Принципы гармоничного развития ребенка

Принципы гармоничного развития ребенка thumbnail

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Что такое гармоничное развитие

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

Общие принципы гармоничного развития детей

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

Гармоничное развитие детей 1 года жизни

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие дошкольника

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.

Особенности гармоничного развития подростка

Гармоничное развитие подростков

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.
Читайте также:  Педагогические проблемы семьи ребенка с отклонениями в развитии

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Источник

Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.

Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

1. Побуждаем к действию!

Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.

В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.

2. Хвалим правильно!

Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.

Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?

На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.

3. Показываем, как все устроено!

Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!

Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.

4. Переживаем неудачи!

Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.

Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.

5. Учимся взаимодействовать!

Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.

Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.

6. Принимаем нестандартные решения!

В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…

Хотите почаще выбираться с ребенком «в свет» и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?

Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых «развлекашек» для ребёнка!

Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru

Вам также может быть интересно:

Источник

Взрослые никогда ничего не понимают сами,
а для детей очень утомигельно им все объяснять и растолковывать.
Антуан де Сент-Экзюпери ‘Маленький принц»

В этой главе мы поговорим о главном в воспитании детей. Все, о чем говорится в этой книге, важно, но то, о чем сейчас пойдет речь, — САМОЕ ВАЖНОЕ.
Беда практически всех существующих систем воспитания в том, что они направлены не на развитие гармоничного ребенка, а на то, чтобы ‘вбить» в него знания (в большинстве своем ему не нужные), сделать его послушным для родителей и законопослушным для общества (и то, и другое часто не удается). В нынешней педагогике главное — воспитание образованного (в том смысле, в каком это обычно понимается -т.е. обладающего узкой специализацией) и, условно говоря, приемлемого для других члена общества. Насчет «приемлемости» спора нет-что надо, то надо, раз мы живем в обществе других людей, то должны с ними считаться (впрочем, не всегда принятые в обществе нормы поведения можно назвать природными). Что касается образования, то в том виде, в каком оно существует сегодня, оно мало кого удовлетворяет. Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок был гармонично развит, то особо надеяться на детские сады, школы и другие учебные заведения не стоит, лучше всего заняться этим самим. Но для этого необходимо понимать, что большая часть основополагающих принципов, лежащих в основе большинства существующих методик воспитания, дня этой цели (воспитания гармонично развитого ребенка) в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому сначала я попробую сформулировать так называемые негативные принципы, используемые в воспитании детей, постараюсь объяснить, почему я считаю тот или иной принцип негативным, и затем попытаюсь дать определение так называемых позитивных принципов, которых следует придерживаться при воспитании детей.
Первый негативный принцип: взрослые умнее детей, потому что они их старше.
Этот принцип полностью построен на нескольких мифах (в данном случае миф понимается как заблуждение). Во-первых, насчет того, кто кого старше, нужно еще разбираться. Если придерживаться теории реинкарнации (переселения душ), то может оказаться, например, что ребенок рождается на Земле уже не один десяток раз, в то время как у его родителей это первое воплощение. Так кто здесь старше? И кто кого умнее? И кто кого должен учить?
Во-вторых, даже если не признавать возможность переселения душ, то разве обязательно положение, что с возрастом человек становится умнее? Если бы так было, но так бывает не всегда. Достоевский писал: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними». Как было бы хорошо, если бы взрослые задумались над этим: если Достоевский считал, что он хуже детей, то что уже говорить о большинстве из нас?
