Пример задержанного развития ребенка

Пример задержанного развития ребенка thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР) — это педагогическая характеристика развития ребенка, которая не является медицинским диагнозом (в Международной классификации болезней 10 пересмотра нет такого диагноза).

Вспоминается метафора психиатра Г.Е. Сухаревой о ЗПР: «Подушка для ленивой головы».

Многим детям с отставанием до 5-5,5 лет пишут в заключениях «ЗПР», «ЗПРР», в том числе и врачи, имея в виду, что уровень развития высших психических функций ребенка не соответствует возрастной норме. В дальнейшем эта характеристика будет уточняться, то есть после 5 лет часть из этих детей, возможно, получит уже медицинский диагноз «умственная отсталость». Для того, чтобы четко разграничить умственную отсталость в легкой степени и ЗПР, необходимо проведение теста Векслера, который проводит клинический психолог.

Для ребенка с ЗПР характерно:

  • Незрелость операций мышления;
  • Трудности произвольного внимания (низкий объем, концентрация, переключаемость);
  • Сужение объема слухоречевой памяти;
  • Несформированность процессов восприятия;
  • Преобладание игровых интересов над познавательными (это можно выявить в возрасте после 7 лет в ситуации обучения);
  • Показатель IQ, по тесту Векслера, находится в диапазоне 80-89 баллов (это можно определить только после 5 лет).

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

  1. 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
  2. ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
  3. ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
  4. ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я. и Н.Н. Семаго

Данная классификация ЗПР отражает не причины, а структуру нарушения.

В группе нарушений развития ребенка чета Семаго выделяет две принципиальные категории:

  • Задержанное развитие;
  • Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций (и здесь будет три варианта).

По сути, это все будет вариантами ЗПР, но с разной структурой. Мы рассмотрим первую категорию. Ее можно назвать «истинным ЗПР», т.к. именно представители данной категории характеризуются замедлением темпа созревания психики. Здесь авторы выделяют гармонический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Как понятно из названия, гармонический – значит равномерный, а дисгармонический – наоборот.

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, такой ребенок выглядит младше своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту, на который он выглядит. Задержаны равномерно все сферы психики, то есть ребенок позже созревает в силу своей конституции (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная, познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для более младшего возраста. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более внушаем, наивен, его эмоции более яркие и непосредственные, даже для школьника преобладают игровые мотивы в деятельности. Интеллектуальной деятельностью быстро пресыщаются, хотя в игре часто неутомимы. Им сложно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Специфической коррекции для данного вида ЗПР не требуется. В школу их отдавать нужно как можно позже, в идеале – ближе к 8 годам. Необходимо создавать развивающе-профилактическую среду, то есть следить за тем, чтобы ребенок прошел все нормативные уровни развития и сформировал к школе необходимые способности, «дозрел». Некоторым детям этого типа нужны занятия с логопедом. Важно соблюдение режима дня, общеукрепляющие моменты, наблюдение хорошего педиатра. Для развития саморегуляции подойдут игры с правилами (любые, важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди). Для развития координации, улучшения работоспособности хорошо использовать двигательную нейрокоррекцию. Прогноз благоприятный. Дефектолог-олигофренопедагог такому ребенку не нужен.

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто также выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоническим инфантилизмом часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением.

Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

В группе недостаточного развития (ЗПР), по классификации Семаго, выделяется две подгруппы: задержанное развитие («истинные» ЗПР – гармоничный и дисгармоничный инфантилизм) и парциальная несформированность высших психических функций.

При гармоничном и дисгармоничном инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

Читайте также:  Рекомендуемые игрушки для развития ребенка 2 лет

В случае с частичной несформированностью ВПФ развитие событий иное. Это не просто темповая задержка созревания психики. У такого ребенка характерна другая структура нарушения. Можно сказать, что какие-то из звеньев психики не дозревают до нормы. Получается некая «мозаика» из дозревших и недозревших ВПФ. При этом, поскольку все функции психики влияют друг на друга, в возрасте после 8-9 лет этот тип нарушения может быть квалифицирован уже как дисгармоничный (то есть речь идет об искажении личностного развития) или тотальное недоразвитие (умственная отсталость, если ситуация была пограничная).

При этом парциальная несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (то есть имеют место быть повреждения мозга).

В этой категории выделяется три вида:

  1. Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Представьте «классического» ребенка с СДВГ. Характерны:

  • Импульсивность;
  • Двигательная и часто речевая расторможенность;
  • Трудности произвольности в деятельности (когда самому интересно – делает легко; а когда «надо» — волевой компонент не может обеспечить сосредоточение);
  • Преобладание игровых интересов над познавательными;
  • При достаточно жестком контроле со стороны взрослого способны к выполнению познавательных задач;
  • Могут наблюдаться трудности понимания сложных речевых оборотов.

