Пример социальной ситуации развития ребенка в ранней юности

Пример социальной ситуации развития ребенка в ранней юности thumbnail

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного пути. Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция. Своеобразие ее обусловлена ориентированность в будущее, восприятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личности.

Существенной особенностью внутренней личностной позиции старшеклассника является изменение характера потребностей, которые из непосредственных превращаются в опосредованные, осознанные и произвольные. Ученик может управлять своими потребностями и стремлениями, составлять жизненные планы, свидетельствует достаточно высокий уровень личностного и социального развития.

На этом возрастном этапе происходит формирование механизма цилетворення, основными проявлениями которого является наличие у человека определенного замысла, плана жизни, жизненной цели, проекта цели, общего опыта своего бытия. Этот механизм связан со стремлением и способностью старшеклассника осуществлять самопроекции на будущее. Речь идет о его стремление и способность ставить конкретные цели, переносить себя в будущее, выстраивать свою реальную жизнь с проекцией на будущее.

Новая внутренняя позиция ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей и задач обучения. Он оценивает свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбора профессии.

Социальная позиция юношей и девушек ориентирована на получение статуса самостоятельной взрослого человека. В связи с этим старшеклассники проявляют повышенный интерес к образу жизни взрослых, способствует их жизненном и профессиональному самоопределению. Расширяется круг их дружеского общения со сверстниками при одновременном повышении по сравнению с подростками, избирательности осо-бистисних контактов и предпочтений.

Центральным новообразованием раннего юношеского возраста является личностное самоопределение, что выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Нередко для обозначения этого феномена используют понятие «идентичность» — осознанная индивидом самотождественность.

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Она образует одну систему координат для организованных и интегрированных форм поведения в различных сферах жизни человека, согласовывает личные склонности и таланты ранее предлагаемыми родителями, сверстниками и обществом идентификации. Помогая человеку определить свое место в обществе, личностная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений — сравнений себя с ровесниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем, потенциальному близком и отдаленном будущем. Внутреннее чутье идентичности (Эго-идентичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека. Формирование его является, по утверждению Э. Эриксона, главной задачей и важнейшей проблемой юности. С этим связана свойственна раннем юношеском возраста кризис идентичности — особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности.

Формирование идентичности является длительным и сложным процессом. Он зависит от принятия индивидом собственных решений (кризис идентичности), а также от взятия на себя обязательств по осуществленного выбора, системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Основными вариантами становления идентичности, является обусловленность, диффузия, мораторий и достижения идентичности.

Обусловленность. При таком варианте формирования идентичности юноши берут на себя определенные обязательства, не преодолевая этапа принятия самостоятельных решений. их выбор профессии, религии или идеологии заранее определенный их родителями или учителями, а не является результатом самостоятельных поисков.

Диффузия. Молодые люди, которые не определили направление своей жизни, не имеют возможности в соответствии двигаться, находятся в состоянии диффузии — неопределенности, их особо не волнует. Они не пережили кризиса, не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса и даже избегают мыслей об этом.

Мораторий. Юноши и девушки переживают кризис идентичности (период принятия решений), заняты поиском себя. их решения касаются выбора профессии, религиозных или этических ценностей.

Достижения идентичности. Таков статус юношества, которое уже пережило кризис идентичности, осознало и приняло на себя ответственность за свою жизнь как следствие самостоятельного выбора. Прежде всего этот выбор касается жизненного пути, будущей профессии и реализуется в попытке жить, соблюдая значимых для себя моральных ценностей, норм и правил.

Приближение момента окончания школы требует личностного и профессионального самоопределения. Именно поэтому ранний юношеский возраст связан с морально-личностным (каким быть?), Экзистенциальным (в чем смысл жизни?) И профессиональным (кем быть?) Выборами, которые взаимосвязаны и осуществляются одновременно. их движущей силой является переход от детской зависимости к взрослой ответственности и свободы.

Личностное самоопределение юношей. По своей сути личностное самоопределение является процессом сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, оказывается в активном отношении человека к себе и окружающей действительности. В старших классах он означает формирование у юношей и девушек устойчивых и осознанных убеждений; овладение нормами поведения, принципами, идеалами; выработка умений наблюдать и осмысливать явления окружающей жизни, понимать себя. Обусловливается оно не столько системой усвоенных знаний, сколько готовностью к принятию решений, самостоятельных и ответственных действий в новых ситуациях.