Взрослые люди, которые живут прошлым и будущим (а не настоящим), находятся в бесконечной погоне за деньгами, вещами, комфортом, отравляют свою жизнь сигаретами, алкоголем и наркотиками, совершают многочисленные преступления, развязывают войны, создают все более совершенные орудия уничтожения и т.д. и т.п. (этот список можно было бы еще долго продолжать), считают себя умнее детей. Странно. Наверное, можно лишь говорить о том, что у взрослых больше знаний, а не ума, а тем более мудрости (оговорюсь, что речь идет не о всех взрослых).
Собственно говоря, и существующее в обществе почитание старших тоже является мифом. Никто не спорит, что старых людей нужно уважать (так же как и молодых, и детей). Но требовать почтения может лишь тот человек, который заслужил это своими делами или своей мудростью. Может это будет несколько жестко или даже цинично, но какое почтение может быть к бабушкам весь день сплетничающим у подьезда и дедушкам требующим на митингах возврата «светлого прошлого»? Вообще обычай почитания старших (особенно сохранившийся в замкнутых культурах) остался еще от первобытных времен, когда только самые сильные и умные доживали до преклонных лет. Естественно, что они были самыми почитаемыми людьми. В наше же время, когда благодаря изменившимся условиям жизни до преклонных лет доживает большинство людей, этот обычай становится анахронизмом. Но в массовом сознании он по-прежнему живуч.
Но вернемся к основной теме книги — воспитанию гармонично развитого ребенка. Исходя из вышесказанного первый позитивный принцип будет следующим: взрослые всего лишь помогают детям вспомнить то, что они (дети) сами знают (естественно, дети должны чувствовать, что родители сильнее, опытнее и умнее их и в любой момент могут им помочь, но одно другому не мешает). У многих может возникнуть вопрос: как это дети сами знают? Что же мы их ничему не учим? Ответы на эти вопросы будут даны при разборе следующего принципа.
Второй негативный принцип: человека можно чему-либо научить.
Это самый устойчивый и распространенный миф, и доказать, что это не так, очень сложно, но все же попробую. Рассмотрим следующий пример: учитель объясняет нескольким ученикам одно и то же, при этом ученики во всех отношениях примерно равны, но один понимает сразу, другой через некоторое время, третий не понимает вообще. Это объясняется тем. что тот ученик, который понял сразу, это уже знал (его душа имела необходимый опыт, он раньше — в этой жизни или в прошлых- уже САМ пришел к этому). Второй ученик, тот, что понял через некоторое время, собственным усилием (ума или сердца) сумел понять то, что сказал учитель. И наконец, третий ученик не готов воспринять слова учителя потому, что его душа еще не имеет соответствующего опыта, и даже если он будет прилагать усилия, чтобы понять слова учителя, то полного понимания все равно не будет.
Готовность научиться (понимаемая как наличие соответствующего опыта души) — это первое условие успешного обучения, вторым же условием является — желание научиться. Если человек сам не хочет, то самый распрекрасный учитель его ничему не научит. Но опять же, хочет человек научиться или нет, объясняется все тем же опытом его души, т.е. его готовностью учиться. Получается, что второе условие обусловлено первым. Но зачастую бывает, что готовность у человека есть, но он ничему не учится. Вот здесь-то и необходим учитель — его задача пробудить желание научиться, и то, насколько он успешно с этим справляется, определяет его статус.
Если вернуться к теме нашей книги — воспитанию детей,- то следует отметить следующее: одна из главных задач родителей — пробудить у ребенка интерес к обучению.
Позитивный принцип в данном случае будет выглядеть следующим образом: ничему научить нельзя, можно лишь научиться самому. Если родители будут это понимать, то можно избежать многих неприятностей в воспитании детей, например использования мер принуждения, но об этом чуть ниже.
Третий негативный принцип: если ребенок не хочет что-либо делать (учить уроки, заниматься музыкой, есть и т.п.), то его можно заставить.
Заставить ребенка, конечно же, можно, только будет ли от этого польза? Вот что пишет известный психолог Владимир Леви: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые
не здороваются
не умываются
не чистят зубы
не читают книги
не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком… самоусовершенствованием включительно)
не работают
не женятся
не лечатся
и т.д. и т.п. — ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. И приблизительно столько же тех, которые УВЫ… (поставьте любое нежелательное действие или привычку) — ТОЛЬКО ПОТОМУ ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО».
Фраза «Дети — это цветы жизни» стала уже банальной, ее повторяют к месту и не к месту. Но почему-то мало кто вспоминает о том, что раз «дети — цветы», то и обращаться с ними нужно, как с цветами. Хоть один цветовод использует насильственные методы при выращивании цветов? Почему же мы используем такие методы в воспитании детей?
Для цветов (читайте — детей) чрезвычайно важно гармоничное сочетание четырех начал — Земли, Воды, Воздуха и Солнца.
