Приобретенные причины аномалий в развитии ребенка

содержание   .. 









10    ..


2.


Причины аномалий

или дефектов развития у детей

В
основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения первой системы или
определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное)
строение и деятельность Органов или всего организма. Отклонения возникают в
процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия
наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий их
подразделяют на врожденные и приобретенные.

«Педагогу-дефектологу чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями
развития головного мозга, органов слуха, речи, последствиями родовых и бытовых
травм, нейроинфекций, некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями. При
всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения
(поломку или недоразвитие). Поэтому в таких случаях говорят о наличии
органического поражения — врожденного или приобретенного характера. Но наряду с
органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных
отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью,
не координированностью работы отдельных функциональных систем. В таких случаях
говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности, т.е.
рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных звеньев».

Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны.

К
первой группе относятся патогенные (вызывающие отклонения) агенты, действующие
на развивающийся плод во внутриутробном развитии. Это инфекции, физические и
психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации (отравление организма
ядовитыми веществами), температурные влияния (охлаждения), различные болезни
беременной женщины (болезни сердце, легких, эндокринных желез).

Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут ни звать у плода дефицит
питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов.

Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней
(краснухи, гриппа, кори и др.). Инфицирование плода происходит во время
беременности, а источником инфекции является больная мать.

Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в
физическом и психическом развитии и пр. бывают при токсоплазмозе. Возбудитель
проникает из организма матери в плод через плаценту. Заражение человека
происходит от домашних животных и птиц. При врожденной краснухе отмечаются
разнообразные поражения зрения, например катаракта (помутнение хрусталика), а
также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной
системы относят микроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы,
непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

Под
влиянием различных вредностей может нарушаться деятельность желез внутренней
секреции (эндокринных желез), и в этом случае некоторые гормональные нарушения у
беременной отрицательно сказываются на развитии плода.

В
ряде случаев самолечение, бесконтрольный прием лекарственных препаратов,
безуспешные попытки прервать беременность, заболевания жизненно важных органов и
пр. тяжело отражаются на внутриутробном развитии плода.

Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие
резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают
подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на
развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном
развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия этих
вредоносных явлений.

Ко
второй группе врожденных аномалий относятся наследственные генетические
поражения организма. Они характеризуются разнообразными наследственно
обусловленными нарушениями обмена веществ, так как нередко наследственность
определяют как свойство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена
веществ в ряду поколений.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в
хромосомах — нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В
составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По
наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм олигофрении (например,
болезнь Дауна) и психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе
хромосом. Эти
нарушения вызваны аномалиями хромосомных наборов родителей. Частота хромосомных
болезней среди новорожденных детей составляет около 1 %. Наследуются также
различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного анализатора. При
хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших
полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта,

Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм
и наркомания родителей. В семье алкоголиков многие дети рождаются умственно
отсталыми, с тяжелыми заболеваниями центральной нервной, системы и другими
патологическими отклонениями. Вместе с тем и умеренное, эпизодическое
употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его
употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка.

Приобретенные аномалии включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные
природовыми и послеродовыми порайонными организма ребенка. К природовым
нарушениям, как правило относятся механические повреждения плода (природовые
травмы), связанные с неблагоприятным течением родов: длительных затяжных или
быстрых, стремительных. Распространенным осложнениями является кровоизлияние в
вещество мозга. Сдавливание, деформация головки при наложении щипцов в случае
затяжных родов может быть причиной разрыва сосудов. Результатом стремительных
родов также бывает кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления
атмосферным.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по комаровскому

К
расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями приводит асфиксия
(остановка дыхания, кислородное голодание у ребенка во время родов). При
длительных родах, вызванных неправильным положением плода, вероятно
травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого
наступает периферический паралич руки.

Послеродовое приобретенные аномалии развития в основном является последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям
относятся инфекционные болезни нервной системы, известные под названием
нейроинфекций. Среди них воспалительные заболевания, вызванные, как правило,
бактериями или вирусами.

Заболевание менингитом (воспаление
мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, к глухоте,
двигательным нарушениям, задержке психического развития.

Последствия перенесенного энцефалита (воспаление
головного мозга) во многом зависят от возраста больного. В раннем детском
возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного
развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.


Менингоэнцефалит 

вторичный энцефалит, возникает в результате перенесения ребенком различных
инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих случаях захватывает области
головного и спинного мозга.

К
последствиям менингоэнцефалита относятся многочисленные патологические симптомы.
Это могут быть двигательные расстройства, речевые нарушения и др. Особенно
страдает интеллект.


Полиомиелит 
(острое
инфекционное заболевание нервной системы) приводит к резкому ограничению
двигательных возможностей ребенка. Болезнь характеризуется стойкими параличами
отдельных групп мышц.

К
поражениям нервной системы приводят такие инфекционные болезни, как корь и
грипп. В остром периоде этих заболевании возможно развитие энцефалита, поражение
вещества и оболочки головного и спинного мозга со всеми вытекающими аномальными
последствиями.

К
реже встречающимся причинам приобретенных аномалий относятся различные
травматические повреждения (преимущественно слухового и зрительного анализатора,
а также черепно-мозговые травмы). Вследствие патологических изменений нервной
системы черепно-мозговые травмы могут сопровождаться выраженными изменениями
двигательных и психических функций (параличами, расстройствами слуха, зрения,
внимания, памяти и речи, нарушением интеллектуальной деятельности, неврозами и
эпилепсией).

В
ряде случаев причиной аномалии могут оказаться интоксикации. Обычно от
интоксикации страдает весь организм, но отдельные вещества особенно активно
действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца, ртути и др.). Из
лекарственных средств особо токсичны большие дозы антибиотика стрептомицина: они
могут привести к поражению слухового нерва.