Коррекция:

  • Нейропсихологическая коррекция по формированию функций программирования в деятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  • Психологическая помощь ребенку и семье по ситуации;
  • Наблюдение детским неврологом и/или психиатром.

При этом физически ребенок развит по возрасту.

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и асоциального поведения.

  1. Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, у которых ранее стояли диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия».

Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфика речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тестировании неречевой интеллект превышает показатели речевого;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит другое слово);
  • Часто – трудности формирования пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

Коррекция:

  • Логопед-дефектолог на длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);
  • Нейропсихологическая коррекция должна включать формирование пространственно-временных представлений и развитие межполушарных связей;
  • При позднем начале коррекции – дефектолог-олигофренопедагог (т.к. вторично страдает мышление);
  • По необходимости – психологическая помощь ребенку и семье.

Прогноз: при ранней и грамотно выстроенной коррекции достаточно благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск развития дислексии и дисграфии. Со стороны невролога таким детям часто ставится диагноз «неврозоподобный синдром».

  1. Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
  • Низкая активность, низкая работоспособность;
  • На фоне утомления — проявления импульсивности;
  • Недостаточная сформированность операций мышления;
  • Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
  • Могут быть протестные формы поведения;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Трудности понимания сложных речевых конструкций.

Коррекция:

  • Повышение уровня общей активности и тонуса (в том числе ЛФК);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом;
  • Коррекционная школа;
  • Занятия по формированию регуляторного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
  • По необходимости – помощь психолога ребенку и семье.

Прогноз: в зависимости от качества коррекции, социально-семейного окружения очень различный.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

  1. Нейродинамическая недостаточность: истощаемость психических функций (здесь проблема 1 функционального блока мозга, то есть подкорковых структур, которые снабжают кору энергией). У таких детей есть проблема с вниманием, памятью.
  2. Более грубые нейродинамические нарушения (также 1 ФБМ), которые характеризуются инертностью психических процессов.
  3. Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций (несформированность зрительно-пространственного восприятия, диспраксия).
  4. Сочетание нейродинамических проблем с дефицитом отдельных функций (3.9% от всех испытуемых, эти дети испытывали существенные трудности в обучении).
Читайте также:  Энциклопедия для развития ребенка

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

  • «гиперкинетические расстройства» (F90)
  • «специфические расстройства развития учебных навыков» (F81)
  • «специфические расстройства речи» (F80)
  • «смешанные специфические расстройства развития» (F83)
  • «органическое эмоционально-лабильное расстройство» (F6)

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Задержанное развитие характеризуется временностью и возможностью практически полной самокомпенсацыы. Ресурсные возможности детей данной категории должны быть достаточны, чтобы к 9—11- летнему возрасту их психическое развитие по всем или большинству показателей сравнялось с условной нормой. Это и отличает данный вид от других, на наш взгляд, неправомерно причисляемых к категории ЗПР.

Понятие «задержка развития» упоминается еще в психиатрических работах начала XX века, проблема «пограничной умственной отсталости» рассматривалась отечественными специалистами в 30-е годы (Н.И. Озерецкий, А.Ф. Мельникова, С.Я. Рабинович, Г.Е. Сухарева и др.), эта работа была продолжена в 50-е годы XX века. Речь шла о принципиальной неправильности подведения под категорию «задержка психического развития» полиморфной группы детей. Г.Е. Сухарева, которая первой описала клинические варианты задержанного развития, заметила: «представляется неудачной формулировка диагноза «задержка психического развития». Без раскрытия его клинического содержания этот термин остается пустым и ненужным» (Сухарева, 1965, с. 239).

В своем классическом психолого-педагогическом варианте термин «ЗПР» был озвучен Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в 60—70-е годы прошлого столетия. В работах 1967, 1971 годов задержка психического развития справедливо определялась как временная. Однозначно декларировался тот факт, что через определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит сверстников и его развитие войдет в условно-нормативное русло.

К.С. Лебединской (1982) было проведено дальнейшее разграничение и систематизация этого варианта отклоняющегося развития. Она выделяет четыре варианта задержанного развития:

  • 1. ЗПР конституционального происхождения.
  • 2. ЗПР соматогенного происхождения.
  • 3. ЗПР психогенного происхождения.
  • 4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

В дальнейшем мы будем соотносить наши варианты отклоняющегося развития и варианты этой классификации.

В дефектологической практике со временем стала теряться даже та дифференциация вариантов задержанного развития, которая была предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской, постепенно стала исчезать и категория временности задержки. Все разнообразие этого типа развития в большинстве современных исследований сводится к единому, грубо упрощенному понятию «ЗПР».

