Приемная семья для ребенка с особенностями в развитии
Советы от приемной мамы: как воспитывать детей с особенностями развитияФото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Трудно ли жить с приемными детьми и делить с ними свой кров, еду, свои предметы быта? Трудно ли днем и ночью заботиться о них, постоянно общаться с ними и решать их проблемы? Это лишь часть вопросов, которые потенциальные приемные родители задают себе, решившись на такие перемены в своей жизни. Еще больше вопросов возникает позже, когда приемные дети уже находятся в новой семье. Когда-то эти вопросы задавала себе и учитель-дефектолог ЦССВ «Юнона» Татьяна Шоркина, ныне приемная мама четверых детей с особенностями развития.
КАК ВОСПИТАННИКИ СТАНОВЯТСЯ РОДНЫМИ
Почти шесть лет в ее доме живут трое детей с особенностями в развитии, а один из ребят уже стал выпускником ее приемной семьи. Татьяну трудно назвать неподготовленным человеком, по образованию она дефектолог и более 40 лет работает с детьми с ментальными нарушениями. Сын Татьяны частенько бывал у нее на работе, и для него нет детей с особенностями — есть просто дети.
С первого по седьмой класс Татьяна была учителем у двоих своих приемных детей в ЦССВ: она учила их не только читать, писать, считать, но и самым элементарным бытовым вещам, которым учит своего ребенка мама. Экскурсии, поездки, приготовление вкусностей для именинного стола, круглосуточное житье-бытье в лагере отдыха, совместные покупки и так далее.
«Для меня работа с детьми с особенностями развития — не просто работа, это огромный период жизни вместе с ними. Поэтому мои ответы на поставленные выше вопросы будут, наверное, нетипичны. Когда ты отработал четыре десятилетия в учреждении для детей-сирот, для тебя уже не бывает чужих детей, понятие „свой — чужой“ размывается. В моем понимании забота о детях и есть проявление любви к ним. Это забота о красивой и удобной одежде, вкусной и здоровой еде для них, о досуге, о душевном покое, беспокойство об их будущем. За шесть лет жизни под одной крышей с моими ребятами я не узнала ничего принципиально нового о них. Но все мои, скажем, академические знания и практические умения приобрели более яркие краски, обросли множеством грустных и забавных примеров», — считает Татьяна Шоркина.
ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ — КАКИЕ ОНИ?
«Это необыкновенно доброжелательные дети: любого человека они встречают улыбкой, готовностью подружиться, поделиться всем, что есть. Их трудолюбие, исполнительность и старательность абсолютны. Нелегко бывает научить их чему-либо. Но если они научились, это станет для них любимым занятием. Это может быть и плетение браслетов, и мытье посуды, и чистка от сорняков дорожки на даче. Мне иногда кажется, что ощущение лени для них незнакомо, во всяком случае, они успешно с этим борются», — делится Татьяна.
Проработав с детьми с ментальными нарушениями несколько десятилетий, Татьяна не представляет, чтобы ее дети строили козни, пыхтели злобой по отношению к какому-либо человеку, даже если этот человек нанес им обиду, сделал больно. Беззлобность, незлопамятность — одна из главных их черт. «Они умеют искренне радоваться любому подарку, дорожить любым проявлением заботы о них», — рассказывает приемная мама.
Когда Татьяна взяла приемных детей, ее отношения с ними постепенно менялись.
«Мой сын выбрал самую естественную для него модель поведения — старшего брата. Мне же было нелегко убрать дистанцию между нами, которая была обязательна на работе, но мешает дома. Мне иногда бывает нелегко „выключить учительницу“, а детям перестать видеть во мне только педагога. На пути друг к другу мы с детьми обошли много острых углов. Успех зависел от желания и усилий обеих сторон», — вспоминает Татьяна.
ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ
Гипертрофированная доброжелательность — обратная сторона общительности
«Любой человек, проявивший к моим детям внимание, благосклонность, становится для них родным. Они узнают его всегда и везде, бросаются к нему навстречу, терзают бесконечными расспросами», — сетует приемная мама. Дети с ментальными нарушениями очень легко вступают в разговор с незнакомыми людьми, сразу забывая о какой-либо опасности. Конечно, необходимо разъяснять нормы поведения. По факту рассказывать о недопустимости проявлений навязчивости к малознакомым и даже к хорошо знакомым людям. Проигрывать ситуации, когда с ребенком может заговорить чужой человек, отрабатывать варианты ответов и модели поведения.
