Пример индивидуальной программы развития ребенка

Пример индивидуальной программы развития ребенка thumbnail

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап — результативно-коррекционный

1 этап — информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

— наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап — организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

— диагностика познавательной деятельности учащихся;

— исследования эмоционально-личностной сферы;

— диагностика межличностных отношений;

— диагностика психологического здоровья;

— исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Читайте также:  2 годика развитие ребенка

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания

на ребенка от 0 до 3 месяцев.

Подготовила:

 Воспитатель второй квалификационной категории

Антоненко Мария Федоровна.

Город Урай.

2014 год.

Индивидуальная  программа воспитания.

 Дата рождения:

Дата поступления:

Анамнез:

Диагноз основной:

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки.

Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ориентировочно —  исследовательская активность).

Читайте также:  Влияние среды на внутриутробное развитие ребенка

Условия воспитания: 

Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к  воспитанию и обучению

Выполнение четкого  режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).

Игры – занятия в первой  и второй половине дня по 2 – 4 минуты ( индивидуально)

В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.

Массаж  рук.

 Ручки ребенка, лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу.

Скрещивание рук на груди: очень плавно.

Массаж ног.

Правую  ножку  ребенка придерживают правой рукой, левую – левой рукой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку

Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности.

Толкание ножками.

Повороты со спины на живот влево, вправо. Повороты с живота на спину.

Массаж спины, позвоночника,  « парение» над столом.

Поднимание головы  из положения: лежа на спине.

Массаж  стоп.                

                             Социально-эмоциональное развитие.

Дидактические задачи.

С целью формирования у ребенка потребности в  общении:

1. Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.

2. Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.

3. Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.

4. Формировать (к 3 месяцам) « комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.

Игра: «Носик  к носику»

Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.

Ход: малыш на ваших руках в позе « на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: « Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да….,да…, да! (произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка, Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая повторения игры.

Упражнение: «Я на солнышке лежу…».                                  

Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.

Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая мотив известной детской песенки:

Я на солнышке лежу,

Все лежу и лежу

И на маму не гляжу….

Повторите это упражнение несколько раз.

Игра: «Еду – еду».

Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение.

Ход: возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:

Еду-еду к бабе, к деду.

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг….в ямку

Бух!

При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

                                 Совершенствование восприятия.

Дидактические задачи.

1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой(10 -15 дней); плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц); следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к трем месяцам).

2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням); длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца)

3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения.

4.Вызывать у ребенка «  комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.)

Игра: «Ой, люли – люлюшеньки!»

Цель: удерживать в поле зрения лицо взрослого.

Ход: наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:                        

Ой, люли – люлюшеньки,

Баиньки – баюшеньки,

Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним.

Игра с фонариком.

Цель: следить взглядом за движущимся предметом.

Ход: в полутемной комнате зажгите ручной фонарик. Поместить его перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.

Едет, едет солнце                        И щенка и петуха

В золотой карете                         И козу с рогами

Видит, видит солнце                   И как Леночка лежит,

Сверху все на свете                     Машет кулачками.

Игра: «Рассматривание султанчиков».

Цель: развитие длительного сосредоточения на игрушке.

Ход: вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, оранжевый. Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.      

Игра: «Колокольчик».

Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных  игрушек и предметов, прослеживать за игрушкой.

Ход: сядьте так, чтобы ваша спина имела опору. Разместите ребенка у себя на коленях в позе  «на спине» Потряхивая колокольчик, находящийся  на расстоянии 60-70 см. над грудью ребенка, привлеките внимание малыша.

Дили – динь, дили – дон,

Ах, откуда этот звон?

Били – бим, били – бом,

Мы его сейчас найдем!

Перемещайте колокольчик вправо — влево, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка.  Впоследствии  колокольчик можно заменить другой звучащей игрушкой (погремушка, металлофон и др.).

                                          Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми…..» стр.58.    

                                          Развитие речи.

Дидактические задачи.

1.Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого;  

2. Вызывать первые гортанные звуки.

Игра: «Вместе с солнышком встаю».

Цель:  прислушиваться к ласковому обращению взрослого.

Ход: возьмите малыша из манежа, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе. Затем положите ребенка на пеленальный  стол. Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад мягко напевая:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

— С добрым утром!

— С ясным днем! –

Вот так славно мы поём!

(Е. Благинина).

Игра: «Агу – агу»

Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.