Различные заболевания носоглотки, органов зрения могут вызвать тяжелые
осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последствиями аномального
развития ребенка. Поэтому важно их своевременное предупреждение и профилактика.

содержание   .. 









10    ..

Источник

Для научного обоснования медицинских и психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций, необходим прежде всего медико-психологический анализ структуры дефекта и причин, вызвавших заболевание, выяснение его патофизиологических механизмов, времени образования дефекта, степени его тяжести, характера нарушения и особенностей развития ребенка.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в критические периоды своего развития, когда формируется наиболее важные «функциональные ансамбли», наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов и нарушений развития разнообразны.

К первой группе относятся патогенные факторы, вызывающие заболевания матери в период беременности: токсикозы, интоксикация, нарушение обмена веществ, иммунно-патологические состояния и многообразная аку­шерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предположение плода и др.). Помимо указанных факторов определенную роль играют некоторые химические вещества, радиоактивное излучение. Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в физическом и психическом развитии бывают при токсоплазмозе. Возбудитель проникает из организма матери в плод через плаценту. При врожденной краснухе отмечаются разнообразные поражения зрения, а также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы относят микроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

Читайте также:  Развитие личности ребенка самооценка

Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.

Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения. Они характеризуются разнообразными наследственно обусловленными отклонениями в обмене веществ. Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах — нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. Так, нарушение хромосомных наборов родителей могут привести к наследованию некоторых форм олигофрении (болезнь Дауна), различных типов глухоты, определенных дефектов зрительного анализатора.

Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей.

Приобретенные нарушения включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

Ведущее место в данной группе патологии занимают асфиксия (кислородная недостаточность) и внутричерепная родовая травма. Асфиксия приводит к грубым нарушениям в организме новорожденного. Она наблюдается у 4—6% новорожденных.

Внутричерепная родовая травма — собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии и пато­генезу изменения центральной нервной системы, возникшие в период родов. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияния в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

Особую группу составляют детские церебральные параличи, которые являются следствием повреждений мозга. Характерная особенность детских церебральных параличей — нарушение моторного развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движе­ний. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой физического и речевого развития, судорогами.

Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы. В инфекционный процесс могут вовлекаться все отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга.

К нейроинфекционным заболеваниям относятся менингиты и энцефалиты. Заболевание менингитом (воспаление мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным расстройствам, задержке физического развития.

Последствия перенесенного энцефалита (воспаления головного мозга) во многом зависит от возраста больного. В раннем детском возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.

К острым инфекционным заболеваниям нервной системы относится полиомиелит. Вирус, попадая в центральную нервную систему, избирательно поражает двигательные нейроны головного и спинного мозга, а также оболочки мозга. Болезнь приводит к резкому ограничению двигательной способности и характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц. К поражениям нервной системы приводят также такие инфекционные болезни, как грипп и корь.

Черепно-мозговая травма составляет от 25—45% всех случаев повреждений в детском возрасте. Черепно-мозговые повреждения делятся на закрытые (сотрясения, ушиб, сдавление мозга), при которых сохраняется целостность костей и твердой мозговой оболочки, и открытые, которые могут быть непроникающими при сохранности мозговой оболочки и проникающими при ее повреждении. Следствием черепно-мозговых травм могут быть патологические изменения двигательных и психических функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушение памяти и речи, снижение интеллектуальной деятельности и др.).

Знание причин детских аномалий и нарушений развития позволяет детскому психологу не только правильно решить одну из важнейших задач — получение дополнительных данных о психическом состоянии ребенка, но и при помощи экспериментально-психологического исследования выявить скрытые для простого наблюдения признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.

Источник

Отклоняющееся развитие– отклонение функции или системы психических функций от программы развития (своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций) вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Читайте также:  Эпикриз из истории развития ребенка

Причины — воздействие на организм внешнего/внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения.

В картине отклоняющегося развития выделяют биологические и социально-психолгические причины (врождённые и приобретенные), вызывающие первичные нарушения. Большинство нарушений онтогенеза невозможно свести к какой-то одной единственной причине, чаще всего имеет место многофакторность возникновения нарушения.

Биологические причины: порок развития в эмбриональном периоде, заболевания матери во время беременности, асфиксия, родовая и другие травмы мозга, нейроинфекции, интоксикации матери во время беременности, наследственные заболевания.

Психосоциальные причины: психологическая депривация, расстройства привязанности, сепаративные симптомы.

Депривация – это психическое состояние, возникшее в результате определённых условий, в которых субъекту не предоставлялась возможность для удовлетворения ряда его основных социальных потребностей в достаточной мере в течении длительного времени. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

Привязанность к матери играет огромную роль среди причин отклоняющегося развития. Выделяют амбивалентный тип привязанности (дети не уверены в своей реакции на мать, то отвергают ее, то наоборот); замкнутый (дети отталкивают своих матерей); устойчивый (дети расту чуткими, матери ласковы отзывчивы).

Ситуации сепарации – это долговременная разлука ребенка с матерью. Выделяют 3 фазы сепарации: фаза протеста, фаза отчаяния, фаза отчуждения. Это пребывание ребенка в больнице, санатории, доме отдыха и т.д.; неправильное воспитание в семье (давление родителей); нарушение межличностных отношений.

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К биологическим причинам врожденных аномалий относятся:

1). Перинатальная патология. Это патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами.

2). Наследственные, генетические поражения организма. Это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации.

К биологическим причинам приобретенных аномалий относятся:

1). Натальные (природовые) нарушения: механические повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах.

2). Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции).

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, — депривация. Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

1). Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.).

2). Эмоциональная депривация — лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым). Или разрыв уже существующей подобной связи.

3). Социальная депривация — лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям.

4). Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмейера и З.Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно

действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность. Это состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок — это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают.

Источник