Недостаточная информированность о внешнем мире, несформированность коммуникативных навыков и моделей поведения в социуме — в магазине, транспорте, на прогулочной площадке, в других общественных местах.
Татьяна рекомендует пошагово отрабатывать модели поведения, постепенно увеличивая степень самостоятельности. Например, давать возможность самостоятельно купить, спросить, отнести, посмотреть, сказать и т. д.), но незаметно наблюдать за действиями ребенка. «Как я уже упоминала, мои дети имеют разные интеллектуальные и физические возможности. Для некоторых огромное достижение самостоятельно выйти на улицу и зайти обратно домой, то есть вызвать лифт и нажать на нужные кнопки домофона. Справившись с этой задачей, ребенок может самостоятельно отнести мусор, погулять на игровой площадке. Но также есть дети, которых я должна подготовить к самостоятельной жизни. И это долгий путь. Первые месяцы я или сын гуляли вместе с ними около дома и по округе, но постепенно стали оставлять их одних, незаметно наблюдая со стороны», — вспоминает Татьяна. Но это в прошлом. Сейчас ее ребята прекрасно ориентируются в округе, самостоятельно добираются до колледжа, посещают музеи, кинотеатры и так далее.
Дети с особенностями очень зависимы в быту.
«Несмотря на их трудолюбие и неистребимое желание что-то сделать, помочь, они постоянно забывают последовательность действий, не понимают, что возможны варианты решения бытовых проблем. Здесь требуется время и ваше большое терпение. Давайте детям небольшие задания, помогайте при их выполнении, постепенно уменьшая размер помощи. Очень трудно идет процесс освоения разумного использования бытовой химии. Но, даже научив ребенка чистить, мыть, стирать, складывать, сыпать и лить в воду то что надо и сколько надо, время от времени проверяйте процесс и результат. Надо сказать, что со временем такие проверки становятся ситуативными», — советует Татьяна Шоркина.
Неумение дать адекватную оценку своему поступку.«Абстрактно ребенок понимает, что лгать, красть, ругаться — это плохо. Но меняется ситуация, настроение ребенка, и табу отходит на второй план, потому что „очень хочется“, потому что так получилось. Поэтому со стороны взрослых необходим контроль, помощь и разъяснение», — отмечает приемная мама.
Чтобы помочь детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, в семье Татьяны ведут своеобразные дневники «Мои успехи и ошибки». В них ребята фиксируют свои школьные пятерки, добрые бытовые дела, спортивные достижения. В графе для ошибок мальчишки записывают не только свои проступки, но и как их исправляли. Каждый месяц вместе с мамой они подводят итог: подсчитывают пятерки, хорошие поступки. Победитель награждается аплодисментами и сладким подарком. Дневник помогает им подтянуться в учебе, критично относиться к своим поступкам, осознать свои и чужие ошибки.
Неумение организовать игру, досуг.«Во-первых, предоставьте детям ассортимент — книги, игры и игрушки, гаджеты, краски, альбомы и так далее. Во-вторых, помогите им выбрать занятие или направьте их выбор в нужное русло: „интересная сказка“, „замечательный журнал“, „узнаешь много нового о животных“. Примите активное или пассивное участие в досуге, проконтролируйте проведение досуга, если он самостоятелен. Неустанно регламентируйте просмотр TV, манипуляции с гаджетами. Что касается прогулок — если ребенок может гулять один, прогулка должна быть в определенном или разрешенном месте. Это должно контролироваться, и любую вольность необходимо строго пресекать, так как, даже отойдя недалеко, ребенок может не найти обратную дорогу», — советует приемным родителям Татьяна.
Источник
Трудно ли жить с приемными детьми и делить с ними свой кров, еду, свои предметы быта? Трудно ли днем и ночью заботиться о них, постоянно общаться с ними и решать их проблемы? Это лишь часть вопросов, которые потенциальные приемные родители задают себе, решившись на такие перемены в своей жизни. Еще больше вопросов возникает позже, когда приемные дети уже находятся в новой семье. Когда-то эти вопросы задавала себе и учитель-дефектолог ЦССВ «Юнона» Татьяна Шоркина, ныне — приемная мама четверых детей с особенностями развития.
КАК ВОСПИТАННИКИ СТАНОВЯТСЯ РОДНЫМИ
Почти шесть лет в ее доме живут трое особенных детей, а один из ребят уже стал выпускником ее приемной семьи. Татьяну трудно назвать неподготовленным человеком. По образованию она дефектолог, более 40 лет работает с детьми с ментальными нарушениями. Сын Татьяны частенько бывал у нее на работе, и для него нет детей с особенностями — есть просто дети.
