а какие — нет, понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеёк запрудой из камешков и песка, подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах, сделайте кораблик из газеты, пенопласта. Прогулка — прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите малышу ощупать кору разных деревьев, сравнить поверхность шишки и жёлудя.

При знакомстве детей с сезонным трудом взрослых они понимают, что деятельность многих людей тесно связана с окружающей природой. В результате приходит понимание, что люди не могут обходиться без природы.

Без помощи взрослого ребёнок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребёнка на её восприятие.Для этого используйте выразительность художественного слова: читайте отрывки стихотворений и прозы. И, конечно, важно не только научить видеть красоту окружающего мира, но и ценить и беречь её, заботиться о ней, поэтому, необходимо детям уяснить некоторые правила поведения на природе.

— Не разоряй муравейники.

— Не убивай насекомых.

— Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

— Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.

— Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

— Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.

— Не ломай деревья, ветки, не повреждай кору.

— Не ломай ягодные кустики и не вырывай их с корнём.

— НЕ рви цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально.

— Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

— Не жги костры.

— Соблюдай чистоту, не оставляй после себя мусор в лесу и в водоёмах.

— Не шуми в лесу.

— Не оставляй надписей на природных объектах.

Практика моей работы показывает, что научить любви к живому — значит обезопасить ребёнка от возникновения эгоизма, чёрствости, безразличия к чужой судьбе. Природа — общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. И пусть в этом доме ребёнок будет всегда добрым и умным великаном.

Источник