Мы считаем, что основным при истинно задержанном развитии является увеличение темпа развития ребенка, что позволяет ему к 9—11-летнему возрасту реально догнать своих сверстников. Таким образом, критерием выделения задержанного типа развития является равномерное и незначительное темповое отставание формирования всех психических функций от условной нормы.

Этот вид недостаточного развития можно разделить на два варианта, каждый из которых характеризуется не только особой феноменологией, но и специфическими механизмами формирования:

  • • равномерно (темпово) задержанное развитие (гармонический инфантилизм);
  • • неравномерно задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм).

Описание ребенка с гармоническим инфантилизмом приводится во всех источниках, поэтому мы скажем лишь самое главное. По всем показателям развития, в том числе и интеллектуального, ребенок демонстрирует абсолютно условное нормативное развитие, только характерное для детей на 1—1,5 года младше. Само же отставание обычно становится заметным после 5,5—6 лет. В силу этого адаптация таких детей в образовательных условиях затруднена, а иногда и просто невозможна.

При оценке раннего развития у детей обычно не выявляются значимые отклонения в темпах, сроках или последовательности формирования психомоторной и речевой функций.

Следует отметить, что ребенок выглядит и ведет себя как дети более младшего возраста. Но признаки инфантилизма обычно обращают на себя внимание не ранее старшего дошкольного возраста. До этого ребенка просто считают мелким, невысоким и т.п.

Операциональные характеристики деятельности могут быть самыми разнообразными, как и в норме. Утомляемость и истощае- мость существенно выше при работе с учебными заданиями, чем в игре. Темп деятельности зависит от уровня психического тонуса, а также от соматического состояния. Регуляция деятельности очень неустойчива и зависит от мотивации, эмоционального комфорта и сиюминутных переживаний ребенка. Можно отметить недостаточность произвольного внимания — неумение сосредоточиться (дети производят впечатление очень забывчивых, хотя реальных нарушений памяти нет).

Особенности латеральных предпочтений не специфичны: ребенок может быть как с правосторонним типом латерализации, так и с отдельными признаками левшества.

Адекватность и критичность ребенка в быту, в игре, во взаимодействии с родителями в целом соответствует актуальному психофизическому развитию. Но в ситуациях нетипичных, выходящих за рамки привычных, ребенок может легко «потеряться» или стать неадекватным социальным нормам поведения, предъявляемым к ребенку данного паспортного возраста.

Обучаемость в быту, в игре в целом в пределах нормы, однако когда дело касается овладения учебными навыками (в особенности в 6—7-летнем возрасте), возникают трудности: необходимы активное внешнее мотивирование и организация, включение в деятельность игровых моментов, дробность и дозирование подачи материала и т.п.

При соблюдении этих условий обучаемость ребенка нормативна, но отсутствие даже одного из них (например, внешней мотивации) негативно скажется на ходе обучения.

Развитие познавательной деятельности также темпово задержано. Даже речь такого ребенка инфантильна, в ней часто присутствуют специфичные для детей более младшего возраста интонации и слова, структура фразы. При этом запоминание, внимание, образнологическое мышление могут быть в целом нормативны, а их недостаточность будет следствием незрелости произвольной регуляции.

Читайте также:  Условия в доу для физического развития ребенка дошкольного возраста

Игра, а также эмоционально-личностные особенности гармоничны и соответствуют показателям ребенка более младшего возраста. Однако эмоциональный тонус очень нестабилен.

Формирование базовой структурной организации психического развития соответствует ходу нормального онтогенеза, но происходит медленнее. При этом компоненты базовых структур гармонично соотносятся друг с другом и соответствуют общей программе психического развития ребенка. Ясно, что при таком понимании развития не приходится говорить о коррекционной работе в прямом смысле этого слова, но следует иметь в виду, что развивающая работа должна быть специфична для того возраста, которому реально соответствует ребенок (ритмика, танцы, изо-деятельность, участие в театрализованных представлениях, занятия физической культурой). Необходим тщательный учет особенностей операциональных характеристик деятельности и мотивации. Возможно параллельное подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения).

Прогноз развития хороший, особенно в том случае, когда ребенок начинает регулярное обучение не в соответствии с паспортным возрастом, а по факту готовности. Если же особенности развития ребенка не учитываются и он начинает обучение в школе раньше, чем готов, то нормальное усвоение материала фактически невозможно, кроме того, эмоционально и поведенчески он не вписывается в условия школьного обучения. Все это может способствовать формированию дисгармонических черт личности, нарушений поведения и школьной дизадаптации в целом. В дальнейшем возможна девиация развития в сторону одного из вариантов дисгармонического развития.

Вариант неравномерно задержанного психического развития (дисгармонический инфантилизм) характеризуется изначально более сформированными ментальными структурами, что проявляется в более высоком уровне сформированности когнитивного компонента психической деятельности по сравнению с развитием произвольной регуляции и аффективно-эмоциональной сфер.