 Ход: возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая ягодицы. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, откланяйтесь сами от лица ребёнка вправо – влево:

Читайте также:  Игры для ребенок 6 лет развитие

Агу – агу, смотреть могу,

Дышать могу, агу – агу,

Сказать могу, пропеть могу,

Агу – агу, агу – агу!

(Сл. и муз. М. Лазарева).

Игра: «Пропеваем звуки на выдохе».

Цель: вызывать произношение первых звуков.

Ход: ритмично, легко надавливайте обеими руками  на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуления. Услышав, что ребенок произносит

звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от него ответа.

                             Развитие движений.

Дидактические задачи.

1.Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и на руках у  взрослого (в вертикальном положении).  

2.Длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

3.Развивать кисть руки (хватательные движения).

4.Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживая его под мышки в вертикальном  положении.

5.Для развития мышц проводим массаж, а также многократные повторения движений ( поочередное медленное сгибание рук, ног в бедре и колене и др.)

Игра – упражнение:  «По улице мостовой».

Цель: развитие мышц рук, ног, взаимодействие с взрослым.

Ход: малыш на пеленальном столе. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибаем и разгибаем их в ритме неторопливой песенки.

По улице мостовой

Шла девица за водой

Шла девица за водой,

За холодной, ключевой.

Повторяем песенку, выполняя действия с ножками ребенка: Сгибаем-разгибаем их в коленях, затем поочередно постукиваем пяточками по поверхности пеленальника.

Упражнение: «Подъем головы»

Цель: удерживать голову при укладывании на живот.

Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки из — под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь  ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.

Упражнение: « Клубочек»

Цель: тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении « на спине».

Ход: руки ребенка скрещивают на груди или  вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и приводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимет голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:

Ой, качь, качь, качь,

Привезет отец калач,

Дочке – саечку,

Сыну – балалаечку!

Упражнение: «Рыбка».

Цель: тренировка поднимания и длительного  удерживания головы в положении « на животе».

Ход: малыш находится в позе « на животе». Взрослый становится сбоку, кладет руку  малышу под грудь на уровне подмышечной впадины или локтевых суставов, разгибает позвоночный столб, поднимая грудную клетку над опорой, другой рукой фиксирует таз ребенка. Подбородок  малыша может вначале находиться на руке взрослого, но после достижения торможения тонуса руку можно отодвинуть. В таком положении малыш должен самостоятельно поднять и удержать голову. Выполняя упражнение, читайте  малышу пестушку:

Сети тяну, рыбу ловлю

В кошель кладу, домой несу:

Щурки и щучки, плотички и полички.

Один ершок-

Да и тот в горшок.

Упражнение: «На мяче».

Цель: поднимание и длительное удержание головы в положении «на животе»

Ход: ребенка кладут на большой мяч, один взрослый фиксирует таз малыша. Другой удерживает вытянутые вперед ручки ребенка в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед – назад:

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки)

Лучшего дела.

(сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой).

Упражнение: «Топы – топы по лавочке».

Цель: тренировка упора ног.

Ход: погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения по поверхности пеленальника. Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на ножки ребенка крем:

Три – та – та, три – та – та,

Вышла кошка за кота:

Ходит  кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

                               Развитие действий с предметами.                          

Дидактические задачи.

1.Способствовать появлению попыток  ребенка наталкиваться на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.

2.Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).

Игра: «Поглаживание пальчиков».

Цель: стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

Ход: сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела  хорошую опору, а ноги были согнуты. Ребенок на коленях в позе « на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони:              

Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят пальчики все спать

Этот пальчик – хочет спать.

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – уж заснул,

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише не шумите,

Пальчики вы не будите.

Игра: «Похлопаем по маминой ладошке»

Цель: стимулирование раскрытия кулачка.

Ход: потрите кулаки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритме потешки похлопайте ладошкой ребенка о свою руку:

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Игра: «Мамин пальчик».

Цель: активизация хватательного рефлекса.

Ход: погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Спойте песенку:

Гуля, гуля – голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

Игра: «Натолкнись на игрушку»

Цель: активизация  хватательного рефлекса, вывод большого пальчика наружу.

Ход: положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.

                              Музыкальное воспитание.

Дидактические задачи.

1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого)

2.Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.)

Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание колыбельных песен.

Прослушивание мелодий «Звуки природы»

Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.

Литература:

  1. Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.

 Айрис-Пресс 2004.

  1. Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
  2. Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
  3. Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
  4. Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
  5. Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
  6. 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
  7. Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.

Источник