С первого по седьмой класс Татьяна была учителем у двух своих приемных детей в ЦССВ. Она учила их не только читать, писать, считать, но и самым элементарным бытовым вещам, которым учит своего ребенка мама. Экскурсии, поездки, приготовление вкусностей для именинного стола, круглосуточное житье-бытье в лагере отдыха, совместные покупки и так далее.
«Для меня работа с детьми с особенностями развития — не просто работа, это огромный период жизни вместе с ними. Поэтому мои ответы на поставленные выше вопросы будут, наверное, нетипичны. Когда ты отработал четыре десятилетия в учреждении для детей-сирот, для тебя уже не бывает чужих детей, понятие „свой — чужой“ размывается. В моем понимании забота о детях и есть проявление любви к ним. Это забота о красивой и удобной одежде, вкусной и здоровой еде для них, о досуге, о душевном покое, беспокойство об их будущем. За шесть лет жизни под одной крышей с моими ребятами я не узнала ничего принципиально нового о них. Но все мои, скажем, академические знания и практические умения приобрели более яркие краски, обросли множеством грустных и забавных примеров», — считает Татьяна Шоркина.
ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ — КАКИЕ ОНИ?
«Это необыкновенно доброжелательные дети: любого человека они встречают улыбкой, готовностью подружиться, поделиться всем, что есть. Их трудолюбие, исполнительность и старательность абсолютны. Нелегко бывает научить их чему-либо. Но если они научились, это станет для них любимым занятием. Это может быть и плетение браслетов, и мытье посуды, и чистка от сорняков дорожки на даче. Мне иногда кажется, что ощущение лени для них незнакомо, во всяком случае, они успешно с этим борются», — делится Татьяна.
Проработав с детьми с ментальными нарушениями несколько десятилетий, Татьяна не представляет, чтобы ее дети строили козни, пыхтели злобой по отношению к какому-либо человеку, даже если этот человек нанес им обиду, сделал больно. Беззлобность, незлопамятность — одна из главных их черт. «Они умеют искренне радоваться любому подарку, дорожить любым проявлением заботы о них», — рассказывает приемная мама.
Когда Татьяна взяла приемных детей, ее отношения с ними постепенно менялись.
«Мой сын выбрал самую естественную для него модель поведения — старшего брата. Мне же было нелегко убрать дистанцию между нами, которая была обязательна на работе, но мешает дома. Мне иногда бывает нелегко „выключить учительницу“, а детям перестать видеть во мне только педагога. На пути друг к другу мы с детьми обошли много острых углов. Успех зависел от желания и усилий обеих сторон», — вспоминает Татьяна.
ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ
Гипертрофированная доброжелательность — обратная сторона общительности
«Любой человек, проявивший к моим детям внимание, благосклонность, становится для них родным. Они узнают его всегда и везде, бросаются к нему навстречу, терзают бесконечными расспросами», — сетует приемная мама. Дети с ментальными нарушениями очень легко вступают в разговор с незнакомыми людьми, сразу забывая о какой-либо опасности. Конечно, необходимо разъяснять нормы поведения. По факту рассказывать о недопустимости проявлений навязчивости к малознакомым и даже к хорошо знакомым людям. Проигрывать ситуации, когда с ребенком может заговорить чужой человек, отрабатывать варианты ответов и модели поведения.
Недостаточная информированность о внешнем мире, несформированность коммуникативных навыков и моделей поведения в социуме — в магазине, транспорте, на прогулочной площадке, в других общественных местах.
Татьяна рекомендует пошагово отрабатывать модели поведения, постепенно увеличивая степень самостоятельности. Например, давать возможность самостоятельно купить, спросить, отнести, посмотреть, сказать и т. д.), но незаметно наблюдать за действиями ребенка. «Как я уже упоминала, мои дети имеют разные интеллектуальные и физические возможности. Для некоторых огромное достижение самостоятельно выйти на улицу и зайти обратно домой, то есть вызвать лифт и нажать на нужные кнопки домофона. Справившись с этой задачей, ребенок может самостоятельно отнести мусор, погулять на игровой площадке. Но также есть дети, которых я должна подготовить к самостоятельной жизни. И это долгий путь. Первые месяцы я или сын гуляли вместе с ними около дома и по округе, но постепенно стали оставлять их одних, незаметно наблюдая со стороны», — вспоминает Татьяна. Но это в прошлом. Сейчас ее ребята прекрасно ориентируются в округе, самостоятельно добираются до колледжа, посещают музеи, кинотеатры и так далее.