Земпя — опыт души, который уже есть у ребенка.
Вода- знания о жизни в этом мире, которые родители передают ребенку (помогают ему вспомнить то, что он и так знает).
Солнце — родительская любовь, согревающая ребенка.
Воздух — это свобода (и главное — свобода выбора).
Как видите, методам принуждения здесь нет места. Однако многие родители резонно заметят: «Рассуждать мы все умеем, но что делать, если мы видим, что ребенку нужно что-либо делать (например, чистить зубы), а он этого не хочет. Хочешь не хочешь, приходится заставлять». И все-таки я думаю, что в большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Это гораздо труднее, чем прикрикнуть на ребенка или пригрозить ему. Для этого нужно проявить и артистизм, и фантазию, и хитрость, и, наверное, еще многое другое. И тогда можно сделать так, что ребенок САМ захочет делать то, что вы считаете для него нужным.
Обойтись вообще без мер принуждения по отношению к ребенку, наверное, невозможно. Но это использование принуждения должно уменьшаться по мере взросления ребенка. Младенцу не объяснишь, что его нужно облить холодной водой для того, чтобы он был здоров, и это действительно выглядит, как насилие, но ребенку постарше это объяснить можно и заставлять его обливаться помимо его воли небезопасно прежде всего для его же здоровья. Полностью же отказаться от мер принуждения по отношению к ребенку, на мой взгляд, следует тогда, когда у него разовьется самосознание. У разных детей это может быть в разном возрасте: у кого-то в 7 лет, а у кого-то в 15 (это во многом зависит от воспитания).
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: лучше всего не использовать меры принуждения или же использовать их крайне редко — только тогда, когда без них действительно никак обойтись нельзя и все другие средства исчерпаны. Но в любом случае необходимо стремиться обойтись без насилия. Если это не удается, то хотя бы использовать так называемое разъединенное насилие (об этом смотрите в главе 1.2. Типичные ошибки родителей).
Позитивный принцип в данном случае можно сформулировать следующим образом — очень важно не мешать ребенку развиваться так, как ему необходимо. Объяснение этого принципа дается при рассмотрении четвертого негативного принципа.
Четвертый негативный принцип: взрослые решают за детей, что им (детям) нужно, так как они лучше это знают.
Этот принцип проявляется во всем: от мелочей (что одеть, что есть, когда спать, сколько купаться в речке и т.п.), до серьезных вещей (какую профессию выбрать, в какой институт поступать, с кем дружить, на ком жениться и т.д.). Если в мелочах это не так страшно (хотя и не безвредно), то когда родители решают за детей более серьезные вопросы, например на ком жениться, то они «влазят» в карму своих детей (об этом мы еще будем говорить на страницах этой книги), и последствия могут быть печальными и для детей, и в первую очередь для самих родителей.
Да и стоит задуматься о том, действительно ли взрослые лучше детей знают то, что нужно детям. Мы уже говорили о том, что взрослые вовсе не умнее детей, но они еще и не такие природные, как дети, которые чисто интуитивно чувствуют, что им нужно. И поэтому если ребенок просит на обед конфету, следует различать то ли это проявление его каприза (вследствие неправильного воспитания), то ли он действительно чувствует, что его организм требует именно те вещества, которые находятся в конфете. Если ребенок не хочет одевать какую-либо вещь, то вполне возможно, это объясняется тем, что цвет этой вещи оказывает негативное влияние на его психику и он это чувствует. Отсюда вытекает следующий позитивный принцип — взрослые считаются с тем выбором, который делают дети, и в том случае, если этот выбор не наносит ребенку вреда, соглашаются с ним.
Пятый негативный принцип: однообразие в воспитании и обучении (узкая специализация).
Немецкий мыслитель Георг Лихтенберг точно подметил: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Увы, двадцатый век — век технического прогресса, который в свою очередь и породил узкую специализацию. Нет ничего хуже, когда человека не интересует ничего, кроме того «кусочка жизни», которым он занимается. Такой человек скорее похож на работа, запрограммированного на решение одной-единственной задачи. Да и эту задачу, вполне возможно, можно было бы решить гораздо лучше, если бы он обладал широтой интересов, ведь самые гениальные открытия обычно происходят на стыке наук.
Кто-то может возразить: «Без узкой специализации, без того, чтобы уделять основное внимание чему-то одному в ущерб другому, не до­биться успеха в жизни, не сделать карьеру, поэтому чем-то нужно жертвовать». Увы, в жертву в таких случаях чаще всего приносится счастье.