Именно этот вариант задержанного развития может быть соотнесен с ЗПР соматогенного происхождения (по К.С. Лебединской)[1].

В целом раннее развитие по срокам и темпу ничем не отличается от средненормативного. Родители лишь отмечают много проблем со здоровьем — проблемы с кишечником, простудные заболевания, аллергические реакции. Иногда к трем годам выявляется снижение остроты зрения. Соматическое неблагополучие ведет к гиперопеке родителей: такому ребенку уделяется много времени, ему обычно много читают, рано начинают развивать познавательную деятельность.

Появление соматических проблем часто совпадает с этапами социализации ребенка (детский сад, школа), возможна тяжелая адаптация к детскому саду, которая иногда осложняется невротическими реакциями или частыми простудными заболеваниями.

Поведение ребенка, как и в случае гармонического инфантилизма, характерно для более младшего возраста — наблюдается заражаемость, трудность отсрочки своих желаний, большая зависимость, внушаемость. В привычной же обстановке поведение может выглядеть «взрослым». В отличие от детей с темпово задержанным развитием эти дети любят обучающие занятия, часто предпочитают их играм. Поведение сильно зависит от физического самочувствия.

Работоспособность и темп деятельности значительно зависят от эмоционального состояния: может быть высоким, но наличие соматических проблем снижает работоспособность ребенка, делает его эмоционально лабильным, часто появляются элементы демонстративности. Дети могут быть капризны, упрямы.

Наличие большого количества левосторонних предпочтений, смешанная латерализация или леворукость встречаются чаще, чем в среднем по популяции, этот признак специфичен для данного типа отклоняющегося развития и может осложнять ход развития ребенка в целом.

Недостаточная зрелость регуляторных и аффективно-эмоциональных механизмов психической деятельности характерна для этой категории детей. Часто это проявляется в импульсивности ребенка, трудностях опосредования поведения, недостаточной ориентации на нормы и правила поведения или, наоборот, излишней скованностью, неуверенностью.

Ребенок может быть вполне адекватным в привычных условиях, но в измененных условиях может стать недостаточно критичным к результатам своей деятельности, иногда у него возникают протестные реакции, негативизм.

Обучаемость, особенно в условиях специально организованных занятий когнитивного плана (игра в шахматы, обучение чтению и т.п.), может быть нормативной, а в некоторых случаях даже превышать возрастные показатели.

Познавательная деятельность развивается опережающе. Это усугубляет дисгармонию развития в целом, еще более отодвигая на второй план формирование регуляторной и аффективно-эмоциональной сфер.

Среди детей встречаются выраженные экстрапунитивные черты личности — активность, стремление настоять на своем и т.п. Бывают характерны также обидчивость, внушаемость, зависимость, тревожность, эмоциональная лабильность. В то же время дети часто предпочитают общаться со взрослым или более старшими детьми, при этом взрослые считают, что ребенку «неинтересно» со сверстниками в силу высокого уровня его познавательного развития. Это часто приводит к тому, что реальные возможности ребенка, его эмоциональная незрелость не учитываются, и ребенок оказывается в образовательном учреждении «продвинутого» типа.

Но бывает и наоборот: ребенок демонстрирует черты интропу- нитивного развития личности (см. раздел 7.2) с невысоким уровнем психической активности в целом. Такие дети застенчивы, зависимы, но могут быть капризны, упрямы в связи с аффективной неустойчивостью. В общении со сверстниками они также не находят общего языка, поскольку слишком эмоциональны.

В развивающей и коррекционной работе с этой категорией детей приоритетна программа по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О.С. Никольской). Это относится как к детям с экстрапунитивными чертами и высоким уровнем психической активности, так и к детям с интропунитивными чертами. Кроме того, эффективна программа по формированию произвольной регуляции (в развивающем варианте). Показана родительско-детская психотерапия, которая должна быть направлена в первую очередь на формирование адекватных представлений взрослых о ребенке и его возможностях.

Отдавать ребенка в гимназии и лицеи до достижения им определенного уровня школьной зрелости нецелесообразно.

Прогноз развития неоднозначен. Если родители понимают, что нельзя торопиться с поступлением в школу, если с ребенком работают специалисты и он «дозревает» в щадящей образовательной среде, — прогноз достаточно благоприятен. В ситуации, когда ребенок все-таки начинает обучение по паспортному возрасту с учетом лишь когнитивных возможностей, можно предполагать неблагоприятный прогноз — девиацию в сторону дисгармоничного развития с формированием различных вариантов интро- или экстрапунитивного характера реагирования, а при наличии соматических проблем — варианта интропунитивного дисгармонического развития психосоматического характера.

Источник