Дети с особенностями очень зависимы в быту.
«Несмотря на их трудолюбие и неистребимое желание что-то сделать, помочь, они постоянно забывают последовательность действий, не понимают, что возможны варианты решения бытовых проблем. Здесь требуется время и ваше большое терпение. Давайте детям небольшие задания, помогайте при их выполнении, постепенно уменьшая размер помощи. Очень трудно идет процесс освоения разумного использования бытовой химии. Но, даже научив ребенка чистить, мыть, стирать, складывать, сыпать и лить в воду то что надо и сколько надо, время от времени проверяйте процесс и результат. Надо сказать, что со временем такие проверки становятся ситуативными», — советует Татьяна Шоркина.
Неумение дать адекватную оценку своему поступку.«Абстрактно ребенок понимает, что лгать, красть, ругаться — это плохо. Но меняется ситуация, настроение ребенка, и табу отходит на второй план, потому что „очень хочется“, потому что так получилось. Поэтому со стороны взрослых необходим контроль, помощь и разъяснение», — отмечает приемная мама.
Чтобы помочь детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, в семье Татьяны ведут своеобразные дневники «Мои успехи и ошибки». В них ребята фиксируют свои школьные пятерки, добрые бытовые дела, спортивные достижения. В графе для ошибок мальчишки записывают не только свои проступки, но и как их исправляли. Каждый месяц вместе с мамой они подводят итог: подсчитывают пятерки, хорошие поступки. Победитель награждается аплодисментами и сладким подарком. Дневник помогает им подтянуться в учебе, критично относиться к своим поступкам, осознать свои и чужие ошибки.
Неумение организовать игру, досуг.«Во-первых, предоставьте детям ассортимент — книги, игры и игрушки, гаджеты, краски, альбомы и так далее. Во-вторых, помогите им выбрать занятие или направьте их выбор в нужное русло: „интересная сказка“, „замечательный журнал“, „узнаешь много нового о животных“. Примите активное или пассивное участие в досуге, проконтролируйте проведение досуга, если он самостоятелен. Неустанно регламентируйте просмотр TV, манипуляции с гаджетами. Что касается прогулок — если ребенок может гулять один, прогулка должна быть в определенном или разрешенном месте. Это должно контролироваться, и любую вольность необходимо строго пресекать, так как, даже отойдя недалеко, ребенок может не найти обратную дорогу», — советует приемным родителям Татьяна.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник
В семьях с кровными детьми редко задумываются о том, кто «главный», по крайней мере, до наступления серьёзных разногласий, когда поломки в семейной системе становятся явными, а конфликт — очевидным. К моменту появления в семье приемного ребенка семейные роли должны быть уже давно распределены и закреплены. Если приёмные родители позволят иерархии формироваться стихийно, риски разочарований практически абсолютны, потому что тогда сам ребёнок возьмёт инициативу в свои руки и построит всё так, как видит он, что не на пользу, в первую очередь, самому ребёнку.
Распределение ролей и степень ответственности каждого члена семьи должны быть буквально прописаны заранее, пониматься и приниматься всеми участниками одинаково. Тогда и появившийся в семье малыш охотнее примет ваши правила.
«Со своим уставом»
У каждого сироты за плечами трудный опыт выживания. Приспособление к неадекватному поведению кровных родителей, вынужденная забота о себе и семье, поиск способов избежать насилия в семье, на улице и в детском учреждении и многие другие факторы воспитывают в ребёнке совсем недетские черты — он и охотник, и спасатель, и лидер, и агрессор, и искусный манипулятор. Усваиваются такие формы поведения, которые помогают выживать в трудных условиях, но крайне мешают в создании уравновешенной системы «счастливая семья». Например, малыш мог с малых лет быть главой семьи для собственной матери-наркоманки, добывая пищу. А в детском доме, чтобы избежать насилия, ребёнок мог научиться искусству интриг, стравливая потенциальных агрессоров и жертв.
Всё, что умеет ребёнок, он будет применять в приёмной семье для того, чтобы сделать новый мир привычным, а значит, с его точки зрения, безопасным. Ребёнок будет пробовать продавливать свои правила любыми доступными ему способами, испытывая родителей и их позиции на прочность. Нормальный для кровных детей уровень доверия и демократичности будет воспринят как слабость. К примеру, ребёнок, изъятый из семьи опустившихся алкоголиков или наркоманов, может по привычке пытаться контролировать всех членов новой семьи, управлять и командовать ими, занимая позицию родителя и руководителя.