Для удовлетворения потребности организма во всех необходимых ему элементах следует обеспечить максимальное разнообразие пита­тельных веществ в употребляемой человеком пище. Точно так же должно быть и во всем остальном. Я не случайно провожу аналогию с питанием. Вдумайтесь в само слово «воспитание» — воспитание или чуть переиначим — все-питание. И если питание важно для обеспечения организма нужными ему веществами, то воспитание — это обеспечение «необходимыми веществами» всего маленького человека в его триединстве — тела, души и духа.
Кстати, и многие другие основные принципы природного питания применимы к воспитанию, например: не делайте из еды (воспитания детей) культ, но и не относитесь к ней (к нему) пренебрежительно.
Итак, позитивный принцип — максимальное разнообразие. Но следует учитывать, что при максимальном разнообразии — главное все-гаки практика, личный опыт, о чем пойдет речь ниже.
Шестой негативный принцип: нагрузить ребенка знаниями.
Много лет назад Герберт Спенсер написал: «Величайшая цель образования — не знание, а действие». Со дня смерти Спенсера прошло уже почти сто лет, «а воз и ныне там». По-прежнему образование понимается как передача знаний, причем зачастую тех знаний, которые и не особенно-то нужны (это характерно для всей существующей ныне системы образований от дошкольного до высшего).
Очень хотелось бы, чтобы родители вдумались в следующие слова известного индийского мыслителя Свами Вивекананды: «Если вы усвоили шесть идей и воплотили их в своей жизненной деятельности и своем характере, то у вас больше образованности, чем у человека, заучившего наизусть содержание целой библиотеки». Старайтесь в воспитании детей следовать шестому позитивному принципу, который звучит так: главное — умение использовать знания, а не сами знания.
Седьмой негативный принцип: обучается только ребенок.
Мы подробно поговорим о том, что в идеале обучение (воспитание)- это процесс двусторонний в главе 1.10. Чему мы можем научиться у своих детей, а здесь ограничусь формулировкой позитивного принципа: настоящее обучение невозможно без обучения обучающего.
Восьмой негативный принцип: привязанность к результату.
Очень часто родители стремятся, чтобы их старания по воспитанию ребенка приводили к ощутимому результату. Если ребенок обучается музыке, то он должен стать новым Растроповичем, если играет в футбол, то новым Марадонной, если занимается бизнесом, то новым Билом Гейтсом. Это полбеды в том случае, если родители не настраивают так же и своих детей. Поскольку Растроповичем, Марадонной и Гейтсом удается стать далеко не каждому, то очень часто это приводит к тому, что ребенок перестает верить в себя, ибо считает, что не оправдал надежд родителей. Хорошо если впоследствии он все-таки обретет уверенность в своих силах, но часто случается так, что люди, переставшие в детстве верить в себя, носят «звание неудачника» всю оставшуюся жизнь.
Позитивный принцип в данном случае будет звучать следующим образом: процесс важнее результата. Пусть ребенок не станет великим музыкантом, но он научится ценить красоту музыки; пусть ребенок не станет звездой футбола, но он укрепит свое здоровье (кстати, у фут­больных звезд здоровье обычно никуда не годное — сказывается узкая специализация): пусть ребенок не станет миллиардером, но, познав законы бизнеса, откроет для себя еще один пласт жизни.
Девятый негативный принцип: практически не уделяется внимания обучению самовоспитанию.
Как уже говорилось сам процесс воспитания не так уж и долог -пять-семь лет. Дальше начинается самовоспитание, если, конечно, человек на него способен. Именно от способности к самовоспитанию и зависит дальнейшая жизнь ребенка, а именно то, насколько он реализуется в этой жизни. А.Дистервиг писал: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».
Одна из важнейших задач воспитания: научить самовоспитанию -это и есть девятый позитивный принцип.
Десятый негативный принцип: направленность во вне.
Прекрасно сказал по этому поводу петербургский бард Александр Дольский:
«Чтобы судьбу как задачку решить,
Мало постигнуть азы мирозданья,
Есть еще образованье души —
Самое высшее образованье».
К сожалению, в существующих системах воспитания и образования «образованью души» уделяется слишком мало внимания. Поэтому ро­дителям в этом отношении не следует особенно надеяться на образовательные заведения. Да и как уже отмечалось выше, воспитание про­должается до пяти-семи лет, и именно родители могут помочь своему ребенку за этот период получить «самое высшее образованье’. Каким образом? 06 этом мы еще подробно поговорим, но вкратце можно отметить, что «образованью души» способствуют и занятия искусствами, и общение с природой, и заполнение так называемых уровней отражения, и следование своему предназначению, и познание законов, по которым живут люди, и законов природы, и умение любить и быть любимым.
Итак, десятый позитивный принцип: самое высшее образование -образование души.
И в конце САМОЙ ВАЖНОЙ ГЛАВЫ следует сказать о САМОМ ВАЖНОМ — все вышеприведенные позитивные принципы «ра­ботают» на гармоничное воспитание ребенка при одном условии — при наличии родительской ЛЮБВИ.

Читайте также:  Развитие ребенка таблица график

Источник