Содержание личностного самоопределения реализуется через сенсотворення — формирование у старшеклассников общих представлений о смысле жизни, поиск смысла собственного существования; мотивацию — побуждение к направленной деятельности личности; самореализацию и самовыражения — сознательное утверждение личностью собственной позиции в определенных проблемных ситуациях. Центральным моментом в личностном самоопределении юношей и девушек является осознание себя субъектом самопознания, самоизменения, самосовершенствования.

Профессиональное самоопределение старшеклассников. Активные размышления старшеклассников о своем будущем в основном имеют следствием сложившуюся направленность по выбору профессии. Эта их направленность еще непрочная, а многим из них присущи различные колебания. их свидетельством является одновременное интерес к нескольким профессиям, конфликт между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами (ученик хочет поступить в высшее учебное заведение, но это невозможно из-за низкой успеваемости или отсутствие средств на оплату за обучение; интерес ученика не совпадает с желанием родителей). Старших школьников, которые еще не определились в выборе профессии, волнует проблема выбора, и они часто общаются по этому поводу со сверстниками и взрослыми.

В старших классах учащиеся начинают серьезно задумываться и над своей пригодностью к работе в той сфере, которую для себя выбирают. При выборе профессии они считаются не только свои интересы, но и на многие другие обстоятельства, прежде всего сравнивают свои способности, возможности с требованиями, которые предъявляет к человеку та или иная профессия. Этим обусловлен их интерес к различным аспектам психологии способностей, мышления, самовоспитания, в познании которых неоценимой для них может быть помощь опытного специалиста по выбранной сферы деятельности, педагога и школьного психолога.

Кроме самоопределение, важными новообразованиями раннего юношеского возраста является открытие внутреннего Я, формирование целостной Я-концепции, мировоззрения.

Источник

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физи­ческого созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответ­ствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответ­ственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени ут­верждается самостоятельность личности.

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обще­стве и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется ос­новная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение даль­нейшего жизненного пути, выбор профессии.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым пе­реходным периодом в развитии личности. Юноша, как и под­росток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к мо­лодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончатель­ного, действенного самоопределения и интеграции в обще­ство взрослых людей.

Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, кото­рой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.

Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмеча­ют следующие преимущества и недостатки продолжения обу­чения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым гото­вит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии лю­бимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного по­быть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобре­тает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.

Работа привлекает прежде всего приобретением мате­риальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.

В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.

Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.

Как показывают отечественные и зарубежные исследо­вания, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказыва­ются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счаст­ливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспе­чивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разру­шить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осоз­нают переломность момента, его значимость для последую­щей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от мес­та жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая про­фессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессио­нального ориентирования приобрела в современных социо­культурных условиях, когда старшие (родители и учителя) за­частую сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в проти­воположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процес­се кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный воз­раст), как никакой другой период, отличается крайней нерав­номерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зре­лости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологи­ческой, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределе­ния завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школь­ником, учебная деятельность в старших классах должна при­обрести новую направленность и новое содержание, ориен­тированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходи­мым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеха­нику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к произ­водственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техни­кумах, колледжах, технических лицеях или начинают соб­ственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в дей­ствительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самооп­ределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению:

1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают професси­ональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.

Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жиз­ни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения уста­навливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

В раннем юношеском возрасте профессиональное само­определение составляет важный момент личностного само­определения, но не исчерпывает его. Видение себя буду­щим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профес­сии фактически означает проецирование в будущее опреде­ленной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопре­деление рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

При таком понимании профессиональное самоопределе­ние — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяю­щее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о про­фессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное само­определение молодых людей. Чем старше юноша, тем насто­ятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение не­скольких лет, проходя ряд стадий:

1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой ста­дии, производится в условиях малодифференцирован­ного представления о профессиях, при отсутствии вы­раженных интересов и склонностей.

2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере ин­теллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реаль­ным обстоятельствам. Из множества вариантов посте­пенно выделяются несколько наиболее реальных и при­емлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осоз­нание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопре­деления обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравствен­ный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, са­мопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения состав­ляют следующие психологические факторы:

• осознание ценности общественно полезного труда;

• общая ориентировка в социально-экономической ситу­ации в стране;

• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и само­реализации;

• общая ориентировка в мире профессионального труда;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты);

• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);

• знание о выбираемых целях;

• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистатель­ного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «луч­ших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого обществен­ного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает са­мую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разум­ной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подрос­тка самой способности осознанно и самостоятельно планиро­вать профессиональные и жизненные перспективы и при не­обходимости своевременно корректировать их».

Источник