Всё это касается любого возраста. Будет ошибкой считать, что младенец-отказник не успел нахвататься дурных привычек и будет в этом смысле как «чистый лист». Оставленный без внимания мамы новорожденный после трёх дней беспробудного плача может прийти к жёсткому выводу — «я никому не нужен, мне никто не нужен, каждый сам за себя». Самое грустное, что этот вывод становится бессознательным жизненным кредо.
Иерархия в приёмной семье — процесс сознательный, управляемый «сверху» и постоянный, требующий включённости, терпения и неукоснительного соблюдения принятых правил, прежде всего, самими родителями. Высшее мастерство родителей на первых этапах заключается в том, чтобы взять из представления ребёнка об устройстве в семье лучшее и вложить это в новую для него систему таким образом, чтобы родители стали главными, а свои жизненные принципы ребёнок мог проявлять как ответственный подчинённый.
Другие дети
Если в принимающей семье к моменту появления приёмного ребёнка уже есть дети, то на родителей ложится дополнительная задача по созданию иерархической лестницы в детской подсистеме. Надо сказать, что воспитанники детских учреждений устанавливают свою собственную стихийную иерархию, в которой роль и место взрослых весьма далеки от родительских: в большинстве детских конфликтов и разборок воспитатели никак не задействованы. Мало того, воспитателям даже может быть удобно такое положение вещей, когда старшие дети контролируют младших — получается вполне саморегулируемая система. Если допустить внедрение элементов той системы в свою семью, то они могут закрепиться, став её нелицеприятной особенностью, поэтому родителям необходимо чутко наблюдать за детьми, не пуская формирование взаимоотношений на самотёк и распределяя между ними обязанности и ступени соподчинения. Это хорошая практика, когда каждый знает своё место за столом, свою очередь за порцией вкусного или игры на компьютере, свои обязанности по хозяйству, дежурство и прочее. Для приёмной семьи чёткий регламент обязанностей, функций и поощрений становится спасательным кругом, работающим на сплочение. Родители в ней — это орган власти. При этом склонным к лояльности родителям рекомендуется забыть о демократии хотя бы на период адаптации, а излишне строгим — не путать власть с насилием.
Важно учитывать возраст и уровень развития детей. Более естественно протекает адаптация ребёнка в семье, где все дети старше его по возрасту и уровню развития. Иерархия с распределением ответственности и цепочкой подчинения складывается как бы сама собой, особенно, если семья многодетная.
Труднее найти своё место будет всем, если пришелец окажется старше уже имеющихся в семье кровных или других приёмных детей. Может сформироваться устойчивый конфликтный фон во взаимоотношениях, когда младшим будет не понятно, почему они лишаются прежних привилегий в пользу какого-то «приёмыша», а приёмный будет пытаться управлять младшими, применяя весь арсенал принесённых с собой извне знаний и навыков. Подружиться при таком раскладе детям помогут приёмные родители, если они сами сумели сохранить авторитет главных.
Держать руку на пульсе
И вот, казалось бы, родители всё сделали правильно, установили правила, границы, успешно прошли период адаптации и заняли в сознании ребёнка место тех самых «самых главных и любимых», а ребёнок стал своим, родным и управляемым. Но не стоит окончательно расслабляться и думать, что революция в вашем маленьком государстве исключена. Глубокие травмы и нарушения привязанности приёмных детей могут проявить себя в любой момент. Особенно неожиданными и болезненными для родителей оказываются попытки маленьких «революционеров», незаметно вступивших в подростковый возраст.
Классика жанра — девочка-подросток в ответ на попытки родителей не пустить её гулять с малознакомыми молодыми людьми может воспринять это как ущемление своих прав и вдруг напомнить на волне обиды и злости: «Вы мне никто!». Услышать такое после многолетнего труда, вложений, и, конечно, сложившейся привязанности к ребёнку очень больно. Ошарашенные и обескураженные родители злятся и обижаются в ответ, сетуют на неблагодарность и испорченность своего чада, и вот уже вчерашний малыш вьёт из родителей верёвки, успешно надавливая на нужные педальки.
Приёмные родители должны быть морально готовы отстоять своё место у руля в любой момент. Достаточно иметь в виду, что попытки сломать вертикаль власти в семье вероятны в любое время, и тогда просто придётся спокойно и чётко повторить, кто в доме хозяин, уточнить границы и правила с учётом изменившегося возраста, состава семьи и прочих обстоятельств, влияющих на жизнь семьи.
Источник